Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина №06 2000


Статья:

Для каждого периода детства характерны отхождения от поведенческих норм, обусловленные возрастным кризисом. Однако, когда подобные отхождения затягиваются, формируя стойкое деструктивное поведение, говорят о поведенческом расстройстве. Расстройствами поведения называют стабильный образ действий, характеризующийся отказом поддержания свойственных определенному возрасту правил, норм данного социума, а также нарушающих права других людей.
Подобный диагноз выставляется очень осторожно. Необходимо соответствие сразу нескольким критериям поведенческой дезорганизации, длящихся не менее 6 месяцев. Обязательно учитывается возраст больного. Например, вспышки ярости считаются нормой касательно 3-х летних детей, но у младших школьников подобный признак уже заставляет насторожиться. Отдельные, эпизодические нарушения образа действий во внимание не берутся.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств. Тогда внимание акцентируется на основном заболевании.

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина №06 2000

Существовавшая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к психической патологии или условной норме привела к тому, что эту сферу психической жизни индивида и научно-практического раздела ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до появления психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психической деятельности, вначале посчитали эту область знаний малозначимой в сопоставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. В сравнении с шизофренией гемблинг (увлечение азартными играми) рассматривался как «озорство», не требующее внимания специалиста и тем более терапии. По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет становления клинической психологии и отнесения к ее ведению значительной части так называемой малой психиатрии «большая психиатрия» начала экспансию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как не существенные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Именно расстройств, а не психологических феноменов. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой международной классификации (5-я глава МКБ-10). Из прежней классификации (МКБ-9) психических заболеваний (т.е. нозологических форм) она превратилась в классификацию психических и поведенческих расстройств (т.е. симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку, наконец, психиатрия стала перемещаться с ортодоксальных на феноменологические позиции; с другой — включение в сферу деятельности психиатрии так называемых поведенческих расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь медицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские критерии для разграничения, к примеру, поведенческого расстройства в виде «ковыряния в носу» и привычки «ковырять в носу». Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обыденных выражений. Несмотря на то, что медицинский подход к терминологической оснащенности специалиста традиционно отличается жесткостью, точностью и четкостью. А около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единственно правильным и способствует отделению науки от паранауки или других наук. Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстройствам) поведения не способна быть объективной и этот путь развития психологии девиантного поведения следует причислить к тупиковым. Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подобными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения

, заранее разделить психические и поведенческие расстройства, с одной стороны, и отклонения, с другой. Как следствие, предлагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведения, а психологии — условной нормы. Обратим внимание на парадокс, что проблема как раз и заключается в диагностике и в последующем в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, болен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психопатологических или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения, являются по сути нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснованной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вначале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи анализируют случай и оказывают психологическую помощь страждущему. В настоящем сообщении приводится один из взглядов на решение проблемы анализа и дифференциации поведенческих расстройств от девиантных форм поведения, который не претендует на исключительность и бесспорность. С нашей точки зрения, современная психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому является столкновение мнений между ортодоксально психологическим и ортодоксально психиатрическим взглядами на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (т.е. к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы) или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (т.е. донозологическими психическими расстройствами) или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция. До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространенной является попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведения, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельности, что, видимо, должно быть признано ошибочным. Следствием данного подхода являются попытки выделения девиаций «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не девиацией). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае «злоупотребления» наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания — наркомании). Приведенный широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, т.е. психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой — он не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Консерватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственности за формирование и исход девиации. Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Существенным параметром девиантного поведения выступает отклонение в ту или иную сторону с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся вне зависимости от наличия или отсутствия психопатологических расстройств (см. схему). К характеристикам нормального (нормативного) и гармоничного поведения относятся: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне). Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:
социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический.Социальный подход
базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному относят любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты поведения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, «приспособленность к самому себе», принятие себя и отсутствие так называемых психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.
Психологический подход
в отличие от социального рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющихся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант в соответствии с данным подходом осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. В рамках
психиатрического подхода
девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т.е. те «как бы психические расстройства», которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов или синдромов. Несмотря на то, что эти отклонения и не достигли психопатологических качеств, они все же обозначаются термином расстройства.
Этнокультуральный подход
подразумевает тот факт, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультуральной группе или социокультуральной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося возможна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям (например, в случаях миграции).
Возрастной подход
рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.
Гендерный подход
исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения, мужском и женском стиле. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций.
Профессиональный подход
в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам.
Феноменологический подход
к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций в отличие от социального, психологического или психиатрического позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные, с точки зрения общественной морали и права, поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы психогенеза, что способствует в дальнейшем выбору адекватной и эффективной тактики коррекции поведения. Так, трудоголизм как поведенческая девиация может быть рассмотрен и истолкован как аддикция, сформированная на базе стремления к уходу от реальности путем фиксации внимания на строго определенном виде деятельности, так и как проявление психопатологических особенностей, например, в рамках маниакального синдрома. Лишь феноменологический подход способен беспристрастно и объективно подойти к анализу отклоняющегося поведения и способствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека. Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы — адаптивность — исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т.е. к реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить пятью способами:
приспособление, противодействие или болезненное противодействие, уход и игнорирование.
При
противодействии реальности
индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения его целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении. Если рассмотреть все типы взаимодействия индивида и реальности на примере наркозависимости, то в рамках противостояния употребление наркотиков можно рассматривать как протест, эпатаж, нежелание мириться с окружающей действительностью. Так называемое
болезненное противостояние реальности
обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным. На примере употребления наркотических веществ в рамках наркозависимости данный тип взаимодействия с реальностью можно трактовать как использование этих средств, в частности, с целью купирования психопатологической симптоматики. Способ взаимодействия с действительностью в виде
ухода от реальности
осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. Употребление наркотиков в данном случае следует рассматривать как аддикцию — уход от скучной реальности в виртуальный мир, созидаемый химическим веществом.
Игнорирование реальности
проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области. Употребление наркотических веществ следует рассматривать при этом типе взаимодействия с реальностью как признак «особости», избранности, причастности к богеме. Гармоничный человек выбирает
приспособление к реальности
. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, так же как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и на базе гиперспособностей
. Клинические же формы (проявления) представлены:
агрессивным и аутоагрессивным поведением, нарушением пищевого поведения, злоупотреблением веществами, изменяющими психическое состояние, сексуальными девиациями, сверхценными увлечениями, коммуникативными, этическими и эстетическими девиациями, или нарушениями стиля поведения
(В.Д.Менделевич, 1998). В рамках каждой из клинических форм отклоняющееся поведение можно трактовать и как
психологическое (т.е. собственно девиантное)
, и как
психопатологическое (т.е. как поведенческое расстройство).
Таким образом, анализ современного положения в сфере изучения поведенческих отклонений позволяет утверждать, что поведенческие расстройства и девиации поведения, имея феноменологическое сходство и даже идентичность, отличаются друг от друга этиопатогенетически. Недоучет данного обстоятельства в МКБ-10 приводит, с одной стороны, к размыванию границ между психической и поведенческой нормой и патологией, с другой — к дискредитации научности психиатрической науки и практики. Учитывая тот факт, что в рамках девиантного поведения могут сочетаться психологические и психопатологические механизмы, в сфере оказания помощи данному контингенту лиц следует сочетать психофармакотерапию с психотерапией.

ПРИЧИНЫ

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями.

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

F63 Расстройства привычек и влечений.

F63.0 Патологическая склонность к азартным играм.

А. Два или более эпизодов участия в азартных играх за минимум годичный период.

Б. Эти эпизоды не приносят выгоды индивидууму, но продолжаются несмотря на вызываемый ими личностный дистресс или ущерб для личностного функционирования в повседневной жизни.

В. Индивидуум списывает трудно контролируемое сильное влечение к азартной игре и сообщает, что он не в силах прекратить участие в азартных играх усилием воли.

Г. Индивидуум мысленно озабочен актом азартной игры и обстоятельствами с ней связанными.

F63.1 Патологические поджоги (пиромания).

А. Один или более поджогов или попыток поджогов без видимых мотивов.

Б. Индивидуум описывает сильное влечение к поджогам с ощущением напряженности перед этим актом и облегчением после него.

В. Индивидуум мысленно озабочен поджогами и обстоятельствами, связанными с этим актом (например, пожарными машинами или вызовом пожарной команды).

F63.2 Патологическое воровство (клептомания).

А. Два или более случаев воровства без видимых мотивов или выгоды для индивидуума или другого лица.

Б. Индивидуум описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него.

F63.3 Трихотилломания.

А. Заметная потеря волоса из-за постоянной и повторяющейся неспособности противиться влечению выдергивать волосы.

Б. Индивидуум описывает сильное влечение выдергивать волосы с растущей напряженностью до и чувством облегчения после этого.

В. Отсутствие предшествующего воспаления кожи; не обусловлено бредом или галлюцинациями.

F63.8 Другие расстройства привычек и влечений.

Эта рубрика должна использоваться для других видов постоянно повторяющегося неадаптивного поведения, которое не является вторичным по отношению к выявляемому психиатрическому синдрому и при котором выявляются признаки периодически возникающей неспособности противостоять влечениям к выполнению поступков, характеризующих такое поведение. Имеют место продромальный период напряженности и чувство облегчения при выполнении действия.

РЕАКЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Симптомы

Расстройство личности характеризуется сменой периодов социальных компенсаций и декомпенсаций.

Компенсация проявляется временной адаптацией индивида в социуме. В этот период у человека не возникает проблем при общении с окружающими людьми, личностные отклонения малозаметны. Во время декомпенсации патологические особенности личности приобретают ярко выраженный характер, что способствует значительному нарушению адаптационных возможностей социального взаимодействия.

Этот период может занимать как короткий временной промежуток, так и продолжаться на протяжении длительного времени.

Личностные расстройства в период обострения могут сопровождаться такими симптомами, как:

  • искажение восприятия реальности;
  • чувство опустошенности и бессмысленности существования;
  • гипертрофированная реакция на внешние раздражения;
  • неспособность к установлению взаимоотношений с окружающими людьми;
  • асоциальность;
  • депрессивное состояние;
  • чувство собственной ненужности, повышенная тревожность, агрессия.

Диагноз «Расстройство личности» может быть поставлен только при наличии триады критериев психопатии Ганнушкина-Кербикова, которая включает в себя – тотальность личностных нарушений, степень выраженности патологии, а также относительную стабильность состояния индивида.

НАИМЕНЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Лечение

Тактика лечения зависит от причин возникновения патологии, формы и особенностей клинической картины. Диагностировать расстройство личности может только врач-психиатр, назначением лечебных мероприятий должен заниматься также только специалист. Самостоятельное назначение терапии может не только не принести желаемых результатов, но и может значительно усугубить ситуацию.

В состоянии компенсации пациент не нуждается в медикаментозном лечении. Основой лечебных мероприятий в таком случае будет проведение групповой или индивидуальной психотерапии, направленной на сглаживание патологических черт характера. Данный метод позволит пациенту научиться правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, что в свою очередь поможет ему полноценно адаптироваться в социуме.

В период декомпенсации человек считается нетрудоспособным, если она занимает длительный временной промежуток, существует вероятность инвалидизации. Поэтому такое состояние требует незамедлительного лечения. В этом случае помимо психотерапевтических воздействий назначается лекарственная терапия, способствующяя купированию симптоматических проявлений расстройства.

Для снижения тревоги, депрессии и других болезненных симптомов, как правило, назначаются селективные ингибиторы, направленные на обратный захват серотонина. С целью подавления импульсивности и вспышек гнева могут быть предписаны противосудорожные средства. Для борьбы с деперсонализацией и депрессивным состоянием применяются такие препараты, как рисперидон Risperdal.

Главной задачей лечебных мероприятий является устранение стрессового состояния и изоляция пациента от внешнего раздражителя, который стал причиной обострения симптомов. Это способствует снижению выраженности клинических проявлений – уменьшается тревожность, исчезает чувство безысходности, устраняется депрессия.

НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ/СОЦИАЛИЗИРОВАННОЕ НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Расстройство личности у детей

Чтобы начать лечение вовремя и не допустить усугубления патологического состояния, следует внимательно относиться к психологическому здоровью ребенка. Как правило, в детском возрасте наиболее распространенно зависимое и тревожное расстройство личности. Чаще всего развитие патологии связанно с негативной домашней или школьной обстановкой, где преобладает моральное, а также физическое унижение.

Тревожный тип расстройства проявляется такими симптомами:

  • заниженная самооценка;
  • склонность к неловкости;
  • гипертрофированное восприятие проблем;
  • оборонительное поведение;
  • нежелание общаться со сверстниками;
  • повышенная тревожность.

В случае наличия зависимого расстройства могут отмечаться такие симптоматические проявления, как:

  • поведение жертвы;
  • чрезмерная чувствительность к критике;
  • перекладывание ответственности на других;
  • чувство одиночества;
  • нежелание самостоятельно принимать решения;
  • неверие в собственные силы;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

При появлении каких-либо симптомов желательно обратиться к квалифицированному специалисту. Лечение при наличии психических нарушений у детей подбирается максимально тщательно. Как правило, терапевтические мероприятия базируются на применении щадящей медикаментозной терапии, длительной работе с психологом, постоянном наблюдении у психиатра.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

F64 Расстройства половой идентификации.

F64.0 Транссексуализм.

А. Желание жить и быть принятым в качестве представителя противоположного пола, что обычно сопровождается стремлением привести свое тело в как можно более полное соответствие с предпочитаемым полом с помощью хирургических методов и гормонального лечения.

Б. Транссексуальная идентификация сохраняется постоянно на протяжении минимум двух лет.

В. Не является симптомом другого психического расстройства, такого как шизофрения, и не сочетается с хромосомной аномалией.

F64.1 Трансвестизм двойной роли.

А. Ношение одежды противоположного пола для временного переживания принадлежности к противоположному полу.

Б. Отсутствие какой-либо сексуальной мотивации к переодеванию в одежду противоположного пола.

В. Отсутствие какого-либо желания перемениться в противоположный пол на постоянно.

F64.2 Расстройство половой идентификации детского возраста.

У девочек:

А. Жизнь девочкой вызывает постоянный и тяжелый дистресс и имеется твердое желание быть мальчиком (это желание определяется не только предполагаемыми культуральными преимуществами принадлежности к мужскому полу) или девочка настаивает, что она — мальчик.

Б. Одно из двух:

1) девочки обнаруживают постоянное отчетливое отвращение к обычной женской одежде и настаивают на ношении общепринятой мужской одежды например, нижнего белья для мальчиков и другого. 2) Девочки постоянно отрекаются от женских анатомических структур, о чем свидетельствует по меньшей мере один из следующих признаков: а) утверждение, что у нее есть и появится половой член; б) отказ от мочеиспускания в сидячем положении; в) утверждение, что ей не хочется, чтобы у нее росли грудные железы или были менструации.

В. Девочка еще не достигла пубертатного возраста.

Г. Расстройство должно наблюдаться минимум 6 месяцев.

У мальчиков:

А. Жизнь мальчиком вызывает постоянный и тяжелый дистресс и сильное желание стать девочкой или, в более редких случаях, мальчик настаивает, что он — девочка.

Б. Одно из двух:

1) Занятия обычной для женщин деятельностью, о чем свидетельствует предпочтение к женской одежде или придание своей одежде вида женского наряда, или сильное желание участвовать в играх для девочек или других формах досуга и отказ от мальчишеских игрушек, игр и деятельности. 2) Мальчики постоянно отрекаются от мужских анатомических структур, на что указывает как минимум одно из следующих неоднократных утверждений: а) что он вырастет женщиной (не только выполняя роль женщины); б) что его половой член или яички отвратительны или что они исчезнут; в) что лучше бы не иметь полового члена или яичек. В. Мальчик еще не достиг пубертатного возраста. Г. Расстройство должно наблюдаться минимум 6 месяцев.

F64.8 Другие расстройства половой идентификации.

F64.9 Расстройство половой идентификации, неуточненное.

ДЕПРЕССИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Лечение диссоциального расстройства в Альтер

Лица с диссоциальным расстройством почти никогда не обращаются за психиатрической помощью. Но многие социопаты ощущают внутреннюю пустоту, которая образуется из-за отсутствия привязанностей и гармоничных отношений с окружающими, и желают исправить это.

Лечение диссоциального расстройства проходит с помощью курса индивидуальной психотерапии, иногда методов когнитивно-поведенческой терапии и ситуационного управления. С такими людьми непросто найти контакт специалисту, но врачи центра душевного здоровья «Альтер» умеют находить подход к каждому пациенту.

Лечение в «Альтер» пациентов с диссоциальным расстройством личности подбирается индивидуально, в зависимости от общей клинической картины. Индивидуальная психотерапия помогает достичь сильного положительного эффекта, гармонизируя жизнь пациента и его близких, а также направлена на коррекцию модели мышления и поведения, контроля импульсов. Фармакотерапия назначается в случае, если социопатия имеет сопутствующие психические расстройства, для снятия симптомов.

На пациентов с выраженной импульсивностью, агрессивностью и аффективной лабильностью, положительно влияет лечение когнитивно-поведенческой терапией и медикаментозными препаратами.

Пройти лечение в Москве диссоциального расстройства личности возможно в центре душевного здоровья «Альтер» по адресу г. Москва, Всеволожский пер., 2/2.

ДЕСТРУКЦИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Общая профилактика

К сожалению, не существует определенного стандарта по профилактике различных личностных расстройств, поскольку каждый человек индивидуален. Однако предотвратить развитие психических нарушений у ребенка все-таки возможно. Для этого сегодня разработано множество программ по охране психического здоровья, которые помогают решить семейные проблемы родителям и детям.

Подобного рода программы носят в основном образовательный характер – они предполагают лекции и дискуссии, направленные на понимание психологии развития.

Взрослым же индивидам, страдающим расстройством личности, не стоит пренебрегать услугами врача-психиатра. При отсутствии возможности контролировать свои эмоции и реакции, желательно проконсультироваться с грамотным специалистом, который назначит подходящую терапию.

Несмотря на то, что подобного рода личностное нарушение не относится к числу психических заболеваний, в период декомпенсации человек не в состоянии самостоятельно побороть болезненную симптоматику. Поэтому во избежание нежелательных последствий следует обязательно обратиться за врачебной помощью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]