Что такое система мотивов личности в психологии, и какова её направленность

Мотивы личности в психологии — это некая внутренняя сила человека, которая побуждает его к действию, что важно для достижения цели, которую определил для себя индивид. В научном свете определение мотивов личности очень разнообразно. Отдельные исследователи считают, что это есть идеи, а также представление личности, другие называют мотивами мысли и установки человека, которых он придерживается, руководствуясь ими по жизни. Зачастую многим знакомо чувство, когда хочется горы свернуть и удовлетворить свою потребность. Это чувство и переживание придает индивиду силу, а также веру в себя, что побуждает человека к формированию и росту личности. Собственно говоря, это переживание и есть мотивом личности.

Мотив личности очень важный атрибут в жизни индивида. Именно мотивы определяют, каких высот достигнет личность. В карьерном росте стремления сотрудников приобретают особенных свойств, поэтому начальство часто старается создавать внешние мотивы. К внешним мотивам относят повышение заработной платы или премии, иногда это просто похвала и т.д. Эти вещи побуждают человека проявить интерес и прибавить усилий, чтобы получить внешнюю награду и в результате работать лучше.

Но стоит отметить, что внутренние мотивы гораздо сильнее внешних. Если индивид, так сказать, загорелся изнутри некой целью и непременно хочет ее достичь, то он может преодолеть все преграды, поскольку он это делает для себя.

Мотивы личности

Мотивы личности — ϶ᴛᴏ потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.Материал опубликован на https://зачётка.рф Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

· органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

· функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

· материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

· социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, ɥᴛᴏбы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

· духовные — лежат в основе тех видов деятельности, кᴏᴛᴏᴩые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека пробудут в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать ϲʙᴏи потребности. Материал опубликован на https://зачётка.рф Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏго мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

· генерализованные, содержание кᴏᴛᴏᴩых выражает предмет потребностей и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно направленность устремлений личности. Материал опубликован на https://зачётка.рф Сила ϶ᴛᴏго мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

· инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. К примеру, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл

На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение ϲʙᴏему поведению, действиям. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:
Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет».
8251 —

185.189.13.12 studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Мотивация в повседневной жизни

Чаще всего теоретическое осмысление того или иного психологического явления имеет мало общего с бытовым пониманием этого же явления. То же самое и с мотивацией.

Система мотивов – это, безусловно, неотъемлемая часть любой личности. Это один из тех сильных факторов, который и делает человека уникальным.

Мотивация тесно связана с психическими особенностями индивида (например, для холериков крайне важно как можно больше двигаться, чтобы получать новые эмоции и впечатления), его физическим состоянием (во время болезни никому не хочется что-либо делать), социальной адаптацией (низкая самооценка рождает желание спрятаться и ничего не делать, чтобы не получить осуждение от окружающих) и т.д.

Все эти особенности заложены в человеке природой неспроста. По сути, смыслом жизни для каждого является существование по собственному сценарию, т.е. реализация собственных целей, исполнение желаний, выполнение предназначения.


Что такое Осознанность. Жить осознанно – это искусство! Здесь и сейчас, парни, здесь и сейчас

Поэтому каждый человек в мире стремится к приобретению уникального набора ценностей, качеств и впечатлений, которые помогут ему исполнить то самое его «внутреннее» предназначение.

Но это вовсе не означает, что всё, чего нам хочется – это правильно, а всё, чего нам не хочется – это неправильно и плохо. Человеческая мотивация может быть и несформированной, а потому над ней, как и над собственным развитием нужно работать.

Работа над мотивацией позволяет развить навык преодоления трудностей и препятствий (в том числе и в виде лени или отчаяния).

Прислушиваться к собственным желаниям, мотивам и интересам важно, чтобы лучше узнать себя, понять, в какую сторону двигаться, но не стоит давать волю своим устремлениям и подчиняться их воле. Это может привести к краху всех жизненных ориентиров, ценностей и надежд.

Формы направленности личности

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Желание

Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Интерес

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает

Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес — важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:

— непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,

— опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

Устойчивость, широта, содержание интересов — важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.

Склонность

Во многом интерес развивается в склонность благодаря включению волевого компонента. Склонность — направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.

В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности

.

Интерес и склонности — фактор бурного развития способностей индивида.

Мировоззрение

Мировоззрение позволяет человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир существует, останутся незыблемыми.

Конфликт в системе мотивов

Было бы очень легко жить, если бы система мотивов имела строго очерченную иерархию и подчинялась определенным правилам, которые ты сознательно можешь регулировать.

Но с учетом того, что влечения, установки, некоторые потребности формируются и влияют на тебя бессознательно, сознательный контроль над мотивационной сферой установить сложно. Мало того, в каждый момент времени меняются ведущие импульсы, побуждающие тебя к деятельности.

Только что ты была настроена на работу, как вдруг вспомнила, что еще не поговорила с подругой, забыла спросить, как она вчера сходила в ресторан. И вот вместо того, чтобы поддаться устойчивому, стабильному, сознательному побуждению работать, ты болтаешь и сплетничаешь, а потом сожалеешь о потерянном времени.

Чтобы избежать подобных конфликтов, рекомендуется четко планировать свой день с учетом мотивов, потребностей, целей, интересов, которые имеют важнейшую актуальность на данный момент. При этом важно уменьшать влияние установок и бессознательных влечений – для этого живи осознанно.

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

— осознанными,

— неосознаваемыми.

Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

Социальные потребности:

— стремление человека жить в обществе,

— стремление взаимодействовать с другими людьми,

— стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,

— стремление понимать других людей и общественные процессы.

Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество — умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.

Методики мотивирования

В современном мире активно применяются три методики мотивирования: мотивация работников (персонала); мотивация учащихся (студентов); самомотивация.

Мотивация персонала

Основным методом мотивирования работников является система поощрения. В эту систему могут быть включены как материальные элементы, так и моральные.

Лучше всего, конечно, когда применяются комплексные меры воздействия на мотивацию, ведь таким образом удаётся повысить трудовую деятельность и эффективность труда на длительный срок.

В зависимости от вида управленческой системы и особенностей организации труда, используются различные методики стимулирования персонала:

  1. Методы поощрения. Одни из самых распространённых методов мотивации сотрудников. Персоналу обещают за качественное выполнение их работы в короткие сроки какие-то материальные награды (например, прибавку к заработной плате, премии и т.д.);
  2. Административные методы. Их ещё часто называют организационными. Они включают в себя влияние властей, устава, закона или определённого регламента и подразумевают использование психологического воздействия на сознательность работников, их социальные интересы;
  3. Социально-психологические методы. Включают в себя психологическое поощрение, профессиональный рост и др.

Естественно, одним методом обойтись не получится. Каждый работник индивидуален, у него есть определённые стремления, приоритеты и интересы.

Кого-то получится замотивировать денежной премией, а кому-то нужны административные меры, подразумевающие контроль и систему указаний.

Мотивация учащихся

Увы, но случаи проявления самомотивации у учеников или студентов крайне редки. Так что в задачи педагога или воспитателя входит помощь подопечным и их мотивация.

Причём сформировать стремление нужно так, чтобы продуктивная учебная деятельность сохранялась на протяжении всего периода обучения.

Методик мотивированию учащихся на сегодняшний день существует огромное количество, так что остановимся на наиболее действенных из них:

  1. Внедрение в учебный процесс интересных жизненных примеров, личного опыта. Это отличная мотивация, которая позволяет ученикам чётче видеть конечную цель их обучения и поддерживать интерес к предмету.

    Расскажите пару необычных фактов о предмете, проведите парадоксальные аналогии, поведайте о личном опыте – всё будет работать отлично.

  2. Организация научного спора или дискуссии. Стоит найти такую тему для обсуждения, которая будет вызывать у учеников интерес и захватит их внимание.
  3. Включение эмоций в учебный процесс. Отказ от сухого изложения уже всем давно известных фактов – это прошлый век.

    Для того чтобы предмет изучения стал «живым» и вызвал интерес у учеников, нужно максимально «заземлить» его. Расскажите о судьбах учёных, о каких-то эмоциональных потрясениях, связанных с историческими событиями.

    Пусть ваше изложение сопровождается эмоциональным переживанием.

  4. Сопоставление науки и жизненных ситуаций. Приведите несколько примеров, иллюстрирующих влияние научных фактов на человеческую жизнь.
  5. Создание успешных ситуаций. Особенно хорошо работает для мотивации учеников, которые испытывают определённые трудности в обучении. Сложности учёбы гораздо легче воспринимаются с радостными переживаниями и эмоциями.

Самомотивация

Это один из наиболее понятных многим методов мотивации. Он связан исключительно с желаниями и стремлениями индивида. Когда ты пытаешься улучшить собственные жизненные условия, то многие трудности преодолеваются гораздо легче.

Человек способен самостоятельно убедить себя в том, что ему надо действовать так, а не иначе, чтобы достичь цели.

Сложность же этой методики в том, что для каждого процесс самомотивации индивидуален, поэтому не представляется возможным разработать универсальный метод самостимуляции.

Индивиду придётся самому решить, как именно ему себя мотивировать. Можно также воспользоваться методиками, позволяющими найти пути мотивации (ими, кстати, пользуются опытные манипуляторы).

Возможно, один из таких алгоритмов поможет выйти на правильный путь и понять, как именно у вас рождается мотивация.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

  1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
  2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]