Персеверация, вербигерация и другие речевые стереотипии

Персеверация – это стабильное воспроизведение какого-либо высказывания, деятельности, эмоциональной реакции, ощущения. Отсюда выделяют моторные, сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные персеверации. Понятие персеверации, иначе говоря, являет собой «застревание» в человеческом сознании определенной мысли, несложного представления либо их неоднократное и однообразное воспроизведение в качестве ответа на предыдущее последнее вопросительное высказывание (интеллектуальная персеверация). Бывают самопроизвольные и неоднократные повторения уже ранее сказанного, совершенного, чаще обозначаемые термином итерации, и воспроизведения пережитого, обозначаемые термином эхомнезия.

Общая характеристика

Персеверативные явления впервые были описаны древнегреческим ученым Аристотелем, хотя сам термин «персеверация» введен лишь в 1894 году немецким врачом А. Нейссером. В настоящее время различают несколько видов персевераций: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные. Интеллектуальные проявляются повтором стереотипных мыслительных операций, которые не приводят к цели, не решают поставленную задачу. Например, в беседе человек вновь и вновь возвращается к вопросу, на который уже дан ответ.
Сенсорные персеверации – многократные повторения зрительных, слуховых и тактильных образов после того, как непосредственный раздражитель перестал воздействовать на анализатор. Распространенный вариант – звучание «в голове» недавно прослушанной мелодии. Персеверативные эмоции характерны для впечатлительных людей, которые долго переживают обиду, страх или радость, в то время как спровоцировавшая их ситуация уже закончилась, потеряла актуальность.

Моторные персеверации реализуются многократным повтором отдельных движений или целых двигательных программ. Пример: неспособность написать букву «б» из-за зацикленности на рисовании овала, невозможности перейти к изображению верхнего элемента буквы. Особым видом моторного расстройства является речевая персеверация. Ее признак – повторение слога, слова либо части фразы в процессе устного высказывания или письма.

Причины персевераций

В основе персеверации лежит неспособность переключения с одного действия или процесса на другой, более актуальный. Нарушение может быть обусловлено функциональными изменениями активности мозга, связанными с переутомлением, стрессом, этапом развития нервной деятельности, невротическим расстройством. Более стойкие и грубые персеверативные расстройства наблюдаются при органическом повреждении мозга, в частности – при локальном поражении префронтальных и премоторных отделов коры, подкорковых структур, третичных зон коры. Причины персевераций разделяются на физиологические, психопатологические и неврологические.

Физиологические факторы

Большинство людей в определенные периоды жизни становятся склонными к персеверациям. Наиболее распространенные причины – снижение функции контроля деятельности, отсутствие четкой программы действий в связи с утомлением, эмоциональным истощением, длительным стрессом. Физиологически обусловленные персеверации непостоянны, проявляются в легкой степени, чаще связаны с мыслительными процессами, эмоциями, реже – с двигательной сферой. Возможные причины развития:

  • Инертность нервных процессов.
    У некоторых людей медленная переключаемость обусловлена физиологической инертностью нервной системы. Обычно им трудно завершать одно дело и начинать другое, быстро подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, рассматривать проблему с разных точек зрения. Персеверации представлены в легких формах, чаще в виде застревания на теме разговора.
  • Переутомление.
    Когда человек устает физически, умственно либо эмоционально, нарушается процесс циклического возбуждения и торможения нейронных структур, запаздывает сигнал о прекращении действия. Поэтому при сильном утомлении людям бывает проще продолжать выполнять монотонные операции и обдумывать одни и те же мысли, чем переключиться на отдых или просто остановиться.
  • Детский возраст.
    Особенность нервных процессов детей в том, что возбуждение способно сохраняться еще долгое время после прекращения воздействия раздражителя. В сочетании с несформированностью произвольности психических функций это способствует появлению персеверативных движений, фраз.

Неврологические факторы

Самая частая причина персевераций – грубые органические патологии головного мозга. Расстройства моторного типа определяются при поражении передних отделов больших полушарий. Развитие патологического процесса в премоторных зонах и нижележащих подкорковых структурах провоцирует элементарную двигательную персеверацию, при повреждении префронтальных зон формируется системная моторная персеверация, проявляющаяся многократным повторением программы действий. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к речевым персеверативным нарушениям.

Персеверативность мышления развивается при патологии лобных долей коры мозга, отражает снижение контроля над интеллектуальными функциями, программированием деятельности. Сенсорные персеверативные изменения основываются на органическом повреждении корковых отделов анализаторов – областей обработки информации, поступающей от органов чувств. Возникновение персевераций наиболее вероятно при следующих заболеваниях:

  • Церебральный атеросклероз.
    При данном заболевании внутренние стенки артериальных сосудов покрыты холестериновыми бляшками. Очаговые отложения сужают просвет артерии, нарушается кровоток, ухудшается питание мозговых клеток. Персеверативные симптомы чаще всего касаются речи больных, проявляются при афазии.
  • Деменции.
    К этой группе относится болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона и некоторые другие. Патологическим субстратом являются атрофические изменения коры в лобно-височных и лобных отделах мозга, подкорковых структурах. Разворачиваются грубые нарушения интеллекта, памяти, системные персеверации в речи, праксисе (целенаправленных движениях).
  • Черепно-мозговые травмы.
    Персеверативные нарушения обнаруживаются при травмах мозга с преимущественным повреждением боковых орбитофронтальных зон, префронтальной выпуклости коры. Непроизвольные повторения слов, фраз, комплексных действий диагностируются в промежуточном и отдаленном периоде травмы.
  • Инсульты.
    Локальное повреждение мозгового вещества в результате кровоизлияния или ишемии влечет за собой разнообразные неврологические расстройства: потерю чувствительности и двигательной функции, нарушения речи, дыхания, глотания. Афазический синдром склонен к обратному развитию. Персеверации обнаруживаются в экспрессивной фразовой речи, объясняются затруднениями в подборе слов, недостаточностью функций контроля.
  • Опухоли мозга.
    Снижение целенаправленности поведения характерно для опухолевых процессов, локализованных в лобных долях мозга, в их базальных отделах, вблизи подкорковых двигательных узлов. Осмысленная деятельность утрачивает избирательный характер, замещается инертным стереотипом, возникшим на предшествующем этапе. Наиболее часто диагностируются двигательные и речедвигательные персеверации.

Психопатологические факторы

В психиатрии и психологии персеверации рассматриваются в контексте патопсихологических синдромов. Зачастую они являются признаком недостаточной гибкости психических процессов или эмоционально-волевых функций, инертности личностных качеств, например, на фоне перфекционизма. Психопатологическими причинами развития персеверативных симптомов являются:

  • Аутизм.
    Своеобразие сенсорных функций, ригидность двигательных и психических реакций, стереотипные формы поведения – ключевые симптомы аутизма. Персеверации позволяют больным сохранять константность восприятия, подразделяются на внешне бессмысленные повторяющиеся действия и фразы, целенаправленное навязчивое поведение и поведение, которое нацелено на получение определенных ощущений, например, дергание себя за волосы, надавливание на веки.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство.
    Невроз навязчивых состояний характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и действий (компульсий). Наблюдается циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных актов, например, завязывание шнурков или мытье рук, которое сопровождается навязчивыми представлениями, идеями, сенсорно-перцептивными образами.
  • Умственная отсталость.
    Высшая нервная деятельность людей с умственной отсталостью характеризуется инертностью, трудностью формирования и неустойчивостью условно-рефлекторных связей. Эти особенности объясняются слабостью процессов переключения и возбуждения. Персеверации чаще диагностируются при умеренной олигофрении, затрагивают интеллектуальную сферу, проявляясь персеверирующими ассоциациями.
  • Шизофрения.
    У больных шизофренией появление персевераций в мышлении и речи связано с обеднением идей, стремлением заполнить пробелы предшествующими представлениями, усилением автоматизации мыслительно-речевой деятельности. Часто персеверативные речевые расстройства сопровождают возбуждение при кататонии – острое состояние, при котором пациент становится импульсивным, склонным к разрушительным действиям. Речь при этом обрывочная, несвязная, с повторением фраз, отдельных слов.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного. Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание.

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

Диагностика

В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.

Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:

  • Речевые, мыслительные пробы.
    Персеверативность речи, мышления выявляется при решении теста ассоциаций, установлении аналогий, запоминании и воспроизведении серии слов. При ассоциативном эксперименте больные склонны проговаривать одно слово в ответ на разные стимульные слова психолога. При выполнении задания на простые аналогии они не ищут логическую связь, а выбирают слова «по шаблону», например, все первые (или последние) слова в списках. Воспроизводя серию слов, зацикливаются на одном или двух, повторяя их.
  • Двигательные пробы.
    Персеверация диагностируется при помощи пробы копирования ритмов (выстукивание ритмов) и пробы на динамический праксис, когда пациенту предлагается повторить последовательность положений кисти руки «кулак-ладонь-ребро». Типичные результаты: инертное воспроизведение предыдущей серии движений/ритма, возвращение к ошибочному варианту, выполнение неправильной структуры и ее повтор.
  • Графические пробы.
    Персеверативные движения выявляются у пациентов при рисовании, письме цифр и букв. При элементарной персеверации они рисуют круг, а затем много раз обводят его или изображают несколько неразрывных кругов – спираль. Аналогичные ошибки возникают при попытке написать цифры «6», «9», буквы «д», «б». При комплексном двигательном расстройстве затруднено рисование серии геометрических фигур – вместо заданной последовательности больной рисует одну фигуру несколько раз.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Лечение

Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.

Психотерапия

Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.

Психокоррекция

Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления. Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр. Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]