Кто такой агностик. Разница между агностиком и атеистом

  • 10 Сентября, 2018
  • Психология личности
  • Епифанцева Анна

Согласно последним исследованиям, доля верующих людей в мире составляет 45%. В то время как 55% населения земного шара не верят в бога. Данный факт нередко озадачивает людей. Родственники недоумевают, почему сын не верит в бога. Верующие удивляются существованию атеизма. Почему так происходит?

Об атеистах

Как все выглядит с позиции атеиста? На протяжении всей истории человечества люди верили в разные культы, разных богов. Согласно исследованиям, религия появилась у наших далеких предков во времена среднего палеолита — это период за 300 000 – 30 000 лет до нашей эры.

Кто такие верующие? Люди, которые верят в то, что над ними есть сверхъестественное существо. В христианстве, современной и наиболее близкой русскоговорящему населению на данный момент религии, это бог, который следит за поступками человека и выносит решение о том, куда ему направиться после смерти: в рай, где ждут блаженства, или ад, где ему предстоит до скончания времен испытывать страшные муки. Эта концепция христианства указана в «Библии», священной книге для христиан.

Догмы, принятые в этой религии, разделяет меньшая часть населения земного шара. Люди, не верящие в бога, называются атеистами. Слово это произошло от греческого «теос» – «бог» и приставки «а» – «без». Люди, не верящие в бога, называются агностиками, если они при этом не отрицают его наличия. «Агностицизм» переводится как «непознаваемый» с греческого.

Много раз концепцию христианства стремились опровергнуть сторонники атеизма. На вопрос: «Почему я не верю в бога», каждый отвечает по-разному.

Известные агностики

Среди известных агностиков, которые придерживались взглядов этого философского учения, можно назвать Иммануила Канта, Дэвида Юма, Герберта Спенсера, Карла Поппера и Бертрана Рассела.

Иммануил Кант, известный своей идеей «вещь в себе», считал, что весь окружающий мир человек познает опосредованно, лишь через органы чувств. Поэтому то, что никак не воздействует на людей, невозможно узнать и понять.

Дэвид Юм полагал, что познание человека основывается на его чувственном опыте, поэтому сделать однозначные выводы о реальности не получится.

В более поздний период, уже в XX веке, философ Карл Поппер описывал принцип фальсификации. Хотя истину и невозможно узнать, отбрасывая ложные сведения, можно приблизиться к ней. Именно это и помогает двигать прогресс.

В современном мире также есть известные личности, которые называют себя агностиками. Например, американский ученый-астрофизик Нил Деграсс Тайсон. Он считает, что нельзя навешивать на людей ярлыки, связанные с их взглядами, потому что это заставляет приписывать им даже те выводы философии, с которыми они не согласны. Поэтому лучше считать себя не атеистом, а агностиком, готовым принять доказательства существования Бога, если они появятся.

История религии

Практически каждому европейцу известны строки главной христианской книги – «Библии», которая с самого начала открывает тайну создания человека:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ‹…› и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

[Быт. 1.26-27]

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»

[Быт. 2.7].

По идее, именно эти строки прочертили грань между человеческим существом и остальными животными, которые не являются «образом и подобием» создателя.

После самого жестокого и темного времени, Средних веков, когда христианство в Европе господствовало, а религиозные догмы соблюдались строго, появлялось все больше тех, кто не верил в бога. Причины были в том числе и в беззакониях, учиненных Церковью в этот период. История запечатлела Кровавые крестовые походы, учиненные под именем Христа, индульгенции, позволявшие за деньги купить прощение богом любого страшного деяния, и многое другое.

Желая сокрушить догмы религии, которые господствовали в темные Средние века, период расцвета религии, просветители XVIII века утверждали, что люди произошли от животного мира.

И раскопки действительно принесли новые потрясающие факты. Так, в 1908 году швейцарцем Отто Гаузером у реки Везеры во Франции были найдены погребения неандертальцев. Религиозно настроенные ученые указывали на то, что наличие обряда погребения указывает на наличие верований у людей. Сторонники отсутствия религии у древних людей твердили, что это лишь случайность. Но с течением лет все больше было найдено погребений неандертальцев, всего их нашли около 90.

История возникновения термина

Чтобы разобраться, кто это такой агностик простым языком, стоит понять, откуда возник этот термин.

В конце XVIII века философы и ученые Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли и Давид Юм разрабатывали теорию, идеи которой ставились в противовес метафизической философии. Они считали, что исследовать мир через субъективное осмысление метафизических явлений неверно. Подтверждение своим взглядам они находили в трудах античных философов, скептиков и софистов.

А в 1876 году английский биолог Томас Гексли на собрании Метафизического Общества ввел термин «агностицизм» в науку, положив начало отдельному философскому течению. Так, у агностиков появился даже свой знак, в который вписана модель движения атомов.

Итог

В итоге противостояние 2 лагерей закончилось тем, что факт наличия верований у этих людей был признан, когда появившиеся данные уже нельзя было отрицать. Теперь достоверно известно, что неандерталец, древний вид человека, живший за сотню тысяч лет до современного, обладал религиозными представлениями.

С обнаружением многочисленных странных человеческих костей, объявленными останками человека вымершего вида, остро встал вопрос: «Как эта находка совмещается с верой в то, что бог создал человека по «образу и подобию» своему?». Ведь обнаруженный тип существа являл собой примитивную форму человека, у которого была речь, но и переходные черты от обезьяны, которые значительно отличали его от современного Homo sapiens. Часть ученых, которая не верила в бога, ликовала с обнаружением доказательства того, что люди произошли от обезьян, а не от бога, а другая часть оказалась смущенной.

В 1861 году, после первого обнаруженного и описанного Кингом скелета особого типа Homo neanderthalensis, обладавший авторитетом профессор Рудольф Вирхов высказал идею о том, что останки принадлежат человеку, который страдал от рахита, а затем от подагры. Этим он объяснял очевидную деформацию его костей.

Однако вскоре аргумент был разбит, когда в 1887 году в пещере у Спи в Бельгии Марселем де Пюидом и Жаном Фрэпоном была найдены еще несколько останков точно такого же типа. Рядом с ними были найдены примитивные орудия с костями давно вымерших зверей – мамонтов, пещерных медведей. Если и эти люди страдали от рахита, то десятки тысяч лет назад, когда климат на Земле был совершенно иным. С обнаружением несколько находок стало понятно, что больных было бы слишком много. После тщательных исследований и ряда новых находок было доказано, что сотню тысяч лет назад на территории Европы жили люди, которые отличались от нас чертами, которые по своим анатомическим характеристикам были ближе к животным, чем к человеку.

Это был триумф сторонников происхождения человека естественным путем. Как мог быть обезьяноподобный неандерталец также «образом бога»? Если нет, то и ныне живущий человек к богу не имеет отношения.

Помимо того, даже если признать, что на планете не было племени, служившего переходной ступенью между отсутствием всякой веры и созданием религии, то невозможно всерьез утверждать, что отдельный, более примитивный вид обнаруженных типов человека мог иметь веру. Мозг их был мал, у них не было семей, не было и собственности, они руководствовались потребностями обогреться, продлить род. Очевидно, что мозг просто не обладал способностью дойти до такой высокой абстракции, как религия. Она не была им нужной.

Атеизм в ассортименте


Антирелигиозный плакат

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас атеизм в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее – несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия – удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я – атеист» теперь говорят на новый лад: «Я – скептик». Или в другой версии: «Я – агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.


Антирелигиозный плакат

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Эта разновидность атеизма была хорошо заметна в конце 1980-х годов, когда в нашей стране началось религиозное возрождение и многие пришли в Церковь. Тогда оппозиционные атеисты утешались мыслью, что «мода на религию» скоро пройдет. Сейчас по этому поводу можно подвести итог и сказать: «Разумеется, всякая мода быстротечна. Но и ваше желание быть в оппозиции не отличается устойчивостью, обоснованностью и глубиной. Я знаю тех, кто в конце 80-х смеялся над “модой на Православие”, в 90-е стал ходить в храм, а теперь всем знакомым рассказывает о том, как Православие его разочаровало. Знаю также и тех, кто начал с поверхностной моды и постепенно пришел к серьезным религиозным убеждениям, к сознательной глубокой вере».

На протесте против «настроения большинства» никакого основательного понимания нашей жизни не построишь.

Атеизм полурелигиозный

Эта разновидность безбожия признает за религией некоторую положительную роль в общественной и личной жизни. Отдельные атеисты согласны, что церковные молитвы, Таинства исповеди и венчания помогают человеку. Как помогают? Человек с их помощью сохраняет спокойствие в тяжелой жизненной ситуации, налаживает благополучную семейную жизнь, преодолевает психологические проблемы, более ответственно относится к своим обязанностям.

Еще атеисты могут замечать положительный вклад Церкви в культурную жизнь. Такие атеисты посещают церковные службы и потом с удовлетворением делятся: «Иконопись и духовная музыка оказывают на человека умиротворяющее действие. Искусство возвышает нас над всей суетой. Это прекрасно. Я открыто говорю так, хотя я и атеист».

Полурелигиозный атеизм представляет собой любопытный предмет для отдельного исследования. Эта половинчатость, переливчатость полурелигиозного атеизма способна принимать самые причудливые формы. На Западе не первое десятилетие возникают «атеистические церкви», куда можно приходить на воскресные собрания. У них практикуются свои проповеди (о гуманистических идеалах), свое душепопечение (психотерапия), свои квазирелигиозные ритуалы и благотворительность. В общем, идет у них жизнь, в чем-то похожая на будни и праздники христианского прихода. Только без Бога.

Возможно, и у нас распространятся подобные «постхристианские» общины из «выгоревших», утративших веру, разочаровавшихся энтузиастов… Для религиоведа – это интересный предмет: «виртуальные церкви» для «виртуальных людей», которые то ли атеисты, то ли нет.

Атеизм вынужденный

Имеются ввиду те случаи, когда человека жжет изнутри боль: «Я бы рад поверить в Бога, но не могу». Верить-то он хочет, но ему «нечем верить». Эта разновидность атеизма близка к предыдущей разновидности, и все же отличается от нее. Атеизм вынужденный предполагает гораздо большую внутреннюю цельность человека, принципиальность и связанный с ней внутренний конфликт: «Я искренне желаю верить в Бога, но я не вправе». В таком случае могут повлиять беседы с верующим человеком, если у собеседников достаточно взаимоуважения, осведомленности и умения последовательно рассуждать, чтобы вести такой непростой диалог. У Православной Церкви богатый исторический опыт апологетики.

Порой человек, вынужденный считать себя неверующим, стоит всего в шаге от живой веры

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

Реакция верующих

Приверженцы библейской картины мира игнорировали обнаружение этих останков, пытались отрицать их значение в эволюции, говоря, что это лишь народ, который жил пару тысяч лет назад на территории Европы, а кости древнейших зверей оказались рядом с ними случайным образом. Ряд других утверждал, что это были обезьяны, похожие на людей. Положение верующих было шатким еще и из-за того, что, согласно Библии, мир был создан всего за 5000 до рождения Иисуса Христа. И в ней совершенно не упоминалось об эволюции и развитии видов человека. Все больше людей не хотели верить в бога.

Кто такой агностик

Агностик — это человек, который считает, что познать полную и объективную картину мира, а также его закономерности невозможно. Ведь люди не имеют возможности узнать наверняка, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и другие сверхъестественные вещи.

Агностиков часто связывают с религией, но их философия намного шире и охватывает другие области, в т.ч. и науку. Они считают, что одни истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого сознания, а другие откроются человеку только тогда, когда появятся и будут доказаны новые теории и факты. Например, кругосветное путешествие Ф. Магеллана подтвердило, что Земля действительно круглая.

Как появилась религия

Таким образом было доказано, что история человека гораздо древнее любой религии. Люди создали ее как часть культуры и видоизменяли на протяжении своего существования. Множество религий появлялось, жило несколько тысячелетий, и умирало затем. Каждый культурный слой в человеческой истории верил во что-то свое. Создавались абсолютно иные верования на их месте. Чего бы и кому бы ни хотелось, и такую же роль играет христианство. Каждая религия остается с человеком столько, сколько ему нужно, а спустя века, быть может, их десяток, оказывается вымершей и передаваемой потомкам как часть истории полудиких предков. Как сейчас люди изучают богов Древней Греции, в которых тысячелетия свято верили те люди, так и в последующем буду изучать современные религии. От тех богов ничего не осталось, кроме мифов, а для миллионов людей они были целой жизнью, кто-то за них проливал кровь и отдавал свою жизнь.

Причины существования Церкви

Изначально все люди рождаются неверующими. Каждый ребенок не верит в бога. С рождения он еще не успевает освоить навязываемых ему тем обществом, где он живет, стереотипов. В каком-то уголке планеты ему внушат со временем, что богов несколько, и они требуют жертвоприношений, в каком-то обществе скажут, что пользоваться телефоном – грех, и нужно забивать камнями делающих это, где-то – что, если он не будет молиться, что-то случится. От этого и возникают частые запросы в интернете «не верю в бога, но молю». Но изначально атеисты все.

Верующие – люди, которые признают над собой сверхъестественное высшее существо.

Библия прямо указала, что бог создал человека «по образу и подобию» своему. Апостол Матфей, посланник Иисуса, писал, что создатель требует, чтобы люди были совершенными, как он сам. Христиане должны стараться быть похожими на него, достигать его уровня. Но если мы должны стремиться мыслить как он, а он предписал нам быть верующими. То во что верит сам бог? Если он атеист, то и человек должен стараться быть атеистом. Это фундаментальная основа мышления – допускать высших существ или нет.

Если представить, что создатель верующий, то во что? Концепция всеведения бога, описанная в Библии, предписывает то, что ему не нужно не во что верить: он все знает. Как не верит автомеханик в наличие поршней в машине, он знает, как они выглядят, знает их свойства и способ создания.

Каждый верующий признает бога высшим созданием, он поклоняется ему. К поклонению относятся молитвы, жертвы реальные и символические, прославление его и постоянные просьбы о чем-либо. Это всегда есть в поведении любого верующего.

Но чему бы могло поклоняться само божество, что выше него? Кому ему отправлять молитвы, если, согласно концепции монотеизма, он один и знает обо всем. Следовательно, он знает о том, что он один. Ему не нужно ничему поклоняться, и в монотеистической религии, коей является христианство, ему верующие не дали такой возможности. Таким образом:

  1. Бог не признает над собой сверхъестественных существ.
  2. Бог никому не отправляет молитв.

Вывод: бог является чистым и непоколебимым атеистом.

Если вернуться к началу рассуждения, становится понятно одно. Если бог является атеистом, который создал человека «по образу и подобию» своему и все должны стараться стать такими же идеальными, как он (знать, а не верить), то не нужны ни вера, ни религия. Все должны стремиться к знаниям, а не вере, то есть, к атеизму.

Тогда кому нужно, чтобы были верующие? Церкви. Почему? Это большой бизнес, выстроенный на человеческом невежестве.

Основные принципы агностика

Чтобы окончательно разобраться с тем, кто такой агностик, давайте рассмотрим основные принципы, которых придерживаются сторонники данной философии:

  1. объективное познание окружающего мира не представляется возможным;
  2. существование Бога невозможно доказать, но точно так нельзя это и опровергнуть;
  3. нет четкого разделения между понятием добра и зла, эти понятия субъективны;
  4. знание, которое сегодня принимается за абсолютную истину, будет опровергнуто со временем;
  5. доказательство или опровержение существования высших сил является вопросом времени, но сегодня нельзя дать однозначный ответ.

Церковь – это о благе?

Во все времена находились люди, которые подвергали близких смерти за свои убеждения, когда это было нужно тем, кто обладал властью. Убивали за то, что их когда-то убедили верить в одного или другого бога.

Люди верили в идолов, и убивали друг друга в ходе чьей-то борьбы за власть. Верили в богов, и продолжали грабить, подставлять и развязывать войны с тысячами жертв. Сегодня те, кто называют себя христианами, продолжают убивать себе подобных. Во всех точках земного шара прямо сейчас ведутся войны.

И все это нередко одобрялось Церковью. Все потому, что история – это не о религии, это о власти. Тем, кто идет убивать и умирать, религия говорит, что это почетно. Почет никто не видит, но людей убеждают в чем угодно. Тем, кто проживает жизнь в кромешной нищете и безысходности, Церковь говорит, что это ненастоящая жизнь, дальше будет другая, где за мучения воздастся. Воздания и другую жизнь никто не видит, но опять же, людей можно убедить в чем угодно.

Помимо этого, со Средних веков и до сегодняшнего момента Церковь является богатейшей структурой, в которую всегда поступают средства от людей. Как?

Манипулирование осуществляется на главных страхах человека. Каждому христианину известно, что если не соблюдать заповедей, не молиться в церквях, то его ждут вечные мучения. И эта догма с детства внушается многим и становится причиной сильного страха, который оказывается сильнее логики персоны. Отсюда и появляются запросы в поисковике «не верю в бога, но я его боюсь». По официальным данным, за один этот месяц 83 человека вбивали эту фразу в одну из поисковых систем.

Лицемерие

Аргумент человека, который не верит в бога, против религии нередко звучит так: «творить добро из страха наказания – лицемерие». Библия прямо указывает, что те, кто не будут поступать определенным образом – подвергнутся наказанию. Одна из популярных точек зрения на этот счет указывает на парадокс в концепции христианства. А именно то, что бог следит за поступками и отправляет людей в адское пекло, где они проведут в жутких мучениях всю вечную жизнь, но при этом он любит их. Читая Библию, люди начинают не верить в бога ибо не чувствуют его любви. Такой процесс происходит после ознакомления с «Ветхим Заветом» в большей степени.

Из этого вытекает еще одна распространенная позиция: «я не верю в бога, так как он не мог бы быть так жесток». Ведь в «Библии» указано, что бог – идеальная сущность.

Древние люди

Весьма странно с позиции человека, который не верит в бога, выглядит и тот факт, что человек живет на Земле уже более 300 000 лет, а спасению, согласно Библии, подвергнутся только те, кто верили в бога. В нынешнем мире бо́льшая часть населения руководствуется абсолютно иными убеждениями. Почему же правы христиане, которые появились недавно? И куда они девают большую часть когда-либо существовавших людей, которые и о существовании Иисуса и канонах знать не могли и не верили в бога? В ад? А за что?

До современной религии на протяжении многих тысяч лет люди жили и поклонялись своим божествам. Каждое поколение считало своих богов реальными, единственно верными. Древним религиям в десятки раз больше лет, чем христианству. Христианство насчитывает всего лишь пару тысяч лет, а древним религиям более 300 000 лет. И основы каждого культа видоизменялись вместе с развитием человека, в зависимости от его потребностей.

Легко объясняется и то, почему возникло христианство. Все дело в мышлении людей, в человеческой психологии: у человека в голове всегда есть тот, кого он боится. Если посмотреть на тех, кто обладает властью в этом мире, можно заметить существенные различия в их мышлении от тех постулатов, которыми пользуются другие слои населения, составляющие костяк верующих.

Классификация атеизма

Часто верующие считают, что все атеисты агрессивно настроены по отношению к религии, но это не совсем так. Существует несколько классификаций атеизма которые показывают, что есть атеисты, спокойно относящиеся к иной точке зрения:

  • Классификация Энтони Флю. Позитивный (сильный) атеист твердо и до конца отстаивает свою точку зрения — Бога, рая, ада и всего сверхъестественного нет. Негативный (слабый) атеист считает, что Бога, жизни после смерти нет, но отстаивать своё убеждение он не будет;
  • Американский философ Джордж Смит классифицировал атеизм на явный и неявный. По его мнению, люди, считающие существование Бога ложью, относятся к явным атеистам, а те, кто не верит в Бога и не утверждает, что только это единственная существующая правда — к неявным.
  • Стихийный и научный атеизм. Первый основан на чём-либо, отличном от науки, например, на отсутствии интереса, а второй на естествознании, то есть на научном методе.

Предлагаем посмотреть интересное видео про атеизм, в котором затронуты такие вопросы как:

обязательно ли атеист должен быть материалистом, если атеизм так хорош, то почему в мире много верующих и как атеисты относятся к верующим.

История принятия веры

Достоверно известно, каким образом на Руси князь Владимир выбирал новую веру для страны. В летописи того времени указывалось, как он разослал гонцов по разным странам. Каждый должен был изучить постулаты религий в соседних странах – мусульманства, буддизма и христианства. Все это делалось, чтобы выбрать наиболее выгодную для Руси религию.

Выбор верования решал не его духовный вопрос, а тот, что давал конкретные преимущества во власти. Так, он воспользовался христианством, чтобы объединиться с могущественной на тот момент Византией. Религия являлась инструментом власти.

Психология

Еще одним аргументом в пользу того, чтобы не верить в бога, называется следующая позиция.

Все дело в том, что религия с детства формирует мышление человека определенным образом, чтобы он был удобен для управления. Тот, кто верит, боится своих естественных потребностей, боится всего вокруг. Он не ценит своей жизни, потому что верит в следующую, а значит, в этой не будет ни за что бороться. Все это также превращает верования в удобные средства манипуляции для тех, кто обладает властью.

Те, кто действуют по принципу «не верю в бога, но я его боюсь», ставят во главу угла своей жизни страх. Человек мыслит одинаково во всех сферах жизни, и начинает поступать так или иначе, боясь начальника и прочих людей власти. Такой человек не станет сильным, он не сумеет стать угрозой для власти. Как не станет им тот, кто постоянно кается, во всем ищет свои грехи и ущербность. Он смиренность, что так удобно для тех, кто хочет жить прекрасно в этой жизни. Вся система построена на использовании других таким образом, чтобы они не понимали этого.

Агностицизм в философии

Немецкий философ Нового времени И. Кант занимался изучением явления агностицизма и вывел стройную и последовательную теорию этого направления. По Канту агностицизм в философии — это невозможное познавание действительности или реальности субъектом, потому что:

  1. Человеческие способности познания ограничены его природной сущностью.
  2. Мир непознаваем сам по себе, человек может познать только узкую внешнюю область явлений, предметов, тогда как внутренняя остается «terra incognita».
  3. Познание — это процесс, при котором происходит изучение материей самой себя со свойственной ей отражательной способностью.

Д. Беркли и Д. Юм другие видные философы, также внесли свой вклад в данное направление философии. Кратко агностик кто это и общие черты агностицизма из трудов философов представлены в следующих тезисах:

  1. Агностицизм тесно связан с философским течением – скептицизмом.
  2. Агностик отвергает объективное знание и возможность познать мир в полной мере.
  3. Богопознание невозможно, получение достоверной информации о боге затруднено.

Промежуточная позиция

Кто-то не верит в бога, но молит не скатиться вниз. Нередко так поступают психологи, которые уверены в том, что верования необходимы человеку, чтобы выживать. Они указывают, что именно религиозные представления объясняют человеку то, чего он не может понять, перед чем испытывает страх. Смерть – это неизвестность, которая пугает. А вера облегчает этот страх, давая понять, что там будет ждать. Поэтому часто психологи не верят и не отрицают бога. Это помогает им жить более счастливой жизнью.

Был найден во Всемирной сети и такой грамматически неправильный запрос «не верю в бога, но я слышу его шопот». Нужно отметить, что официально доказано, что убеждать себя в том, что происходит общение со сверхъестественными существами, отчетливо слышать в голове голоса означает быть психически нездоровым. Кто-то начинает верить, что таким образом он общается с богом. Но противное доказывает то, что данный синдром с легкостью лечится с помощью лекарств, которые исцеляют шизофрению. Их может подобрать только психиатр.

Гностик и агностик — разница

Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» — гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:

  1. Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
  2. Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.

Где больше всего верующих?

За XX–XXI века было проведено 63 исследования, в ходе которых ученые искали причины по которым люди верят в бога. Многих из них удивило то, что 45% населения Земли – верующие. Притом что нынешний человек побывал в космосе, забрался вглубь атома, сделал открытия касательно происхождения человека, которые показали истинную историю появления людей на Земле. Которая, кстати, не совпала с библейской. Как такое количество верующих оказалось возможным?

В ходе исследования Грегори Пола, было выявлено, что в странах первого эшелона существует одна любопытная зависимость. Чем выше уровень религиозности населения, тем хуже качество жизни в стране. Так, Соединенные Штаты Америки были признаны как самой религиозной страной в мире, так и самой неблагополучной из них.

С точки зрения самого ученого, наличие взаимосвязи между этими явлениями объясняется следующим образом. Уверенность человека в завтрашнем дне и спокойствие ведет к тому, что он не нуждается в дополнительной психотерапии. Ему не нужна защита и утешения от религии.

Таким образом, это указывает на психотерапевтическую роль верования. Ученые так объяснили этот механизм.

Всем известно, что в мире происходит много несправедливых событий: дети умирают мучительной смертью, кто-то творит беззаконие и остается совершенно безнаказанным, хорошие люди много страдают. Но вера все объясняет, она дает лекарство от боли, которую причиняют эти ситуации. Она говорит: «все воздастся на том свете».

Веря в то, что однажды наступит справедливость, человек избавляется от необходимости бороться и переживать в этом мире. Появляется логичное объяснение на все: «если кто-либо погиб, значит, это ему хорошо, так как неисповедимы пути господни».

В человека встроен сильнейший страх неопределенности. Обретая веру, человек думает, что может контролировать свою жизнь и предугадать исход. Хотя бы посмертной своей жизни.

Помимо этого, религия решает самый острый вопрос, который встает перед человеком: что будет после смерти? Мысль о том, что однажды он умрет, доставляет ему много страданий. Однако ответ на данный вопрос, утверждающий, что человек не умрет, воодушевляет его. Ему становится понятно, что делать, чтобы жить счастливо и вечно: попасть в рай. Вера дает и инструменты, с помощью которых туда попасть: молиться, соблюдать заповеди, общаться со священниками и ходить в церковь. Этим и объясняется высокая популярность Церкви на сегодняшний момент.

Отличия агностика от атеиста

Многие люди путают агностиков и атеистов, хотя между ними имеется существенная разница. Типичный атеист не верит в создание мира Всевышним и даже отрицает такую возможность. По мнению такого человека, высших сил не существует, а вся материя вокруг нас сформировалась самостоятельно, каким-то другим способом. В то же время агностик не будет полностью отрицать недоказанную теорию. На данный момент количество атеистов превышает число агностиков, но философия агностицизма становится все популярней и количество агностиков постепенно увеличивается.

Агностицизм подразделяется на теологический и научный подход. В первом случае религиозные утверждения мистического характера отделяются от культурно-этических моментов. В теологическом агностицизме важно соблюдать моральные нормы поведения. Предполагается полное отрицание вещей сверхъестественного или мистического происхождения.

Научный вид агностицизма не признает описание всей картины мира каким-либо определенным человеком. Сторонники данного подхода считают, что в мире нет таких вещей или явлений, которые разум человека может полностью понять и объяснить. Познание чего-либо основывается только на собственном опыте конкретной личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]