Снежный ком
Эта одна из самых популярных психологических игр на знакомство. Любой человек, попадая в незнакомое окружение, немного теряется и начинает стесняться. Особенно часто это случается у подростков. Чтобы снять этот психологический барьер и помочь людям нормально общаться, можно сыграть в веселую игру под названием «Снежный ком». В чем ее суть? Люди становятся в круг. Ведущий озвучивает свое имя. Человек, который стоит справа от ведущего, повторяет ранее услышанное имя и произносит свое. Следующий стоящий должен проговорить уже три имени. Такая игра может и не помочь быстро запомнить имена всех присутствующих, но она точно поможет тронуться льду, и люди начнут чувствовать себя более раскованно. А именно это от такой быстрой терапии и требуется.
Спокойные игры
Руки вверх
Подготовка | Задание |
Игроки распределяются на 2 команды, каждая из которых рассаживается по одну из сторон стола. | Капитаны садятся с краю. У одного из них – монетка, которую нужно передать незаметно для противников следующим игрокам. Таким образом, монетка передвигается из рук в руки от одного участника к другому, пока капитан противников не крикнет «Руки вверх!». Игроки первой команды поднимают вверх руки, зажатые в кулаки. После этого капитан противников говорит«Руки вниз!». Участники опускают руки на стол, повернув вниз ладони, стараясь, чтобы спрятанная монетка не звякнула при этом. Любые два участника противоположной команды отгадывают местонахождение монеты. Если они определяют верно, то монета отправляется к ним. Если нет – остается у первой команды. |
Что еще почитать: Детская игра — «Лохматый пёс» — Чем занять ребенка в 21 веке
Торговец
Подготовка | Задание |
Каждый участник получает по 10 монет. | Игроки убирают монеты в карман, оставив несколько из них в кулаке. После этого подходят к другим участникам и те отгадывают, сколько монет зажато в кулаке соперника. Если игрок отгадывает, то противник отдает монеты ему. Если он называет неверное число, то должен будет отдать противнику разницу между названным и действительным количеством спрятанных монет. Например, противник спрятал 3 монеты, а игрок назвал число «5». В этом случае он должен отдать 2 монеты. Побеждает тот, кто соберет больше монет. |
Угадай-ка
Подготовка | Задание |
Участникам выдается кусок пластилина или глины. В центре ставится шляпа: в ней лежат бумажки с названиями различных животных. | Участники по очереди вытягивают бумажку, читают, что на ней написано, а затем лепят из пластилина животное. Через 2 минуты они показывают то, что получилось, а остальные игроки отгадывают, что было написано на бумажке. Кто отгадал – получает балл. Участник, набравший больше баллов, чем остальные, побеждает. |
Зиб. Зэб. Заб.
Об этой игре я услышала впервые от своих детей, никогда раньше в нее не играла. Эта забава способствует развитию быстроты реакции и наблюдательности.
- Опять же игроки становятся в круг.
- Первый игрок резко выбрасывает руку в перед, указывая на кого-нибудь из стоящих в кругу и громко говорит: «Зиб!»
- Тот игрок, на которого указал игрок номер один, так же резко выкидывает вперед руку, указывает еще на кого-нибудь и говорит слово «Зэб!»
- Этот третий игрок опять же указывает на кого-нибудь резко выкинутой рукой и произносит: «Заб!»
- И так далее: «Зиб! Зэб! Заб! Зиб! Зэб! Заб!..» Важно, чтобы этот ряд не нарушался.
Мне эта игра показалась ну очень простой. Но Александра сказала, что не так-то все просто, как кажется. Во-первых, можно зазеваться и не заметить, что указали именно на тебя. А во-вторых, можно (и это случалось часто) сказать вместо «Зиб», например, «Заб», то есть сбиться с ряда. Тот, с кем это случается, из игры выбывает.
Где монетка
Игра, направленная на развитие наблюдательности. Итак, все игроки встают в круг и соединяют ладони таким образом.
Правая ладонь лежит на левой ладони игрока стоящего справа, а на левой ладони игрока лежит правая ладонь игрока стоящего слева.
Если не понятно предыдущее предложение попробуйте перечитать его еще раз или два.
- Сначала ведущий выходит за дверь, а кто-то из игроков берет в руку монетку и прячет ее в ладошке.
- Когда ведущий возвращается, участники игры начинают передавать друг другу монетку по часовой стрелке. Из руки в руку. Из ладошки в ладошку.
- Задача ведущего определить, у кого же в руках на данный момент находится монетка.
Все было бы очень просто, если бы не одно но. Дело в том, что движение руками совершает не только тот, у кого монета находится в данный момент, а вообще все участники. То есть складывается впечатление, что у каждого игрока есть монета и все они передают эти монеты соседу слева.
Если ведущий определяет правильного держателя монеты, то этот игрок становится ведущим, а ведущий становится в круг.
Лягушка
Эта игра чем-то похожа на предыдущую.
- Все стоят в кругу.
- Ведущий выходит за дверь.
- Игроки, пока ведущего нет, договариваются о том, кто из них будет «лягушкой». Ведущий возвращается и встает в центр круга. Его задача определить, кто же назначен на роль «лягушки».
- Что делает лягушка? Лягушка показывает язык (высовывает и засовывает обратно). Но делает это только тогда, когда ведущий на нее не смотрит, например, когда он поворачивается к «лягушке» спиной. Ну а когда тот, кто водит поворачивается к «лягушке» лицом, то она старается ничем себя не выдать.
Бывает, что ведущий поворачивается именно в тот момент, когда «лягушка» еще не успевает спрятать язык.
Бывает, что «лягушку» выдают взгляды других участников игры, которые на нее смотрят. Так что здесь ведущему нужно быть очень внимательным и учиться читать по лицам, «лягушке» нужно быть осторожной, чтобы не попасться, ну а остальным игрокам нужно сохранять невозмутимость.
Не задень!
- Играющие становятся в круг, крепко держась за руки.
- В середине круга в произвольном порядке, примерно на расстоянии 50 см одна от другой, расставляются кегли.
- По сигналу судьи каждый играющий, не разжимая рук, старается натолкнуть на кеглю своих соседей.
- Как только первая кегля будет свалена, игра приостанавливается. Кегля ставится вновь, а игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры.
- Остальные, взявшись за руки, по сигналу возобновляют игру.
Следует помнить, что наталкивать разрешается только руками, не отпуская рук соседей. И еще: если игрок, не уронив кеглю, три раза разорвал цепь (отпустив руку), он выбывает из игры.
К концу игры, когда число участников станет небольшим, можно уменьшить количество кеглей и расстояние между ними.
Обратные вопросы
Психологические игры – это возможность получить полезные знания в простой форме. Техника обратных вопросов помогает человеку выиграть время перед тем, как его собеседник начнет загонять своего оппонента в тупик. А также эта техника поможет человеку уходить от неприятных ему вопросов или перескакивать на более знакомые темы. Как же можно преобразовать такой психологический тренинг в игру? Просто. Следует разбить участников на две команды. Ведущий вызывает одного человека. И теперь все люди из противоположной команды начинают задавать вопросы. Они могут быть как на какую-то заданную тему, так и произвольными. Задача человека — ответить на вопрос вопросом. Ведущий записывает, сколько ответов у участника получится дать за минуту. Когда время истекло, выходит человек из другой команды, и соответственно вопросы уже задаются ему. Итоги подводятся тогда, когда все люди из команд выступили. Эта психологическая игра для взрослых подходит так же, как и для подростков. Никогда не поздно улучшить свои ораторские и коммуникабельные способности.
Трансформационные психологические игры
4. Проектные и деловые игры
Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.
Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.
Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.
Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.
5. Психологические акции
Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» — это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.
Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.
Дорога жизни
Подросткам всегда сложно рассказывать о себе. И чтобы им как-то помочь это сделать, можно провести психологическую игру. Название у нее соответствующее: «Дорога жизни». Смысл игры заключается в том, что каждому участнику выдается карандаш и лист бумаги. За 10 минут человек должен нарисовать дорогу и затем нанести на нее отметки, которые будут изображать главные моменты и события в жизни человека. Причем сюда можно включить все – от самого первого воспоминания до всех медалей и грамот, которые были получены в последний год обучения. Люди на таких картах рисуют самое приятное и лестное. А затем с этой дорогой жизни нужно будет выступить перед другими. Нужно рассказать окружающим обо всех пометках с листка. Это сделать психологически просто, ведь человек любит выставлять себя в приятном свете.
У подобной игры можно сделать и еще один уровень. Здесь нужно будет на обратной стороне листка нарисовать еще одну дорогу и опять сделать отметки. На них следует написать то, чего вы хотите добиться и в какой последовательности. Это будет своеобразный план вашей жизни, маршрут местности, который может оказаться неточным. Но ведь лучше иметь какую-то карту, чем не иметь никакой.
Что будет, если…
Психологические игры для подростков бывают разными. Одни из них помогают познакомиться с ровесниками, другие помогают наладить общение, а третьи развивают человека как личность. Игра «Что будет, если…» именно из таких, философских. Она заставляет подростков подумать над теми жизненными вопросами, над которыми они еще не задумывались в силу возраста. А ведь принять решение все равно придется, и лучше сделать это обдуманно, чем потом разрешать проблемы в спешке и на ходу. Так какие же правила игры? Ребята делятся на две команды. Ведущий по очереди задает сложные вопросы командам, и каждый из участников по очереди дает ответы. Соответственно, выигравшей командой считается та, которая соберет наибольшее количество очков. Какие здесь можно задавать вопросы? Вот образцы:
- Что ты будешь делать, если случится наводнение?
- Что будет, если люди перестанут работать на нелюбимой работе?
- Что будет, если человек всегда будет говорить правду?
- Что ты будешь делать, если родители разведутся?
- Что будет, если люди научатся читать мысли?
- Что будет, если люди смогут летать?
- Что будет, если животные научатся разговаривать?
Какой смысл в психологических играх?
Игры, направленные на психическую деятельность, дают много возможностей по совершенствованию себя и своего окружения. Но даже откинув абстрактную пользу – они просто интересны и позволяют весело провести время в компании, не требуя специальных навыков или материалов.
Пристальное внимание на подобные мероприятия следует обратить родителям и педагогам, чья занятость связана с развитием высших психических процессов детей и подростков. Да, мозг человека способен развиваться в течение всей жизни, однако в более молодом возрасте тренировки даются гораздо проще, что сулит в будущем успех в решении разнопрофильных задач.
Итак, какую пользу можно извлечь, играя в психологические игры?
Развивать социальные навыки и организаторские способности: взаимодействовать с членами команды придется постоянно – это неотъемлемая часть игрового процесса.
Корреляция здесь прямая – позитивное и активное проявление каждого из участников принесет не только приятные эмоции, но и вполне измеримые результаты.
А если есть реальная возможность возложить на себя роль организатора, то пренебрегать подобным шансом не стоит, отказ от полезной практики губителен для личностного роста. Пусть даже у вас отсутствует должный опыт, и вы будете допускать некоторые ошибки: тормозить или путаться. Не переживайте, это совсем не страшно, ведь все действия происходят в игровой форме, группа всегда постарается вас понять и поддержит в затруднительном положении.
Тренировать мозг. В первую очередь это касается памяти, речи, мышления, восприятия, воли, внимания, чувств и эмоций.
Приятно провести время: взрослым после дня, насыщенного событиями и проектами, отнюдь не обязательно садиться в позу лотоса и погружаться в беспробудную медитацию. Психологические игры являются действенным средством релаксации, это замечательная альтернатива неактивному отдыху.
Возможность разобраться в круге своего общения и сблизиться с приятными людьми: на протяжении игры можно наблюдать раскол масок на лицах знакомых, коллег, друзей. Это может проявляться по-разному: одни продемонстрируют невероятную волю, стремление, лидерство и умение трудиться в команде, другие же могут вывернуть свои негативные качества наружу, типа стеснения, страха, праздности и эгоцентризма. Именно поэтому рекомендуется вводить психологические игры в жизнь коллектива (семейного, рабочего, товарищеского) – это нескучный и действенный способ поспособствовать сплочению группы.
Мафия
Одна из самых популярных психологических игр для детей – это «Мафия». Правила ее очень просты. Есть мирные жители, а есть мафия. Задача мафии — убить мирных жителей, задача мирных жителей – вычислить мафию. У этой игры есть различные вариации. В нее можно включать и другие роли, если позволяет количество игроков. Например, комиссар и доктор – это те персонажи, которые создают в мафии дополнительную динамику. Эта психологическая настольная игра давно уже стала неотъемлемой частью практически любой вечеринки. И это очень хорошо. Дети учатся наблюдательности, начинают лучше узнавать друг друга и смотрят на то, как их товарищи врут. Это поможет в жизни. Ребята смогут распознавать ложь и быстро выводить человека на чистую воду. А главное — они научатся красиво и четко выражать свои мысли, а еще смогут лучше понимать окружающих людей, причем даже малознакомых.
Треугольник Карпмана
Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.
По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.
«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает «верить» в ее подлинность для создания хорошего спектакля».
Прятки в темноте
Все люди любят игры. И даже вырастая, не каждый человек теряет в себе ребенка. Поэтому психологические игры для подростков могут быть образованы из всем известных забав. Например, можно модернизировать прятки и сделать из них прятки в темноте. Как проводить такую игру? Всем детям завязывают глаза и раскручивают их. А теперь подростки должны ходить по комнате, натыкаться друг на друга и угадывать на ощупь, кто стоит перед ними. Причем голос использовать можно только в том случае, когда оглашается имя. Человек, которого отгадали, выбывает. Поэтому, если подросток имеет слишком специфическую внешность, ему будет проще убежать, и это правилами не запрещено. Игра помогает детям раскрепоститься, улучшить свое образное мышление и стать более открытыми.
Тренинговые упражнения для дошколят
Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.
Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик»
Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.
На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.
Тренинг-игра «Я твой друг»
Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.
В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.
Тренинг «Какая ты, Клякса?»
Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.
Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).
А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?
Психологическое упражнение на самоконтроль
Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.
Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.
Перестановка
Психологические игры для детей бывают направлены не только на улучшение коммуникативных способностей или на раскрепощение личности. С помощью развлечений можно улучшить интеллектуальные способности ребенка. А также можно развить бдительность, интуицию и внимательность. Но это случится только при условии, что подросток пойдет на контакт и будет вкладываться в игру с энтузиазмом. Польза от такого рода развлечений будет даже в том случае, если ребенок станет безучастно сидеть на стуле и внимательно наблюдать. Но одно дело понять головой, а другое дело участвовать, непосредственно общаться со сверстниками и учиться находить со всеми общий язык.
Психологические игры и упражнения могут улучшить память. И самый простой способ это сделать — задействовать ребят и превратить скучные упражнения в увлекательную игру. Выбираются два человека: один будет ведущим, а другой участником. Участник выходит из комнаты, а в это время его товарищи из своих тел строят композицию. Затем человек входит. Его задача – запомнить за две минуты расположение всех людей. Теперь участник выходит, и ведущий меняет трех членов композиции местами. Задача человека, чью память испытывают таким изощренным способом, — определить, какие перемены произошли, и вернуть всех людей на их первоначальные места.
Можно ли доверять
Психологические игры и упражнения могут быть направлены на улучшения отношений в коллективе. Подростки станут лучше общаться, если смогут доверять друг другу. Но доверие – ценный подарок, и кому попало человек не будет его раздавать. Поэтому нужно сделать так, чтобы дети смогли доверять. И как известно, доверие возможно только в совокупности с периодическими проверками. Так вот, вы можете провести своеобразную психологическую игру-хоррор. Что же детям нужно сделать? Членов группы следует разделить попарно. Теперь можно выстроить детей в две шеренги, одни должны стать за спинами других. А теперь, поочередно, подростки, стоящие в первом ряду, должны падать на руки сзади стоящим. Сделать это психологически очень сложно. Поэтому ведущий должен внимательно смотреть, чтобы не мухлевали ни первые, ни вторые. Падающий должен быть полностью расслаблен, и ему следует сказать, чтобы он не сгибал колени. А вот второй человек должен быть сосредоточен и готов поймать впереди стоящего. Когда первая шеренга вся упадет, подростки меняются местами. Теперь падают те, кто ловил, а ловят те, кто падал.
Психологические игры для подростковматериал по психологии
- Психологические игры для подростков
Вначале потренируйтесь открываться в своих чувствах, описывать их. Делиться чувствами — значит доверять. Доверять — рискованно: могут ударить в ответ, не понять вас, воспользоваться полученной информацией во вред вам. И всё же рискуйте. Только так вы сможете получить ответное доверие, любовь. Делитесь также событиями своей жизни, проблемами («Микрофончик»). Условие глубокого доверительного общения — грамотное общение и слушание. Параллельно работе с чувствами и доверием освойте технику общения: она вкратце изложена в правилах. Это обеспечит безопасность отношений во время делёжки чувствами и проблемами. Научиться лучше «читать человека» помогут упражнения-гадания («Враги», «Я среди людей»). Каждому хочется знать, какое впечатление он оказывает на окружающих («Какой я в межличностных отношениях?»). Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки. Для них упражнение «Хвастовство», «Мои сильные стороны».
Микрофончик.Цель :открыться, довериться. Сидя в кругу.Вводная: Эта ручка не простая. Это — микрофончик. Он пойдёт по кругу. К кому попадёт, тот говорит о себе. Желательно коснуться самой важной проблемы. Можно начать со слов «Моя основная проблема в том, что…». В меру доверия, в меру открытости на настоящий момент. Передавайте любому, кто интересен или малопонятен.
Круг чувств.Цель: открыть свои чувства. Круг. По кругу слева направо называете имя, говорите о тех чувствах, эмоциях, которые у вас внутри есть «здесь и сейчас». Не описывайте события, факты. Включайте воображение. Передайте чувства через ощущения:
зрительные — цвет , с переливами, в движении, образ реальный (отвращение как жаба, радость как солнышко), фантастический, природа…
звуковые — мелодично, резко, ритмично…
тактильные — колючее, острое, мягкое, горячее…
запахи — роза, духи, мята, ёлка…
Знакомство.Цель: познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых. Круг. Бумага и ручка у каждого. Ведущий читает вопросы (могут быть поверхностными или же глубокими — их придумывает ведущий). Отвечайте (письменно) откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают другие. 1. Кто ваш любимый поэт? 2. Какой ваш любимый цвет? 3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 1 4. Какое время года вы любите больше? 5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали? Собираются листы. Ведущий по очереди читает ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает себя, если нет — остается анонимным.
Хвастовство. Круг.Задача: Научиться думать о себе в положительном ключе, меньше критиковать себя за недостатки, повысить свою самооценку. 1) Читаю своё хвастовство (чем «наглее», тем лучше) о себе… 2) Вводная: Запреты хвастаться. – А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастаться нехорошо!”, как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Учитель года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”. Предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”… Но хвастовство хвастовству рознь!
- Чёрное хвастовство. В ущерб другому. Я – лучше, ты – хуже. Часто не своими заслугами, а заслугами близких (А у меня БМВ есть, а у тебя – нет).
- 2) Белое хвастовство. Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. (А у меня в квартире газ… а у меня в кармане гвоздь…). В соревнованиях честных, учёбе, игре… С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем. Привыкаем себя недооценивать, не любить… Варианты: — по кругу… — соревнование «Кто хвастливей?» в парах… — стенка Ж. на стенку М. (садятся в линию напротив и по очереди хвастаются). Техника (для раскачки, чтоб во вкус войти): Со слов начинать (быстро-быстро) «А у меня есть… то-то. А я ….. такая-то». Пусть «поскользят» от белого к чёрному и наоборот. Можно привирать, выпендриваться, больше куражу. Важно всё это делать осознанно! Тем, кто затрудняется, помогает круг: “Вадик сам сделал радиоприемник!”, “Лариса победила на городском танцевальном конкурсе!” 2 3) Дележка: – Как себя чувствуете? – Хорошо! Тут же у ребят появляется идея: “А давайте проведем выставку собственных достижений в классе — вон сколько у нас умельцев!” 4) Для закрепления – упражнение – «Брачное объявление».Мои сильные стороны. 1. Задание: Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что — он любит, ценит, принимает в себе, — даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность…) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься). 2. Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит. — если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели: — остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Враги.Задача: Научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими. Круг. Один доброволец — в центре круга. 1) Вводная: Задние: Сейчас погадаем. Группа — пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их: — возраст… — социальное положение… — психологические характеристики… — в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в» центре… 2) Находящийся в центре круга — анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников. 3 3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.
Я среди людей. 1. Выбираем водящего. 2. Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях: Главные впечатления: первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные? Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается). Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы.
3. После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ. Водящий выходит за дверь. Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает.
- Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа. … Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все.
5. Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память. Вопросы ему: Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе. Потом следующий Водящий — и т.д.
Какой я в межличностных отношениях? (вариант простой) Качества, важные в межличностных отношениях. Раздаются листочки и зачитываются.
На листочке :
Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.
Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.
Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление «идти вперед», развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.
Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.
Дипломатичность — умение обходить «острые углы» и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.
Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем. Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет? Обсуждение качеств добровольца.
Какой я в межличностных отношениях?(вариант посложней) Вводная: Я среди людей — какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить — если сочтет нужным. А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки — все это возьмете на этом столике. Кроме этого, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты чтобы все сидели и были готовы. Мои плюсы и минусы.
Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете «плюс», слева сверху — «минус». Ваше первое задание: там, где плюс, выпишите свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей.
Слева, где минус, вы пишите свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу — 5 минут! Пожалуйста. ..
. 9 Качеств, важных в межличностных отношениях. Рассказываю-поясняю-комментирую листочек с 9 качествами.
На листочке:
Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.
Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.
Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление «идти вперед», развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.
Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.
Дипломатичность — умение обходить «острые углы» и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.
Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем. Раздаю. Обсуждение качеств.
Листки за спиной. А теперь возьмите листки, прикрепите себе за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими.
Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете — и я рекомендую вам это- не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова — вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые. 15-20 минут под музыку.
По окончании — все снимают листки. Садимся в круг. Прочитайте, что написали зачитайте . По очереди (если есть время) скажите общее впечатление. Если хотите задайте вопросы по тому, что им написали. Источник: «Психология для жизни «( kontakti.narod.ru )
Конфликтная ситуация
Думаете провести психологическую ролевую игру? Обратите внимание на конфликтные вопросы. В чем польза от данных заданий? Очень редко человек может быстро сориентироваться в необычной ситуации. Мысли сбиваются, люди начинают паниковать и как результат – совершают необдуманные поступки. А вот если человек сможет проиграть странные и непонятные ситуации у себя в голове, ему будет проще сориентироваться в жизни. Именно для этого и были придуманы трансформационные психологические игры. Не бойтесь проводить их с подростками. Разберем на примере «Конфликтных ситуаций». Эта игра довольно простая. Выходят два добровольца. Ведущий задает любую ситуацию, например, как ты себя поведешь, если твой одноклассник ударит тебя рюкзаком по голове. Один из добровольцев станет жертвой, а другой нападающим. Теперь задача игроков — без ссоры и оскорблений выйти из этого положения. Но такие игры можно проводить не только с подростками. Взрослые не реже сталкиваются со сложными жизненными ситуациями. Заранее их предугадывая и решая, человек себя будет чувствовать более уверенно.
Равносторонний треугольник
Интересные детские психологические игры можно проводить, чтобы сплотить коллектив и научить ребят работать в команде. Дело в том, что большинство детей – эгоисты. Они привыкли быть центром вселенной. И им очень трудно осознать, что это не так. Поэтому чем раньше научить ребенка делиться и сотрудничать с ровесниками, тем лучше. А делать это проще всего в форме игры. Для этой цели отлично подойдет забава под названием «Равносторонний треугольник». Как в нее играть? Детям завязывают глаза и их запускают в комнату. Помещение пустое, за исключением лежащей на полу ленты. Лента довольно длинная, а ее концы связаны друг с другом. Получается такое большое замкнутое кольцо. Задача детей — растянуть ленту в треугольник. Каждый из ребят должен походить по комнате и найти на полу лежащий материал. Когда все дети возьмут в руки ленту, им нужно будет скооперироваться и выстроиться так, чтобы образовать равносторонний треугольник. А как же это сделать? Ребята должны ориентироваться на голос. Или же можно назначить одного человека, который должен шагами измерить расстояние от одного угла треугольника до другого. Но подсказывать эту идею детям нельзя. Они должны догадаться сами.
Игры-бродилки: 52 шага к цели
«Игры-бродилки: 52 шага к цели» — сказкотерапевтические упражнения и игры, в рамках работы по достижению заданной цели.
Для работы можно пользоваться картой сказочного мира.
- Выбираем способ поддерживать свою мотивацию
- Великая сила календаря
- Формируем себе одну новую привычку
- Ежедневные аффирмации
- Укрепляем силу духа + итоги четырех недель.
- Рискнем? Рискнем!
- Определяем десять благих перемен в жизни
- Прикоснемся к чаше ожидающих нас благ
- Строим панораму своего успеха + итоги четырех недель.
- Насладимся самим процессом
- Вдохновляемся
- Доказываем делом, что верим в свои силы
- Вдохновляемся, вдохновляя других + итоги четырех недель.
- Составляем контрольный список дел
- Вливаемся в группу
- Просто скажем «Нет». И точка
- Измеряем свои усилия + итоги четырех недель.
- Бросаем перчатку самим себе
- Совершаем невозможное
- Обзаводимся еще одной ежедневной привычкой
- Дополняем новую привычку действием + итоги четырех недель.
- Призовем на помощь силу цифр
- Подыскиваем себе товарища
- Учимся ценить каждую минуту
- Пообщаемся с объектом восхищения + итоги четырех недель.
- Привыкаем к новой роли
- Погружаемся в истинные реалии успеха
- Отважимся на риск!
- Визуализируем свой успех + итоги четырех недель.
- Начинаем новый отсчет!
- Включаем барометр настроения
- Читаем, чтобы расти
- Ищем приятный способ добиваться цели + итоги четырех недель.
- Определяем, ради чего мы добиваемся своей цели
- Выбираем по одному камушку на каждый день
- Тест-драйв своей мечты
- Сами выберем себе мучение + итоги четырех недель.
- Поделимся с теми, кто менее удачлив
- Попадемся в тенета своей одержимости
- Подключаемся к своему источнику вдохновения
- Пополним копилку новых привычек + итоги четырех недель.
- Отметаем все постороннее
- Повышаем ставки, идем ва-банк
- Заполняем лакуны времени позитивной энергией
- Используем свои 12 минут с умом! + итоги четырех недель.
- Готовимся добыть победу
- Записываем все, за что испытываем благодарность
- Напишем о человеке, которому вы признательны
- Сохраняем импульс движения + итоги четырех недель.
- Засеваем последние семена года
- Планируем цели на следующий год
- Финальное упражнение. Празднуем победу! + итоги.
Как много мы знаем друг о друге
Эту психологическую игру на сплочение нужно проводить с ребятами, которые уже знают что-то друг о друге. Отлично подойдет забава для проведения ее на классном часу в школе. Подростки часто разбиваются на маленькие компании и общаются по 4-5 человек. И чтобы сделать эти небольшие группки сплоченными, можно провести викторину. Преподаватель, который будет выступать в роли ведущего, должен заготовить по 5 вопросов относительно каждого ученика. А затем следует разбить детей на команды. Делить ребят следует по принципу: кто с кем не общается, тот и попадает в одну команду. А теперь следует провести викторину. Ответ на каждый вопрос команда придумывает сообща. Таким образом, у детей будет шанс сблизиться и побольше узнать о своих одноклассниках. Причем информация, которая будет усвоена таким образом, отложится в памяти намного лучше, чем если бы каждый человек просто делал краткий обзор о себе. Такую викторину можно проводить не только для того, чтобы познакомиться. Вопросы можно задавать из различных областей знаний. Главное — на каждую такую викторину перемешивать ребят в командах. Благодаря этому подростки будут иметь возможность поближе познакомиться со своими одноклассниками.
Крокодил
Все любят пантомимы. Да, многим больше нравится их отгадывать, чем показывать. Социально-психологическая игра «Крокодил» помогает подросткам раскрепоститься, а также весело скоротать свободное время. Благодаря тому, что приходится выступать перед большим скоплением незнакомого народа, ребенок будет приобретать навыки работы с публикой, а также навыки актерского мастерства. Ведь показать пантомиму довольно сложно. Тем более, что подростки уже не дети, и они могут загадывать своим друзьям такие сложные слова, как атомная электростанция. Показать это понятие без того, чтобы не применить фантазию, просто невозможно. В «Крокодила» можно играть по-разному. Например, все присутствующие могут разбиться на две команды и отгадывать пантомимы на время. А можно играть, когда каждый человек отвечает за себя сам. Во втором случае очки считать не нужно. В первом варианте интереснее будет играть, когда ведущий будет подсчитывать баллы. Обязательно перед началом игры следует озвучить правила. Показывая пантомимы, нельзя использовать голос, а также нельзя показывать пальцем на предметы, находящиеся в комнате.
Что такое игра?
Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.
Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.
Функции игровой деятельности таковы:
- Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
- Коммуникативная – способствует общению;
- Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
- Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
- Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
- Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
- Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.
Переписываем сказки
Эту психологическую игру-тренинг можно проводить с подростками, чтобы разбудить в них творческое начало, а также для того, чтобы развить воображение. Все мы знаем классические сказки. Но мало кто задумывается, что у большей части народных сказаний и легенд далеко не счастливый конец. Но ведь всегда приятнее читать историю, которая закончилась хеппи-эндом. Особенно если она нетривиальная. Вот можно и провести интересную игру по написанию таких историй. Заодно ее можно совместить с тренингом по самоопределению. Например, следует выдать детям задание, написать профессию, которую человек выбирает для себя в будущем. А поставьте перед детьми задачу: следует написать история про Красную Шапочку, но при этом сделать так, чтобы главная героиня была пожарным, врачом или инженером. Причем напрямую упоминаться профессия не должна. Ведь написанную сказку еще нужно будет прочитать перед сверстниками, и они должны будут догадаться о профессии вашей мечты. Можно специально делать ответвления, например, если ребенок не решил, кем он хочет стать — поваром или же технологом. От этого сказка сможет стать только более колоритной.
Созависимые в треугольнике Карпмана
Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации. «Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.
Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.
Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.
Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.
Решение данеток
Наверное, каждый хотел бы почувствовать себя детективом. Но выбирают эту сложную профессию далеко не все. Но вот занять свой досуг раскрытием вымышленного убийства может каждый. Есть и такие психологические задачки. Они проверяют склад ума человека, его логику и темперамент. Название они носят данетки. В чем же суть таких загадок? Человек рассказывает вам о вымышленном преступлении или, вообще, о какой-либо ситуации. Теперь ваша задача — найти ответ. Но вопросы следует строить так, чтобы ведущий мог ответить на них только «да» или «нет». В такие игры интересно играть как двум подросткам, так и большой компании. Во втором случае задача ведущего будет состоять не только в том, чтобы отвечать на вопросы, но и в том, чтобы усмирять расшумевшуюся публику.
Вот пример одной из загадок: в пустыне нашли человека, в руках у него обломанная спичка. Что произошло? Как же будет выглядеть игра? Приблизительно такие вопросы возникают в голове: человека убили? Спичка имеет отношение к делу? Умерший не мог найти выход из пустыни? Труп в пустыне был найден только один? Ответ на эту загадку такой: люди летели на воздушном шаре, его купол прорвало, и летевшие скинули весь балласт, но этого оказалось недостаточно. Люди вытянули жребий на спичках, и тот, кто вытянул обломанную, выпрыгнул из шара.