Самоанализ: что это такое и как его проводить? 5 причин начать анализировать самого себя

Самоанализ — это психологический прием, помогающий человеку понять самого себя, изучить собственный внутренний мир, осознать причины поступков и реакций на определенные события жизни. В самоанализе большую роль играет имеющийся опыт, система ценностей и переживаний человека. Но существуют и препятствия, мешающие провести качественный самоанализ — проекции, особенности личностного восприятия фактов, переживания.

Определение

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других. После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться.

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки

В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Самоанализ урока. Виды

В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.

Итак, какие они — основные виды самоанализа:

Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.

Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.

Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.

Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.

Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.

Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.

Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.

Психологический

Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа.

Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Задачи

Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:

  1. Выражать себя как можно полнее и искреннее.
  2. Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
  3. Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино – свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.

АВС-анализ

Модель ABC – одна из наиболее известных техник когнитивно-поведенческой психотерапии, использующаяся для анализа мыслей, поведения и эмоций. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на предположении, что мысли и установки человека влияют на его эмоции и поведение. Так, при помощи осознания и проработки «проблемных» мыслей можно изменить поведение и эмоциональное состояние человека.A – Activitating Event/Активирующее событие, которое также называется «Триггер», B – Beliefs/Мысли и установки (мысли, происходящее в ответ на активирующее событие), C – Consequences/Последствия (то, как человек чувствует и ведет себя, когда у него возникают эти мысли). В некоторых источниках сюда же добавляют ещё D — действие или G — goal (цель).

Пример:

Самоизучение и его методики


Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.
Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным

И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой

Дневник автоматических мыслей (Источник: Дэвид Бернс, «Терапия настроения»)

Помогает преодолеть низкую самооценку и чувство непригодности. Этот метод справляется с множеством нежелательных эмоций, включая чувство вины. Запишите событие, которое вызывает у вас чувство вины, в столбце «Ситуация». Например: «Я грубо ответил коллеге», затем «настройтесь» на голос тирана в голове и запишите конкретные обвинения, вызывающие чувство вины. Наконец, выявите искажения и запишите более объективные мысли. Вам станет легче.

10 искажений:

  • «все или ничего» — дихотомическое мышление, оно же — мышление крайностями.
  • сверхобобщение — результат одной неудачи применить ко всем своим способностям (у меня ВСЕГДА ничего не получается)
  • обесценивание положительного — жаловаться человеку, который тебя слушает о том, что тебя в этом мире никто не слушает.
  • негативный фильтр восприятия — заставляет человека заострять внимание лишь на негативных аспектах ситуации. Хотя, как известно, в мире не бывает как ничего однозначно хорошего, так и ничего однозначно плохого.
  • поспешные выводы — делаются обычно в отношении людей и их плохого отношения к нам. Человек заранее уверен, что его не примут на работу так как его резюме кажется ему самому слабым.
  • преуменьшение/преувеличение — преувеличение масштаба проблемы или преуменьшение хороших событий.
  • эмоциональное восприятие — «я чувствую себя ничтожным», «я чувствую, что никому не нужен», «чувствую, что я никто и у меня ничего не получится». Но эмоции не обозначают реальное положение дел.
  • «долженствование» — безосновательное принятие установки «я должен».
  • навешивание ярлыков — после неудачи в одном виде деятельности можно сделать вывод «я глупый».
  • персонализация — принятие на себя ответственности за все события, и последующее чувство вины.

Пример:

Польза

Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.

Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.

Квадрат баланса

Слева вписывается сфера жизни, справа отмечается ее уровень развитости в вашей жизни. Квадрат можно заполнять дважды в месяц, либо только подводить итог месяца, а затем сравнивать изменения.По каждой сфере затем следует прописать действия, которые помогут ее развить. Сферу «работа» например могут развивать: размещение резюме, прохождение курсов, участие в форумах и пр.

Пример:

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент

Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Как разобраться в себе раз и навсегда: практические советы психологов

Чтобы разобраться в себе, нужно усвоить несколько простых моментов:

  • Стресс – не только причина негативных переживаний, но и двигатель. В прямом смысле слова. Двигатель эволюции, двигатель жизни, буквально мотор организма. Он стимулирует, мотивирует, движет поступками. Легкие формы стресса – то, что тонизирует, дает сил. Простейший пример – вызванное голодом или холодом стрессовое состояние. Оно двигало древними людьми и заставляло их действовать, а не опускать руки;
  • Копаясь в себе, не нужно усердствовать, нельзя делать это в периоды крайней напряженности. Помочь может дыхательная гимнастика. Все люди – это в первую очередь живые организмы, функционирование которых завязано на единых законах. Чтобы начать путь внутрь себя в полном спокойствии, достаточно несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Это отличный способ вернуть свое «Я» к настоящему, к реальности, что будет большим плюсом с точки зрения адекватности любых оценок и выводов действительности;
  • Задумываясь о том, как понять себя, нужно осознавать, что помочь этому может практика. Нравятся книги? Пора открыть новый жанр. Увлекает кулинария? Тогда новое блюдо. Игры? Новый лицензионный диск! Это просто примеры: подход сработает в отношении любой сферы деятельности. Если же ощутимых результатов нет, стоит задуматься о смене направления: заменить игры книгами или книги кулинарией;
  • Поиск может завести в тупик, особенно если он становится длительным и протяженным во времени. Но в контексте темы статьи любой тупик – это всего лишь достаточно условный и размытый конструкт. Порой вместо поиска куда эффективнее будет переход к чему-то, что отвлечет, наполняет смыслом реальность, а не заставляет разбираться в себе;
  • Анализ – не всегда хорошо. Способность в нужный момент «выключить» голову – ценный навык. Особенно тогда, когда желание разобраться в себе не удается удовлетворить в течение длительного периода.

Считаете ли Вы, что Вас преследуют неудачи?

Нет! Это жизнь и неудачам свойственно появляться на пути в жизни

66.67%

В последнее время да, меня как будто преследуют неудачи

33.33%

Проголосовало: 3

Если стремление окунуться в себя для анализа вызвано предательством, не нужно искать причины «В», они в таком случае всегда «ВНЕ». Предатель делает выбор, потерпевший предательство – то же. И выбор этот должен быть не в пользу самокопания: тратить силы и время на бессмысленный поиск истины не нужно.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Бланк записи ситуаций по КПТ (Источник: Ромек, В. Г. «Поведенческая психотерапия»)

Ричард Лазарус, в рамках когнитивно-поведенческой терапии, предположил, что причиной неудач или стресса может быть недостаток способов поведения, обеспечивающих полноценное овладение социальной реальностью. Недостаток поведенческих альтернатив и навыков поведения Лазарус обозначил как «дефицит поведения». Для расширения поведенческого репертуара большую роль играет осознание человеком ограниченности своего поведения, а затем выведение новых способов реагирования на эту же ситуацию. Впишите по пунктам беспокоящую ситуацию и выведите для себя наиболее оптимальный способ поведения в ней. При повторении ситуации вы уже будете обладать знанием, которое поможет справляться с проблемой эффективнее.

Пункты:

  • Время, место ситуации
  • Партнер (собеседник)
  • Действия партнера
  • Ваше типичное поведения в этой ситуации
  • Возможные альтернативы, новое поведение
  • Последствия типичного поведения (для себя, семьи, отношения с партнером, общества)
  • Кратковременные
  • Долговременные

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле

Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Как и с чего начать самоанализ, чтобы разобраться в себе: основные этапы

Если наступает момент, когда разум полностью занимает желание разобраться с собой, нужно начинать действовать. На все вопросы есть ответы, порой они лежат на поверхности, буквально находятся «перед носом».

Говоря о самоанализе, важно отметить, что это в первую очередь процесс, нацеленный на познание себя, на принятие самости, глубинного центра и вместе с тем выражения психологической целостности. И познание, и принятие – это просто.

Самоанализ в общем случае можно представить в качестве совокупности ряда этапов. Они такие:

Определение источника беспокойства.

Самый главный вопрос касается причин. Что приводит к рассматриваемому желанию: отношения с возлюбленным или возлюбленной, отношения с родными, дела на работе, отсутствие успехов в хобби или что-то другое? Банально, но действенно: порой достаточно листа бумаги и ручки. Необходимо выписать пункты – это факторы, доставляющие больше всего неприятностей, вызывающие беспокойство. Хорошим решением станет расположение пунктов по порядку от более проблемного к менее проблемному.

Такой подход позволит на первом этапе самоанализа определить сферы, с которыми нужно работать. Сферы, которые нужно проработать внутри себя. Может и вовсе выясниться, что причины лежат «ВНЕ», а не «В».

Часто ли Вы мечтаете о том, чему уж точно не сбыться никогда?

Да, я понимаю это, но мне нравится ощущать, что она сбылась

75%

Нет, считаю, что этим я только отравляю себя

25%

Проголосовало: 4

Сортировка проблем.

И снова нужно вернуться к списку. Из него можно смело вычеркнуть те проблемы, которые не поддаются влиянию или же спровоцированы сторонними людьми. Может казаться, что человек всесилен и всевластен, но это не так: всегда есть границы и вполне объективные барьеры, которые невозможно преодолеть. Прыгать выше головы не стоит. Нести ответственность за то, что не поддается контролю или вмешательству – плохое решение. Оно тем более не стоит самокопания.

На данном этапе, согласно практике психологов, список причин сокращается в среднем на 40-50%.

Честность.

Следующий этап – принятие решения о предельной честности с собой.

Человек, обманывающий себя, делает две ошибки: начинает верить в нереальные вещи и отдаляет момент решения конкретной проблемы. Да, можно внушить себе любую мысль, нарисовать в голове любую реальность, но рано или поздно придет осознание того, что действительность иная. Ко всему прочему, жизнь в выдуманном мире может спровоцировать развитие серьезных расстройств.

Быть откровенным с собой – значит объективно и адекватно действительности оценивать собственные преимущества и недостатки. Это верный шаг на пути к самопознанию.

Часто ли у Вас отсутствует хорошее настроение?

Нет! Я всегда на позитиве и печаль мне чужда

0%

Очень часто, меня всё раздражает в последнее время

33.33%

Я же живой человек и иногда могу прибывать в плохом настроении

33.33%

Я забыл(-а), что такое хорошее настроение

33.33%

Проголосовало: 3

Планомерное движение к цели.

Это заключительный этап рефлексии: важно осознать, что только постепенное движение к цели даст лучшие результаты. Разбираясь в себе, не стоит стремиться к тому, чтобы получить все и сразу. Самоанализ – длительный процесс, он может занять много времени.

Недостаточно щелкнуть пальцами, чтобы получить ответы на все вопросы. Жизнь не наладится за 1-2 дня: порой для решения трудных задач, в частности, связанных с поиском чего-либо внутри себя, нужны колоссальные усилия. И на данном этапе их потребуется приложить.

Разбираясь в себе, нужно обрести уверенность. Вера в собственные силы – половина успеха. Все проблемы решаемы, а большинство трудностей обусловлено внутренними барьерами и установками. Обнаружив и проработав их, можно изменить любую ситуацию. Самоанализ и вера – залог успеха.

Самоанализ урока по ФГОС. Образец

Начинающие учителя достаточно часто испытывают трудности, когда дело доходит до составления схемы самоанализа урока и его написания. Поэтому не лишним будет привести образец самоанализа, точнее, план, по которому его можно написать:

  1. Обозначить тему занятия.
  2. Привести краткую характеристику класса. То есть указать общее число детей, количество сильных и слабых учеников, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе проведения занятия.
  3. Указать тип урока по ФГОС.
  4. Указать универсальные учебные действия (УУД), запланированные на урок, и способы для их формирования.
  5. Перечислить методы и формы, выбранные для проведения каждого учебного этапа. Описать, почему был сделан такой выбор и какие от него ожидались результаты.
  6. Сформулировать главный этап урока и как другие части занятия на него работают.
  7. Проанализировать рациональность распределения выделенного времени.
  8. Какие были использованы наглядные, дидактические материалы в ходе занятия.
  9. Проконтролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводился и в какой форме).
  10. Оценить результат занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.

Квадрат Декарта — принятие решений

Квадрата Декарта помогает установить значимые критерии выбора и оценить последствия любого варианта принимаемого решения. На каждый вопрос нужно дать как можно большее количество ответов. Все свои ответы нужно записывать — подсознание человека работает таким образом, что игнорирует частицу «не», по причине чего велика вероятность допущения ошибок. Процесс записи ответов будет конвертировать мысленные доводы в логическую буквенную форму, что окажет вам существенную помощь в принятии решения.

Ответьте на 4 вопроса относительно одной ситуации:

  • Что будет, если это произойдет?
  • Что будет, если это НЕ произойдет?
  • Чего НЕ будет, если это произойдёт?
  • Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]