Предмет «Психология общения» Тема 1.4.1 Социальная перцепция

Социальная перцепция: эффекты, феномены и виды

Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция – это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.

Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:

  • стереотипизация – сформированный образ, штамп.
  • ореол – общее мнение о индивиде переносится и на скрытые черты его характера. Если человек обладает уникальными природными данными, общество будет считать его хорошим.
  • новизна – формирование мнения о незнакомце происходит на основе первого впечатления. Часто это мнение бывает ошибочно, потому что первое впечатление складывается исходя из множества факторов, которые не отражают внутренние качества.
  • первичность – при создании образа упор идет на информацию, которую узнали самой первой. Весь последующий опыт формируется исходя из нее.
  • роль – восприятие ролевых функций как черты характера. Например, всех учителей принято воспринимать строгими.
  • присутствие – в присутствии других людей личности свойственно проявлять тот навык, которым она владеет лучше всего.
  • авансирование – приписывание личности черт, которые ей не свойственны и дальнейшее разочарование в ней. Это связано с так называемой верой в людей, хочется думать, что все они хорошие.
  • снисходительность – преувеличение роли положительных качества при отрицании негативных черт характера.
  • гипервзыскательность – личность видит только негативные качества и закрывает глаза на позитивные.
  • физиогномическая редукция – суждение о качествах по внешности.
  • красота – привлекательным людям приписывается больше положительных качеств.
  • ожидание – провоцирование на человека той реакции, которую хотим получить от него.
  • внутригрупповой фаворитизм – свое всегда лучше.
  • презумпция взаимности – индивид думает, что оппонент относится к нему так же, как он к нему.
  • проекции – заключается в приписывании личностью своих положительных качеств человеку, который ей приятен и симпатичен.

Феномены социальной перцепции:

  • предположения о сходстве – личность считает, что «свои» люди должны относиться ко всему так же, как и она. Глубоко в нас заложена потребность в общности, мы хотим, чтобы близкие люди были похожи на нас, думали, как мы.
  • игнорирование информационной ценности не случившегося – принято игнорировать информацию о том, что могло случиться, но в реальности не произошло. Именно поэтому так трудно учиться на чужих ошибках.

Различают следующие виды социального восприятия:

  1. Индивидом самого себя, своей или другой группы.
  2. Участниками группы друг друга или участников другой группы.
  3. Группой своих людей и участников другой группы.
  4. Группой другой группы.

Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:

  1. Социальная стереотипизация – это формирование мнения о человеке, которое основано на его принадлежности к какой-то группе. Приведем в пример известный стереотип: все украинцы пьют горелку. Таким образом, когда личность встречает украинца, у нее появляется штамп по поводу его качеств.
  2. Идентификация – распознавание объекта посредством анализа некоторых известных признаков. Например, встретив человека в школьном кабинете по математике, можно сделать о нем такие выводы: он учитель математики или изучает этот предмет.
  3. Эмпатия – способность понять человека, его внутреннее состояние. Мы охотнее сочувствуем тому, чьи эмоции и переживания близки нам.
  4. Аттракция – познание другого за счет формирования к нему положительного чувства.В процессе влюбленности можно узнать партнера и при этом видеть в нем только положительные качества.
  5. Рефлексия – процесс самопознания путем переосмысления своих качеств.
  6. Каузальная атрибуция – составление образа посредством поступков и эмоций другого человека. С детства родители учат нас, что, если человек делает плохие поступки, он злой.

Педагогическая социальная перцепция

Перцепция в педагогике – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.

Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.

Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.

В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.

Общение как социальная перцепция

Перцепция в общении – это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  1. создание почвы, которая позволит лучше понимать других людей;
  2. развитие предпосылок к хорошему взаимопониманию с оппонентом;
  3. наблюдение за тем, чтобы влияние собеседников друг на друга было положительны. .

Механизм формирования

Механизмы:

  1. Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
  2. Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
  3. Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
  4. Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
  5. Рефлексия. Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

Роль восприятия в психологии

Перцепция в психологии – это важная психологическая функция познания. Она позволяет определить, как человек видит и воспринимает различные вещи. С психологическими механизмами социальной перцепции можно ознакомиться выше.

Ее классифицируют в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Это восприятие окружающей действительности с помощью органов зрения: узнавание цветов, определение расстояния и другое.
  2. Осязательная. С помощью рук происходит узнавание многих вещей и их взаимодействия на личность. Например, болевые ощущения дают понять, что высокие температуры вредны для организма.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. Человеческое ухо позволяет получить полную картину мира благодаря звукам.

Методы развития

Способы совершенствования:

  1. Медитация. Могут проводиться индивидуально или в коллективе. С их помощью можно быстро снять моральное и физическое напряжение. Медитация позволяет подавить тревоги, избавиться от негативных мыслей, страхов. Психологи рекомендуют комбинировать медитацию с дыхательными техниками, чтобы добиться большего эффекта.
  2. Игры. Бывают ситуационными, деловыми, творческими, тематическими. С их помощью можно улучшить отношения между знакомыми или коллегами. Игры помогают преодолеть застенчивость, скованность, внутреннее напряжение. С помощью игровых методик быстрее закрепляются навыки, изменяется поведение, развиваются невербальные умения.
  3. Развитие восприятия. Специалист демонстрирует участникам упражнения, с помощью которых они должны невербально или вербально понять, как они воспринимаются со стороны.
  4. Групповые дискуссии. Позволяет разобрать интересующие вопросы, проблемы коллектива, которые мешают развитию, достижению поставленных целей. Совместное обсуждение помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, найти нехарактерные пути решения проблемы, определить скрытые возможности.

Совершенствовать качество социальной перцепции, научиться лучше понимать людей, качественнее доносить информацию можно с помощью методики психолога Пола Экмана. Смысл практики в том, чтобы при общении с другим человеком концентрировать внимание на трех зонах его лица — носу, подбородке, лбе. Эти зоны значимы в выражении грусти, отвращения, страха, гнева. Чтобы лучше передавать эмоции, нужно использовать жестикуляцию.

Внутреннюю перцепцию, результативные межличностные отношения, интуицию можно развивать с помощью духовных практик, тренингов. Лучше применять их в юном возрасте, поскольку в детстве органы чувств лучше воспринимают окружающий мир.

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Механизмы межличностной перцепции

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

  1. Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
  2. Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира. Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает.

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Перцептивный крючок

В момент восприятия наблюдаемый человек предстает перед наблюдателем как определенный набор социально значимых атрибутов, которые традиционно используются для перевода психологических черт и состояний в конкретной культуре. Атрибуты, или, как их еще называют, «перцептивные крючки», которые являются известным социальным шифром конкретного человека. Значение большинства из них было расшифровано для него родителями и другими близкими людьми, некоторые были расшифрованы им самим, а некоторые были присвоены им в процессе общения с образцами его культуры. Эти «крючки» отчасти интернациональны: их интерпретация практически одинакова в разных культурах и сообществах. В своей основе они являются атрибутами, которые расшифровывают для нас основные человеческие эмоции: Радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Чтобы правильно их интерпретировать, важно знать культуру конкретной группы, лучше — быть причастным к ней с рождения.

Лицо человека является основным источником информации о воспринимаемом человеке. Из всех параметров наиболее важными для нас являются выражение лица и глаза. Микродвижения лицевых мышц могут передавать широкий спектр чувств и переживаний. Самую важную и «честную» информацию дает мимика лица о состоянии человека: он счастлив, печален, зол, обеспокоен. С точки зрения перевода устойчивых черт личности, его возможности очень ограничены.

О глазах как «зеркале души» сказано уже достаточно. Следует лишь отметить, что сами глаза (с материалистической точки зрения) бессмысленны. Они создаются благодаря микродвижениям мышц вокруг глаз. Но они делают это мастерски, и наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения столь же мастерски. Вот лишь некоторые из культурно закрепленных интерпретаций.

Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек не способен воспринимать прямой взгляд партнера по общению более трех секунд без ощущения дискомфорта. «Право на долгий, прямой взгляд» соотносится в культуре со статусом и властью человека: Чем они больше, тем дольше человек может смотреть «прямо».

Субъективно воспринимается прямой взгляд:

  • Как вызов;
  • Как предложение сократить личную дистанцию в общении.

Отказ от зрительного контакта. Субъективно воспринимается наблюдателем как наказание или средство манипуляции.

«Не видящие глаза». Субъективно воспринимается как индикатор агрессивных намерений, угрозы или защитной (обычно также агрессивной) реакции.

Стереотипизация

Стереотип — это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, лицах, событиях, свойственное представителям определенной социальной группы. Стереотипизация — это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе стереотипов, выработанных группой.

Различные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа), вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, ведь стереотипы — необходимый и полезный инструмент социального восприятия мира. Это позволяет достаточно быстро и надежно классифицировать и упростить социальную среду на определенном уровне. Чтобы сделать его понятным и, следовательно, предсказуемым.

Возникновение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В любой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные функции, а потому закрепился в виде стереотипа. Но социальное положение группы и ее членов меняется гораздо быстрее, чем создаваемые ими стереотипы. Таким образом, стереотип обретает собственную жизнь и влияет на развитие отношений группы с другими людьми и между конкретным человеком и другими людьми.

Групповые стереотипы в своем формировании часто проходят этап, связанный с моделью образования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Точнее, сначала другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественное определение. Собственная группа буквально определяется как «то, что не является…», то есть через отрицание. Только позже появляются их собственные качества, которые не обязательно основаны на принципе «наоборот».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]