Кто Такой Аутсайдер? (Характеристика, Почему Это Плохо)

Обновлено 23 июля 2021 666 Автор: Дмитрий Петров
«Попытки объяснить поражения исключительно недобросовестным судейством, капризами погоды, кознями конкурентов … это удел аутсайдеров». В.В. Путин, президент Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть множество слов, заимствованных в разные времена из других языков и в силу своей специфики не являющиеся интуитивно понятными.

Одним из таких слов стал аутсайдер. Это заимствование из английского, которое уже порядка 60 лет вполне гармонично существует в русской лексике, но многие до конца не понимают, что же это такое.

Поэтому сегодня мы поговорим об аутсайдерах, их положении в обществе, а также узнаем про буллинг и искусство маргиналов. Будет интересно, не переключайтесь…

Кто такой аутсайдер?

Спортсмены хорошо знают, кто такие аутсайдеры. Этот термин пришёл к нам из английского языка. Дословно outsider переводится – «за бортом». Иногда это означает — лишний или посторонний. В спорте аутсайдер – это человек, который проиграл, то есть, оказался «за бортом» соревнований. Также называют и проигравшую команду, выбывшую из состязаний.

Аутсайдер в психологии — это слабый человек, его мнение никого не интересует. В современном деловом мире крупные предприятия монополисты управляют рынком. Убыточные, мелкие предприятия, которые находятся на грани банкротства, считаются аутсайдерами на рынке.

Биржевики-профессионалы считают аутсайдерами трейдеров неудачников, новичков, и прочих любителей, не умеющих правильно оценивать риски.

В мире искусства достаточно сложные критерии оценки шедевров. Сложно предугадать, что станет объектом восхищения критиков и простых зрителей. Невозможно сравнивать «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Квадрат» Малевича, или банан, приклеенный скотчем к стене от Маурицио Каттелана. Однако, есть направление в искусстве, которое считается «Искусство аутсайдеров», называющееся «Ар брют». Изначально так называли работы душевнобольных людей, с серьёзными расстройствами психики.

Позже сюда причислили работы детей и «дикарей» от искусства, то есть тех, кого мастера считают примитивистами. Художник-аутсайдер не имеет профильного образования, не афиширует свою деятельность, и вообще не считает себя художником. Ему не нужны лавры, аукционы и выставки в галерее. Он одиночка, замкнутый в себе, не мечтающий о признании общества и его работы лишь случайно могут быть увидены посторонними.

Девиация как процесс: поэтапная модель девиантного поведения

Второй кейс, который рассматривает Беккер, — это сообщество потребителей марихуаны. Отказываясь от привычного вопроса «Почему кто-то начинает курить траву?», Беккер спрашивает, почему есть те, кто ее не курят, учитывая значительное количество людей, пробовавших хотя бы раз. Такая постановка проблемы приводит социолога к идее поэтапной модели девиантности, иначе говоря, девиантной карьеры.

На тот момент традиционный способ исследования девиантности заключался в поиске переменной или комбинации переменных, которые лучше всего предсказывали бы нежелательное поведение. Беккер идет другим путем. Он настаивает на том, что не все причины действуют одновременно и что паттерны поведения складываются последовательно. Таким образом, лишь изучая каждую из ступеней карьеры, мы можем понять, почему кто-то продолжил (например, курить траву), а кто-то прекратил.

В случае потребителей марихуаны Беккер выделяет три этапа, через которые проходит новичок, прежде чем стать постоянным членном сообщества и «успешным» потребителем. Только когда все этапы будут пройдены, можно говорить о том, что у индивида существует устойчивая мотивация к потреблению наркотика. Иначе говоря, девиантная деятельность предшествует девиантным мотивам, а не наоборот.

«Потребление марихуаны является функцией от индивидуального представления о марихуане и о способах ее использования, представления, которое развивается по мере расширения опыта употребления наркотика».

Говард Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности. М.: Элементарные формы, 2021. С. 61

Сначала новичок изучает правильный метод курения: как скручивать косяк, сколько надо положить травы, как правильно вдыхать дым. Только овладение верной техникой позволяет сформировать представление о марихуане как объекте, который может доставлять удовольствие.

Однако освоение техники не гарантирует получения кайфа. Следующим важным этапом для формирования представления о возможности употреблять наркотик для удовольствия служит умение различать эффекты. То есть недостаточно просто физических и психологических симптомов, потребитель должен уметь указывать на них и осознанно связывать эти эффекты с потреблением марихуаны.

Может быть интересно

Ты что, не можешь нормально жить? Как в обществе возникает норма и ненормальность

И лишь на последней стадии новичок обучается процессу получения удовольствия от курения наркотика. Иначе говоря, приятность эффектов, вызываемых марихуаной, неочевидна. Замедленность, нелинейность мышления, страх — чтобы захотеть попробовать снова, новичок должен решить, что все эти ощущения являются для него приятными и интересными.

Именно успешное взаимодействие с другими участниками сообщества, которые обучают нового члена всем необходимым практикам, а также правильным интерпретациям происходящего, способствует развитию девиантной карьеры и переходу с одной ступени на другую.

Кроме того, Беккер отмечает, что, хотя корректное овладение навыками необходимо для устойчивого потребления, тем не менее оно не является достаточным.

Индивид также обязан научиться справляться с существующими механизмами социального контроля, которые стигматизируют потребление марихуаны, наделяя его статусом аморального и неблагоразумного действия. Сделать это можно через усвоение субкультуры новой группы, которая помогает разработать оправдания для того, чтобы нейтрализовать юридическое и социальное неодобрение.

Так, например, одна из возможных стратегий рационализации, которую выделяет Беккер, зиждется на идее распланированного потребления. Иначе говоря, есть уместное время для потребления и есть неуместное. Такой порядок дает ощущение сохранения контроля над наркотиком, а значит, оказывается для потребителя символом безопасности его поведения.

В том же случае, когда у человека не получается опровергнуть или проигнорировать общепринятые негативные представления о наркопотребителях, он отказывается от потребления. Другими словами, уровень потребления зависит в том числе от того, насколько эффективной оказывается рационализация практики, предложенная новичку в сообществе.

Какие черты характера у аутсайдера?

Аутсайдеры – это люди с низкой самооценкой, не умеющие выбивать себе «место под солнцем». В эпоху всеобщего равноправия общество всё равно распределяет роли в социуме. В каждом коллективе есть лидеры, есть середнячки, и есть изгои. С изгоями никто не считается, их не ценят и тут же о них забывают. Это не хорошо и не плохо, это обычная модель экосистемы, в которой каждая ниша должна быть занята. Конкуренция теряет смысл, если все имеют равные способности и силы.

Аутсайдеры даже не вступят в борьбу, так как заранее уверены в своём проигрыше. Они предпочтут постоять в сторонке и только наблюдать, как жизнь проходит мимо. И это не лень, а страх оказаться в центре внимания, стать объектом насмешек. Застенчивости у аутсайдера в избытке, и она заслоняет собой все таланты, которыми обладает человек.

Часто аутсайдеры завистливы и обидчивы. Они всегда найдут оправдание и не устают жалеть себя. Аутсайдер молчалив и предпочитает жизнь отшельника, сторонясь любых праздников и развлечений.

Структура социальной группы

Любая социальная группа по своей структуре похожа на некую экосистему, заселённую живыми организмами. У каждого организма в этой системе существует своя ниша. Чтобы система нормально функционировала, все ниши экосистемы должны быть заполнены. Недостаток живых организмов в одной из них или переизбыток в другой угрожает жизни всей экосистемы.

Поэтому, если баланс в системе нарушается, то она сама его либо восполняет, либо избавляется от избыточного числа организмов.

Для любой, большой или малой, социальной группы характерно расслоение по тем же нишам. В пустующую нишу группа старается кого-то затолкать, а из переполненной кого-то вытолкнуть. Таким образом группа восстанавливает необходимый баланс.

Пустующая ниша обычно предназначается для аутсайдера. В этой нише не бывает конкурентов, добровольно в неё помещаться никто не желает. Но для равновесия коллектив заполняет ее по своему усмотрению. Обычно туда попадает человек, в чём-то сильно уступающий остальным.

Если место пока пустует, то с большой долей вероятности туда попадёт новичок. Аутсайдер — это тот, кто пришёл в группу последним. Но если ниша к его приходу оказывается занятой, то новенький автоматически перемещается в следующую.

Что делает человека аутсайдером в обществе?

Социум имеет сложную структуру и складывается из многих групп. В каждой группе существует своя иерархия. По аналогии с животным миром, в которой есть растения, бактерии, хищники и травоядные, в обществе принцип тот же. В стае львов всегда есть вожак и есть изгои, а сильные деревья не дают развиваться молодняку в своей тени. К каждой группе есть лидеры и есть отстающие.

Аутсайдер на работе никогда не стремится выделиться. Это безынициативный субъект. Его не приглашают на корпоративы потому, что просто забывают о его существовании. Это тихоня, который сидит в уголочке, не просит прибавки к зарплате, ни с кем не спорит, и молча делает свою работу.

Чаще всего, аутсайдер по жизни не имеет чётких жизненных планов. Он просто плывёт по течению, не пытаясь бороться. Учится и работает там, куда его пристроили родители, да и в брак вступает только по родительскому настоянию.

Важно: не нужно путать понятия инсайдер и аутсайдер. Несмотря на свою схожесть, эти термины имеют абсолютно разное значение. Инсайдер – это человек, владеющий закрытой информацией. Секретные сведения делают инсайдера ценным человеком. Хотя и аутсайдер может быть инсайдером. Ведь и коллектив в супер-секретной службе может состоять из лидеров и аутсайдеров.

Недостатки аустайдеров


Аутсайдер, который обладает выраженными отрицательными чертами, является удобным оправданием для всех, кто этих черт также не лишен. Своей явной или зачастую акцентированной искусственно ущербностью он на себе фокусирует проекцию полного группового «негатива». Такой человек является необходимым элементом баланса полной социально-психологической «экосистемы». Детское сообщество с первых дней существования школьного класса стремится стратифицироваться соответственно с социально-психологическими архетипами. Группа в своем составе избирает самые подходящие кандидатуры на определенную социальную роль и насильно фактически загоняет их в необходимые ниши. На роль аутсайдеров избираются сразу дети с выраженными внешними недостатками, глуповатые, неопрятные и так далее. Первые же их неловкости и промахи ложатся на них несмываемым клеймом, с которым они должны жить много ет в дальнейшем, выступая объектом откровенной травли и насмешек (холодное игнорирование в качестве инструмента отвержения в детском сообществе почти не встречается, так как не соответствует задаче поддержки психологического «гомеостаза»). Экспериментально проверить данную гипотезу можно было бы при помощи следующего – увы, сложно выполнимого – опыта: из дюжины классов различных школ по итогам социометрии отобрать аутсайдров и из них сформировать новый класс. Можно предположить, что в структуре новой группы весьма скоро проявятся собственные «звезды» и собственные изгои. Возможно, аналогичный результат можно получить и при селекции лидеров или гениев.

Аутсайдер – в переводе с английского «посторонний». Данным словом можно обозначить компанию, которая не входит в своей отрасли ни в одно объединение. Аутсайдером также называется лицо, играющее время от времени на бирже и брокер, который не входит в состав членов биржи, но может иметь право работать в биржевом зале, при условии, что он будет выполнять в этом зале общепринятые правила работы.

Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) В русском языке значит “отстающий”. Реже применяется как прямая калька с английского, в значении “находящийся вне чего-нибудь”.

Почему быть аутсайдером плохо?

Буллинг — это ещё одно слово, которое пришло к нам из английского языка и означает травлю, или насилие. Как правило, буллинг не имеет чётких возрастных ограничений, главное условие – наличие коллектива. Травля и насилие может быть как психологическим, так и физическим, а объектом буллинга выступает аутсайдер.

Аутсайдер в школе – это, как правило, новичок или ребёнок с какими-либо отличиями. Лидер коллектива может назначить аутсайдером любого и эта «вакансия» непостоянна.

При исследовании подросткового буллинга были проведены определённые тесты. Исследователи выбрали лидеров из нескольких коллективов, которых соединили в новую группу. Новую команду составили и из выбранных аутсайдеров. Достаточно скоро в этих новых коллективах вновь произошло расслоение на лидеров и аутсайдеров. То есть, в каждой группе есть роли, которые распределяются более сильным лидером, и неважно какое место он занимал в прошлом сообществе. В аутсайдерах может оказаться любой человек, если на данный момент это место вакантно.

Аутсайдерами пользуются лидеры и его приближённые. В школе это может выражаться в требовании денег, выполнении каких-либо заданий от лидера и прочего, что взбредёт ему в голову. Нередко жертва подвергается избиению, насилию, вплоть до применения оружия. Для лидера это способ самоутвердиться за счёт более слабого аутсайдера и повысить собственный рейтинг. Яркий пример аутсайдера представлен в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

Казалось бы, что с возрастом эти «детские игры» проходят и взрослые не сталкиваются с буллингом, однако это не так. Травля становится менее заметной, но более изощрённой. Даже в коллективе педагогов, людей, которые должны сеять доброе и вечное, можно отыскать это деление на лидеров и аутсайдеров. Для аутсайдеров намеренно составляют неудобное расписание, сваливают всю внеклассную работу, находят повод лишить премии, или влепить выговор.

Любой коллектив делится на лидеров, аутсайдеров и свидетелей этого противостояния. «Свидетели» никогда не придут на помощь аутсайдеру из опасений самим оказаться на этом месте. Принимая участие в травле или просто наблюдая со стороны, они также переживают своеобразное психологическое насилие. Чувство беспомощности перед толпой, стыд за собственное поведение, заставляет терять уверенность в себе.

Лидер, вдохновившись собственной безнаказанностью, может перейти черту, которая отделяет «детские шалости» от преступления. Таким образом, от такого буллинга страдают все участники процесса.

Жертва буллинга – аутсайдер, может вырваться из этой ловушки, только перейдя в другой коллектив. И как ни странно, он сам может стать лидером, или «свидетелем» травли в другом коллективе.

Буллинг

Наиболее остро проблема аутсайдеров стоит в детских и подростковых коллективах.

Сегодня травля отверженных называется буллингом, и приобретает несколько иные формы, чем пару десятков лет назад из-за развития информационных технологий.

Травля изгоев существовала в детских группах во все времена – это вовсе не новое явление, дети, как никто подвержены влиянию и могут быть крайне жестокими из-за несформированных этических норм и правил поведения.

Но сейчас издевательства часто перетекают в сетевую реальность подростков, которая имеет огромное влияние на их жизнь. Травля в интернете называется кибербуллинг.

Кадр из фильма «Чучело», 1983 г.

В буллинге всегда есть жертва. Просто непопулярный или замкнутый ребенок-аутсайдер не обязательно становится жертвой травли, буллингом можно назвать только постоянные и целенаправленные акты агрессии в сторону отвергнутого социальной группой индивида.

Как перестать быть аутсайдером?

  • Большинство психологических проблем родом из детства. Нередко родители, сами того не осознавая, воспитывают идеальную жертву, которая будет аутсайдером в любом коллективе. Волевые и деспотичные родители пресекают любые инициативы ребёнка. У него не рисунок, а «каляка-маляки», чашка плохо вымыта, и вообще он «безрукий тупица». Любые его действия критикуются, обесцениваются, и со временем ребёнок закрывается. Он перестаёт даже пытаться проявить инициативу, чтобы не нарваться на очередную порцию критики или оскорблений.
  • Таким образом, родители хотят мотивировать ребёнка работать больше и лучше, но маленьким детям нужно одобрение и похвала, даже за «каляка-маляки». Именно это мотивирует их продолжать пробовать что-то новое и саморазвиваться. Ребёнку важно осознавать свою ценность, сначала от родителей, а потом и в подростковом возрасте в среде сверстников.

Аутсайдером может стать ребёнок, который имеет некоторые физические недостатки или отличия. Это рыжие, альбиносы, низкорослые и слишком полные, дети в очках или с брекетами. Вариантов множество, но эти отличия лишь повод зацепиться. Плохое зрение может иметь несколько человек в коллективе, но не все из них станут аутсайдерами. А лидер может быть толстяком с брекетами, но никто не посмеет над ним насмехаться, из опасений получить отпор. Все зависит конкретно от человека. Конечно, я немного утрирую, но так действительно происходит.

  • Родители прививают комплексы собственным детям, а в школьные годы это закрепляется. Ребёнок уверен в собственной «ущербности» и он готов принимать за это наказание. Большинство попыток суицида совершают аутсайдеры в результате буллинга в коллективе.
  • Аутсайдер – это жертва и именно его слабость, уязвимость, неспособность постоять за себя, провоцирует лидера на агрессию. Он удобен для травли. С первого взгляда на него, видно, что он не пожалуется и не сможет ответить.
  • Чтобы перестать быть аутсайдером, нужно сбросить с себя этот облик жертвы. Следует понять, что даже лидер без поддержки и одобрения толпы станет таким же аутсайдером. Он занимает своё положение лишь потому, что силой и наглостью сумел завоевать признание коллектива. Выступая агрессором, лидер пытается скрыть собственные комплексы.
  • Можно развить в себе лидерские качества и вырваться из «клуба неудачников». Лидер – это харизма, активность, инициативность, общительность и оптимизм.
  • Считается, что харизма — это дар божий, она или есть, или её нет. Отчасти это правда, но при должном упорстве харизму можно развить. Есть множество работ на тему, как развить в себе харизму и этими советами стоит воспользоваться.
  • Не нужно бояться новых свершений. Все учатся на своих ошибках и это нормально. Не стоит ругать себя за них, так как именно они дают тот самый ценный опыт, который необходим каждому.
  • Важно преодолеть свою замкнутость и стеснение. Следует найти людей по интересам и постепенно расширять свой круг общения. Постоянные тренировки помогут даже самому скромному молчуну стать коммуникабельным человеком.
  • Оптимизм является свойством характера, приобретённым в ходе эволюции. Именно оптимизм помог нашим предкам выжить и это качество можно в себе развить. Оптимистичный настрой помогает легче справляться с неприятностями, и без страха смотреть в будущее.
  • Простите себе все ошибки и научитесь любить себя. Просто так, без повода, просто потому, что вы есть. Примите себя со всеми своими недостатками, достоинствами и талантами. Идеальных людей не существует, и всё зависит от того, как они сами себя позиционируют в обществе.

Жизненный сценарий

Люди, обвиняющие в своих неудачах злой рок, отчасти правы. Только виноват не злой рок, а жизненный сценарий (он же судьба). Но сценарий можно изменить, переписать, скорректировать. А это значит, что все зависит от самого человека. Давайте разберемся, что же такое жизненный сценарий.

Сценарий жизни каждого человека пишется его родителями и социальной средой развития. К шести годам жизни ребенка база сценария сформирована. В дальнейшем человек будет незначительно отклоняться от него, но в целом все события и встречи в жизни уже предрешены. Существует несколько видов сценариев, но в рамках данной темы интересно деление на сценарии неудачников и сценарии победителей.

Сценарии победителей

Победители умеют ставить цели и всегда их добиваются. Они уверены в себе, открыты, общительны, искренни и активны. Принимают и любят себя, жизнь, других людей. Победители живут в гармонии с собой и миром. Они легко преодолевают неудачи, воспринимают их как опыт и базу для будущих побед. Со стороны кажется, что у таких людей все идет как по маслу, складывается само собой.

Такие люди, как правило, были желанными детьми. Их любили и поддерживали. К их потребностям относились внимательно, им разрешали выражать свои чувства, давали свободу во всех ее проявлениях. Все начинания ребенка поддерживались. Родители говорили ему: «мы тебя любим», «мы верим в тебя», «ты справишься», «ты хороший» и т. д. Как правило, родители победителей и сами являются победителями.

Сценарии неудачников

Другим детям повезло меньше. Их родители придерживались другого стиля воспитания, неотъемлемой частью которого было порицание и подавление или гиперопека. Как и в сценарии победителя, ребенок усваивает нормы и правила поведения, демонстрируемые родителями.

Только пример абсолютно противоположный. В семье царит запрет на выражение чувств и эмоций, потребности ребенка постоянно подавляются. Родители не умеют разговаривать друг с другом, не хотят заниматься ребенком. Они постоянно твердят: «у тебя не получится», «куда лезешь», «выкинь это из головы», «ты всегда будешь неудачником», «у всех нормальные дети, а ты» и прочее.

Неудачники не готовы к жизни.

Они не знают себя, а соответственно не знают, чего хотят от жизни. Потому они не умеют ставить цели. Неудачники не уверены в себе, а потому они не умеют достигать целей. В любой ситуации неудачник думает «все равно ничего не выйдет», а потому даже не пытается что-то сделать. Неудачники становятся аутсайдерами жизни.

Они запрограммированы на саморазрушение, постоянно устраивают внутренний саботаж, создают ситуации неуспеха. Они берут непосильные задачи или слишком много обязанностей, с которыми не справляются, а потом думают: «как всегда», «нет в жизни счастья», «в этом весь я», «опять я за старое».

Они часто болеют, страдают зависимостями. Им сложно найти работу, удержаться на ней и тем более добиться повышения, роста. Неудачники часто напиваются с горя и голосом родителя говорят сами себе: «ты все равно ни на что не способен».

Однако нескончаемую череду неудач они воспринимают как случайность или злой рок.

Они не признают свою ответственность, потому что просто-напросто не видят ее, не замечают закономерностей и связи с прошлым.

Неудачники выходят из семей, где родители являются такими же неудачниками. Потому алкоголизм или преступный образ жизни обычно передается из поколения в поколение. Однако так бывает не всегда, любой человек может сломать сценарий и стать победителем, если захочет. Прошлое не предопределяет будущее. Оно зависит от самой личности.

Девиация: от действия к оценке

Таким образом, рассматриваемые Беккером примеры, казалось бы — такие разные по своей природе, позволяют увидеть, как устанавливаются моральные границы в обществе, насколько они подвижны и социальны по своей природе. Беккер переопределяет понимание девиации, показывая, что она есть не только следствие нарушения нормы, но и следствие реакции на нарушение.

Такой взгляд позволил в очередной раз расширить поле социологической науки, показав, что при анализе девиантного поведения надо брать в расчет не столько личность действующего, сколько социальный контекст. Отныне девиантность — не одна из характеристик человеческой природы, но особенность организации общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]