В помощь студенту: различные способы запоминания информации


Вы уже могли ознакомиться с одной интересной методикой запоминания информации для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Методика №1. Метод аналогии или ассоциаций.

Любое новшество, которое трудно поддается усвоению, можно выучить благодаря ассоциациям. Для этого достаточно провести параллель с каким-либо привычным явлением, событием. Притом установленная аналогия может не иметь ничего общего с изучаемым явлением. Она должна быть проста, близка и понятна непосредственно студенту: событие из его жизни, любимое слово и пр.


Применение метода аналогий на практике

Опытные эксперты рекомендуют проводить аналогию со схожими словами, созвучные с изучаемым термином или темой. Подобный прием способен ускорить «учебный процесс» на 40-50%, при этом запоминание информации гарантировано.

Данной методики чаще всего придерживаются люди с хорошей фантазией, яркой и насыщенной жизнью, которым есть что «сопоставить» с термином, предметом и пр.

Условия эффективного запоминания

Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:

  • не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
  • укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
  • откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
  • помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.

Методика №2. Аббревиатура.

Аббревиатура представляет собой сокращение слов. Сегодня каждый из нас ежедневно сталкивается с различными сокращениями: МВФ, ЦБ РФ, СНГ и пр. Даже школьники, записывая домашнее задание, по сути, пользуются аббревиатурами и принципом «словесного минимализма» (например, русс.яз. упр. 360).

Аббревиатура может быть представлена в разных формах: сокращение по первым буквам слова, поговорка, где каждая первая или последняя буква свидетельствует о конкретном признаке (например, цвета радуги) и пр.


Использование аббревиатур для лучшего запоминания информации

Аналогично студент может изучать предметы. Чаще всего аббревиатурами он пользуется при конспектировании лекций (именно здесь зарождаются новые сокращения), но почему бы с помощью них не начать учить предмет?

Прочитайте тему, а затем создайте ее «аббревиатурную версию». Важно отметить, что такой прием позволит не только лучше запомнить самое важное, но и подготовить шпаргалки, которые выручат в трудную минуту или будут греть душу, успокаивая на экзамене.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Содержание

  1. Как формируются нейронные связи
  2. Запомнить всё: общие рекомендации
  3. Техники запоминания

Мозг человека на протяжении всей жизни создаёт всё новые и новые нейронные связи, которые необходимы человеку в жизненно важных процессах:

  • продуцировании и понимании речи,
  • контроле над движениями собственного тела,
  • формировании и укреплении памяти.

При разрушении этих связей некоторые области головного мозга перестают взаимодействовать между собой. Это приводит к тому, что человеку становится труднее запоминать новую информацию.

В этой статье вы узнаете, как правильно подходить к изучению того или иного материала, чтобы навсегда сохранить всё выученное в памяти.

Методика №3. Запоминаем зрительно.

Если у Вас хорошо развита зрительная память, то постарайтесь не просто заучивать материал, а запоминать его расположение в учебнике, лекции или ином первоисточнике. Это не просто позволит при необходимости быстро отыскать фрагмент для полноценного ответа, списать его на зачете или экзамене. Достаточно вспомнить, на какой странице он был изложен, как выглядит эта страница (примят уголок, старая потрепанная бумага), в каком абзаце располагается пригодная для ответа информации, как текст полностью предстанет перед глазами.

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.

Тренироваться можно на специальном сайте или же мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.

Методика №4. Метод расположения предметов или метод «Цицерона».

Если после прочтения Вам не удалось ничего запомнить, не стоит психовать или отчаиваться. Попробуйте подключить память и ассоциации одновременно. Вспомните привычную для вас обстановку или комнату, представьте, что Вы находитесь в ней. А теперь каждый прочитанный момент «разложите на свои места» в этой комнате, но делать это надо в том порядке, как Вы проходите по помещению обычно (по привычке).


Принцип метода «Цицерона»

Допустим, вы стоите перед дверью собственной спальни. Сама дверь – тема, вошли и положили вещи на стул или в шкаф (здесь должна быть очередная привязка к теме, вводная допустим, с чего все начиналось и пр.), далее вы проходите на кровать и садитесь/ложитесь (здесь очередная привязка) и пр. И так Вам необходимо учить и «репетировать» до тех пор, пока не запомните все необходимое.

Далее, если вдруг на экзамене Вы позабудете что-либо, достаточно вспомнить привычную комнату и порядок действий, а память выдаст Вам весь текст.

В чём суть нашего подхода

Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.

Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.

Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!

Методика №5. Рифмирование.

Запоминать стихи гораздо легче, чем нудный и длинный текст. Почему бы не превратить изучение предмета в одно большое стихотворение с главами-темами? Для этого достаточно каждый термин или определение зарифмовать с привычными и обыденными словами или вовсе переписать их под стихи (любого сочинения).

Если Вы далеки от написания творческих произведений, стихов, то можно просто привязать отдельные понятия к уже знакомым Вам стихам. Для этого необходимо подключить ассоциации или аналогию, немного фантазии.

Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

Методика №6. Шифруем запись.

Если сложные термины трудно поддаются заучиванию, расшифровке, то стоит попытаться перевести процесс подготовки к зачету или аттестации в детскую игру – шифрование. Вспомните, как раньше с друзьями вы переписывались на непонятном для окружающих языке: присваивали каждой букве цифру или определенный символ и пр. Почему бы не применить этот метод и здесь? Ученые доказали, что игровая форма активирует клетки мозга, а чувство азарта позволяет быстрее вникнуть в суть дела.


Особенности использования метода шифрования

Студенты чаще всего «шифруют» информацию «по-своему». Они ищут аналогию между цифрами и буквами, символами и отдельными элементами. Например, в математике существуют определенные сокращения (например, бесконечность, сумма и пр.). Почему бы не использовать привычные символы и в других предметах?

Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Методика №7. Интервальное повторение.

Всем известно, что выученный материал может со временем «стереться из памяти», если им не пользоваться. Так организм очищает себя от ненужной и бесполезной информации, высвобождая место для новых открытий и сведений. Поэтому, если Вы хотите, чтобы усвоенный материал хранился как можно дольше, а подготовка к аттестации была легкой и быстрой: вникайте в каждую тему с самого начала, а затем периодически повторяйте пройденное: перечитывайте лекции, семинары и пр.

В этом случае подготовка к экзамену будет легкой и непринужденной: автор будет знать все необходимое, ему останется лишь повторить это, сделав акцент на наиболее сложных для него моментах.

Притом эксперты отмечают, что повторять необходимо, не просто перечитывая имеющиеся под рукой данные. Важно стараться извлечь их из памяти, а перечитывание призвано восполнить выявленные пробелы. Поэтому сначала попытайтесь вспомнить и рассказать вопрос, затем перечитать его и снова пересказать.

Если тема слишком объемная, то лучше всего придерживаться следующих правил интервального повторения:

  • Повторите материал непосредственно в день заучивания темы;
  • На второй или третий день перескажите, что учили, перечитайте еще раз вопрос и выделите ключевые моменты;
  • Через 5-6 дней вновь повторите изученное, при необходимости прочтите еще раз.

Чтобы материал лучше усвоить, достаточно уделять ему 10-15 минут ежедневно: кратко пересказывая и быстро перечитывая лекции или иные пособия.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.
Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Методика №8. Краевой принцип.

Какую информацию человек запоминает быстрее всего? Как правило, при изучении темы в память врезаются начальные и финальные сцены, а середина остается в «беспамятстве».

Если Вы прочли материал, но не смогли полностью его запомнить – не расстраивайтесь. Мы более чем уверены, что в памяти остались первые и последние пары абзацев. Чтобы запомнить остальное, нужно начинать учить с тех моментов, которые не поддались запоминанию. Просто приступите к изучению именно с тех фрагментов, которые не сумели выучить или в которых не разобрались.

Виды памяти по сенсорной модальности

В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную

(память в ощущениях).

Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.

За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.

Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.

Методика №9. Вникаем в суть.

Поверьте, если Вы расскажите вопрос или тему своими словами, без замысловатых и витиеватых книжных фраз, клише, то эти знания будут намного ценнее, как для Вас, так и для педагога, который убедится в том, что учащийся разобрался во всех нюансах, понял материал, выучил его.


Выделение наиболее значимого в общем объеме информации

Поэтому при изучении любого предмета или вопроса, выделите суть (ключевые аспекты термины, теории, формулы) и выучите ее. Как гласит народная мудрость, остальное – приложится.

Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

  • мотивации, стремления запомнить эту информацию
  • значимости, которая напрямую связана с практичностью
  • эмоциональным восприятием
  • глубины погружения в материал
  • количества повторений
  • психофизического состояния
  • комбинирования различных техник запоминания

Методика №10. Метод Фейнмана.

Данный принцип получил название в честь своего создателя – физика-теоретика по имени Ричард Фейнман, который сумел разработать уникальную методику запоминания информации. В основе его «закона» лежи упрощение сложных моментов путем использования простых и понятных слов, фраз и оборотов.

Данное правило реализуется в рамках трех этапов:

  • Выписываем тезисы или формируем план материала, который позволит кратко и емко описать суть, выделить основные понятия и пр.;
  • По мере формирования плана перечитываем материал и выявляем пробелы, не освещенные тезисно в предыдущем пункте. При этом важно использовать лишь простые и понятные для Вас слова;
  • Далее формируем простой и понятный полноценный текст, в котором буду описаны все основные аспекты по изучаемой теме. Останется лишь прочитать и пересказать его, периодически повторять для закрепления.

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники

– это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Рекомендации экспертов Дисхелп по максимально эффективному усвоению материала

При изучении и запоминании большого объема информации важно создать достойные условия: тишина, покой, минимум отвлечений по пустякам, выделить отдельное время для изучения предмета и пр. Поэтому отключите все гаджеты, предупредите родных или «соседей по квартире», чтобы Вас не беспокоили, сконцентрируйтесь на подготовке.


Советы по лучшему усвоению и запоминанию новой информации

Подключайте все приемлемые для Вас способы запоминания информации. Активно пользуйтесь теми приемами, которые соответствуют «виду вашей памяти»: зрительная, слуховая (аудио), письменная. Если Вам легче запомнить на слух – слушайте аудиокниги, письменно – конспектируйте все вопросы, визуально – используйте метод ассоциаций, запоминайте расположение текста в первоисточнике и пр.

Не отказывайтесь от повторения. Именно оно способно не только освежить, но и углубить знания учащегося. Достаточно уделять 10-15 минут каждому предмету для повторения. При этом не забывайте делать небольшой перерыв при изучении новых тем, давайте организму время на восстановление сил.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Использование ассоциаций при запоминании

Чтобы облегчить запоминание, нужно применить группировку слов по содержанию, или слов с общим корнем, или слов сходных по звуковому составу. Целесообразно сравнивать новое слово с известным, находить сходство и различие между ними. Можно также установить внешние ассоциации: запомнить, на какую букву слово начинается, на какой слог кончается, на каком месте в книге или словаре напечатано.

Развивайте ассоциативное мышление, придумывая к каким-либо парам слов различные ассоциации.

Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно

Как часто вам приходится жаловаться на память? Как часто вам нужно что-то запомнить, а оно никак не запоминается? И как быстро вам надоедает все это повторять настолько, что вы решаете обойтись без этих знаний? С подобной ситуацией сталкивается около 80% людей, изучающих, например, иностранный язык. И как раз в помощь им была создана система Лейтнера, основной которой являются так называемые флэш-карточки, на которых записывается информация для запоминания. Однако впоследствии оказалось, что система пригодна для запоминания любой информации, а не только языковой. Что же это за система? Предлагаем познакомиться в данной статье. Читать подробнее…

6

Система для запоминания чисел и карт – ЧДП

Мы живем в 21 веке, в эпоху информационных технологий. И многие наши проблемы мы с радостью перекладываем на машины. Одна из таких проблем – необходимость запоминать информацию. Действительно, зачем нам запоминать свой список дел, продуктов или какие-то большие объемы данных, если все это находится на расстоянии в несколько кликов? Несмотря на это, многие люди стараются совершенствовать свою память. Это удобно в повседневной жизни и очень полезно: заставляя работать свой мозг в молодости, в старости вы скажете себе спасибо. В данной статье мы познакомим вас с особой системой запоминания чисел и карт под названием «Человек – Действие – Предмет» (ЧПД). Читать подробнее…

4

Запоминание связанного текста

Для успешного запоминания связанного материала используются смысловые «узелки на память». Это ключевые слова, которые помогут воспроизвести смысл выбранного отрывка. Их можно выписать, затем по ним постараться воспроизвести запомненный текст, затем сравнить его с первоисточником и выявить свои ошибки, не забыв сделать собственные комментарии. Затем, убрав выписанные ключевые слова, постараться вспомнить их и воспроизвести текст по памяти. Упражняясь таким способом, можно добиться непроизвольного запоминания текста.

Тренировки на запоминание слов

Запоминание слов надо начинать с более простых упражнений от слов, обозначающих предметы к словам, обозначающим понятия.

Если вначале тренировок интервал между запоминаемыми словами 15 — 20 секунд, следует затем сократить его до 2 — 3 секунд, увеличивая количество запоминаемых слов от 10 до 100, занимаясь ежедневно по 60 — 90 минут. При этом следует создавать яркие необычные образные ассоциации. Через месяц вы с легкость будете запоминать любые слова в большом количестве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]