Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.
В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.
Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.
Л. И. Петражицкий
Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».
После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.
Психологическая теория права и ее особенности
Кратко от Матузова и Малько (если хочется подробнее – см. В.В. Лазарев «ТГП» или конец вопроса).
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.
Основными идеями этой доктрины являются:
1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.
Достоинства:
· обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда — нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;
· акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.
Недостатки:
· представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;
· в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
–––––Доп.––––––
Психологическая теория права возникла в середине XIX в., но наибольшего влияния и распространения достигла в начале ХХ в. Её виднейшим представителем в русской юридической науке был Л. Петражицкий(1867-1931).
В основу психологической теории легло отрицание объективной реальности права и утверждение того, что право является психическим переживанием (чувством или эмоцией). Эта теория рассматривает право как перенесение в объективную реальность комплекса психических переживаний (эмоциональная проекция). «Ныне понятие права, — писал Петражицкий, — исходит из отрицания реального существования того, что юристы считают реально существующим в области права (совокупность норм права, или объективное право) правовые явления — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Таким образом, право, в свете этой теории превращается в психологический процесс или «эмоционально-интеллектуальное переживание» и выводится из психики. Исходя из этого, оно перестает быть объективным общественным явлением и существует только в психике субъекта как индивидуальное право.
Представители психологической теории утверждает, что можно уничтожить кодексы законов, но право останется в головах людей, так как только в них корениться правовое чувство, или идея права. Психологическая теория как бы растворяет право в психологии. Право является не общественным явлением, а продуктом психики личности, следовательно психологическая теория отрицает объективное право. Например, собственность в таком понимании есть не явление объективного мира, а психико-эмоционально-интеллектуальное явление. Она существует не в виде связей между людьми и вещами или между людьми, а единственно в психике того, кто приписывает себе или другим право собственности.
Право, по мнению Петражицкого, есть «императивно-атрибутивная эмоция», так как обязывает одну из сторон выполнить какое-либо действие, а другой стороне дает полномочие требовать совершения этого действия. Таким образом, юридическая норма рассматривается как результат психического переживания, имеющего двусторонний императивно-атрибутивный, или обязательно-притязательный характер. Например, выдача условленной заработной платы работнику является обязанностью нанимателя, и рабочий может притязать на соответствующее исполнение условий соглашений.
Нравственность в отличие от права, по мнению Петражицкого, имеет лишь императивный характер. «Специфическая природа этических явлений — права и нравственности — коренится в области эмоции. К нравственности относятся только те этические переживания, эмоции коих имеют чисто императивный характер, к праву — только те эмоции, кои имеют императивно-атрибутивный характер».
Говоря об этических переживаниях, имеющих лишь императивный характер, Петражицкий указывает, что в этих переживаниях отсутствует атрибутивный или притязательный характер, так как одна из сторон считает себя обязанной к определенным действиям, но другая сторона не может требовать этого, например, нищий не может требовать милостыни.
Психологическая теория права признает правовые переживания, которые делятся на переживания позитивного права и переживания интуитивного права. Теория права, по мнению сторонников этой теории, исследует правовое явление, воздействие права на психику индивида, а действующее право изучается догматикой права, то есть отраслевыми юридическими науками.
Психологическая теория права считает, что нельзя познать действительность такой, как она есть, а можно познать только свои собственные представления о ней. Эти представления рушат притязания государства на монополию правотворчества. Государство, по мнению Петражицкого, также явление психологическое, а не реальный факт.
Психологическая теория права остается одной из признанных теорий современной западной юриспруденции. Под сильным влиянием этой теории находится «скандинавская школа права». Её представители вслед за Петражицким рассматривают право как комплекс сложных психологических переживаний. Право не рассматривается как совокупность норм, обязательных в пределах действия их компетенции. Обязательная и объективная сила юридической нормы не является фактом, она не имеет места в реальном мире времени и пространства. Основным источником силы права являются социальные привычки, инстинкты, а самое главное, переживание чувства уважения, которое испытывает человек к праву как выражению общественной воли.
Мнение о том, что норма права лишена объективного значения, поскольку она является содержанием субъективных психологических переживаний, открывает простор для произвола в толковании норм права в процессе их применения.
Эмоции
Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции «эмоциональная теория». Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права, которые базировались на таких понятиях, как «воля», «коллективные переживания в сознании индивида» и пр. Эмоции, по мнению ученого, выступают как «моторный» (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.
Основные концепции
Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:
- Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
- Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
- Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
- Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
- Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
- Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).
Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.
Классификация эмоций
Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.
Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).
Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.
Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.
Этические нормы
Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название «нравственные нормы». Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение. Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других. То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.
Сфера распространения концепции
Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.
В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.
Нормативистская теория
Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте.
Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим. Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Критика
Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.
По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.
Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма.Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.
Упорядоченность юридической доктрины
В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.
Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».
Патриархальная теория
Пожалуй, она является самой древней.
Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи.
Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве. Известно, что такие взгляды развивал в своих трудах Аристотель.
Последствия развития законодательства и обычаев
Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида. Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов «интуитивного права». К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.
Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.
Суть и история развития направления
Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей. Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.
Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.
Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.
Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой. Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует. По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:
- Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
- Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.
Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.
Выводы
Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.
Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.
Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.
Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.
Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.
Плюсы и минусы теорий происхождения государства
Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)
Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.
Замечание 1
Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».
Плюсами теории являются:
- Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
- Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
- Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.
Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.
Патриархальная теория происхождения государства
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.
Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.
В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя – естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.
Плюсами теории является то, что она:
- справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
- помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
- поддерживает людские верования в нерушимость мира;
- раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.
Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.
Договорная теория происхождения государства
Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.
Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.
Минусы теории заключаются в следующих положених:
- Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
- Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
- Договор является волей людей – значит он может расторгаться;
- Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.
Теория насилия в вопросе происхождения государства
Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.
Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.
Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.
Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.
Основные тезисы
Теория базируется на следующих идеях:
- Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
- Позитивное право является «мертвым», «книжным». Противопоставляется ему «право в действии». Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
- Право является реальным поведением субъектов – юрлиц и граждан.
- Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.
Существует ли единая теория?
Каждая из рассмотренных теорий была актуальна в свое время и соответствовала уровню развития цивилизации в определенную эпоху. Многие теории верно отражают отдельные аспекты возникновения права, но не учитывают иные важные обстоятельства. В разных регионах Земли появление права имело свои особенности. По многим вопросам, касающихся его возникновения, ученые так и не пришли к общему мнению. Поэтому единой теории появления права на сегодняшней день не существует. Но в любом случае есть основания считать, что право – это продукт развития человеческой цивилизации.
Специфика развития теории
Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.
Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.
После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.
Естественно-правовая теория
Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.
Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.
Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.
Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.
Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.
Спорные моменты
При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.
Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.
Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Теологическая теория
Одна из первых идей, основанная на мыслях о божественном промысле при образовании государства. Опираясь на подобную идею, люди предположили, что государственность дана им по воле высшего существа, регламентируя право как божественный дар. Церковь в таких государствах признавалась доминирующей над обычной властью, правитель при начале своего пути в этой ипостаси обязательно получал одобрение религиозной власти.
Сторонниками теологической государственности считаются: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве.
Положительные стороны концепции
В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.
В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.
Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.