КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Духовный мир личности. Мировоззрение.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.


На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Жизненная энергия

⠀⠀Чтобы Дух воплотился в тело, он должен иметь жизненную силу. Когда Дух идет на воплощение, ему дается жизненная энергия из божественного источника – от Бога. Жизненная энергия – это энергия Света и Любви. Объем или количество жизненной энергии определяют для него духовные консультанты Наставники. Дух соглашается на этот шаг по праву свободы воли или не соглашается. Нет согласия – нет воплощения на Земле в материальном мире.

⠀⠀Кто творит зло и разрушение – не осознает наличие Божественной энергии Света в нем. Потеряно осознание связи с Богом. Мы все – лучи Света Бога, его энергии. Бог, как энергия, непрерывно присутствует на Земле. Ограничивающие убеждения в разуме не дают осознать человеку, что он есть Луч Божественной Энергии.

⠀⠀Если человек осознает, что духовная энергия Духа, воплотившегося на Земле в материальном мире, получена им от Бога, то начинает ощущать это, как слияние с Богом. Когда ты входишь в энергию Света Бога, ты ощущаешь себя беЗсмертным существом. Тогда человек говорит: «Я есть Свет, я есть Бог».

⠀⠀Если человек полон Любви, он не нуждается ни в каких заповедях. Без воспитания в себе Любви, без внутреннего Света в душе, все религиозные ритуалы и молитвы, жертвы, пожертвования и даже сама смерть ради веры – не является ценностью.

⠀⠀Слова Иисуса Христа «Я есть Путь, Истина и Жизнь и никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» сказаны им о себе самом, ибо он находился в состоянии слияния со Светом Бога. Не приходит к Отцу – значит не приходит к осознанию слияния с Отцом тот, кто не идет путем Света. Человек должен быть добродетельным, потому что добродетельность является истинной его природой.

⠀⠀Христиане, не имеющие Света в Душе, не имеющие собственного опыта Света, понимают и трактуют это выражение так: все должны верить в Иисуса Христа, как в Бога, чтобы быть с Богом. Уже ранние христиане создали превратный образ Христа, не просто исказив его учение и величие, но трансформировав внутреннее во внешнее — Бог, присутствующий в глубине Духа человеческого, был объявлен Богом во плоти, которому надо поклонятся. Генетический отец Иисуса был с планеты Бурхад.

⠀⠀Таким образом, происходит разделение на уровне эгрегоров: с одной стороны возносятся молитвы к Иисусу Христу, с другой стороны, христиане отказывают в Любви всем, не идущим путем Христа.

⠀⠀Его слова относятся к последователям любой религиозной системы. Чтение религиозной литературы, обряды и молитвы, без вкладывания туда своих чувств, эмоций и светлых мыслей Любви к людям, не приводят к духовному опыту. Это уводит в сторону от Света Бога и реального духовного соприкосновения с Богом не принесет. Любовь – жизненная энергия развития человека.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Человеческие чувства и эмоции

Важной частью внутреннего мира человека являются его многообразные чувства и эмоции. Эмоция – это некоторое возбуждение, кратковременная взволнованность психики, которая возникает в результате соприкосновения индивида с внутренними или внешними раздражителями. Основными видами эмоций являются: радость, печаль, восторг, отвращение, интерес, гнев, удивление, стыд, страх.

Ежедневно люди испытывают десятки и даже сотни эмоций, в результате внешних или внутренних событий происходящих в их жизни. Внешним событием может быть встреча друга, длительное ожидание в очереди, просмотр кино и прочие. Внутренние события распознать сложнее, однако они также способны вызывать разнообразные виды эмоций у человека. К примеру, индивид вспомнил о смерти родственника и мгновенно испытал уныние, боль, страх, гнев. Затем он подумал о своей работе и ощутил отвращение, замечтался о предстоящем отпуске и испытал радость.

Чувства, в отличие от эмоций — это длительные переживания, устойчивые совокупности эмоциональных связей, привязанных к тому или иному объекту. Чаще всего чувства проявляются по отношению к отдельным людям, группам людей или даже всему обществу. Однако чувства могут проявляться и к неодушевленным предметам: привязанность к мобильному телефону, любовь к деньгам, ненависть к троллейбусам.

Чувства условно подразделяют на несколько отдельных категорий:

  1. Нравственные чувства – они направлены на принесение пользы обществу, на достижение взаимопонимания между людьми. К ним относят долг и совесть, доброжелательность, милосердие, чувство справедливости. Нравственные чувства человекаоцениваются социумом как положительные, одобряются большинством людей в обществе.
  2. Безнравственные чувства – совокупность негативных эмоций, направленных на отдельную личность, группу людей или общество. К ним обычно относят зависть, ненависть, жадность, недоброжелательность.
  3. Интеллектуальные чувства — проявляются в процессе познавательной деятельности людей: это удивление от неожиданно найденного решения, удовлетворение от проделанной работы, сомнение в достоверности данных.
  4. Эстетические чувства –переживаются человеком в процессе его соприкосновения с прекрасными или безобразными явлениями окружающего мира.

Все виды эмоций и чувств человека оказывают влияние на его поведение, привычки и характер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]