Текст книги «Психология детей с нарушениями поведения»

Консультация для родителей

Гиперопека

ГИПЕРОПЕКА

Одной из самых существенных проблем современного (да и не только современного) российского общества часто называют инфантилизм. Особенно это касается поколения, чье детство прошло в 90-х — разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве. Гиперопека, или гиперпротекция — чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Традиционно выделяют два типа гиперопротекции — потворствующая и доминирующая.

Доминирующая гиперпротекция

Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперпротекция играет главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами и все это — серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются — в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля — закон. Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности. Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе — например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться. В итоге такой ребенок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения симбиоза с родителями не требуется серьезных умственных усилий, нужна лишь привязанность и послушание.

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Например, за 16-летним подростком его бабушка ежедневно, крадучись, следовала от дома до школы, затем ожидала в подъезде напротив школы окончания уроков и так же тайно сопровождала его до дома, выясняя, с кем он идет, не курит ли по дороге, не заходит ли куда и т. п. Одна мать стояла под дверями уборной, когда туда шел ее 14-летний сын, подслушивая, не занимается ли он там онанизмом. Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственные решения путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

У гипертимных подростков еще в младшем или среднем подростковом возрасте (12—13 или 14—15 лет) гиперпротекция приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого подростка адекватным, с их точки зрения, способом — еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. Все это имеет лишь обратный эффект — усиливает реакцию эмансипации. В результате создается порочный круг подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся его подчинить своему руководству. В какой-то момент, почувствовав возмужание, такие подростки поднимают бунт против «притеснения», сразу напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», т. е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается и подростковая реакция группирования и другие слабые места гипертимов — любовь к новизне, к развлечениям, легкость, с которой переступается, порою просто просматривается, грань дозволенного, неразборчивость контактов, привлекательность риска. Алкоголизация и знакомство с другими дурманящими средствами значительно подталкивают психопатическое развитие по гипертимно- неустойчивом у типу.

Дмитрий А, 15 лет. Отец оставил семью, когда сыну было 11 лет. Живет с матерью, дедом и бабкой. Последние отличаются ригидностью, вязкостью, с детства строго следили за внуком, не позволяли играть «с кем попало», предварительно тщательно выясняли, кто родители, часто не выпускали из дому, резко ограничивали в подвижных играх, дома требовали тишины, не пускали к нему товарищей по школе.

Развитие в детстве без особенностей. Был живого нрава, но существенных нарушений поведения не было. Учился вполне удовлетворительно. В 12—13 лет почувствовал себя взрослым, стали непереносимыми мелочная опека и постоянные нудные нотации деда и бабки, захотелось «свободы». Пытался заниматься спортом, но вскоре надоело, и оказался в компании асоциальных подростков. Стал убегать из дому, подбивая на побег товарищей. Прятались на пустовавшей даче, наслаждались «свободной жизнью». Стал выпивать. Потянуло к вину, в пьяном виде «очень хорошее настроение», «некуда деть силу», легко вступает в драку. В последние месяцы выпивает в один прием по бутылке вина или по 200—300 г водки. Из-за побегов, пьянок и драк в возрасте 13 и 14 лет родные дважды помещали его в детскую психиатрическую больницу. Остался на второй год в 7-м классе. Пошел работать, но и там начал прогуливать. В 14 лет вступил в половую связь с 17-летней девочкой, потом ее бросил и завел связь с другой.

Снова по настоянию родных помещен в подростковую психиатрическую клинику. Здесь держится среди асоциальных подростков, претендует на лидерство среди них. Тайком выпрашивал у других больных циклодол, копил его, собирался с двумя приятелями принять большие дозу с тем, чтобы вызвать галлюцинации. Признался, что раньше «для интереса» глотал с приятелями разные таблетки. Об опасности наркотиков имел весьма поверхностные сведения. Полон нереальных для него оптимистических планов на будущее — уверен, что его легко переведут на более заманчивую для него работу, что он закончит вечернюю школу и поступит в весьма престижный институт.

Физическое развитие с акселерацией — внешний вид и сексуальное развитие соответствуют возрасту 16—17 лет. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован выраженный гипертимный тип с высоким показателем неустойчивости. Имеется указание на возможность формирования психопатии гипертимно-неустойчивого типа. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружены психологическая склонность к делинквентности и выраженная склонность к алкоголизации.

По шкале субъективной оценки самооценка правильная: резко выделяются гипертимные и неустойчивые черты, отвергаются черты сенситивные и эпилептоидные.

Диагноз. Психопатическое развитие по гипертимно-неустойчивому типу.

Катамнез через 1 год. Был устроен на работу, но прогуливал, пьянствовал. Был осужден за участие в групповой драке.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает совершенно иное действие — усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и за свое дело. Но здесь подобное воспитание в случаях акцентуаций характера в подростковом возрасте обычно не доводит до психопатического развития. Наибольшие трудности возникают для них, когда они становятся взрослыми, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.

Текст книги «Психология детей с нарушениями поведения»

Глава 8

Взаимосвязь нарушений поведения детей и стилей семейного воспитания

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка, которая зависит от особенностей и уровней внутрисемейных взаимоотношений.

I уровень. Система межличностных отношений.

Основу этого уровня составляют в основном разнообразные диадные и триадные отношения.

II уровень. Система внутрисемейного взаимодействия.

Она более сложная и включает супружеские отношения (между родителями как супругами), родительско-родительские (между отцом и матерью как родителями), родительско-детские отношения (родителей к детям), детско-родительские отношения (детей к родителям) и детско-детские отношения (между детьми).

Причем (и это показано на схеме 2) нарушения поведения у детей могут возникать в результате ее непосредственного и опосредованного влияния – через формирование у ребенка негативных эмоциональных состояний.

Схема 2
Взаимосвязь системы внутрисемейных отношений и нарушениями поведения у детей
Вместе с тем исследования И.А. Фурманова показывают, что многие нарушения поведения возникают и определяются не столько недостатками реально существующих системы и стиля семейного воспитания ребенка, сколько особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя. Лишь когда воздействия родителя оцениваются ребенком в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, будут возникать нарушения поведения как реакция сопротивления или борьбы за сохранение самоидентичности.

Критерии оценки стиля воспитания в семье

1. Уровень протекции в процессе воспитания.

Здесь имеется в виду, сколько сил, внимания и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно отметить два уровня:

гиперпротекция

, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни;

гипопротекция

, ситуация в семье, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, родителям не до него. Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.

Здесь имеется в виду степень удовлетворения потребностей ребенка, т. е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании, нужд ребенка. Эта черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

Можно также отметить два уровня.

Потворствование.

О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. Любое его желание для них – закон.

Игнорирование

. Данный критерий противоположен предыдущему и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к ребенку в семье.

Требования родителя к ребенку – неотъемлемая часть воспитания. Вместе с тем существуют требования-обязанности, предписывающие, что ребенок должен делать в семье, и требования-запреты, предписывающие, что ребенок не должен делать в семье. И наконец, за выполнением-невыполнением требований следуют санкции: поощрение или наказание. В связи с этим различают:

чрезмерность требований-обязанностей

. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации;

недостаточность требований-обязанностей ребенка

. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому;

чрезмерность требований-запретов

. В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность;

недостаточность требований-запретов

. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и неустойчивого типов характера;

чрезмерность санкций.

Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения;

минимальность санкций.

Родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей

Исходя из различных комбинаций указанных выше критериев можно описать целый ряд родительских воспитательных стратегий, провоцирующих нарушения поведения у детей.

Авторитарная гиперпротекция.

При этом стиле семейного воспитания родители уделяют подростку много времени и внимания, однако не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания.

Доминирующая гиперпротекция.

Стиль примечателен тем, что ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с этим к нему предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Требовательная гиперпротекция.

Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и ответственность, что приводит к формированию невротических симптомов у детей.

Ограничивающая гиперпротекция.

Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящая ребенку невротическими срывами.

Различие двух последних стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором – нет, т. е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. Необходимо отметить, что при таких подходах к воспитанию у ребенка может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, игнорировании конвенциональных норм.

Снисходительная гиперпротекция.

Дети под бдительным неустанным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах развлечений, друзей. Дети находятся в рамках высоких требований и многочисленных запретов, которые существенно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком воспитании ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим «все дозволено», и, как следствие этого, – бунт против родительского засилья, стремление к конфронтации с другими людьми.

Потворствующая гиперпротекция

отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которой ребенок выступает в роли «кумира семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности.

Потворствующая гипопротекция.

Названный стиль семейного воспитания отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика «задабривания» детей путем максимального и некритического удовлетворения их материально-бытовых и других потребностей.

Скрытая гипопротекция.

Этот стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Требования к ним достаточно высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, так как никак не контролируется со стороны родителей.

Гипопротекция с жестоким обращением.

При этом стиле семейного воспитания ребенок находится на периферии внимания родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют стремления к удовлетворению потребностей подростка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

Скрытая гипопротекция с жестоким обращением

отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Стиль взаимодействия с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение. Это воспитание, основанное на отсутствии симпатии и любви к ребенку, по типу «Золушки», не только усиливает реакцию эмансипации, но и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа: характеризующуюся открытым проявлением агрессии, выражением гнева и раздражительности.

Жесткая гипопротекция.

Ребенок предоставлен сам себе. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребенка и стремление к привлечению его к делам семьи. Вместе с тем для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения (приверженность к применению строгих наказаний).

Жестокая гипопротекция

характерна для семей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у детей могут формироваться жестокость и озлобленность.

Эмоциональное отвержение.

Такой стиль воспитания характеризуется эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся. При этом возможны две модели воспитания:

а) ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации, чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также может приводить к акцентуациям характера;

б) преобладает вседозволенность, ребенку все можно. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

Повышенная моральная ответственность.

Характерно сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от подростка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. На этот подход к воспитанию ребенка также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения. В результате у подростка появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, нарочитой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных действиях, направленных на то, чтобы отомстить «обидчикам»: дети могут портить вещи родителей, писать на стенах нецензурные слова, заниматься оговорами и пр.

Требовательное обращение.

Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Вместе с тем к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

Жесткое обращение.

Отличительной особенностью этого стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у подростков появляется реакция эмансипации, т. е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости, в связи с чем подростки, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции.

Жестокое обращение.

Вся методика воспитания построена только на системе наказаний, часто телесных.

Более подробно взаимосвязь стиля семейного воспитания и нарушений поведения отражена в табл. 6. Согласно аффективно-динамической теории, эта связь может быть:

– непосредственной, возникающей в результате «прямого» воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются реакцией ребенка на ситуацию депривации или фрустрации;

– опосредованной, возникающей в результате длительного воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются следствием кризисной ситуации в семье, устойчивых негативных эмоциональных состояний ребенка: невротизма, психотизма, депрессии или синдрома психической неуравновешенности (в таблице эти нарушения поведения маркированы «о»).

Таблица 6

Условные обозначения:

ОА – общая агрессивность, АДН – агрессивность деструктивной направленности, ААН – агрессивность асоциальной направленности, ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная агрессия, Н – негативизм.

Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения поведения

Неустойчивость стиля воспитания.

Резкая смена стиля, приемов воспитания – от очень строгого стиля к либеральному, а затем наоборот – часто определяет поведение ребенка, неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Неустойчивость стиля воспитания способствует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.

Расширение сферы родительских чувств.

Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая протекция. Этот источник «недоразумений» в воспитании возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то бо´льшим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку – чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям – ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает пубертатного возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удерживать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном, не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Такие матери проявляют ревность к подругам сына.

Предпочтение во взрослеющем ребенке детских качеств.

Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с детьми старшего возраста уже не так интересно. Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя.

Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности самого родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его слабое место и добивается для себя ситуации «минимум требований – максимум прав». Типичная комбинация в такой семье – бойкий, уверенный в себе ребенок, смело предъявляющий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях родительская «слабость» обусловлена психастеническими чертами характера родителя. В других – существенную роль в формировании этого стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей – доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка.

Чаще всего в основе лежит потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» – повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о хрупкости ребенка, его болезненности и т. д.

Один источник таких переживаний родителей может корениться в истории появления ребенка на свет – его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д. Другой источник – перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными.

Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием накопленного ими страха потери. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других – мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

Неразвитость родительских чувств.

Этот вид воспитания обусловлен нарушениями воспитания: гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании взаимодействовать с подростком, игнорировании его интересов.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, но имеется тенденция усиливаться с возрастом. Пример любящих бабушек и дедушек достаточно убедителен. При относительно благоприятных условиях жизни семьи неразвитость родительских чувств обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно – «эмоциональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей (тип воспитания «повышенная моральная ответственность») либо к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение (тип воспитания «жестокое обращение»). Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, что родительские обязанности утомительны, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.

Чаще всего составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. «Борьба» с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Как правило, является первопричиной противоречивого типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметрально противоположной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Характерное проявление – выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.

Предпочтения мужских или женских качеств в ребенке.

Это обнаруживается в сдвиге в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Обусловливает такие нарушения воспитания, как потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку определяется не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в ребенке атрибутов мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам – быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель хочет видеть и в женщинах. Примером проявления установки, ориентированной на женские качества, может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. У младшей сестры этот отец находит одни достоинства. Под влиянием названной установки в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому ребенку мужского пола может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

Резюмируя описанный в этой главе материал, можно сделать вывод, что влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребенка, безусловно, носит системный характер. Причем семья как система имеет как минимум два уровня. Первый – это своеобразие личности и поведения каждого члена семьи по отношению к другому члену семьи (диадные, триадные и пр.) и второй – это количественно-качественные характеристики межличностного взаимодействия членов семьи.

Ребенок нарушает поведение, опираясь на «родительский образец», а также в результате неблагоприятного эмоционального сотояния, возникающего при неудовлетворительных внутрисемейных отношениях.

Гиперопека

Гиперопека — чрезмерная забота о детях. Более солидно и научно то же самое называют гиперпротекция (от греч. hyper — сверх + лат. protecto — охранять, защищать, покровительствовать) Буквальный перевод термина гиперпротекция и есть избыточная забота, гиперопека. Так что при описании данного явления кажется предпочтительным пользоваться вторым вариантом термина, который своей греческой приставкой удовлетворяет любителей иноязычной терминологии, но все же близок к нашему родному языку.

Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

​​​​​​​Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом общения. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношений в браке.

Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, амбициозных, добивающихся признания своей власти любой ценой. Средством этого признания является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически об этой форме гиперопеки еще полтораста лет назад, задолго до оформления современных психологических концепций воспитания, писал в своих «Письмах о воспитании» выдающийся русский публицист Н. В. Шелгунов: «Усиленная односторонняя любовь, сконцентрировавшая все свои приятные воспоминания на ребенке и перенесенная на него, является именно тем элементом порчи, о котором мы говорим. Отчего же первенцы и единственные дети, а иногда и дети последние выходят большей частью неправильно воспитанными? Только потому, что любимый ребенок — кумир матери, и ее любовь направлена именно на то, чтобы отстранить от ребенка все, что мешает его детскому благополучию. Мало того, что ребенок не знает отказов, но его окружает еще целая сеть безгласных поощрений, постоянно ему льстящих. В каждом взгляде матери ребенок читает одобрение, на каждом шагу чувствует, что он первый, единственный человек — центр земли, около которого все вращается и которому служит. И незаметно, шаг за шагом, ребенок растет в исключительном чувстве первенства, вне препятствий, противоречий и помех и вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. Если «первый человек» наконец найдет свое место между людьми, то путем многих и многих страданий».

Демонстративная гиперпротекция

Фактически же забота и любовь в данном случае носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный скорее на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет аффективно заостренную потребность в привязанности и любви прежде всего у самих родителей.

Лежащее в основе гиперопеки стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке. Неблагополучие семейных отношений, когда расстраивается эмоциональная сплоченность супругов (родителей), также может выливаться в избыточное внимание хотя бы одного из них к детям — как форма компенсации утраченной близости.

Страх за ребенка

Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то должно случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказывается плодом мнительного воображения родителей. Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.

В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.

Инертная гиперпротекция

Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Такое отношение обычно имеет место в тех случаях, когда превосходство над маленьким, неопытным, беззащитным ребенком, возможность его опекать и наставлять выступает главной, если не единственной возможностью личностного самоутверждения самих родителей. Понятно, что взросление ребенка, обретение им все большей независимости пугает родителей, так как лишает их важного источника самоутверждения. Не имея иных возможностей поддержать свой высокий статус, они бессознательно стремятся удержать растущего ребенка в положении малого дитя, в сравнении с которым и во взаимоотношениях с которым только и возможно проявить свои достоинства. Поэтому любые проявления личностного роста ребенка такие родители рассматривают как вызов и стремятся дать им отпор. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Положение усугубляется тем, что с малолетства опекаемый ребенок плохо ориентируется во всем многообразии жизненных ситуаций, нечетко представляет себе конструктивные способы собственного самоутверждения, что может вылиться в принятие им извращенных, деструктивных способов, а это снабжает родителей новыми аргументами в пользу его личностной незрелости. В особо тяжелых случаях такая ситуация затягивается на годы и препятствует полноценной самореализации как родителей, так и их подросшего ребенка.

Последствия гиперпротекции

Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения как правило способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.

Работа психолога

Для психолога компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) представляет собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная проблема создана ими и только ими может быть успешно решена. Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный психолог с трудом может восполнить.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Вопрос об основных нарушениях воспитания подростка в семье уже нашел отражение в медицинской, психологической и педагогической литературе. Изучены такие виды отклонений в воспитании, как гипо– и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при анализе этиологии нарушений в личности подростка. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики этих особенностей.

При изучении воздействия отклонений воспитания на личность подростка нужно учитывать, что одни нарушения воспитания воздействуют на подростка уже сами по себе. Характер воздействия других зависит от того, в сочетании с какими другими нарушениями в воспитании они выступают. 1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). Гиперпротекция (шкала Г+). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать все силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы. Гипопротекция (шкала Г–) — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказываются на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителям «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что–то серьезное (типичные высказывания таких родителей систематизированы в шкале Г–). 2. Степень удовлетворения потребностей подростка. Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка, как материально–бытовых (в питании, одежде, предметах развлечений), так и духовных (и прежде всего — в общении с родителями, в их любви и внимании). Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от предшествующей (типов протекции). Если первая характеризует то, в какой мере родители заняты воспитанием подростка, то вторая — в какой мере они стремятся к удовлетворению его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкое удовлетворение потребностей подростка. В степени удовлетворения потребностей также возможны два отклонения. Потворствование (шкала У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они балуют его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то, что подросток растет один, без отца и т. п. Игнорирование потребностей подростка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в определенных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с подростками, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей. 3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и обязанности подростка, т.е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования–запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка в количестве этих обязанностей. Чрезмерность требований (обязанностей) — (шкала Т+). Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а, напротив, ставят его под угрозу. В одном случае на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом случае от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.). Родители подчеркивают в беседе те усилия, которые прилагают для организации его успехов. Недостаточность обязанностей подростка (шкала Т–). В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (шкала З+). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности подростка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка (см. шкалу З+). Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала З–). В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие–то рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие подростка по гипертимному и, особенно, неустойчивому типам. 5. Строгость санкций. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (шкала С+). Для таких родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости. Минимальность санкций (шкала С–). Родители склонны обходиться без наказаний или применять их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. 6. Неустойчивый тип воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению — относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний (см. шкалу Н). Сочетания различных отклонений в воспитании. Возможно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростка, а также возникновения неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие сочетания (см. таблицу диагностики типов семейного воспитания).

Диагностика типов семейного воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Тип воспитания

Уровень протекции (Г) Полнота удовлетворения потребностей (У) Количество требований Число запретов Жесткость санкций
Г У Т З С
Потворствующая гиперпротекция + +
Доминирующая гиперпротекция + + – + – + + –
Жесткое обращение + – + – +
Эмоциональное отвержение + – + – +
Повышенная моральная ответственность + + – + –
Безнадзорность + –

Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания, «–» — недостаточную выраженность; «+ –» означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность. Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция). Подросток — в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Подросток — в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено–невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты. Эмоциональное отвержение (Г–, У–, С+) образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком воспитании усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально–лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства. Повышенная моральная ответственность (Г–, У–, Т+) образуется сочетанием высоких требований к подростку с понижением внимания к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера. Безнадзорность (Г–, У–, Т–, З–). Пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах.

  1. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях (АСВ)
  2. Причины отклонений в семейном воспитании
  3. Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет
  4. Опросник для родителей подростков в возрасте 11-21 года.
  5. Бланк регистрации ответов (АСВ).
  6. Методика PARI

Девиантное поведение

Происходит от латинского Deviatio – отклонение. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, девиация — это «отклонение от нужного направления под влиянием каких-нибудь причин» [15, с. 126].

Когда мы говорим о девиантном поведении, мы рассматриваем его с позиции социальной нормы, как исторически сложившегося в данном конкретном обществе допустимого или обязательного поведения. В том же словаре С.И. Ожегова мы находим определение нормы как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» [15, с. 337].

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от принятых социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Очевидно, что отклонения могут быть и в позитивную и в негативную стороны. Разве гениальность это не позитивная девиация? Или «белая ворона» в определенной социальной группе? Бескомпромиссность или нонконформизм есть отклонение от общепринятой нормы «не высовывайся» и часто наносят значительный ущерб личности.

Но все же в этой статье мы будем рассматривать девиантность, как поведенческий феномен, приводящий к негативным, социально-порицаемым последствиям.

В международном классификаторе болезней девиантное\ поведение не выделено в качестве нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием.

Профессор В.Д. Менделевич подчеркивает, что «девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы».

Существует несколько классификаций девиантного поведения. Я предлагаю воспользоваться классификацией Е. В. Змановской, в основе которой лежат вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения:

  • Антисоциальное (делинкветное) поведение (правонарушения, влекущие за собой уголовную или гражданскую ответственность);
  • Асоциальное (аморальное) поведение (например, агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество и т.д.);
  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (например, суицидальное поведение, химическая зависимость, фанатизм, виктимное поведение и т. д.)

Для того, чтобы понимать какие причины приводят к девиантности следует остановиться на понятиях онтогенза и дизонтогенеза.

Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти. То есть это постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию, постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.

Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни.

Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными дизонтогенетическими факторами, среди которых ключевое значение имеют:

  • биологический фактор – отягощенная наследственность и преморбидное состояние (резидуальная органическая церебральная недостаточность или «минимальная мозговая дисфункция» (minimal brain dysfunction — MBD).
  • психологический фактор – психопатологии или акцентуации характера, обуславливающие неадекватные реакции в подростковом возрасте.
  • социально-психологические факторы, важнейшими из которых в психосоциальном развитии ребенка являются определенные стили семейных взаимоотношений.
  • социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.
  • морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Думаю, нет необходимости останавливаться подробно на биологических факторах, поскольку повлиять на них не в нашей власти.

Напомню, что чаще всего девиации начинают проявляться на этапах активной социализации, когда формируются способы взаимодействия с окружающим миром и самим собой. И здесь важно поговорить о тех дисфункциональных системах воспитания, которые могут привести к нарушениям.

Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других.

Результат: высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция —родители отдают ребенку много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

Результат: выраженная реакция эмансипации в подростковом возрасте, либо безынициативность, неумение постоять за себя.

Гипопротекция — к ребенку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, отсутствует какой-либо контроль за его поведением. «Скрытая гипопротекция» контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Результат: внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, проявляя общее недовольство им, его потребности игнорируются. «Скрытое эмоциональное отвержение» родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют «честности», «порядочности», «чувства долга», не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких.

Результат : боится разочаровать родителей, чувство вины, заниженная самооценка, в подростковом возрасте протест.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности. В таком случае соответствующие поведенческие стереотипы закрепляются, формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

В подростковом возрасте наибольшее значение начинают приобретать акцентуации характера, психологические искажения в различных сферах и обостренные поведенческие реакции, свойственные этому периоду. Не буду подробно на этом останавливаться, поскольку они описаны в статье, посвященной подростковому возрасту.

Следует отметить, что некоторые авторы выделяют «первичную» и «вторичную» девиацию. Под первичной, обычно понимаются незначительные отклонения, которые даже не всегда замечаются обществом. Это может быть ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации и т.д.) А этап вторичной девиации по мнению американского социолога Г.Беккера, автора теории «стигматизации», возникает «с того момента, когда на человека ставят клеймо девианта, окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью».

Часто стремление подростка к необычайным ситуациям, риску, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка может считаться абсолютно нормальным, отражающим его поиск идентичности и стремление к получению собственного опыта.

Что же может помочь удержаться в рамках? Воспитание норм и ценностей, адекватный внешний контроль и последовательность, формирование самоконтроля и ответственности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]