.
Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.
Теория лидерства
Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные задатки и способности личности, помогающие человеку стать лидером.
Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.
Вывод
Менеджмент и лидерство – это два разных способа организовать людей. Лидерство представляет собой выработку нового курса или способа видения для группы людей, которому они будут следовать. Это означает, что лидер является инициатором нового направления. Что касается менеджмента, то в нем применяется контроль или направление людей/ресурсов в группе в соответствии с принципами или ценностями, которые были установлены ранее. Менеджер использует формальный, рациональный метод, в то время как лидер использует увлеченность, настрой и эмоции.
Особенности лидеров
Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье «Харизма: что это в человеке и как ее развить». К другим отличительным чертам лидера относится:
- высокий уровень притязаний;
- высокая самооценка;
- самоуважение;
- самосознание;
- адекватная оценка слабых и сильных сторон своей личности;
- стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).
Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:
- интеллект выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
- самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
- умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
- знания и опыт в конкретной сфере;
- хорошее здоровье, развитое воображение, внимание, память, мышление;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- способность к саморегуляции (умение снимать напряжение);
- коммуникабельность;
- способность к психоанализу;
- красноречивость;
- визуальность (внешняя привлекательность).
Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.
История
В древности вождей нередко наделяли сверхспособностями.
Они обладали даром убеждать, подчинять. Полководцы, вожди, фараоны были наделены большим умом, властью, данной Высшими силами.
В 1517 году Макиавелли написал тракт «,Государь»,. С этого началось серьезное изучение лидерства и выдвижение различных теорий.
Фр. Гэлтон в в 1869 году предложил теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными
В первой половине 20 века началось серьезное изучение явления лидерства. Считалось, что у лидера должен присутствовать набор определенных черт характера.
Это умственные, физические способности, а также потребность к власти, доминировании, самоуверенность и другие качества личности.
Виды лидерства
Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.
Эмоциональное
Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.
Деловое
Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать деятельность. Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.
Информационное
Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.
Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.
По направленности лидерство может быть:
- Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
- Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
- Нейтральное. Не влияет на производительность.
Типы лидерства
Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:
- Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
- Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
- Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.
По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:
- «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
- «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
- «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
- «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.
Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.
Лидер и руководитель
Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на стиль руководства они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.
Среди сходств можно выделить следующие:
- ориентация на цели организации;
- общение с людьми и группами людей;
- мотивирование работников и иное влияние на них;
- создание и поддержание благоприятного психологического климата.
Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.
Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают творческое и проблемное мышление.
Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.
Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.
Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:
- Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
- Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
- Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
- Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
- Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
- Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.
Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.
Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.
Стили поведения
Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.
Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.
Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).
Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.
Особенности руководителя-лидера
Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:
- Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
- Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
- Отличается эмпатией, тактичностью, доверием, умением общаться, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит конфликт.
- Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
- Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
- Мыслит позитивно, чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.
В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.
Личностно-ориентированный подход
Первые разработки подхода личностных качеств появились в начале XX века, тогда были выделены определенные качества наиболее эффективных менеджеров. Согласно этой теории, лучшие менеджеры должны обладать такими качествами, как высокий интеллект, привлекательная внешность, здравый смысл, инициативность, честность, образование в области психологии и экономики, уверенность в себе.
Другую версию качеств настоящего лидера предлагает Сэмюэл М. Уолтон, владелец сети супермаркетов Wal-Mart. Этот человек возглавлял список самых богатых людей мира в 1985 году, по данным журнала Forbs. Свою идею лидерства он изложил в книге «Сделано в Америке. Как я построил Wal-Mart», где перечислены 10 самых важных заповедей лидера:
- Посвящение;
- всегда делятся своей прибылью со своими работниками;
- стимулировать своих сотрудников не только материально;
- поделиться своими знаниями;
- ценят деятельность своих сотрудников, не скупятся на похвалу;
- чтобы отпраздновать успех, это может смутить конкурентов;
- прислушиваться к мнению своих сотрудников;
- чтобы опережать ожидания своих клиентов;
- чтобы следить за своими расходами;
- плыть против течения и не повторять ошибок других.
Выполнение всех этих требований, по мнению Самуэля М. Уолтона, приведет компанию к успеху в ближайшем будущем.
Это был первый этап в формировании личностной теории лидерства, но в 1940-х годах ученые продолжали изучать взаимосвязь между чертами личности и успехом лидера, однако они не пришли к консенсусу относительно конкретного набора качеств, присущих великому лидеру. В результате в 1948 году Стогдилл представил всеобъемлющий обзор исследований в области лидерства, в котором отметил, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он также выделил ряд качеств, присущих лидерам. По его словам, такие люди отличаются высоким интеллектом, жаждой знаний, надежностью, чувством ответственности, способностью действовать и социально-экономическим статусом. В то же время Стогдилл обнаружил, что эффективные лидеры проявляют различные личные качества в разных ситуациях. Позже он пришел к выводу, что лидером не становятся по рождению, но это зависит от ситуации. Таким образом, Стогдилл приходит к выводу, что «структура личных качеств лидера должна быть связана с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.