Когнитивно-поведенческая терапия в лечении зависимости


Психотерапия

Что такое психотерапия? Это лечебная беседа, во время которой профессиональный врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт помогает пациенту осознать и решить проблемы. Психотерапия — это единственный метод лечения душевных расстройств, который рассматривает человека как неделимое целое, изучает его сущность и использует только индивидуальный подход.

Чтобы выбрать хорошего психотерапевта, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

  • профильное медицинское или психологическое образование
  • стаж работы от 3–5 лет
  • участие в образовательных мероприятиях и конференциях психотерапевтического сообщества

Также важно, чтобы специалист максимально развернуто отвечал на вопросы клиента, не имел плохой славы в интернете и соблюдал морально-этический кодекс.

Цель психотерапии — понять, вытащить на поверхность и победить то, что не дает человеку быть счастливым. Психотерапевт не принимает решений за человека и не навязывает ему свое мнение, а помогает осознать, что на самом деле хочет клиент и как этого можно достичь. Психотерапия предполагает работу над собой, но когда человек начинает избавляться от первой неуверенности, тревоги и страхов, ему сразу становиться легче двигаться к новой, полноценной жизни.

Существует большое количество методик, школ и направлений в психотерапии. Ниже мы расскажем о некоторых популярных методиках.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

КПТ – комплексная психотерапия, основанная на познавательных процессах человека и его поведении.

На практике она применяется с 60-х годов прошлого века. Ее задача – помочь человеку поработать над негативными мыслями и чувствами, чтобы справиться с психическими проблемами.

Помимо зависимостей, КПТ применяется в лечении сопутствующих заболеваний:

  • тревожного расстройства;
  • синдрома дефицита внимания;
  • биполярного расстройства;
  • обсессивно-компульсивного расстройства;
  • нарушений пищевого поведения;
  • посттравматического стрессового расстройства.

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии. И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли.

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

С какими заблуждениями работает когнитивно-поведенческая терапия

  • Зависимый думает об одобрении со стороны других, но не часто – о семейных проблемах и интересах членов семьи.
  • Он враждебно и с недоверием относится к окружающим, не ждет от них ничего хорошего. Ждет подвоха. В тяжелых случаях наблюдаются мания преследования и фобии.
  • Винит в зависимости не себя, а других людей или обстоятельства. Например, «было неудобно отказаться от выпивки на корпоративе».
  • Думает, что проще избежать жизненных ситуаций, чем потом отвечать за принятые решения. Является сторонним наблюдателем, не предпринимает никаких действий, чтобы наладить свою жизнь.
  • Верит в силу прошлого. Живет в сожалениях о себе и своем поведении. Поэтому в начале лечения пациент боится дальнейшей социальной жизни: вдруг с ней все будет плохо из-за того, что он бывший наркоман?

Как проходят сеансы телесной терапии?

Первая задача телесного терапевта – определить, какие внутренние проблемы мешают в полной мере наслаждаться жизнью и свободно владеть своим телом. Для этого он выявляет проблемную зону – участок тела, где мышцы постоянно и неестественно напряжены, имеются болевые ощущения. Это индикатор, позволяющий понять, что тревожит человека – ведь эта причина вызвала мышечный зажим. Когда удается определить причину, телесный психолог предлагает специальные упражнения, которые помогают снова испытать вызвавшее стресс состояние, чтобы навсегда отпустить его. Признаком того, что старая проблема действительно отпущена, станет тело – оно расслабится, избавившись от зажимов.

Физический контакт при общении терапевта и пациента не обязателен – его наличие или отсутствие зависит от пожеланий пациента. Работа может проводиться и вербально, без прикосновения.

Стоит отметить, что прикосновения обладают высоким психотерапевтическим эффектом, но только в том случае, когда пациент расположен к такой форме общения с терапевтом.

Каким должен быть результат от когнитивно-поведенческой терапии?

Пациент начинает осознавать, что многие вредоносные действия нелогичны. Отрицательные эмоции нерациональны. Он видит, как негативные ощущения берут начало из пережитого опыта или социальной среды. Ему больше не обязательно поступать основываясь на своих паттернах поведениях и употреблять вещества.

Зависимый понимает, почему чувствует себя или поступает определенным образом. Он знает, как эти чувства и действия мотивируют на использование объекта зависимости. Именно это – миссия КПТ, ведь таким образом человеку легче справиться с зависимостью.

Мы помогаем зависимым обнаружить мысли о желаемом веществе (или действии, если речь идет, например, об играх), возникающие «на автомате».

Такая «автоматическая» мысль имеет импульсивный характер и часто является следствием неправильных представлений о себе, неуверенности, чувства страха. Часто люди пытаются заглушить эту моральную боль употреблением спиртного или наркотиков, при помощи азартных игр и т.д.

Постоянное возвращение к болезненным воспоминаниям поможет уменьшить боль, вызываемую ими. После этого люди могут научиться вести себя по-новому, чтобы потребностей в объекте зависимости больше не возникло.

Пациенты освобождаются от аддикции с помощью:

  • избавления от заблуждений о себе;
  • обучения самопомощи с целью улучшения настроения;
  • обучения навыкам эффективного общения;
  • привития навыков управления триггерами – ситуациями, усиливающими тягу к алкоголю и пр.

Техники телесно ориентированной терапии:

Существуют разные методы телесной терапии:

  • массаж,
  • дыхание,
  • различные упражнения, которые можно делать стоя, сидя, лежа.

Целью техник не является «исправление» тела. Они направлены, прежде всего, на осознание тела, возвращение связи с ним.

Часто «побочным эффектом» телесно ориентированной терапии является улучшение фигуры.

Дело в том, что опущенные плечи, неправильная осанка, впалая грудь зачастую связаны не с плохой физической формой, а с психологическими проблемами. Нереализованные желания, загнанные внутрь страхи, комплексы, переживания, эмоции, не находящие выхода, накапливаются в нашем теле, заставляют его сгибаться и костенеть. Когда в ходе терапии негативная энергия высвобождается, тело расправляется, становится пластичным и расслабленным.

Основные техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении зависимости

Специалисты по КПТ применяют специальные упражнения (техники), чтобы больному было легче преодолеть зависимость. Ниже – примеры таких техник.

Фиксация мыслей

Пациенты задумываются над тем, когда у них возникают негативные мысли, и ищут объективные доказательства. Эти доказательства могут быть как подтверждающими, так и опровергающими. Цель – помочь человеку думать более уравновешенно и менее категорично, критически оценивая то, о чем он думают.

Пример негативной мысли: «Мой шеф не ценит меня. Мне нужно выпить, чтобы почувствовать себя лучше».

Эта мысль трансформируется в следующее: «Всем свойственно ошибаться. Я буду учиться на своих же ошибках, и мой шеф будет мне признателен. Мне не нужен алкоголь, чтобы чувствовать себя лучше».

Эксперименты над поведением

Суть этих упражнений – противопоставление негативных и позитивных мыслей. Пациент видит, какие из этих мыслей более эффективны в изменении поведения. Некоторым людям подходит лояльное отношение к себе, а кто-то меняется в лучшую сторону благодаря самокритичности.

Пример: «Если я буду ругать себя после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше» или «Если я буду мягко разговаривать с собой после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше».

Образное представление

Это упражнение подразумевает следующее: человек думает о воспоминаниях, вызывающих у него сильные негативные чувства. Он обращает внимание на все, что видит и слышит во время размышлений, на каждую эмоцию, мысль или импульс, который возникает в этот момент. Часто возвращаясь к болезненным воспоминаниям, зависимый может со временем уменьшить тревогу, вызываемую ими.

Например, он сосредотачивается на болезненном детском воспоминании. Он вспоминает каждую деталь, включая эмоции. При многократном воздействии воспоминания причиняют ему все меньше и меньше боли, уменьшая необходимость заниматься моральным самолечением с помощью наркотиков или алкоголя.

Список приятных занятий

Суть этой техники – составление недельного перечня увлекательных и безвредных для здоровья занятий, чтобы человек разнообразил свои будни. Задания должны быть простыми для выполнения и, конечно, вызывать позитивные эмоции. Это поможет сократить количество стихийно возникающих негативных мыслей, а значит, избежать потребности в объекте зависимости.

Пример: человек устал на работе. Чтобы отдохнуть, вместо выпивки он каждый день расслабляется в течение 15 минут. Он использует это время, чтобы найти и послушать новую песню современного музыканта.

Психотерапевтические техники в работе с клиентамиметодическая разработка

Аннотация

В методических рекомендациях раскрывается понятие психотерапевтических техник, описывается их практическое применение в работе с различными возрастными категориями клиентов. Техники направлены на решение широкого спектра психологических проблем.

Данная методическая рекомендация предназначена для специалистов и психологов-практиков, работающих в центре, специализирующихся в различных областях прикладной психологии и консультирования.

Автор: психолог отделения психолого-педагогической помощи Бюджетного учреждения Ханты — Мансийского автономного округа — Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» О.А. Канева

Пояснительная записка

В последние десятилетия становятся популярными различные психологические техники воздействия на психику и поведение человека, позволяющие адекватно использовать ресурсы психики для достижения поставленных целей. Исследования данной проблемы активно применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе и менеджменте. Они положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб и прочее.

Психотерапевтические техники представляют собой действия, которые служат для выявления и нейтрализации дезадаптивных поведенческих стратегий, с одной стороны, и замены их на продуктивные, ведущие к повышению уровня адаптивности и субъективному улучшению качества жизни клиента, с другой.

Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник: принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

Т.С. Кабаченко в своей книге «Методы психологического воздействия» приводит следующую логическую схему построения психотехнологий:

• Оказывать воздействие на человека при решении самого широкого круга профессиональных задач, а также на бытовом уровне, удается с помощью внешних раздражителей различных модальностей, посредством слова и невербальных стимулов, через регуляцию уровня удовлетворения потребностей человека и вовлечения его в специальным образом организованную деятельность. Перечисленные группы факторов далее мы будем называть средствами воздействия.

• Совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях, мы обозначим как прием воздействия.

• Способы решения определенной психологической задачи, т.е. множество конкретных приемов, образуют метод психологического воздействия.

• Алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, образует технологию воздействия.

Таким образом, психологические технологии (психотехнология, психотехника) можно рассматривать как алгоритм воздействия на психику человека, методы создания определенных переживаний (ощущений, эмоций, воспоминаний), побуждающих субъекта к желаемому действию. В реальности практически все из используемых гуманитарных технологий построены на особенностях человеческой психологии и предполагают воздействие на нее, т.е. содержат в себе элементы психотехнологий.

А теперь перейдем к конкретным примерам психотерапевтических техник и их применению на практике.

Содержание

Психотерапевтические техники в работе с клиентами.

В некоторых случаях реальную помощь способны оказать быстродействующие психотерапевтические техники, которые безопасны только при правильном их применении. Это несложные упражнения на воображение и самовнушение. К помощи воображения мы прибегаем в обычной жизни постоянно: при любой игре, прослушивании приятной музыки, просмотре кинофильмов. Любое искусство невозможно представить без элементов творческого воображения и перевоплощения. А самовнушение используется нами самостоятельно на протяжении всей нашей сознательной жизни.

Надо понимать, что данные техники рассчитаны на получение дополнительных психологических и физических ресурсов в экстремальных условиях и обстоятельствах. А это значит, что в стабильной, нормальной ситуации прибегать к ним не следует по причине того, что если дополнительный ресурс получен, то его непременно со временем придется возвратить. Бесконтрольно стимулировать психологические ресурсы нельзя. Поэтому на свое усмотрение и по собственному желанию делать такие упражнения длительное время без контроля специалиста категорически запрещено. Помните, что одно и то же лекарство может и навредить, и исцелить. То, что хорошо и полезно в тяжелейшие моменты, когда речь идет о жизни и смерти, может быть плохим и вредным, когда критические обстоятельства миновали.

Если во время выполнения техник, вы почувствовали любого рода дискомфорт, необходимо сразу же прекратить упражнение. Еще раз напоминаем, что они рассчитаны на тех, кому необходим дополнительный психологический ресурс.

Упражнение «3 по 5».

Люди нередко испытывают сильный стресс, шок, тревогу, могут терять контроль над собой, впадать в состояние паники, истерики, реально ощущать себя и оценивать свои поступки, отдавать отчет своим действиям, им становится трудно управлять собой и думать о последствиях. Это естественное состояние психологической защиты, но оно не только мешает человеку в такой острой и опасной ситуации, но и может стоить ему или окружающим жизни.

Часто людей тревожат мысли о будущем, неизвестность, усиливающаяся повторным переживанием травмирующих событий. Важно вывести человека из состояния шока, привести его «в себя», чтобы он снова начал воспринимать окружающий мир и контактировать с ним, мог проявлять осторожность, продумывать свои действия и контролировать ситуацию.

Данный метод помогает вернуть человека в реальность. Для этого находящийся рядом должен попросить его:

  • Быстро назвать 5 цветов, которые он сейчас видит перед глазами.
  • Назвать 5 звуков, которые он слышит в данное время.
  • Назвать 5 ощущений своего тела в текущий момент.

После таких упражнений человек обычно возвращается в состояние «здесь и сейчас». При необходимости можно дополнительно хлопнуть ладонями перед лицом, как бы давая сигнал.

Упражнение «Дыхание на обратный счет».

Данную технику можно использовать, чтобы остановить панику, прогнать страх, взять себя под контроль. Первое, что необходимо сделать в случае панической атаки и сильного страха, — успокоиться. Но это легко сказать, а вот как? Конечно, с помощью техники дыхания на обратный счет.

Меры предосторожности — безопасное место.

Лучше начинать упражнение до того, как паника и страх захлестнули.

Закройте глаза. Начинайте глубоко медленно дышать. Не менее 10 дыхательных циклов. Глубокий быстрый вдох — и медленный выдох. Теперь представьте в воображении электронное табло. С цифрой, например, 50 (вообще от 10 до 100). На каждый такой вдох и выдох цифра на табло уменьшается на один. То есть 50..49..48…47.. и так до нуля. Пятьдесят циклов дыхания с глубоким комфортным вдохом и медленным выдохом. Не делайте очень глубокий вдох. Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза. Результат не заставит себя ждать.

В зависимости от условий можно уменьшать или увеличивать количество циклов.

Упражнение «Поплавок».

Когда все вокруг кажется ужасным, наступает отчаяние, теряются силы, хочется сдаться, нет веры в собственные силы, отсутствует всякое желание, одолевает безразличие, человеку необходим хотя бы лучик уверенности и надежды, чтобы разогнать мрачные мысли и чувства, придать уверенность, подавить страх и испуг. Для этого можно использовать следующую технику.

Сначала прочитайте содержание упражнения, потом закройте глаза, успокойтесь и только тогда проделайте его.

Живо представьте, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны, силу ветра, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? Поплавок — ваша душа. Она может всегда бороться со стихией и победить. Так она устроена. И стихия, буря тоже не вечна, утихнет, будет солнце и штиль. Тянитесь вверх. Сейчас надо верить и надеяться, а не отчаиваться.

Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с «застреванием» на личностной проблеме.

Упражнение «Прогони проблему».

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: «Уйди!».

Упражнение «Вращающийся куб».

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение «Стирание негативной информации».

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно «стирать» с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Еще раз напоминаем, что при любом неприятном ощущении сразу необходимо прекратить выполнение любого из перечисленных упражнений.

Арт-терапевтические техники для работы с взрослыми.

Некоторые техники для арт-терапевтической работы в парах.

1. «Рисование в парах». Рисуйте с партнером на листе бумаги. Если вы испытываете затруднения из-за отсутствия «правил игры», можете следовать следующим условиям: один рисует извилистыми линями, другой – прямыми, каждый использует свой определенный цвет или группу цветов, один пытается копировать то, что рисует другой (одновременно).

2. «Каракули Д. Винникота». Нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ. Варианты: нарисуйте символ или образ текущего момента или состояния. Поменяйтесь с партнёром и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им. Затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Аналогично предыдущему, но с выбором темы или, напротив, совершенно спонтанно.

Техники семейной арт-терапии.

1. «Семейный портрет». Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.

2. «Кинетический рисунок семьи». Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д., изобразите себя в любой роли, которую вы играете в семье, изобразите план вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.

3. «Скульптура семейных отношений». Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от , создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. д. Изобразите, «семейное дерево». Части дерева должны символизировать разных членов семьи.

4. «Детские воспоминания». Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем — то же самое в определенный момент вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома». Вашу семейную ситуацию, когда вы были ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).

5. Отношения родителей. Разбейтесь на две группы: «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей… Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.

6. «Эмоциональные портреты». Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть. Вариант: создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы вас видеть.

7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

8. «Проблемы и их разрешение». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь, например, алкоголизм, заболевание, инвалидность, безработица и т. д.

Техники арт-терапии в работе с детьми.

Коррекция эмоционального неблагополучия детей.

  1. «Свободный рисунок в круге».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.

  1. «Рисование по сырому листу».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

  1. «Водный салют».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень — не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.

  1. «Мелки — наперегонки».

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно — быстро) делает штрихи на листе.

  1. «Разноцветье камней».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

  1. «Картины».

Цель: развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.

  1. «Лицо».

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Материалы: шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Орнамент».

Цель: развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

  1. «Семья».

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.

Материалы: шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Зеркальный монстр».

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы: зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.

  1. «Маска».

Цель: осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.

Материалы: заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

  1. «Создание образов в цвете».

Цель: развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.

Материалы: болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. Специалист обращает внимание на характер болванки (характеристика по выбору фигур).

  1. «Маленький жираф».

Цель: раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка внимания и творческого мышления.

Материалы: акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.

Инструкция: после прочтения сказки «Маленький жираф» попросить ребенка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.

Сказка «Маленький жираф» (Сучкова Н.О.).

Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам!! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:

— Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?

Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»

— Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?

— Нет. Я сам!

Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:

— Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!

14. «Рисование на кукле».

Цель: лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы: гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

  1. «Разноцветные листы».

Цель: совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Материалы: четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.

Инструкция: ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.

Заключение

Итак, психология на сегодняшний день имеет очень и очень много техник и методов, — как индивидуальных, так и групповых, — и в начале своего профессионального пути психолог выбирает между ними, но с ростом его опыта он начинает смотреть на психологию как на целое. С этого момента психолог либо начинает использовать все техники и методы — т.е. любую технику, которая подходит под индивидуальность клиента, либо он остается в своем избранном направлении работы — и это направление начинает распространяться и включать в себя множество техник и методов. И психолог тогда становится своего рода артистом, творцом своего пути.

Список литературы

  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  2. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003
  3. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике / Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001
  4. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 1992

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]