Ошибки восприятия – их природа и какие их виды встречаются

Подсознательно мы склонны верить собственным мыслям. В конце концов, если вы не можете доверять своему мозгу, то чему тогда можно доверять вообще? В целом, это логично, если мы предполагаем, что мозг дан человеку для того, чтобы предупреждать об опасности и для поиска наилучших решений каждодневных проблем. Нашему мозгу свойственно создание логических связей между мыслями, идеями, действиями и последствиями. Но что происходит, когда наши мыслительные процессы поддаются изменению изнутри, тиражируя ошибки восприятия?

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

На мой взгляд, правильным будет следующее соотношение:

Стереотип – это личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискри­минаци­онной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участ­вовать; Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубеж­денный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрас­тных, социальных, этнических групп или классов.

Другими словами, предубеждение – это отрицательное отношение к той или иной группе (категории) людей или к культурной практике, чаще всего безосновательное; ложное, предвзятое, отрицательное мнение о ком-чем-либо, предрассудок. Например, вообразите, что кто-то старается убедить о полезности употребления в пищу вареных насекомых. Можно ответить: — Они отвратительные.- Но крабы тоже отвратительные, тем не менее многие любят их. — Да, но в насекомых нет питательной пользы, — продол­жаете вы. — На самом деле в них очень много белков, — отвечает оппонент. Он может использовать и другие аргументы, но дело в том, что не есть насеко­мых – это результат пищевого предубеждения, которое существует в некото­рых культурах. Некоторые предубеждения происходят от единичного лич­ного опыта (пришлось пережить неприятную встречу с представите­лем какой-то этнической, социальной, религиозной или другой группы, и эта встреча породила предубеждение относительно всей группы). Другие преду­беждения происходят от родительских поучений типа «мы не имеем ничего общего с такими людьми». Люди, которые чувствуют себя в опасности, мо­гут использовать другую группу как козла отпущения, т.е. как социально признанную цель, которую обстреливают из-за этой опасности. Так фашисты поступали с евреями, большевики с помещиками и капиталистами.

Стереотипы — это психологические связи, либо врожденные, либо образо­вавшиеся в далеком прошлом, и ставшие настолько автоматическими, что человек их даже не осознает. Стереотипы определяют и регулируют львиную долю мышления и поведения человека. Они отвечают за походку, почерк, ак­цент, привычки, характер, способы обработки информации, поведение в по­хожих ситуациях, и т.д. Благодаря тому, что стереотипы практически не осознаются, они почти не поддаются контролю со стороны сознания, зачас­тую заставляя человека поступать определенным образом даже вопреки его воле. Так, на набережной города Сочи один предприимчивый молодой чело­век зарабатывает неплохие деньги на одном из стереотипов нашей культуры. Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предпри­ниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и на­оборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех по­пыток (для женщин — с пяти), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз — десятикрат­ная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки же­лающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат — разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного справив­шегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, на­страивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но — его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется сте­реотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, — в другую.

Таким образом, предубеждение непосредственно связано со стереотипом, а именно оно часто основывается на отрицательном стереотипе.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

Причины нарушения

Самые распространенные причины агнозий:

  • повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях,
  • недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия,
  • болезнь Альцгеймера,
  • болезнь Паркинсона.

В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:

  • времени (временных промежутков , замедление или ускорение),
  • зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование),
  • действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств, в результате формируется крайне правдоподобный образ),
  • реальности (ощущение, что пребываешь во сне).

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Понятие социальной перцепции

Наблюдатель, автор сообщения, которое должно быть воспринято, понято, интерпретировано наблюдателем, уже давно является объектом пристального внимания социальных психологов. Как происходит чтение текста? Какие характеристики внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания? Какие психологические характеристики стоят за этими характеристиками, и как наблюдатель узнает об этом? В момент восприятия наблюдаемый предстает перед наблюдателем как определенный набор социально значимых признаков, через которые в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Знаки, или, как их принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, а другие он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти «крючки» отчасти интернациональны: их интерпретация практически одинакова в разных культурах и сообществах. В своей основе это те знаки, которые расшифровывают для нас основные человеческие эмоции: радость, страх, боль и т.д. Остальные, и их большинство, имеют «местный смысл»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Чтобы правильно их интерпретировать, важно знать культуру конкретной группы, а еще лучше — быть включенным в нее с рождения. Так какие же признаки-«крючки» наиболее важны для восприятия человека? При ответе на этот вопрос нам придется опираться в основном на европейские и американские исследования, экстраполируя их результаты на российскую среду, поскольку российских исследований в этой области очень мало.

  1. Лицо человека — самый важный источник информации о воспринимаемом человеке. Из всех параметров наиболее важными для нас являются мимика и глаза. Микродвижения лицевых мышц могут выражать широкий спектр чувств и переживаний. Самую важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он счастлив, печален, зол, обеспокоен. В плане трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены. Говоря о лице, как не вспомнить физиогномику, древнюю науку, «умеющую» читать человека, его черты, прошлое, настоящее и будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в Китае в III веке до н.э. Было разработано более 100 карт для чтения лица.
  2. Жесты и позы человека В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии стало создание каталогов жестов и поз, характерных для той или иной культуры. В последние годы много написано о позах как средстве выразительности. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций (поз, жестов), которые выражают отношение к партнеру по следующим параметрам: избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование — подчинение. Например, физическая дистанция общения указывает на близость или формальность контактов.
  3. Походка человека. Существует множество определений походки в русском языке, которые прямо указывают на род занятий, психологическое состояние и даже психологические особенности ее исполнителя: неопрятная, усталая, приподнятая, изысканная, уверенная.

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

Стереотип ожидания и его педагогические варианты

Обратимся к мнению М. Снайдера: «Стереотипы могут создавать собственную реальность. Они направляют социальное взаимодействие в такое русло, что стереотипно воспринимаемый индивид начинает своим поведением подтверждать стереотипные впечатления о себе другого человека». Стереотип, способный порождать новую реальность, получил общее название «стереотип ожидания». Есть у него и другие названия, больше известные в педагогической психологии: «самоактуализирующееся пророчество» (Р. Бернс), «эффект Пигмалиона».

Механизм, обеспечивающий работу этого стереотипа, заложен в сам процесс социальной перцепции: наблюдатель на основе своих «перцептивных» изысканий формирует собственную стратегию поведения по отношению к наблюдаемому и реализует ее. Наблюдаемый, строя собственное поведение, отталкивается от этой стратегии, а, следовательно, и от субъективного мнения о нем, которое сложилось в голове наблюдателя. Если наблюдатель — авторитетный человек, наблюдаемый будет стараться вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили. «Пророчество» (субъективная оценка, сделанная наблюдателем) начнет действовать.

Посмотрим, как работает стереотип ожидания в области воспитательных отношений.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя образа идеального ученика. Это такой ученик, который поддерживает учителя в роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как «хороших» учеников, но и в целом как хороших людей, приятных во всех отношениях. Дети, подходящие под противоположный образ — «плохих» учеников, воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, как источники отрицательных эмоций.

Ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения. Связано это с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, срабатывает, по словам Р. Бернса, как «самоактуализирующееся пророчество».

Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но и весьма активно в его поведении.

Рассмотрим проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. «Хороших» учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания», ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно «плохого» ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа: «Опять не выучил», «Как всегда, ты…» и т. д.

В целом стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее. В целом три фактора определяют результат влияния на ребенка стереотипа ожидания:

— представление учителя о способностях ученика;

— представление самого школьника о своих возможностях;

— значимость мнения учителя для школьника.

Соответственно можно ждать результатов в тех случаях, когда учитель авторитетен для ребенка, когда он и сам ученик высокого мнения об учебных возможностях. А также в тех, когда учитель крайне низкого мнения о способностях ребенка, а у последнего уже не находится слов для самоподдержки.

Обратимся теперь к другой ситуации социального познания — диалогической, предполагающей и восприятие и понимание партнерами друг друга.

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Понятие, виды и функции общения

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формули­ровка мысли, идеи). Итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рас­сматривать как взаимо­связанные стороны развивающей человека социальной активности. В реаль­ной жизнедеятельности человека общение и деятельность как спе­цифические формы социальной активности выступают в единстве, но в опре­делённой си­туации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Со­держание ка­тегории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельно­сти, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен инфор­мацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне чело­века оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи­тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. Поэтому общение стало объектом социально-психоло­гического анализа в 20 веке.

Содержание в общении — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения мо­гут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоя­нии живого существа, информация о со­стоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у жи­вотных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижиз­ненно приобретенный опыт, знания, способ­ности и навыки. Челове­ческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внут­реннему содержанию. По содержанию обще­ние может быть представлено как:

  • Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые слу­жат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
  • Когнитивное — обмен знаниями.
  • Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Иллю­страцией когнитивного и деятельного общения может служить об­щение, свя­занное с различными видами познавательной или учебной дея­тельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяю­щая круго­зор, совершенствующая и развивающая способности.

  • Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состоя­ниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчи­танное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать опре­делён­ное воздействие на самочувствие друг друга.
  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами. Та­кое общение имеет своим содержанием пере­дачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к дей­ствиям в определённом направ­лении. Например, один человек желает до­биться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид актив­ности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необхо­димо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения биологических потребностей, то у чело­века они представ­ляют собой средство удовлетворения многих разнообраз­ных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, по­требностей интеллектуального роста, нравственного разви­тия и ряда других.

По целям общение делится на:

  • Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органиче­ских потребностей.
  • Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межлич­ностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо со­вместную продуктивную деятельность людей и служит средством повыше­ния качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Сущест­вует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребно­стей, например:

  • Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психо­логических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глу­боко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, опре­деление своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит во­круг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
  • Инструментальное — общение, которое не является самоцелью, не стимули­руется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
  • Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетво­рения специфической потребности, а именно – потребности в обще­нии.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или са­мостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помо­щью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого, вос­приятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, ко­торые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие зна­ковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тек­сты, схемы, рисунки), технические средства записи, передачи и хранения инфор­мации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная и др.). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают про­цессам общения конкретную специфику в конкретных формах:

1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный ме­ха­низм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дей­ствия. 2) Интегративная — раскрывает общение как средство объединения лю­дей. 3) Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопони­ма­ния психологического контекста. 4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельно­сти), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в со­ответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, мас­совом и межличностном. При этом под прямым общением понимается есте­ственный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и не­вербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Косвенное общение характери­зуется включением в процесс общения «до­полнительного» участника как по­средника, через которого происходит пере­дача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных орга­нов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голо­совые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой фор­мой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного об­щения. Опосредствованное (т.е. посредством чего-либо) общение может рас­сматриваться как неполный психологический контакт при помощи письмен­ных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Такое общение свя­зано с использованием специальных средств и орудий для орга­низации об­щения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, бро­шенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевиде­ние и т.д.).

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ви­дами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понима­ния, совместного опыта деятель­ности.

Общаясь, люди стремятся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Эффекты (ошибки) социального восприятия.

Наиболее изученной и богатой фактическим материалом является та областьсоциальной перцепции

(социального восприятия), которая связана с описанием ее основных феноменов, эффектов, проявлений. Все эти эффекты и феномены одновременно являются и своеобразными «ошибками» (проявлением неточностей социальной перцепции), и важнейшими закономерностями, причины которых коренятся в фундаментальных особенностях психики. Достаточно полное описание этих эффектов, важных для управленцев, можно найти у А. В. Карпова [6, с. 236-239].

«Эффект ореола» («галоэффект», «эффект нимба или рога»)

является наиболее известным среди всех «ошибок» межличностной перцепции. Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект усиливается при уменьшении общей информированности об объекте восприятия; в этом случае он сам служит своеобразным средством восполнения дефицита информации об объекте. Этот эффект приводит к тому, что информация о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее. Этот образ и играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты воспринимаемой личности. При этом «эффект ореола» может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок («эффект рога»). («Сначала я работаю на зачетку, а потом зачетка работает на меня» – вот формулировка этого эффекта студентом.) Однако часто от самого человека зависит далеко не все, особое значение имеет также та информация, которую получают о нем окружающие еще до непосредственного контакта.

«Эффект последовательности» как «эффект первичности»

состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже, информации. Он называется также
«эффектом знакомства»,
или
«первого впечатления».
Как показывают исследования, эта начальная информация крайне важна субъективно, она получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддается коррекции. В основе этого эффекта лежат преимущественно неосознаваемые механизмы оценивания. Рядом исследований показано, что в значительной части случаев этот эффект отнюдь не является только «ошибкой», поскольку дает хотя и грубый, приблизительный, но все же довольно точный результат. Недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.

«Эффект последовательности» как «эффект новизны»,

в отличие от предыдущего, относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого. Когда же речь заходит о близких людях, ситуация меняется на обратную: более достоверной почему-то становится последняя, новая информация. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее и которые далее повлияют на развитие отношений. Более новая информация об известном оказывается субъективно наиболее значимой. Это относится не только и даже не столько к информации о внешних признаках субъекта, но и к его, например, речевому поведению. Поэтому существует правило, согласно которому беседу следует заканчивать какой-либо эффектной фразой, поскольку именно она лучше всего запечатлевается собеседником и более всего влияет на его мнение и поведение.

Два последних эффекта последовательности обусловлены общим психологическим механизмом – механизмом стереотипизации.

Все феномены, обусловленные им, иногда выделяют в отдельную группу – группу
«эффектов стереотипизации».Стереотип
это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются как средством, своего рода «сокращением», схемой при взаимодействии. Он возникает на основе сложившихся в быту (или в профессиональной деятельности) расхожих представлений о сути тех или иных явлений. Возникает он и на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто эффекты этой группы возникают относительно групповой или профессиональной принадлежности («все бухгалтеры – педанты»), но часто и на основе чисто бытовых представлений («толстяки – добродушны, худые – желчны», «все водопроводчики – пьяницы»). Стереотипизация, как механизм и причина для возникающей на ее основе группы эффектов, не может быть оценена с позиций «плохо-хорошо». Она двойственна: упрощая процесс восприятия, человек невольно «платит» за это упрощение вероятностью ошибочного восприятия. В ином случае стереотипизация приводит к возникновению
предубеждения.
Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, а опыт был негативным, то всякое последующее восприятие представителей людей той же группы может окрашиваться неприязнью, что приносит вред научению людей и их взаимодействию. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Еще Сократ говорил: «Три вещи можно считать счастьем: что ты – не дикое животное, что ты – грек, а не варвар, и что ты – мужчина, а не женщина»… Прошло почти два с половиной тысячелетия, а ситуация мало изменилась. Институт социологии РАН в 1997 г. провел ряд интересных исследований. На вопрос: «Почему женщины не могут успешно руководить бизнесом?»

респонденты ответили следующим образом: «просто» считают, что женщины вообще не способны заниматься делами – 22 %; сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, например, взять кредит в банке – 22 %; обратили внимание на то, что женщинам почему-то труднее получить соответствующее образование – 12%; отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом – 21 %.
Какие здесь могут быть комментарии?
Одной из относительно самостоятельных разновидностей стереотипизации выступают так называемые ошибки моделирования. Это – образ,

некоторая модель человека, складывающаяся на основе стереотипов и возникающая еще
до начала
межличностного взаимодействия, на базе предварительной информации о нем. Ошибки моделирования возникают на основе не вполне адекватной
доперцептивной установки.
Она потому и является не вполне адекватной, что формируется под влиянием стереотипизации. Частным, но важным именно для управленческой деятельности видом ошибок моделирования является своеобразное
технократическое восприятие
подчиненных. Руководитель «моделирует» подчиненного на основе его должностной и профессиональной принадлежности и строит образ таким, каким он должен быть, исходя из этой принадлежности, а не на основе особенностей реальной личности. Этот феномен выступает частным проявлением общего технократического,
манипулятивного стиля
руководства. Он часто является источником межличностных конфликтов в вертикали «руководитель-подчиненный». Отсюда следует известное правило гуманистического управления: в подчиненном надо видеть человека, а не в человеке – подчиненного; руководить не должностями, а людьми.

Эффект «роли».

Следует отличать личностные особенности самого человека и его поведение, определяемое ролевыми функциями. Руководитель может быть и весьма мягким человеком, тем не менее, стараясь создать у подчиненных впечатление жесткости, требовательности, может показаться бессердечным и грубым. Однако исполнение ролевых функций способно на самом деле оказать воздействие на личность (освоение какой-либо профессии в психологии часто связывается с понятием «профессиональная деформация»).

Эффект «присутствия».

Если человек прекрасно владеет навыками какой-либо деятельности, то на глазах у окружающих он справится с ней еще лучше, чем в одиночестве; если же его действия не отточены до автоматизма, то присутствие других людей приведет к не столь высоким результатам.

«Эффект авансирования»

– это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.

«Эффект снисходительности».

Состоит в необоснованно позитивном восприятии руководителем подчиненных и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных, в мнении, что они «еще исправятся». Его основа – стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Данный эффект чаще наблюдается у руководителей демократического и особенно – попустительского стилей. У руководителей же авторитарного стиля он «оборачивается» и предстает как
эффект гипервзыскательности,
или
эффект прокурора.
Эффект «физиогномической редукции»

состоит в поспешных выводах о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика. Эти стереотипы иногда базируются на устаревших психофизиологических концепциях (Кречмера и др.) о связи структуры черт лица и тела с чертами характера. По данным А. А. Бодалева, из 72 опрошенных им людей о том, как они оценивают свойства личности других людей по их внешности, 9 ответили, что квадратный подбородок – признак силы воли, большой лоб – признак ума; 3 испытуемых отождествляли жесткие волосы с непокорным характером; 14 считали полноту признаком добродушия; 2 человека ассоциировали толстые губы с сексуальностью; 5 респондентов малый рост считали признаком властности; 5 из общего числа полагают, что красота – признак глупости.

«Эффект красоты»

проявляется в том, что внешне более привлекательные люди расцениваются как более приятные в целом (более открытые, коммуникабельные, успешные), менее симпатичным отводится менее завидная роль. Стоит отметить, что красота – все-таки понятие субъективное, понятие о ней различно в разных культурах, тем не менее это не мешает людям разных национальностей при оценках личности окружающих допускать ошибки именно из-за ориентировки на привлекательность собеседника. Однако в ряде психологических исследований было показано, что практически каждый человек кому-то кажется симпатичным, привлекательным.

«Эффект ожиданий», или «эффект Пигмалиона»:

на какую обратную связь человек рассчитывает, такую в результате и получает (если ожидает, что сотрудник будет скованным и закрытым – получит такого; предполагает легкость и простоту – спровоцирует партнера именно на такую линию поведения); наше открытое и добросердечное поведение – в некоторой степени залог такой же реакции со стороны сотрудников.

Более сложен и имеет групповую обусловленность феномен, обозначаемый как эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки.

Вначале именно другая группа («Они») имеет более выраженную качественную определенность при восприятии, чем своя («Мы»). Но в дальнейшем первая оценивается все хуже и менее точно, чем вторая (своя). Это – один из типичных источников поведения руководителя, ставящего в пример подчиненным «других» лиц и «другие» группы, но недостаточно адекватно оценивающего преимущества «своей» группы – «не видящего пророка в своем отечестве». Своего рода «зеркальным» вариантом этого феномена является противоположный эффект: поляризация со знаком «плюс» оценок членов своей группы («Мы – переоценка») и со знаком «минус» членов чужой группы («Они – недооценка»). В основе данного эффекта лежит механизм укрепления самоидентичности группы, подчеркивания ее значимости и ценности, а значит, и своей значимости как ее руководителя.

Такая поляризация выступает частным случаем и одновременно одной из причин более общего явления, которое получило название феномена «внутригруппового фаворитизма».

Он состоит в тенденции благоприятствовать в восприятии и оценочных суждениях членам собственной группы в противовес членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен задает «режим наибольшего благоприятствования» межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы по сравнению с межгрупповыми связями. В плане отношений руководителя группы (организации) с подчиненными он приобретает дополнительные специфические особенности. Во-первых, он может становиться и чаще всего становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное
явление протекционизма,
т. е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий.

Феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности)

заключается в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним. Причиной феномена «презумпции взаимности» является то, что именно такое – подобное, т. е. равноправное отношение, субъективно представляется как наиболее справедливое. Предположение о взаимности – своеобразная точка отсчета, с которой начинают строиться межличностные отношения. Для руководителя это одновременно и регулятор – сдерживающий механизм. Он заставляет помнить его о том, что несправедливые оценки могут вызвать
эффект бумеранга
со стороны подчиненных.

Феномен «предположения о сходстве»

состоит в тенденции субъекта считать, что другие значимые для него люди воспринимают окружающих так же, как он сам. Он переносит свое восприятие других людей на своих подчиненных. Так, руководитель склонен, как правило, считать, что восприятие подчиненными и других людей, и его самого является именно таким же, как его собственное восприятие. Более того, он так строит свое поведение и отношения с подчиненными, чтобы культивировать и укреплять это «единство восприятия и оценок». В предельном выражении этот феномен также может выходить за рамки перцепции и трансформироваться в явление навязывания мнений. Еще два феномена –
«зеркального образа» и фаворитизма
– имеют сходное содержание и состоят в следующем. Члены двух групп (особенно конфликтующих) воспринимают одни и те же личностные черты как положительные у членов своей группы и как отрицательные – у членов другой группы.

«Эффект проекции».

Проецирование на людей собственных качеств вызывает установку на ожидание и соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: «Я бы так не поступил». Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него. «Эффект проекции» связан с уровнем развития рефлексивного механизма. Человеку, конечно, проще увидеть то, что ему хорошо знакомо и понятно, т. е. самого себя в другом человеке. Классический пример проекции – ситуация, когда менеджер считает, что потребности его подчиненных такие же, как и его собственные.

Характерной «ошибкой» восприятия является феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося.

Любой руководитель хорошо знает, что чаще более важным является не то, что человек сказал или сделал, а то, что он не сказал и не сделал. На практике это понимание далеко не всегда подкрепляется действиями в силу указанного эффекта. Причем информация «о неслучившемся» не только недооценивается, но вообще часто игнорируется как не имеющая места и поэтому вообще не принимается в расчет, что очень часто приводит к ошибкам в руководстве. Всем известно выражение «молчание – знак согласия» как наиболее простой случай данного феномена. В управлении он чаще бывает довольно сложным и требует специального осмысления. Важнейшей чертой профессиональной компетентности, опытности руководителя является правильная оценка того, что могло произойти, но не произошло, и почему этого не случилось.

Теория административного поведения Герберта Саймона.

Одним из самых престижных ученых в общественных науках за прошлую половину столетия был Герберт А. Саймон. Его административная рациональная модель организации часто идентифицируется как родовой подход, применимый или к правительству или к акционерным предприятиям. Модель Саймона способна служить стимулом к политике, необходимой для большего количества подлинных общественных организаций. Поэтому имеет широкий интерес в производственных кругах.

Герберт АлександерСаймон родился в г. Милуоки (штат Висконсин) в семье немецкого эмигранта, инженера-электротехника, изобретателя и юриста в области патентного права. Окончив Чикагский университет со степенью бакалавра в 1936, молодой экономист продолжил работу в университете, занимаясь проблемами муниципального управления.

Карьера Саймона началась с должности исследователя в муниципалитете Чикаго (1936-38). В 1938-1939 гг. он работал в Международной ассоциации городских администраторов в Чикаго. Его первые статьи по проблеме количественной оценки муниципальной деятельности, опубликованные в конце 30-х гг., послужили основанием для назначения Саймона в 1939 г. руководителем исследовательской группы Калифорнийского университета, занимавшейся аналогичной тематикой.

Через три года, после истечения срока, на который были выделены исследовательские фонды, Саймон вернулся в Чикаго для продолжения учебы в аспирантуре. Одновременно с учебой он работал с 1942 по 1949 г. сначала ассистент — профессором, а затем профессором политических наук в Иллинойском технологическом институте. После получения в 1943 г. докторской степени Саймон остался в Чикагском университете. В 1949 г. он переехал из Чикаго в Питсбург, где оказывал помощь в организации новой Высшей школы промышленной администрации при Университете Карнеги-Меллона. Там он стал профессором в области управления, а затем профессором кафедры вычислительных наук и психологии.

Большое влияние оказала на Саймона его причастность к разработке компьютеров и искусственного интеллекта. Как писал сам Саймон, для него главной целью было не «грубой силы» компьютеров для быстродействия и решения сложных задач, а копирование человеческого мышления, чтобы понять, как он устроен. В связи с этим Саймон обратился к детальному анализу того, как люди думают, и в итоге пришел к формулировке своих теории ограниченной рациональности. При этом им двигала та же самая мысль, что раньше вдохновляла У. Митчелла — сделать общественные науки такими же точными, как естественные.

В 1947 г. после нескольких лет участия в исследованиях поведения организаций Саймон выпустил книгу «Административное поведение», в которой развивал идеи Ч. Барнарда о мотивации и принятии решений. В 1957 г. эти взгляды нашли еще более полное выражение в книге «Модели человека».

Памяти Альфреда Нобеля по экономике за 1978 г. Саймону была вручена премия «за новаторское исследование процесса принятия решений в рамках экономических организаций». Помимо Нобелевской премии получил премию Американской психологической ассоциации «За выдающийся вклад в науку» (1969). Он является членом Американской экономической ассоциации, Американской психологической ассоциации, Эконометрического общества, Американской социологической ассоциации, Американской Национальной академии наук. Ему присуждены почетные ученые степени университетами Чикагским, Йельским, Макгилла, Лунда и им. Эразма (Роттердам, Нидерланды).

В автобиографическом очерке Саймон. острогости» общественных наук, чтобы они были лучше оснащены инструментарием, необходимым для решения стоящих перед ними трудных задач, а также способствовать тесному взаимодействию ученых естественных и общественных наук, чтобы они могли совместно приложить свои специальные знания и умения к тем многим сложным вопросам общественной политики, которая требует обоих типов мудрости».

Таким образом, Герберт Саймон внес огромный вклад в науку экономической теории и управления. Его наблюдения в области принятия решений в рамках экономических организмов в полной мере применимы к системам и технике планирования, бюджетной работы и контроля, которыми пользуются как в сфере бизнеса, так и в государственной администрации. Они поэтому составляют прекрасную основу для проведения эмпирических исследований.

Рациональность организации

Идея рациональности — краеугольный камень административной литературы Саймона. Использование рационального термина изменяется в зависимости от уровня анализа. В одном смысле Саймон использует рациональность, как центр для эффективности организации. Вдругом — для описания отдельного поведения личности в пределах организации.

В достижении соглашения с перспективой Саймона необходимо определить, что понятие «рациональный» эквивалентно «эффективному». Больше чем три десятилетия назад, Саймон, наряду с соавторами Д. Смитбергом и В. Томпсоном (1950), заметил, что эффективность самого широкого смысла часто используется как действительный синоним для рациональности.

Поэтому организационная рациональность означает экономическую эффективность административной единицы. Кроме того, эффективность — основная организационная потребность людей и управления.

В книге «Административное поведение» много уделено внимания тому, как организация должна быть построена, чтобы выполнить свою работу эффективно. Саймон утверждает, что рациональность как организационная эффективность — больше чем просто руководящий критерий. Вместо этого эффективность принимает важность как принцип работы организации. Далее Саймон говорит просто, что эффективность — то, что предназначается хорошим или правильным правительством.

Однако, понятие рациональности, как эффективность не универсально всюду по организации. Скорее всего это — область специфической группы. Поэтому, это больше всего используется с альтернативными издержками деятельности группы в организации. Даже притом, что это определение рациональности как эффективные операции — распространенное, письма Саймона не устраняют рассмотрение других проблем. Например, в отличие от Лютера Гулика, Саймон отклоняет эффективность как нормативную ценность организации. Вместо этого Саймон видит эффективность с точки зрения результатов, как явление, которое может быть оценено объективно.

Таким образом, эффективность должна рассматриваться в организации наряду с другими проблемами. Например, с таким немало важным аспектом, как моральная среда организации.

Организационная власть и отдельные решения.

В анализе любой политической или организационной теории центральное рассмотрение традиционно отводится роли власти в пределах организации. Саймон видит «осуществление власти » при условии, где инициатор «позволяет, чтобы его решение, представилось ему некоторым другим человеком». Кроме того, согласно логике организационной рациональности (то есть, эффективные операции), эта власть — явно власть организационного управления.

Другими словами, это не добрая воля отдельных участников, которая непосредственно влияет на их собственные решения. Вместо этого поведение преднамеренно формируется управлением. Например, идентификация цели служащего — продукт его или её местоположения в пределах организации. Это так, потому что быть организационным участником «изменяет поведение человека, изменяя фактическое помещение, которое лежит в основе его выборов и решений». Служащие, таким образом, ожидают и ориентируют свое поведение к целям организации. Как Саймон выразился, «решение организационно рационально, если оно ориентируется к целям организации». Но то, что создает эта ситуация, является психологической окружающей средой, где участники должны «приспособиться» к организаторским целям, независимо от их собственных особенных потребностей или выборов . Таким образом, рациональный человек Саймона — ясно институциализированный человек.

Служащий Саймона не только «организованный и институциализированный человек», но также и человек, который «позволяет его решениям управляться решения других», что напоминает некий обман. При близком рассмотрении, действительно, Саймон ставит цель, чтобы создать специальную окружающую среду, которая побудит человека принимать лучшее решение, решение самое полезное для потребностей и концов организации.

То есть существует сугубо деловое качество власти, и ее присутствие чувствуют всякий раз, когда подчиненный принимает решение начальника, одновременно приостанавливая свои собственные критические способности.

Административно рациональное представление Саймона способствует материализации служащих в ежедневном существовании работы, а также и разделяет людей на единицы организации. Служащим предоставляют правильный периметр выборов (то есть, выборы, установленные управлением). Рациональная модель — действительно, тайная политическая теория. Это — модель, посредством чего только материальные потребности участников узаконены, потому что человеческая рабочая сила замечена только как средство для человеческого существования (то есть, рабочая сила человека — не что иное как средство для материальной культуры). Это — теория, которая служит политике правительства. Таким образом, служит существующей структуре власти — административное управление.

Это происходит, из-за озабоченности инструментальными методами в создании эффективных организаций, направляет сознание человека к средствам выполнения организаторских целей. Восприятие отклонено далеко от собственных намерений служащих. Кроме того, концентрация на целях управления запрещает обдумывание со стороны людей о том, как такие цели определены, кого, и кто в конечном счете извлекает выгоду из таких мер. В действительности, тогда, служащие только ограничили выборы, в овеществленной организации перспективы отдельного выбора преобразованы в перспективы регулирования. Другими словами, выбор в рациональной перспективе приводит к согласию или простому повиновению превосходящим властям.

Таким образом, административная рациональная теория Саймона организации — политическая теория, но очевидно, что это не теория общественной организации, что продвигает Саймон, поскольку нейтральный и объективный подход фактически скрывает сильное организаторское предпочтение.

Идеология в рациональной модели

Организация Саймона рациональна до степени, которой она управляема, чтобы максимизировать эффективность. Однако, рациональный в этом контексте не означает, что организация удовлетворяет политически демократическим или моральным целям. Вместо этого эффективность в рациональной модели — идеология или овеществленная деятельность. Также, овеществленная эффективность чинит препятствия человеческому росту, демократическому участию, и общественному действию в каждодневных организационных ситуациях работы.

Есть две основных проблемы к эффективности: как идеология и как предметная деятельность. Во-первых, предметная эффективность — барьер к политическому, социальному, и психологическому развитию в людях. Во-вторых, эффективность как идеология — моральное препятствие между людьми в организациях. Это — барьер, который запрещает демократическое взаимодействие и диалог среди рабочей силы. Поэтому, перспектива общественного организационного существования эффективно нейтрализована. Они заблокированы, поскольку предметная деятельность сжимает диапазон участников выбора, таким образом, ограничивая человеческие выборы, которые доступны, разрешаются и облегчаются проблемы на рабочем месте.

Эффективность как идеология, является инструментом модальности, который мистифицирует социальные отношения в человеческом сознании. Кроме того, эта эффективность ограничена функциональными ролями людей в организации. Эти пределы работают к явному осуществлению абстрактного вычисления и манипуляции конечного итога, соответствующих задаче в организационной окружающей среде.

Предметная эффективность создает понимание дегуманизации эффективности, но это также представляет угрозу человеческому сознанию, минимизируя человеческое отражение и выбор.

То есть, рациональность как эффективность отражает, но искажает каждодневную окружающую среду работы. Определенно, это — идеология, поскольку автоматизирует вычислительное поведение, как единственную предписанную манеру мысли и действия. В то же самое время, укрепляет действительность организационной жизни. Следовательно, человеческое сознание к другим ценностям, способам размышления, и действиям (помимо предписанных предметной эффективностью) будет казаться утопичным, если мыслимой вообще.

Создание эффективной окружающей среды — создание социальной структуры, где люди вынуждены принимать решения самые полезные для потребностей и конечных целей организации. Но в тоже время эта социальная структура, создана управлением, которое разрешает эффективности становиться идеологией или овеществленной деятельностью.

Таким образом, социальная среда организации становится отчужденной каждодневным служащим. Социальная среда становится чужая, когда способна самостоятельно противостоять деятельности человека, которая произвела и выдерживает ее. Следовательно, отчужденная окружающая среда — разрыв между тем, что создают люди и что создано.

Герберт Саймон внес огромный вклад в науку экономической теории и управления. Его наблюдения в области принятия решений в рамках экономических организмов в полной мере применимы к системам и технике планирования, бюджетной работы и контроля, которыми пользуются как в сфере бизнеса, так и в государственной администрации. Они поэтому составляют прекрасную основу для проведения эмпирических исследований.

Эффективность должна рассматриваться в организации наряду с другими проблемами. Например, с таким немало важным аспектом, как моральная среда организации.

Существует сугубо деловое качество власти, и ее присутствие чувствуют всякий раз, когда подчиненный принимает решение начальника, одновременно приостанавливая свои собственные критические способности. Административная рациональная теория Саймона организации — политическая теория, но очевидно, что это не теория общественной организации, что продвигает Саймон, поскольку нейтральный и объективный подход фактически скрывает сильное организаторское предпочтение.

Социальная среда организации становится отчужденной каждодневным служащим. Социальная среда становится чужая, когда способна самостоятельно противостоять деятельности человека, которая произвела и выдерживает ее. Следовательно, отчужденная окружающая среда — разрыв между тем, что создают люди и что создано.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

Особенности восприятия

Восприятие может быть определено представлением о партнере, сложившимся в ходе общения. Психологические исследования показывают, что основой восприятия незнакомых ранее лиц и лиц, с которыми уже есть некоторый опыт общения, являются различные психологические механизмы. В одном случае восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, в другом — с помощью механизмов межличностного общения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Психологические механизмы восприятия в рамках межгруппового общения включают социальную стереотипизацию, суть которой состоит в выстраивании образа другого человека на основе тех или иных типовых схем.

Определение 2

Социальный стереотип представляет собой устойчивое представление об определенных явлениях или лицах. Он характерен для представителей соответствующей социальной группы.

Различные социальные группы при взаимодействии между собой вырабатывают социальные стереотипы, которые могут быть, например, этническими (национальными).

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001г.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаи­модействий. СПб.: Нева, 2003г.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005г.

4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002г.

5. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

7. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2

Размер: 25.38K

Скачано: 176

05.10.10 в 22:54 Автор:katya2007312008

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]