Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.
Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.
Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.
Психология школьного коллектива
Школа – это место, которое становится вторым домом для каждого на определённый жизненный отрезок времени. И очень хорошо, если изначально ребёнок попадает в здоровую атмосферу дружного и сплочённого класса. Но в большинстве случаев это не так, и многим ребятам тяжело выстроить дружеские отношения со своими одноклассниками. А ведь с этими людьми они проводят бок о бок около 11 лет жизни.
Что и как сделать, чтобы научить ребёнка дружить с одноклассниками, чтобы сверстники из одного класса понимали и уважали друг друга? Стоит ли взрослым вмешиваться в конфликты детей? Нужно ли решать проблемы с привлечением учителей? Рассказываем об этом популярно и непредвзято.
Где нужно искать единомышленников?
Где ребёнку найти друзей? Если у сына или дочери не получается завести друзей в школе, то всегда это можно сделать в других местах. Например, на детской площадке у себя во дворе. Дети, которые там играют, уже имеют кое-что общее: они живут в одном районе. Заговорите с одной из мам, пусть она поможет вашему ребёнку подружиться со своим.
Также можно ходить в гости к своим друзьям, знакомым, коллегам, которые имеют детей примерно одного возраста с вашими. Оказавшись в одной квартире, у них не будет выхода – им придётся заговорить.
Ещё один вариант – это отвести сына или дочь на дополнительные занятия, которые интересны ребёнку. В этом случае детей объединяет общее хобби и увлечения, они смогут быстрее найти общий язык.
Каких детей не любят сверстники?
Доказано психологами да и жизнью в целом, что особенную жестокость дети проявляют к тому, кого они не могут понять и принять. Из этого напрашивается причинно-следственная связь:
- Ребята не любят сверстников, которые не похожи на них, отличаются от большинства внешне, умственно или физически. Пример: одноклассница картавит, это уже повод дать ей обидное прозвище и автоматически записать в изгои. Также высмеивают и гнобят за то, что кто-то из класса, по мнению большинства, одевается немодно или неопрятно, является выходцем из семьи, не имеющей высокого материального дохода. Да, к великому сожалению, на сегодняшний день социальное неравенство является одной из многих причин нелюбви одноклассников. Таким образом данную группу ребят можно назвать «иные».
- Детям интересно обижать тех, кто обижается, кто даёт реакцию, плачет, кричит, машет руками. При этом ребята, которые выступают в роли агрессоров, стоят и смотрят на неадекватные реакции, улыбаются, хихикают и только лишь сильнее загораются идеей нелюбви к «жертве». Данную группу изгоев условно можно отнести к «нытикам».
- Нередко хорошие взаимоотношения в классе не могут быть построены по причине того, что учитель, может даже неосознанно, выделяет кого-то в «любимчики». И этот ребёнок также сталкивается с «нелюбовью» одноклассников. Как уже становится ясным, данная группа получает кодовое название «любимчики».
- Ещё чаще всего не любят стукачей и тех, кто жалуется. Поэтому завершает наш рейтинг группа «ябеды».
Все эти ребята, которые имеют статус, отличный от большинства одноклассников, становятся «жертвами». И данная классификация может быть продолжена, так как фантазия ребят весьма и весьма разнообразна.
Причём в «жертвы» может попасть любой ребёнок. Рассмотрим пример: иногда родители по работе или каким-то другим причинам вынуждены менять место жительства и, соответственно, школу для своего чада, вырывая его из привычной среды обитания. И он, приходя в школьный коллектив в статусе «новенького», уже изначально находится в стрессовой ситуации. Часто переживает, стесняется, опасается, как его примут одноклассники, как найти с ними общий язык. Конечно же, с такими мыслями в голове, а тем более помещённый в новую среду, ребёнок может замкнуться в себе и вот вам налицо появление «жертвы». К тому же, в этой стрессовой ситуации он может повести себя неправильно. Начнёт задирать ребят в новом для себя классе, либо, наоборот, ни с кем не общаться из-за стеснительности. А одноклассники могут устроить ему своеобразную «проверку на вшивость», и, если среагировать на неё неадекватно, можно легко попасть в изгои.
Как тогда детям, которых не любят одноклассники, найти с ними общий язык и подружиться? Можно ли избавиться от такого обидного синдрома «жертвы»? Попытаемся найти ответы на актуальные для многих вопросы.
Распространённые причины ссор между одноклассниками
Причины для конфликта между одноклассниками чаще всего высосаны из пальца, но так или иначе они пропитаны духом соперничества:
- Большинство детей стремятся быть «выше, быстрее, сильнее» на фоне других одноклассников. И в борьбе за негласный авторитет среди сверстников методы используются не всегда порядочные. Ну, к примеру, чтобы себя обелить, надо другого очернить.
- Соответственно, в ход идут оскорбления, сплетни, интриги, которые направлены на попрание чести и достоинства сверстника. Естественно, о хороших взаимоотношениях внутри класса уже говорить не приходится.
- Ещё одним немаловажным параметром отсутствия гармонии в классе является чувство зависти. Зависть к тому, что одноклассница или одноклассник более успешны у противоположного пола, имеют высокую успеваемость по школьным предметам, обласканы вниманием учителей и т. п. – всё это приводит к тому, что дети не могут подружиться и начинают вступать в конфликты.
Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива
Игре принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребёнка. А задача взрослого – помочь детям в организации игры, сделать её увлекательной для всех.
О каких же правилах не следует забывать взрослому?
- Не давите и не заставляйте детей играть. Нужно именно заинтересовать.
- Игра должна продолжаться до тех пор, пока она приносит удовольствие каждому из играющих детей.
- Предлагайте детям различные командные игры. Лучший вариант: игры, где дети не соперничают между собой. Примером таких игр могут служить: «Поиск сокровищ» (когда команда отправляется искать хорошо спрятанный клад), «Передай дальше» (дети по кругу передают любой предмет, пока ведущий не скомандует «стоп», тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары, они встают в конце коридора, а свободный игрок становится водящим) и т.д.
- Не сдерживайте двигательную активность детей, постарайтесь создать непринуждённую, но вместе с тем безопасную обстановку.
- Выбирайте универсальные по возрасту игры.
- Выбирайте неструктурированные варианты игр. В таких играх нет особых целей и правил, таким образом, все дети будут чувствовать себя комфортно. К ним можно отнести различные спортивные игры с элементами лазанья, бега, прыжков, но не имеющие конкретной цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и бег за ними; различные игры с водой, песком, пластилином; игры с элементами «строительства»: постройка «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).
Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?
Узы детской дружбы завязываются самостоятельно тогда, когда дети заняты чем-то не только объединяющим, но и очень интересным. Благодаря общим переживаниям и действиям появляется интерес. Дети видят в другом ребёнке «похожего, близкого по духу» человека.
Для детей дошкольного возраста этим связывающим звеном может стать, к примеру, свободная игра. Для того, чтобы игра получилась нужно обязательно предлагать какие-то варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать разные конфликтные ситуации.
Для детей школьного возраста – это прогулки, походы, совместное выполнение «домашки» и, конечно, объединения по интересам.
Для младших детей нужно и важно «созидать», а для подростка – «предлагать» возможности для того, чтобы задатки приятельства, а в дальнейшем и дружбы, могли «прорости и окрепнуть»: игры, различные активности, секции, студии, различные тренинги и т.д.
Тематическая вечеринка
Особое предпочтение следует отдавать организации тематических вечеринок (пиратские квесты, квесты на военную тематику, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, Ковбойские, гангстерские, зомби и т.д.) Конечно, взрослому придётся хорошенько подготовиться и продумать конкурсы согласно тематике (благо, их огромное количество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Ни один ребёнок не останется равнодушным, особенно, если тема вечеринки придётся всем по душе.
Пикник
Идея организации пикника кажется банальной и избитой, но совместная деятельность по подготовке пикника сближает детей. Разжечь костёр, пожарить сосиски или маршмеллоу, испечь картошку, игры в мяч – обязательно сплотят детей.
Туристический поход
Организовать однодневный туристический поход – один из вариантов для того, чтобы сблизить и детей, и взрослых. Можно объединиться семьями с друзьями или соседями, разработать несложный маршрут. Новые приключения, новые эмоции – это всегда про объединение и снятие зажимов.
Кроме того, сдружившись с родителями других детей, можно организовывать: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, в кино и т.д. Есть большая вероятность того, что ваш ребёнок раскрепостится, и диалог с другими детьми получится сам собой.
Кружки, секции, студии, объединения
Каждый родитель видит у своего ребёнка те или иные способности, интересы, увлечения. Их тоже можно использовать для того, чтобы сформировать дополнительный круг общения. Благо, сейчас такие возможности есть и в больших городах и в небольших посёлках.
Ребёнок любит рисовать? Бинго! В изостудии ребёнок сможет найти себе новых друзей. Ребёнок любит конструировать? Бинго! На занятиях кружка по робототехнике можно найти детей с такими же интересами. Спорт – спортивные объединения; танцы – танцевальные коллективы; склонность к сцене и литературе – объединения кукольного театра, драматические кружки; поделки – объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и.д. и т.п..
Как самостоятельно наладить отношения с одноклассниками?
Можно, конечно же, пойти тем же самым путём насилия и сразу показать всем своим одноклассникам «кто в доме хозяин», воспользовавшись физической силой, оказаться самым сильным и бесстрашным в классе. Но не будем заниматься глупостью, пропагандируя насилие.
Способы для ребёнка наладить отношения с одноклассниками самостоятельно:
- Попытаться найти ребят в классе, которые чем-то похожи на него самого, например, успехами в успеваемости (или неуспехами), общим хобби.
- Протянуть руку помощи своему собрату, который отстаёт по учёбе, попытаясь приободрить и поднатаскать по конкретному предмету либо вообще по школьной программе.
- Проявить интерес к жизни класса. Предложить свою помощь в постановке школьных вечеров, в уборке класса или украшении к празднику.
Если начать показывать свою заинтересованность, открытость и дружелюбность, то в большинстве случае одноклассники тоже проявят симпатию.
Не надо бояться просить помощи
Ребёнок не должен бояться попросить помощи у сверстников, будь то один учебник на двоих либо решение вместе после уроков домашнего задания. При этом не нужно забывать проявлять дружелюбность и приветливость, не используя ни умоляющего, ни приказного тона. Рекомендуется также попросить у одноклассников помощи в проведении какой-либо совместной вечеринки, где ребята могут пообщаться все вместе в неформальной обстановке. Если ничего не получается, стоит попросить совета у родителей или учителя.
Чем могут помочь родители?
Родители, как известно, чаще всего отмахиваются от проблем своего чада и говорят просто: «Ой, да не обращай ты внимания! Ты уже взрослый(ая), главное, учись хорошо, а остальное пройдёт». Но как же тут учиться хорошо, когда ребёнок грустит, переживает и так хочет быть своим в классе?
Поэтому первое, что необходимо сделать каждому родителю, когда ребёнок поделился с ним своей проблемой, – это оказать моральную поддержку. Сказать примерно следующее: «Да, мой дорогой(ая), сейчас ты злишься и печалишься, но всё в твоих руках, и тебе нужно стараться наладить отношения в классе и ни в коем случае не замыкаться в себе». После этого стоит разобрать возможности для решения проблем с одноклассниками, посоветовать, как себя вести внутри коллектива, а чего делать не стоит.
Но не все родители лояльны по отношению к обидчикам своих детей. Некоторые, как только слышат подобного рода жалобы, не разбирая, кто прав, кто виноват, бегут сломя голову в школу и начинают скандалить с классным руководителем, призывая его к ответственности. Затем ругаются с другими родителями в классе, а бывают и вообще вопиющие случаи, когда взрослый может нанести физическое увечье нерадивому однокласснику своего ребёнка. Такого категорически делать нельзя. Все конфликты нужно решать спокойно и полностью представляя всю картину происходящего. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, попытаться пообщаться с другими родителями и узнать их точку зрения по данному вопросу.
Родители непременно должны вмешаться и дать реакцию незамедлительно, если ребёнка постоянно унижают массово или избивают. Важно понимать, что это уже не просто ситуация ссоры с одноклассниками, а нанесение глубокой психологической травмы. И если родители продолжат безмолвствовать в данной ситуации, то потом очень тяжело вернуть ребёнка к нормальной жизни и наладить его психологический фон.
Решение проблемы с помощью учителей
Учитель способен повлиять на класс, в котором дети не принимают кого-то, но только если и сам ребёнок будет стараться наладить общение, а его родители – вести себя адекватно. Чаще всего профилактическую работу со школьниками организует классный руководитель, как раз к нему и следует обратиться. Как он может помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками:
- В первую очередь учитель должен провести профилактическую беседу со всем классом, если ребята обижают или игнорируют одноклассника.
- Учитель может мастерски заинтересовать в совместном участии всех одноклассников, например, в каком-то тематическом мероприятии, учитывая желания, потребности, интересы, способности каждого, чтобы никто не почувствовал себя ущербно.
- Можно сплотить одноклассников при помощи проведения внеклассных мероприятий. Например, выбрать нетривиальный способ и всем классом пойти в поход. И постараться обыграть всё так, чтобы дети были максимально вовлечены в совместную работу: разведение костра, установка палаточного лагеря. После такого похода можно будет провести классный час, на котором похвалить каждого ученика за его поведение во время общего дела.
Примите участие в учебе внеаудиторный Задания
Помните, что ваш студенческий образ жизни включает больше, чем обычные занятия. Мероприятия, запланированные вашей школой, идеально подходят для встреч с другими учениками. Обязательно примите участие в как можно большем количестве внеклассных занятий и убедитесь, что вы познакомились с людьми, с которыми учитесь.
Чего делать нельзя?
В психологии подробно описываются советы, чего не стоит делать, когда стремишься наладить отношения с одноклассниками:
- Быть агрессивно настроенным, избегать общения с ребятами, отвечать им грубо, провоцировать агрессию, сразу же бросаться с кулаками на одноклассников, если что-то не нравится.
- Стремиться заработать себе дешёвый авторитет среди сверстников, стремясь подкупить их различными способами, угощая сладостями, задабривая подарками или спонсируя деньгами.
- Участвовать в сплетнях и разного рода интригах.
- Стремиться ввести каждого одноклассника в ранг своих лучших друзей.
И всегда помните лишь одно: если вы попали в ситуацию непростых отношений с одноклассниками, то не отчаивайтесь, вооружитесь терпением и знайте, что всё пройдёт и этот этап тоже закончится!
Что делать, если у ребёнка нет друзей?
Если у ребёнка нет друзей, нужно понять причину этой ситуации. Их может быть несколько: стеснительность и скромность сына или дочери, замкнутый интровертный характер, любовь к одиночеству, стрессовые ситуации в семье, травля в школе, конфликты с одноклассниками. Поняв первоисточник проблемы, вы сможете решить её. Вызовите ребёнка на откровенный разговор, который нужно вести спокойным дружелюбным тоном. Поговорите с ним, что он думает, что чувствует по этому поводу. Наметьте вместе план действий поиска друзей, которому ребёнку было бы комфортно следовать.