Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса


Перекрестная дискуссия

Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.

Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.

Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.

Полезные материалы

Приведу небольшую подборку книг по теме:

  • Том Чатфилд “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение”
  • Роберт Бертон “Разум VS Мозг. Разговор на разных языках”
  • Никита Непряхин, Тарас Пащенко “Критическое мышление”
  • Ася Казанцева “В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов”
  • Бен Голдакр “Обман в науке”
  • Стелла Коттрелл “Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни”
  • Дарелл Хафф “Как лгать при помощи статистики”

Еще больше изданий вы можете найти в большой подборке книг о критическом мышлении. Также приглашаю вас заглянуть в подборку лучших книг про мышление, с помощью которых вы научитесь мыслить нестандартно и эффективно.

Курсы и тренинги:

  • Критическое мышление – 4brain
  • Критическое мышление – Викиум
  • Курс критического мышления на работе и в бизнесе – Яндекс Практикум

Больше обучающих программ можно найти в статье про курсы по развитию критического мышления.

Инсерт

Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.

Условными обозначениями маркируются:

  • новые знания;
  • знакомые вещи;
  • информация, противоречащая представлению учащегося;
  • пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.

Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Критическое мышление – это система суждений, которая помогает анализировать вещи и события, формулировать обоснованные выводы и оценки, чтобы после применить полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Карусель

Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.

По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.

Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.

Зачем оно нужно

Навык рационального рассуждения является неотъемлемой частью жизни.

  • Обучение

Критическое мышление помогает школьникам и студентам выбирать источники для учебной работы, структурировать и обобщать полученные данные, выявлять причинно-следственные связи, грамотно отстаивать свою точку зрения и находить неточности в чужих аргументациях. Также оно позволяет грамотно рассуждать в тех дисциплинах, в которых нет единственно верного ответа. Например, в философии, истории, обществознании, социологии, педагогике и др.

  • Трудовая деятельность

Профессионал должен уметь не только выполнять рутинную работу по стандартным схемам, но и принимать нешаблонные решения, искать новые идеи и подходы к решению задач. Критическое мышление является одной из наиболее значимых черт любого руководителя. Оно позволяет видеть ситуацию под разными углами и принимать решения даже в условиях неполной или недостоверной информации.

  • Повседневная жизнь

Критический взгляд на все происходящее вокруг помогает осознанно решать вопросы в любой сфере нашей жизни, будь то личные отношения, здоровье или бытовые задачи. Рациональность дает возможность фильтровать любые данные, распознавать ложь, оперативно и разумно решать конфликты, выбирать оптимальный вариант действий, избегать серьезных ошибок и быстро находить методы их исправления.

Виды

В психологии выделяют два вида критического мышления:

  1. Слабое. Люди этого типа, как правило, имеют довольно высокий уровень образования и квалификации, но являются псевдоинтеллектуалами с эгоистичными мотивами. Они считают, что осведомлены во многих вопросах лучше других, их слабо волнует этическая сторона действий и решений. Слабое критическое мышление диктует всюду искать выгоду. Такие люди постоянно думают: “Что я получу взамен, выгодно ли мне это?”
  2. Сильное. Им обладают люди, ищущие логическую суть без эгоцентрического и социального окраса. Они предпочтут выгоде истину. Их намерения всегда позитивны, а решения принимаются исходя из общей объективной пользы, а не личной корысти.

А как понять, обладаете ли вы критическим мышлением и в какой степени? Определить это помогут тесты.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]