Философия определяет термин «Духовность», как внутреннее осознание человека, его способность к самоопределению среди других людей, с которыми он общается и живет. А также, как стремление к идеальному состоянию в личностном развитии.
Интересно! Сущность духовности была предметом для споров многих философов, но к единому мнению они так и не пришли.
К примеру, древнегреческий философ Платон, последователь Сократа, считал духовность особым свойством в человеке, не связанным с его телесной оболочкой. По мнению философа, слово имеет корень «дух» неслучайно (Spirit — лат.). Дух — это что-то нематериальное, означающее способность индивида к самоопределению.
Как она выражается у человека
Вопрос духовности неотделим от психологического аспекта. Еще со школьных времен все помнят, что «психо» означает не что иное, как душа, существующая отдельно от телесной оболочки человека.
На рубеже 20-21 веков отечественные психологи стали уделять повышенное внимание теме духовности. К ней относились, как к результату работы внутренних механизмов психики человека.
Таким образом, под термином «духовность» понимают систему психологических процессов, которые происходят внутри человеческого сознания с учетом его личностных качеств.
Духовное развитие человека
Можно выделить определенные качества, характерные для развивающейся личности:
- творческое начало в любом его проявлении;
- стремление помогать людям и делиться своим опытом с окружающими;
- высокий уровень нравственности;
- ощущение любви к самому себе и другим людям;
- доброе, участливое отношение ко всем живым существам.
Существует два вида духовности: социальная и религиозная.
В таком педагогическом предмете, как обществознание, под духовностью понимают волю и разум человека, которые ориентированы на нравственных общественных ценностях, со стремлением к высоким идеалам и помыслам.
Важно! Нельзя сказать, что духовность — это вера в Божественное начало или определенная степень религиозности. Под этим словом понимают такое состояние души человека, когда он стремится к непрерывному развитию и самосовершенствованию.
Какие факторы делают человека человеком
Человечность и модели поведения не передаются нам генетически. Дети, выросшие среди животных, так и не стали людьми с психологической точки зрения. Человека формирует окружение, в котором он живет.
От животных люди отличаются:
- абстрактным мышлением;
- развитым духовным миром;
- сдержанностью.
Эти факторы формируются постепенно, с годами. Сострадание, милосердие, понимание и доброта делают человека человеком.
Современное общество гонится за материальными благами, что сопровождается агрессией и алчностью. Забыв о духовной нравственности, люди становятся сродни хищникам, ищущим себе добычу.
Душа — один из факторов, влияющих на человеческое поведение. Это материя, которую нельзя увидеть и ощутить физически.
Изучение личности, ее действий и чувств всегда интересовало общество. На протяжении всей истории душа рассматривалась как отдельный предмет — нечто отделяемое от тела и одновременно связанное с ним. Существуют многочисленные интерпретации понятия «душа», различные точки зрения на этот счет. Ясно одно: душа — нечто непостижимое для науки и человеческого сознания. О ее сущности и цели можно только догадываться.
Из чего состоит внутренний мир индивида
Любая личность имеет свой духовный мир. В нем есть:
- система ценностей, которая определяет мировоззрение человека и придает смысл его существованию;
- цели, необходимые для реализации миссии на Земле;
- потребности души, проявляющиеся через познание окружающей действительности, выражение себя с помощью искусства, научной и культурной деятельности, а также иных форм;
- стремление к познанию себя и самореализации в социуме;
- понимание значимости своих действий для других людей, сформированные взгляды на окружающий мир;
- эмоциональная и чувственная поддержка собственного видения и деяний со стороны общества.
Все перечисленное базируется на знаниях людей об окружающей действительности и вере в справедливый исход.
Мировоззрение человека можно разделить на:
- Повседневное, с опорой на жизненный опыт. Оно формируется в результате различных обстоятельств.
- Религиозное, в соответствии с религиозными представлениями личности.
- Научное, с акцентом исключительно на научные знания.
- Гуманистическое, базирующееся на представлениях о научных взглядах: насколько они справедливы и высоконравственны для социума, а также степень их экологичности.
В системе человеческих ценностей, которая является основой любого мировоззрения, заложен ориентир на устремления личности и смысл ее жизни. Идеалы отдельно взятого человека выступают в виде эталона поведения в социуме и становятся мотивацией для самого поведения.
Но важно отметить, что духовные ценности человека не могут быть вечными. Они находятся в прямой зависимости от условий жизни и меняются с учетом влияния обстоятельств. А вот веками складывающиеся общественные ценности представляют собой духовную практику всех поколений человеческого рода и содержат в себе универсальные потребности любого индивида, независимо от того кем он является. Раса, национальность класс, религия, возраст — все это становится не важным.
Понятно, что общечеловеческие ценности возвышаются над индивидуальными, поэтому человек должен формировать свой внутренний мир с учетом этих рамок. Жизнь индивида переплетается с общественной жизнью и постепенно усваивает правила, сформированные временем и являющиеся частью нравственного фонда.
В западной психологии
В западной психологии, которая получила наибольшее признание в послевоенные годы XX-го века, существует ряд направлений:
- трансперсональная — не отрицает религиозное влияние на сознание индивида;
- гуманистическая — акцент делается на личности, как единственной целостной системе;
- экзистенциальная — относится к гуманистической психологии, затрагивает несколько аспектов жизни индивида: его внутренний мир, личные переживания и др.
Согласно системе Маслоу, если человек обладает духовностью, то он находится на высокой ступени эволюции. У таких людей отсутствуют примитивные желания, грязные помыслы и проступки. Они наполнены добротой и снисходительны даже к тем, кто этого не достоин по мнению общества. В начале XX века у психологов и психотерапевтов господствовало мнение, что низкий уровень нравственности — не что иное, как болезнь, от которой надо избавиться. Но парадокс в том, что многими неразвитыми культурами практиковалось исцеление души, с помощью шаманских обрядов, жертвоприношений и прочего.
Духовность
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям
Мы живем в очень сложном мире, в котором есть и материальное, и не материальное, есть свои законы, по которым существует то и другое, и есть человек, который может и с тем, и с другим определенным образом взаимодействовать. Есть люди, которые больше заняты материальным миром, они хотят преуспеть именно в материальных делах, а есть и те, кому интересен мир нематериальный и все его, как известные, так и таинственные законы. И хотя материальное определенным образом связано с нематериальным и наоборот, ибо не получится людям жить чем-то одним, тем не менее, чтобы как следует постичь то или другое направление, нужно посвятить себя только ему одному. Человек может преуспеть либо в вопросе материального благополучия, либо в духовном развитии. Если же эти вещи совмещать, то можно прийти к гармоничному развитию личности, но не к абсолютному успеху в каком-то из этих направлений. В этой статье мы с вами поговорим о духовности, о том, что она из себя представляет, какая от нее польза и как к ней прийти. И заодно выясним, нужно ли всем становиться духовно развитыми людьми или может быть многим достаточно только того, чтобы не забывать о духовном, живя материальными ценностями.
Я решил уделить внимание этой теме по той причине, что как по собственным наблюдениям, так и по примерам с другими людьми, подавшимися в духовность, увидел и понял, как это направление может изменить жизнь человека в лучшую сторону и даже спасти ее. Когда привычный уклад жизни ничего кроме боли и страданий не приносит человеку, духовность может стать для него единственным спасением, как для души и разума, так и для тела. Большинство современных людей – это одержимые идеей материального успеха индивидуалисты или лучше сказать, люди с высокими эгоистическими принципами, которые убеждены в том, что только материальное благополучие и большое влияние в обществе, высокое положение в нем позволят им обрести полноценное счастье в этом мире. Не скажу, что этот подход к жизни неправильный, но он не настолько разумный, как многие думают и уж точно не полный. Люди хотят получить максимальную выгоду в виде простых и понятных им вещей, причем желательно быстро. Оно и понятно, мир, где много суеты и мало времени, особенно на то, чтобы подумать, где постоянно надо зарабатывать на жизнь и часто нет возможности как следует изучить все последние новости, не то что целую книгу прочитать, требует максимальной практичности во всем. Люди делают все быстро, с ориентиром на самые простые и понятные вещи. Иначе в такой высококонкурентной среде не выжить, ну или по крайней мере не преуспеть.
А потому такие темы, которые не несут очевидной пользы в виде успеха в материальном мире и не позволяют решить повседневных задач материального характера кажутся людям, если уж и не бесполезными совсем, то во всяком случае не первостепенными, чтобы уделять им достаточно внимания. Зачем тратить силы и время на то, что нельзя потрогать, попробовать на вкус, чем нельзя любоваться, глядя на это, чем не получится похвастаться перед теми, кто способен оценить только видимые вещи. Вот люди и не выходят за рамки материальных благ и даже не хотят учиться за них выходить. Но это все до тех пор, пока эта игра в материальный успех, стремление к нему или какие-то нежелательные для человека события не приведут его к состоянию полного отчаяния, при котором он уже ничего не будет хотеть и может перестать видеть смысл во всем, что он делал и что его окружает, когда он перестанет ценить все то, ради чего жил. И еще страх неуверенности, неизвестности, неопределенности также способен поставить человека на колени, с которых ему не получится встать, руководствуясь идеями, отражающими важность только материальных ценностей. Вот тогда он и обращает свое внимание на другую сторону жизни – духовную.
И духовность может помочь многим людям пережить тяжелое время, выжить физически и морально, и обрести душевный покой. Многие люди возвращаются к жизни после тяжелых ударов судьбы и снова обретают уверенность в себе благодаря именно духовности. А для кого-то она и вовсе становится единственным смыслом жизни. Духовность способна помочь и тем, кто добился определенного материального успеха, но при этом все равно не удовлетворен своей жизнью, ибо, как мы знаем, не хлебом единым жив человек, люди могут иметь все, кроме ощущения счастья. Помогает она и тем, кто не имеет ничего, ну или имеет совсем мало, а потому и не видит никакой радости в жизни, а только одни проблемы и трудности, и связанные с ними страдания. Интерес к духовному выводит людей на другой уровень осознания реальности, на котором многие вещи воспринимаются иначе. Вот материальное благополучие не всем и не всегда помогало. Сколько людей не корми, как в прямом, так и в переносном смысле, а радоваться высшим ценностям ты их так не научишь.
Как я всегда говорю: разве современный человек, живущий, хоть в весьма благополучной стране, хоть в очень отсталой, живет хуже, чем жили люди в этих же странах сто, двести, триста лет назад? Разве в современном мире проблема голода стоит также остро, как это было в прошлом? Разве люди, у которых есть крыша над головой, одежда, еда, есть возможность получать качественную информацию, в том числе и абсолютно бесплатно, не могут радоваться жизни, ведь у них есть все необходимое для нее? Так от чего же столько неудовлетворенных людей, от чего же в мире не стало меньше насилия, агрессии, враждебности, от чего люди совершают самоубийства, как будто у них нет другого выхода из тех ситуаций, в которых они оказались? Почему, несмотря на полные желудки и на имеющуюся у многих людей свободу, пусть и относительную в каждом конкретном случае, но все же достаточно ощутимую, они тем не менее, многим недовольны и страдают? А все дело именно в ценностях и в понимании человеком этого мира. Если жить одними только материальными ценностями и не воспринимать духовные, то человеку всегда и всего будет мало, потому что он живет ограниченной жизнью, воспринимая только одну из ее сторон. А при таком подходе к жизни он никогда не насытится ею настолько, чтобы больше не переживать на счет своего материального состояния и вообще о том, как он живет. Потому что материальное обогащение – это лишь часть жизни, но есть и другие ее части, которые тоже нуждаются в том, чтобы человек их постигал и жил ими. Одной из таких частей является духовность, позволяющая человеку служить высшим целям и придерживаться высших ценностей. Почему высших? Потому то для их восприятия и использования нужно развиваться, без этого они нам не будут доступны, ибо одних только природных инстинктов недостаточно, чтобы следовать таким ценностям и наслаждаться ими. И таким образом, чем больше мы познаем этот мир и чем лучше его понимаем, тем большим из того, что в нем есть, мы становимся способными насладиться. В частности, нам становятся доступными духовные ценности, живя которыми, мы получаем полное удовлетворение от жизни.
Что такое духовность
Я дам свое собственное определение духовности, как я его понимаю. Оно может не совпадать с тем, что думают об этом явлении другие люди. Духовность – это такое состояние ума, которое помогает человеку понять, что он является частью единого целого, в таком состоянии он поднимается над своими личными интересами и начинает мыслить интересами этого целого, которые более высшие и значимые, чем его собственные интересы. Духовность человека выражается в служении им таким ценностям, которые стоят над его личными ценностями. То есть, он думает уже не о своих интересах и желаниях, а об интересах и целях целого, частью которого он является. И еще можно сказать, что духовность – это явление, отражающее интересы целого через интересы каждого из нас. Быть духовно развитым человеком, значит подняться над своей животной сущностью и начать служить высшим ценностям и преследовать более значимые цели. Эти цели носят созидательный и развивающий характер.
Духовно развитые люди
Теперь давайте посмотрим, кто такие духовно развитые люди и почему нам стоит ценить этих людей и учиться у них, если только мы сами не относимся к их числу. Духовно развитые люди – это люди, придерживающиеся и распространяющие в обществе идеи, основанные на нематериальных высших ценностях, на духовных ценностях, которые носят созидательный характер. То есть, такие люди призывают к добру, милосердию, любви, свободе, справедливости, взаимоуважению, развитию, терпению и тому подобным вещам. Ценность этих ценностей становится тем очевиднее, чем сильнее человек страдает от их отсутствия в его жизни. Скажем, людям порой надо сравнить жизнь, в которой есть милосердие с жизнью, в которой его нет, чтобы понять, насколько это важная ценность, которую стоит пропагандировать и которой стоит придерживаться ради всеобщего блага.
Духовные люди не эгоисты и не материалисты, им богатство и роскошь не нужны, потому что такие вещи отвлекают их от духовного, а значит и высшего блага. Для них важны такие вещи как любовь, свобода, справедливость, доброта, истина, знания, словом, все то, что обладает ценностью для человека, но при этом не имеет непосредственного материального воплощения. Такие вещи руками не пощупаешь, в желудок их не затолкаешь, на весах не взвесишь, но они существуют и очень многое нам дают. Духовные люди служат таким ценностям, так как считают, что это отвечает замыслам высших сил, замыслам целого, частью которого они являются. Они и сами этих ценностей придерживаются, и других людей учат их ценить. В этом и заключается польза духовно развитых людей, они учат общество жить по новым, более человечным законам, а не по звериным, не по законам природы, которые достаточно суровы и беспощадны к любой слабости. Взять, к примеру, то же милосердие, которое делает жизнь людей намного комфортнее, ведь благодаря ему мы всегда можем рассчитывать на помощь других, когда у нас возникнут какие-то трудности, и сами такую помощь можем оказать, когда у нас есть такая возможность. Если бы мы так не делали, то многие из нас могли бы не выжить, случись с нами какая беда. Но ведь милосердию нужно учить, от рождения оно нам если и дается, то в совсем неразвитом виде и если человека не научить помогать другим людям, не объяснить ему, зачем это нужно, что такая помощь дает обществу и почему это важно, он не сможет и не захочет никому помогать. Духовные ценности нужно прививать людям, можно сказать, что и насаждать их иногда надо, долго и старательно, пока люди не осознают их важность и не начнут жить по новым правилам, призывающих их подняться над своей природой. Такое по силам сделать только духовно развитым людям, которые сами в совершенстве постигли ценность высших идей и могут донести важные мысли до большинства других людей. Та же религия яркий тому пример. Когда-то она очень хорошо помогла сделать людей более человечными, научив их помогать друг другу и быть друг к другу терпимее. Хотя, конечно, и темные стороны у нее всегда были и есть, но без этого ни что не может существовать. У всякой медали две стороны.
Духовное развитие
Но зачем каждому из нас развиваться духовно, зачем двигаться в этом направлении, если, к примеру, мы признаем важность духовных ценностей, отчасти их придерживаемся, но не собираемся им служить? Это нужно для того, чтобы раскрыть для себя новые горизонты этого мира, познать такие вещи, которые при обычной жизни просто непостижимы и таким образом прийти к умиротворению и гармонии, а может быть и к новому смыслу жизни, отказавшись от всего того, чем мы все это время жили. Откуда каждому из нас знать, что та жизнь, которой мы живем, правильная или что она является лучшим вариантом для нас? Ну да, есть какое-то удовлетворение, которое мы можем испытывать от своих дел, от различных достижений, от тех радостей, которое нам доступны, от того удовольствия, о котором нам известно. Но почему бы не узнать что-то новое, что может дополнить жизнь новыми радостями, новым удовольствием, сделать ее более интересной, показать нам новые цели, к которым можно стремиться, чтобы прожить жизнь со смыслом? Если ты сыт, одет, обут, у тебя есть крыша над головой, какая-никакая стабильность в делах и уверенность в завтрашнем дне, и у тебя к тому же появилось свободное время от всей той суеты, которая позволила тебе ко всему перечисленному прийти, то тебе ничего не мешает попробовать узнать что-то новое, открыть для себя другие стороны жизни, которые могут оказаться более интересными и значимыми, чем то, что тебе в настоящий момент известно. Иначе, что, ты по одному только сценарию всю жизнь жить собрался, будешь работать, накапливать материальные блага, чтобы потом передать их по наследству? Или как? А если наследники окажутся непутевыми, если из-за отсутствия у них нужных представлений о жизни они не будут видеть никакого смысла в продолжении твоего дела и просто растранжирят все, что ты всю жизнь создавал и копил, то стоит ли оно того, чтобы именно так все сделать? Да хоть даже если ты только для себя будешь жить, то как долго ты можешь это делать и какой в этом смысл? Тут может быть много вопросов, призывающих человека задуматься над необходимостью что-то как-то в своей жизни поменять или чем-то ее дополнить, чтобы в ней стало больше смысла, чтобы появился новый интерес к чему-то, к какой-то идее, какая-то цель значимая появилась. В том числе и в духовность можно податься, о которой мы здесь говорим. Люди подаются в духовность по разным причинам, и одна из них – желание жить более интересной, насыщенной и полной жизнью.
Как развиваться духовно
Чтобы развиваться духовно, человеку необходимо отказаться от привычного для большинства людей образа жизни. И чем большего совершенства он хочет в этом достичь, тем от большего ему придется отказаться. Если же он просто хочет дополнить свою жизнь духовными ценностями, тогда ему необходимо для начала проявить интерес к духовности, пообщаться с духовно развитыми людьми, понять, какие ценности они исповедуют, какие цели преследуют, какие идея предлагают. У духовности может быть много обликов, в зависимости от того, кто ее распространяет в обществе и какое учение он предлагает. Главным признаком духовности является всеобщее благо, а не интересы отдельно взятого человека или группы людей. Для того, чтобы встать на путь духовного развития нужно также начать соблюдать определенные ограничения, быть умеренным во многом, делать добрые дела, помогать людям и таким образом приобщаться к духовной жизни. Повторю, полностью отказываться от своего образа жизни, в котором преобладают материальные ценности и корыстные интересы необязательно. Духовностью можно дополнить свою жизнь, но ею необязательно свою жизнь заменять. Понятно, что условно плохих и злых поступков нужно совершать меньше, иначе ни о каком духовном развитии и речи не будет. Служа высшим идеалам нельзя вредить обществу и конкретным людям, которые являются воплощением целого, частью которого мы все являемся. От плохих поступков лучше вообще отказаться, заменив их такими делами, которые должны основываться на любви к ближнему и заботе о нем. Не во всех случаях можно решить проблемы с помощью добра и любви, тогда духовный человек уступает место тем, кто умеет разговариваться на языке силы. Его же миссия состоит в том, чтобы разбудить в каждом человеке человечность, а разговаривать с людьми на языке насилия не его задача. Для этого есть другие люди.
Тем, кто хочет достичь высокого уровня духовности обязательно нужно отказаться от мирских благ и начать довольствоваться только самым необходимым, углубляясь в постижение духовных ценностей, не отвлекаясь на ценности материальные. И, разумеется, такому человеку нужно следовать избранным духовным идеалам, а не просто о них узнавать и говорить. И только потом, когда он поднимется над своей природой, когда научится жить очень простой жизнью, без всякой роскоши и изобилия, совершая полезные для общества дела, он может начать распространять высокие идеалы в виде практичных идей в обществе, показывая другим людям, как они могут жить, придерживаясь высших ценностей. Другими словами, нужно начать отходить от своей природной натуры, от своей животной психики, от своих инстинктивных позывов, чтобы принимать решения, исходя из высоких идеалов и здравого смысла, и показать на личном примере всем, как такой разумной и умеренной жизнью жить. Личный пример здесь очень важен, потому что у нас в обществе очень много людей, которые называют себя духовными, а сами при этом живут мирскими ценностями, гонятся за материальным успехом, не соблюдают никакие, в том числе и собственные правила духовного поведения, подразумевающие ограничение человека в его желаниях, вызванных природными инстинктами. Такие люди призывают к высшим ценностям, а сами живут низшими радостями. Они могут призывать к добру, а сами при этом творят время от времени зло. Они пропагандируют ненасилие, а сами при этом позволяют себе его совершать в отношении тех, кто беззащитен перед ними. Тогда это или лицемерие с их стороны, или просто не понимание того, что такое истинная духовность и для чего она нужна.
Вы не можете быть заядлым материалистом и одновременно духовно развитым человеком, вам надо выбрать что-то одно, если вы хотите в этом достичь действительно высоких результатов. Точнее, вы можете сочетать в себе и те, и другие ценности, вы можете дополнить свою жизнь духовными ценностями, расширив таким образом свое представление о мире. Но если вы хотите достичь высокой духовности, то от материальных благ, засоряющих рассудок вам придется отказаться. Необязательно для этого исповедовать аскетизм, это крайняя мера, как я считаю, без нее можно обойтись. Но минималистом вам стать точно нужно, чтобы иметь только все самое необходимое для жизни, без всяких излишек. Иначе вы не сможете оценить духовное, чтобы понять всю его красоту, если при этом будете наслаждаться имеющимся у вас комфортом и материальным благополучием. Невозможно осознать высшие ценности, радуя себя ценностями низшими, по крайней мере во всей их полноте. Для духовного развития нужно начать отходить от своей животной сущности, от всех тех позывов, которые заложены в нас природой. А это значит, что никакого стремления к богатству, при котором человек превращается в автомат по добычи денег и прочих материальных ценностей и о высоком ему думать некогда, быть не должно. Нельзя идти на поводу у своих инстинктов, нельзя быть тем, кем природа нас сделала, нужно стать тем, кто поднимется над своей природой, благодаря высоким идеалам и голосу разума. Избавиться от врожденных качеств невозможно, но можно взять их под контроль. Только в таком случае человеку откроется новое представление о жизни, когда он от непосредственного восприятия реальности перейдет к такому ее восприятию, при котором его сознание будет им руководить, а не его инстинкты. Это тяжело, поэтому в нашем обществе так мало духовно развитых людей. Кто-то отказывается от духовности из-за всевозможных соблазнов, кто-то из-за страха перед ограничениями, а кто-то просто думает, что он духовная личность, но при этом хочет всего того, чего хотят обычные люди и тянется к этому. Поэтому, этот путь не для всех.
Идеальный вариант существования духовно развитого человека – это жизнь за счет даров и пожертвований, благодаря чему он будет иметь необходимый для жизни минимум и сможет изучать высшие ценности, размышлять над ними, предаваться им, чтобы потом дать обществу новые идеи, которые помогут людям построить более совершенный человечный и гуманный мир. Такой человек не должен зарабатывать обычным образом, тем более много, поскольку и обычная работа и большие деньги изменят его ум, возвратив его из духовного мира в материальный, в котором надо постоянно крутиться, считать деньги, решать бытовые вопросы, конкурировать с людьми и так далее. Такая жизнь может поглотить человека полностью и у него просто не останется сил и времени на духовное развитие. Если сознания отвлекается на такие вещи, как быт, то человек просто не сможет изучить что-то большее, что есть в этом мире. Поэтому, духовное развитие требует, если уж не абсолютного аскетизма, то во всяком случае очень скромной жизни, для которой вполне хватит небольших пожертвований и даров со стороны благодарных и понимающих важность духовного развития людей. Люди дарят духовному человеку необходимые для жизни материальные ресурсы, а он взамен этого просвещает их в вопросе высших ценностей и дарит этому миру новые идеи, которые помогут изменить его к лучшему. Поэтому, никакого богатства и роскоши у по истине духовного человека быть не может, потому что и не должно. Даже если люди его завалят материальными ценностями, в том числе и пожертвованиями в виде денег, от лишнего он должен отказаться. Все лишнее такой человек может пожертвовать тем, кто в этом нуждается, в особенности детям.
У поистине духовных людей жизнь должна быть простой с материальной точки зрения. Подобно тому, как нельзя мыслить чисто и остро с полным желудком, невозможно постигать и нести духовные ценности, живя в роскоши и изобилии. Вот это очень важно понимать. Также нельзя постоянно думать, как заработать деньги на жизнь, деньгами и прочими ресурсами духовно развитому человеку должны помогать, позволяя ему таким образом делать свою работу, которую не всякий готов делать и не всякий в силах сделать. Ум должен быть в каком-то одном состоянии, либо в мирском, либо в духовном, чтобы человек преуспел в той или другой деятельности. Повторю, эти вещи можно совмещать для полноты жизни, но чтобы сильно преуспеть в этом деле, нужно только ему себя посвятить.
Духовным людям нужно помогать и поддерживать их. Это нужно обществу и каждому отдельно взятом его члену. Подобно тому, как общество поддерживает науку, искусство, философию, оно должно поддерживать и духовность. Подносить дары духовно развитым людям, значит служить Богу, обществу, миру и в конечном счете самому себе. Ведь каждый из нас хочет жить в таком обществе, в котором всем будет хорошо, потому что в таком обществе добра будет во много раз больше, чем зла, от которого может пострадать каждый. И кто, как не духовно развитые люди могут научить людей жить в мире и согласии, быть довольными жизнью и радоваться ей, независимо от того, достаточно ли у них материальных благ или нет. Получается, вы кормите тело таких людей, чтобы оно жило, а они взамен будут кормить вашу душу и разум, чтобы вы жили хорошо и счастливо. Совершенно нормальное, разумное, необходимое разделение труда, при котором каждый делает то, что ему ближе.
Духовность – это будущее
Думать о высшем, о вечном, о светлом, а значит и о духовном – думать о будущем. А ради него мы многое делаем в настоящем. В том будущем, которое мы строим сегодня будут жить наши дети. Духовное существует не просто так, а в качестве награды людям за то, что они постигают высшие ценности. Все эти ценности требуют от человека жертв в виде отказа от доступных мирских благ, ради которых мы готовы многое уничтожить здесь и сейчас. Но если мы отойдем от своего эгоизма, то сможем построить просто сказочное будущее для наших детей. Сегодня люди врут, воруют, убивают, грабят, используют друг друга, манипулируют друг другом, а завтра может появиться какой-то духовный человек, у которого нет ничего кроме его учения и изменит с помощью этого учения общество так, что всех этих мерзких вещей, вызывающих боль и страдания станет во много раз меньше. И каждый из нас сможет жить в таком мире, в котором можно верить другим людям, в котором у тебя никто ничего не будет красть, в котором ты не подвергнешься насилию только потому, что кто-то имеет возможность его применить к тебе, в котором тебе протянут руку, если ты оступишься, а не будут тебя добивать, ради корыстных целей, считая, что так оно и должно быть. Ну может быть не мы будем жить в таком мире, а наши дети, но такое возможно. Скажете, это утопия? А разве та же религия не сделала людей добрее и терпимее друг к другу, разве пропагандируемые ею духовные ценности не сделали многих из нас более человечными? И пусть никакое религиозное учение не идеально, все же мы от каждого из таких учений получили что-то хорошее, благодаря чему жизнь в обществе стала лучше, а люди стали добрее. Так ведь? Ну вот вам и проявление духовных ценностей. И их может быть еще очень много, таких проявлений, потому идей, основанных на высоких духовных идеалах, может быть великие множество. Мир никогда не станет идеальным, совершенным, безупречным во всех смыслах, но он может стать лучше. Он у нас уже лучше, по сравнению с тем диким миром, в котором когда-то жили люди, не имевшие представления о каких-то там нематериальных духовных ценностях. Выживал тот, кто просто был сильнее, хитрее, быстрее, ловчее других. Но потом люди с помощью идей, проповедующих добрые дела сделали мир чуточку лучше.
Все, чего мы достигли в духовном, нравственном, культурном развитии – это не предел. Существует много идей, концепций, учений, направленных на то, чтобы помочь человеку подняться над своей природной сущностью и жить не по законам джунглей, а по законам высших идеалов, по законам справедливости, свободы, любви, уважения и других великих по своему смыслу ценностей. Пусть пока мы с вами живем в не самом лучшем обществе, с точки зрения отношения людей друг к другу. Пусть проблема войн не решена, не решена проблема социального неравенства, при котором люди подавляют и используют друг друга, имея такие возможности, много что еще не так устроено в нашем обществе, чтобы мы были им полностью довольны. Но наши дети могут жить в лучшем мире, чем наш, они могут прийти к большим успехам в этом вопросе, если мы сегодня сделаем свой вклад в развитие духовности, как своей собственной, так общественной. Мы же вкладываемся в материальное благополучие, как ради себя, так и своих детей, мы же хотим передать по наследству какие-то материальные ценности, чтобы жизнь наших потомков была, как минимум не хуже нашей. Ну а что будут значить все эти ценности в мире, где человек человеку волк, где каждый готов обмануть, предать, убить ради каких-то вещей, ресурсов? Все это может быть утеряно одними из-за агрессии других. Но если все всем будут довольны, то людям не о чем будет беспокоиться, они будут жить в мире и согласии друг с другом. Если мы думаем о будущем наших детей, передавая им свои материальные ценности, мы должны подумать и о той оболочке, в которой все эти ценности будут существовать и приносить им радость. А это идеологическая оболочка, основанная на духовных ценностях.
В конечном счете все люди хотят быть счастливыми. То есть, постоянно испытывать радость, удовлетворение и умиротворение. Нам только нужно создать условия, чтобы такое состояние у нас возникло и не исчезало. К примеру, одним из таких условий является свобода, а точнее, ощущение человеком своей свободы, без которой истинное счастье невозможно. А свобода – это духовная ценность, которая нуждается в распространении в обществе в виде разумной и реализуемой идеи, которая позволит людям чувствовать себя свободными и при этом не скатиться к вседозволенности и анархии, которые уже не будут благом для людей. И духовно развитые люди придумывают идеи, которые помогают такие ценности правильно привить людям, создавая важное условие для счастья и исключая возможность злоупотребления такими ценностями.
И материалист, и духовно развитый человек могут быть счастливыми. Но у каждого будет свое счастье. Каждый будет испытывать его по-своему. Как я считаю, учитывая свой жизненный опыт, в котором было место и материальному успеху, а потом и в духовном развитии были определенные достижения, духовность дает более стойкое ощущение счастья, чем материальные успехи. Потому что в этом случае счастье зависит от гораздо меньшего количества условий. Я не назову такое счастье безусловным, ибо все-таки какие-то условия должны соблюдаться, чтобы духовность приносила удовлетворение. Скажем, та же возможность себя кормить необходима всем, человек живет в физическом мире и одной только духовностью в нем сыт не будешь. Но все же такое счастье требует от людей гораздо меньше для своего существования, оно, скажем так, менее требовательное к человеку, чем то счастье, которое испытывает человек, добившийся материального успеха. Человеку лишь необходимо задуматься о высших ценностях, осознать их, придерживаться этих ценностей, служить им и у него появится великий смысл жизни, благодаря которому он будет чувствовать свою значимость независимо от того, сколько у него будет всевозможных материальных благ.
Духовность и духовное развитие – это не развлечение, не игра, не какое-то занятие для тех, кому скучно – это служение высшим ценностям, это работа на благо всего человечества, это вклад в будущее наших детей, это в отдельных случаях и спасение для человека, который запутался в жизни не знает, ради чего ему жить. Духовность предлагает нам всем жить ради интересов целого, ради интересов бытия, а не только ради своих личных интересов. Посвящать себя этому занятию или нет, и как посвящать, полностью отдавшись духовности или частично уделив ей свое внимание, каждый человек решает для себя сам. В этом вопрос у людей должна быть полная свобода выбора. Духовных ценностей можно придерживаться, а можно служить им. И в том, и в другом случае человек многое обретет. Но во втором случае он должен будет и от многого, что ценно для большинства людей, отказаться. Только тогда он сможет добиться в духовном развитии наивысших результатов.
Как определить в человеке
Стоит ли думать, что духовность приходит к человеку вместе со зрелостью, когда он становится взрослым, постепенно накапливая богатый жизненный опыт? Одно ясно: это не приходит от рождения. Для становления духовности требуется определенное время. Необходимыми морально-этическими качествами человек обзаводится, пройдя школу жизни и получив багаж знаний.
Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Духовность проявляется, когда человек:
- стремится разобраться в вечных вопросах бытия: чем отличается добро от зла, что такое истина, как почувствовать любовь, что такое истинная красота;
- избегает дурного общества, не допускает самоутверждения за чужой счет;
- помогает тем, кто нуждается;
- открыт обществу и социально активен;
- не зацикливается только на финансовом благополучии;
- спокоен и уравновешен.
В обычных жизненных условиях духовность видна в мелочах. Например, это осознанный выбор религии. Утверждаясь в своей вере, человек начинает положительно меняться изнутри. Еще одним важным моментом становится участие в благотворительности: помощь бездомным, передача вещей в детдом, донорство крови и т. п. Отношение к близким родственникам и супруге в уважительном ключе так же является одним из аспектов духовности. Сюда же можно отнести проявление интереса к искусству, соблюдение морально-этических норм.
В то же время важно понимать, что не существует сверхчеловека, который сочетает в себе все перечисленные достоинства. Следует задать себе вопрос: как из обычного человека стать высоконравственным героем? Что послужит волшебным эликсиром? Психоаналитики считают, что такая перезагрузка начинается в человеке после пережитых им трудностей и горестей. Если не надломился, выстоял, то все проблемы начинают казаться излишней суетой.
Высокоразвитая личность находится в постоянном духовном поиске и самосовершенствовании. Он исследует себя с разных сторон, как сильных, так и слабых. Стремится познать себя с точки зрения чего-то большего. Овладение медитативными техниками помогает разобраться и найти свое предназначение в этом мире.
Что значит быть духовно развитым человеком
Тот, кто посвящает себя чему-либо, идущему во благо его жизни, непременно развивается и совершенствуется в этом.
Если мы хотим духовно развиваться, нам необходимо уяснить три золотых правила:
- цени свою жизнь как великий дар;
- не посягай на жизнь чужую, равно как и на чужой опыт;
- будь благодарным.
Через них наши три учителя созданием определенных жизненных обстоятельств учат нас, ведя по пути личностного и духовного роста. Развитие как раз и заключается в том, чтобы, следуя этим указаниям, прийти к своей изначальной духовной природе.
Человек может стать личностью, а может и не стать. Способна ли личность идти путем духовного роста или ей вполне хватит состояния социальной реализации в осознании того, чего же из материальных благ и волевых качеств ей еще не хватает?
Общество — лучшая площадка для проверки человека на степень его духовности.
В нем есть место всем:
- нравственно-ущербным и сбившимся с пути;
- продвигающимся в развитии и деградирующим;
- просто живущим и социально-реализованным;
- начинающим первыми шагами затяжное восхождение к вершинам духа и духовно-просветленным.
Однако, на какой бы из ступеней социального или духовного развития ты не был, жизнь тебя всегда будет подталкивать к развитию — зачастую трудностями и проблемами. Она будет отзеркаливать людьми, их отношением к тебе, а также покажет то, что самому разглядеть в себе совсем непросто — степень своего эгоизма.
Усердная работа над собой как раз и наиболее ценна тем, что, взяв под контроль свой эгоизм, обуздав зверя в себе с его страстями и воинственностью, вы начинаете быстрее развиваться в духовном направлении.
Совершенствоваться духовно — это значит быть внимательным к миру, внимая тому, что он хочет тебе сказать: будь то поступки людей, их отношение к тебе, другие явления и события. Однако это не только твоя наблюдательность, но и твое отношение, проявленное в действии.
Быть духовно развитым — это значит работать над качествами характера, которые соответствуют вышерассмотренным признакам. Это также и способность удерживаться на вновь открытой в себе ступени развития, став мудрым исследователем нового неизведанного тобой океана.
У человека имеются семь основных энергетических центров, семь внутренних океанов энергий, расположенных снизу вверх — от копчика до макушки. Каждый из них отвечает за жизнедеятельность определенных органов, систем организма, работу тонких механизмов сознания и подсознания.
Исследуя эти центры, обращаясь к определенным практикам, совершенствуясь в этом, мы двигаемся тропой познания не только себя, но и чего-то большего в себе. Постепенно мы начинаем понимать, что нет предела совершенствованию, что у него есть начало, но не имеется конца. Следовательно, быть развитым в этом направлении — значит непрерывно улучшать себя, ориентируясь на внутреннюю гармонию.
Что составляет основу духовной жизни?
Среди базовых элементов, которые определяют структуру духовных стремлений человека, можно назвать следующие:
- мораль;
- религия;
- образование;
- наука;
- искусство;
- культура.
Все перечисленные элементы взаимосвязаны между собой. Именно эта связь оказывает влияние на гармоничное развитие личности и его взаимодействие с окружающей действительностью.
Цели в духовной сфере
Какие цели помогают развитию духовной сферы?
- Стремление изучить и понять изначальную природу своей души.
- Обретение навыка жить в текущем моменте.
- Улучшение своих внутренних качеств, таких как терпение, благородство и т. д.
- Желание искоренить внутри себя корысть, эгоизм, гордость, вожделение, стремление к славе.
- Обретение независимости от других людей и внешних факторов.
- Стремление к внутренней гармонии и умиротворению.
- Сохранение жизнерадостности и спокойствия.
- Совестливый подход к жизни.
- Желание перейти на новый уровень развития.
Все эти пункты являются на порядок выше перечисленных ранее, поскольку напрямую связаны с нашей душою. Следует уделить им внимание и развивать в течение всей жизни. В этом может помочь изучение Джамы и Ниямы.
Право выбора
У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.
Для кого-то это служение Богу, для кого-то – науке. Такие люди счастливы от того, что могут дать – «блаженнее давать, а не получать», как записано в Деяниях 20:35. Вот какие духовные люди.
Бездуховность – это…
Для начала важно понять, какой смысл заложен в этом слове. Если посмотреть на него со стороны светской жизни, а не религии, то станет ясно, что бездуховностью называется обесценивание духовной жизни, отказ от нее, потеря нравственности, ведущая к бесчеловечности.
Причины потери духовности
В то время, когда массово появились новые носители информации, стало намного легче оказывать воздействие на людей. Через телевизор, радио, журнальные издания и интернет постоянно формируется массовое сознание. Люди начинают жить по определенному сценарию. Им навязываются предоставления о том, что нужно делать, чтобы стать успешным и счастливым: какую работу выбрать, какой бренд одежды носить, как выглядеть внешне, в каком доме жить и что есть на завтрак.
Целью современных средств массовой информации стало то, чтобы заставить население совершать все больше и больше покупок. При этом мнимые ценности выдаются за реальные — это становится причиной роста бездуховности общества. Отсюда вывод — бездуховность появляется, когда человек зацикливается на материальном аспекте и теряет нравственные ориентиры.
Что означает быть порядочным
Порядочность подразумевает совершение добрых дел, способность следовать божественным заповедям. Порядочные люди в любой, даже невыгодной, ситуации поступают честно и справедливо. Они помогают окружающим, но не ждут благодарности в ответ.
Признаки порядочных людей:
- Вежливость с окружающими. Они проявляют уважение ко всем, вне зависимости от возраста, положения в обществе и обеспеченности. Это не попытка казаться идеальным, а искреннее желание быть вежливым.
- Доброта и отзывчивость. Порядочные люди совершают бескорыстные поступки.
- Забота о других. Легко быть эгоистом и делать все только для себя. Порядочные граждане заботятся о других. Они думают о последствиях своих действий и о том, как они отразятся на окружающих.
- Соблюдение этических и моральных норм. От порядочных людей вы не услышите матерные слова, оскорбления в адрес других или сплетни. Они скрывают раздражение, подавляют агрессию и решают конфликты мирным способом.
- Искренность. Быть порядочным означает искренне выражать свои мысли, быть открытым и честным.
- Признание своих ошибок. Такие люди не ищут оправданий ошибкам, они признают неправоту.
Становитесь лучше, обогащайте свой внутренний мир, стремитесь быть высоконравственными с помощью ориентиров, отраженных в статье.
Критерии духовного богатства
Что же такое духовное богатство? Воистину богат тот, в ком присутствует много Бога. Это значит, что после физического ухода из этого мира остается его душа, наполненная:
- человечностью;
- образованностью;
- историей своего рода;
- любовью к Родине;
- верой;
- осознанностью;
- безусловным принятием;
- внутренним спокойствием.
Образование и образованность
Образованному человеку уже присущи духовные качества, такие как: любовь к труду, ответственность за совершенные деяния, расширенные кругозор — все это помогает не быть рабом системы и не стать рабовладельцем. Человек стремится постоянно совершенствоваться, становиться лучше в личностном плане и обретать новые знания, которые укрепляют его жизнь и делают ее лучше.
Вера
Веру не следует путать с понятием религиозности. В данном случае подразумевается не набор определенных ритуалов или методик, а истина внутри сердца каждого человека. Важно осознать, что есть что-то большее, чем окружающая действительность. Это всемудрая, вселюбящая, вмещающая всех и каждого, утешающая, обогревающая, наставляющая на добро сила. При этом совсем не важно, к какой церкви относится человек и какого мировоззрения придерживается.
Главным становится понимание, что к этой силе можно прибегнуть за помощью. Ей подвластно вывести человека из тупика и показать верную дорогу. Важно довериться этой силе полностью. А само доверие появится на основе личного опыта взаимосвязи с такой силой, которая будет проверена временем.
Осознанность
Понимание важности совершенных поступков в течение жизни приводит к регулярному отслеживанию своих действий. Сюда входит наблюдение за своим поведением, эмоциональным настроем, реакцией на внешние факторы, раздражительность, сравнивание себя настоящих с собой же прошлыми. Из этого вытекает глубокое осознание принадлежности к духовным существам, желание измениться к лучшему.
Безусловная любовь
Безусловной является любовь, ничего не требующая взамен, которая отдает, а не забирает. Она искренняя. Ее нельзя назвать привязанностью или влюбленностью. Ее сила проникает в душу человека светлыми лучами Солнца и абсолютно бескорыстно согревает ее.
И что в итоге
Что же может произойти с нами, если мы будем усердны в освоении уроков трех наших учителей, будем развивать себя всесторонне?
Это должно привести нас к следующим результатам:
- укрепление здоровья;
- личностный рост;
- счастье;
- появление смысла жизни;
- примирение;
- самореализация.
Укрепление здоровья
Естественно, что мы обретем крепкое здоровье, научившись приводить себя в великолепное физическое состояние, благодаря практикам и упражнениям, которые нам подскажет учитель-тело. Он нам поможет научиться получать удовольствие от своего тела без какого-либо для него ущерба.
Личностный рост
Второй учитель откроет нам настоящее богатство души , истинные бриллианты внутреннего мира, научит нас более тонко чувствовать себя и свое окружение. Через некоторое время мы вдруг заметим в себе явные перемены, благодаря которым произошел и наш личностный рост.
Мы, образно говоря, стали на голову выше себя прежних. Об этом мы узнаем из зеркала. Им является наше ближнее окружение. Откроется и то, что эти перемены в себе важны не только для нас, но и для наших ближних, ведь их жизнь тоже стала лучше. Это может означать то, что уроки мы усваиваем.
Счастье
Когда же мы, наконец, научимся понимать нашего третьего учителя, каждодневно обращаясь к нему — молитвой или просто словом, ощутив явно обратную связь, мы познаем, что в этом мире всегда есть место для счастья. Мы глубоко осознаем, что оно может быть настоящим, не зависящим от материального обогащения: толщины кошелька и марки авто, наличия недвижимости и связей в правительстве. Что оно также не зависит ни от нашего социального положения, ни от идейной предрасположенности. Ведь по-настоящему — оно является тонким духовным состоянием присутствия внутреннего света.
Смысл жизни
Наша жизнь откроется нам иными удивительными смыслами, а наше слово станет воистину живым. В жизни появится глубокое понимание ее сути для нас, возможно даже — нам откроется наша духовная программа земного пути.
Примирение
Наше сердце станет открытым навстречу миру, в нем не будет места войне и агрессивности, ненависти и злобе в любых формах. Мы принимаем его таковым, каков он есть и находим при нем свое настоящее местоположение, иными словами: «при-миряемся».
Самореализация
Теперь мы понимаем, на что мы воистину способны. Нам открывается наиболее рациональное и грамотное приложение наших физических и духовных сил. Наша самореализация — итог кропотливой усердной работы над самим собой. Мы реализуемся не столько во имя себя, сколько для чего-то большего и радостного для всех.
Добросовестный ученик школы жизни сможет обрести свое внутреннее равновесие, не выделяя ни одну из своих глубинных природ, найдя примирение со всем и смирение во всем. Ему откроются новые пути творения и сотворчества с теми, кто идет рядом, наполняя пространство единым ритмом радости, доставляя радость Тому, Кто взирает на созданный им мир из неизведанного, а так же из каждого пробужденного сердца.
Личные качества
В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих. Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.
Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.