15 признаков психологически взрослого человека (нет, не серьёзность) — Om Activ


Восемнадцать лет — именно такой возраст определяет взрослых людей. Но порой бывает так, что человек давно достиг совершеннолетия, однако так и не стал взрослым.

Чувствовать себя ребенком, несмотря на то, что человеку далеко за тридцать, а если речь идет о лице преклонного возраста, то «вечно молодым» — не всегда хорошо. Хорошо это тогда, когда человек молод по силе духа, но полностью осознает себя взрослым. Умение искренне радоваться, наличие оптимизма, желание идти только вперед и простой инфантилизм — разные понятия. И если в первом случае люди не унывают, обладают повышенной работоспособностью и неподдельным интересом к окружающему миру, при этом психический, физический и социальный статус равен их возрасту, то во втором — попросту незрелы, и все необдуманные действия совершают по этой причине.

Так какие же черты характеризуют взрослого, зрелого человека? Вот 7 основных из них.

Независимость от чужого мнения

Взрослый, самодостаточный человек не боится того, что о нем подумают другие. Он не ищет оценки со стороны, ему достаточно мнения своего внутреннего «Я». Но при этом он никогда не станет действовать в ущерб окружающим. Демонстративное поведение с целью понравиться окружающим или вызвать всплеск эмоций (попросту, зависть) — ребячество.

Аспекты взросления у девушек

Как повзрослеть девушке, которой комфортно в родительском доме, за нее решают все проблемы и оберегают от жизненных реалий?

Прежде всего молодой женщине следует понять, готова ли она всю жизнь прожить под крылом у родителей или она испытывает разумную потребность создать собственную семью, реализовать себя как жена и мать.

Психологически повзрослеть девушке, как правило, помогает любящий и понимающий партнер, который объяснит, что ее страхи, связанные со вступлением в супружескую жизнь, беспочвенны, развеет ее сомнения по поводу способности ведения домашнего хозяйства и воспитания детей.

Брак существует в том числе для того, чтобы поддерживать друг друга и помогать справляться с бытовыми неурядицами.

Полная самостоятельность

Это абсолютная психическая, физическая и финансовая независимость. О самостоятельности не может идти и речи, если человек не способен сделать выбор без указания, совета или направления извне (чаще регуляторами выступают родители). Отдельного внимания требует тот факт, что самостоятельный взрослый человек не нуждается в финансовом обеспечении сторонними лицами. К слову, привычка постоянно лезть в денежные долги — признак инфантилизма.

Перестать требовать и научиться отдавать

Одним из основных условий психологической зрелости является умение не только потреблять (блага, любовь, принимать подарки и так далее), но и отдавать что-либо другим людям. Причем речь идет именно об «отдавании» безусловном. Мы просто делимся своим вниманием, заботой и расположением, потому что мы так выбрали.

Эгоцентризм присущ непозрослевшим детям. По паспорту им может быть и 30, и 40 лет, но зацикленность на своей персоне, свойственная маленьким детям, остается на протяжении всей жизни.

Гармоничные отношения с противоположным полом важны для становления личности и счастливой жизни. Одним из основных условий полноценных отношений между мужчиной и женщиной является способность одаривать партнера любовью, пониманием, заботой и восхищением.

Любовь – это не бухгалтерский баланс. Как психологически повзрослеть? Перестать вести счет собственным проявлениям внимания и начать отдавать больше, чем получаешь взамен.

Интегральное мировоззрение

Это говорит о том, что человек способен не просто делать выводы и заключения, основываясь на собственном восприятии окружающей действительности, а ощущать себя ее частью, ставить себя на место других в той или иной ситуации. Простой пример: слепое критиканство, когда человек, не добравшись до сути, не рассмотрев происходящее со всех ракурсов, делает поспешные выводы, а порой и осуждает — ничего общего с интегральным мировоззрением не имеет.

Фото: Pixabay

Автор: Сергей Туманов

Психологические особенности взрослого человека

25/07/2016 Агафонова Ольга

В возрастной психологии взрослость обычно рассматривалась как стабильный период. Э. Клапаред охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости». Однако исследования показали, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости. Н.Н. Рыбниковым для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека был предложен термин «акмеология». Акмеологический период охватывает возраст от 18 до 55−60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершаются общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

В период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходят усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других. Период взрослости иначе называют периодом зрелости. Зрелый человек занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества. В этом возрасте, как правило, большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль в жизни общества и они могут утверждать свои вкусы, образ жизни, стиль деятельности.

Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

  • Зрелый человек имеет широкие границы «Я», активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами.
  • Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям, уважению и сочувствию.
  • Зрелый человек демонстрирует самопринятие, умеет справляться с собственными негативными эмоциональными состояниями, выражая свои мнения и чувства, считается с тем, как это повлияет на других.
  • Зрелый человек демонстрирует здоровое чувство реальности, опыт и притязания. Зрелые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле.
  • Зрелый человек демонстрирует способность к самокритике, самопознанию и чувство юмора.
  • Зрелый человек способен видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и пследовательному выделению значимого в собственной жизни.
  • Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность.

Личностный аспект зрелости рассматривается в контексте моральной нормативности поведения. Личные нравственные нормы соответствуют гуманистическим ценностям и являются главными регуляторами поведения и отношений; они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов. Для зрелой личности характерно выполнение разных социальных ролей, использование роли как инструмента перестройки своего поведения в различных ситуациях. Это означает способность гибко перестраивать свою личность, меняться в разных ситуациях.

А.А. Реан рассматривает зрелость с разных точек зрения: зрелость индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуума. Можно выделить также интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Автор выделяет такие базовые компоненты социальной зрелости личности, как ответственность, терпимость и саморазвитие, а также интегративный компонент, который охватывает все предыдущие. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Лиц зрелого возраста характеризует выбор условно гибких совладающих стратегий. У них в наибольшей степени выражено предпочтение стратегии «Поиск социальной поддержки», которая наиболее оптимальна для этого возраста; эту совладающую стратегию отличает широкое «поле применения», а также меньшая «трудоемкость».

Вопросы развития личности в зрелом возрасте становятся наиболее актуальными в связи с неуклонным ростом количества взрослых людей в возрасте около 35-45 лет с психологическими проблемами невротического профессионального и личностного характера. Наблюдается тенденция к увеличению социальной апатии и инфантилизации взрослого населения. Многими психологами отмечается наличие кризиса середины жизни. Нормативный кризис 30−33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Стабильный период 33−40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек наиболее успешно делает именно то, что хочет. Он ставит цели и добивается их. Возраст 40−45 лет – кризис середины жизни – этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Нередко человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек продолжает сосредоточиваться только на себе и своих потребностях, то это приводит к новым кризисам. Психологическим содержанием кризиса середины жизни является: обесценивание мечты, переоценка ценностей, исчерпанность одних жизненных смыслов и поиск других, формирование продуктивного отношения к жизни, определяющего последующую самореализацию личности.

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30–40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

Б. Ливехуд называл возраст 35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией, другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом».

При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Кризис «середины жизни» часто сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть снижение интереса ко всем событиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

Нередко люди после 35 лет вдруг решают сменить профессию и идут учиться. Также на возраст «около 40» приходится большое количество депрессий, суицидов, случаев алкоголизма. В этот жизненный период больше всего людей обращаются к духовной практике, к психологам, к религии, задумываются об уже прожитых годах, осознают свои ошибки. Формирование компьютерной аддикции также может стать следствием прохождения личностью очередного жизненного кризиса.

Таким образом, возраст взрослости или зрелости приходится на период от 18 до 55 лет и делится на раннюю, среднюю и позднюю зрелость. Основной психологической характеристикой данного периода является психологическая зрелость личности, выражающаяся высокой ответственностью, социальной активностью, заботой о других людях, развитыми нравственными нормами, адаптивным поведением. Период зрелости включает два нормативных кризиса, связанных с выполнением поставленных задач и достижением промежуточных жизненных целей. Если личность имеет положительное самоотношение, выход из кризиса оказывается благополучным, связанным с постановкой новых жизненных планов. При негативном самоотношении, апатии, связанной с будущим тревоге, потере смысла жизни, депрессивности выход из кризиса может быть найден личностью в формировании разнообразных аддикций, среди которых может быть и признак современности – компьютерная зависимость.

Как быть с подростками?

Больше всего хлопот доставляют родителям не взрослеющие подростки: порой такие дети доводят маму и папу до отчаяния.

Детям в этом случае нужно помочь. К примеру, ваш сын или дочь не желает учиться, не ложится вовремя спать, а утром не может проснуться, так как опять всю ночь просидел за компьютером. Попробуйте пустить ситуацию на самотек, особенно если есть уверенность, что ребенок до сих пор получает хорошие оценки только благодаря вашей неустанной бдительности.

Дайте подростку возможность получить плохую отметку – он увидит, к чему приводит его безрассудство. Потребуйте исправить ситуацию: так он будет учиться исправлять ошибки и сделает выводы, что проще их не совершать.

Не убирайте комнату повзрослевшего ребенка, научите его готовить и просите помощи в любых делах. Хвалите и говорите – какого чудесного взрослого сына или дочку вы воспитали!

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно.

Взросление у мужчин

Как парню повзрослеть психологически, если на протяжении своего детства и отрочества он не видел в семье примеров мужского поведения?

Сложно стать эмоционально зрелым, когда мальчик воспитывается в семье, состоящей из женщин (бабушка и мама, например). Он не видит моделей мужского поведения ни в семье, ни в школе (как известно, мужчин-учителей в школах очень мало).

Игра в спортивной команде, занятия единоборствами под началом мужчины-тренера очень помогают становлению мужских качеств у мальчика. Играя в команде, он учится принимать решения с оглядкой на других, учится подчиняться распоряжениям тренера, терпеть неудачи и преодолевать сложности. Поэтому очень важно познакомить мальчика со спортом.

Универсального способа, как мужчине повзрослеть психологически, не существует. Можно состоять в браке и иметь троих детей, но оставлять решение всех важных для семьи вопросов жене (родителям).

Как повзрослеть парню? Во-первых, родителям необходимо делегировать подростку решение важных для него вопросов, таких как выбор высшего учебного заведения, выбор специальности, соответствующей его природным склонностям и навыкам. Приложив усилия к процессу зачисления в вуз, выбору и обустройству помещений в студенческом общежитии, парень будет больше ценить то, что он имеет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]