Статья:
Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.
Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.
Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.
Апраксия — что это?
Апраксия — это клинический неврологический синдром, возникающий в результате повреждения корковых центров контроля движений. Это состояние связано с глубоким нарушением планирования и воспроизведения точных моделей движений. В нормальных условиях эти паттерны формируются под воздействием повторяющихся кинестетических и кинестетико-визуальных раздражений. Сенсомоторная стимуляция — это упорядоченная система, которая отражается в коре головного мозга и создает в ней динамический цепной стереотип движений.
Таким образом, человеку, страдающему апраксией, сложно выполнять двигательную активность, несмотря на правильное понимание и наличие двигательных и сенсорных функций периферической нервной системы. Классическая моторная апраксия может заключаться в неспособности повторять простые жесты, например, высунуть язык или в трудностях с точными действиями, например, забивать гвоздь, закуривать сигарету, расчесывать волосы.
Диагностика патологического состояния
Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:
- проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
- развитость координации;
- упорядоченность движений мышц.
Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.
Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.
Апраксия: причины
Апраксия вызывается повреждением мозговых центров, отвечающих за сложную двигательную активность. Первичная апаксия может быть следствием отсроченного или полностью ненормального развития центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Апраксия у детей является наиболее распространенным типом первичной апраксии, и ее причинами являются врожденные нарушения обмена веществ, а также перинатальные и генетические факторы, повреждающие структуры мозга. Вторичная апаксия, в отличие от первичной, развивается у людей, у которых ранее не было неврологических нарушений. Вторичная форма апраксии или приобретенная апраксия возникает в результате:
опухоли головного мозга, сдавливающей и разрушающей нервную тканьгеморрагических или ишемических инсультов (постинсультная апраксия)нейродегенеративных заболеваний и синдрома деменции (апраксия при болезни Альцгеймера)травмы головного мозга
Как это выглядит?
Признаки апраксии:
- отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
- затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
- отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
- затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
- нарушения при ходьбе;
- человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
- отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.
Апраксия — виды и симптомы
В неврологии различают несколько типов апраксии. Это деление основано на расположении поврежденных центров головного мозга и результирующей клинической картине данного типа апраксии. Кинетическая (моторная) апаксия
Моторная апаксия возникает в результате повреждения задней части лобной доли, так называемой примоторная область. Моторная апаксия вызывает неуклюжесть выполняемой двигательной активности в противоположной половине тела. Это означает, что кинетическая (моторная) апраксия конечностей правой стороны тела будет следствием дефекта, расположенного в левом полушарии головного мозга. Больной с моторной апраксией способен планировать сложный моторный акт, но его движения неопределенны, например, создают впечатление нетвердой походки (апраксия походки). Кинестетическая апраксия — это особый тип кинетической моторной апраксии, но в этом случае проблема касается всего тела, а не отдельных конечностей или групп мышц.
Мнимо-моторная апраксия (идеомоторная апраксия, смешанная апраксия)
Идеомоторика — это способность повторять преднамеренные или бессмысленные жесты других и следовать командам. Этот тип апраксии иногда называют смешанной апраксией, потому что в ходе ее развития пациент знает и запоминает план сложных последовательностей движений, но может выполнять только простые, давно усвоенные действия. К идеомоторным расстройствам относятся апраксия лица, орофациальная апраксия и апраксия век, которые выявляются при попытке пантомимно представить действия или движения губ, имитирующие слова, произнесенные экзаменатором.
Идеомоторная апаксия возникает в результате преобладающего повреждения теменной доли. Из-за такой локализации она часто сопровождается другими неврологическими симптомами, чаще всего афазией, то есть потерей способности говорить, и агнозией, то есть неспособностью распознавать сенсорные стимулы при сохранении функций сенсорных органов.
Конструктивная апраксия (апракогнозия)
Конструктивная апаксия — это пространственно-зрительное нарушение. Она проявляется в потере способности рисовать простые объекты (например, дом) и строить (например, с использованием блоков). Конструктивная апаксия определяет неспособность совершать движения в ложно воспринимаемом пространстве.
Воображаемая апразия
Этот тип сопровождает диффузия патологических процессов коры головного мозга (при болезни Альцгеймера, в атеросклерозе сосудов головного мозга, апраксия после инсульта). Ее суть — хаотическая путаница простых двигательных компонентов, что заставляет пациента вести себя как нерешительный, беспорядочный человек,
Визуальная апразия
Глазная (зрительная) апаксия — это отсутствие или серьезное нарушение контролируемых, преднамеренных движений глаз. Люди с этим типом апраксии имеют проблемы с горизонтальными быстрыми движениями глаз и с отслеживанием других движущихся объектов. Глазная апраксия обычно связана с врожденными дефектами центральной нервной системы и поэтому является распространенным подтипом апраксии у детей.
Апраксия речи
Оральная апраксия, как и зрительная апраксия, часто распознается еще в детстве, когда ребенок начинает произносить свои первые слова. Причины речевой апраксии до сих пор не выяснены. Ее несомненная особенность — отсутствие инициирования и координации движений челюсти (нижней челюсти, рта и языка). Ребенку с речевой апраксией как можно скорее требуется интенсивная логопедия.
Клиническая картина
Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:
- отсутствие лепетания;
- ребенок поздно начинает говорить;
- ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
- замена фонем или пропуск сложных для произношения.
После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.
Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.
В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.
Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.
Различия течения патологии у взрослых и детей
Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.
Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.
Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):
- кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
- кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
- пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
- регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.
Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.
Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.
Апраксия: лечение и прогноз
Лечение апраксии зависит от основного заболевания, которое ее вызывает. В некоторых случаях может оказаться полезным фармакологическое лечение, замедляющее прогрессирование данного состояния, например при Болезни Альцгеймера. С другой стороны, хирургические процедуры удаляют некоторые опухоли головного мозга. Независимо от этиологии, каждый пациент с впервые диагностированной апраксией требует наблюдения у невролога и неврологической реабилитации с упором на конкретные двигательные нарушения.
Прогноз апраксии зависит от ее причины и типа. Первичная апраксия, врожденная у самых маленьких детей, требует комплексного ухода и реабилитации, что может остановить прогрессирование болезни. Вторичная апаксия требует скорейшего определения триггерного фактора. Некоторые причины обратимы (например, ранняя диагностика опухоли головного мозга), но подавляющее большинство вызывает необратимые неврологические потери.
Преимущества реабилитации в
Большой опыт и внимательность позволяют нашим специалистам находить подход к больным, подбирать оптимальные в конкретном случае методы реабилитации. Мы считаем, что в медицине не может быть мелочей: в нашем центре работают только грамотные квалифицированные специалисты (от сотрудников администрации и сиделок до врачей), мы используем новое современное и при этом доказавшее свою эффективность оборудование и методики, придерживаемся индивидуального и мультидисциплинарного подхода, наши психологи и психотерапевты всегда готовы помочь пациентам справиться с депрессией и принять новые условия жизни. Также мы продумали архитектуру центра: широкие дверные проемы, беспороговое противоскользящее покрытие, пандусы и поручни особенны важно для людей с ограниченными возможностями.
Мы хотим, чтобы ваше благополучие не зависело от обстоятельств!
Визуальная поддержка и устройства для генерации речи
Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса. По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.
Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.
Диагностика и оказание помощи
Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:
- анализ анамнеза и жалоб патологии;
- осмотр неврологом;
- осмотр нейропсихологом;
- проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
- нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.
Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:
- контролируется кровяное давление
, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу; - хирургическое вмешательство
(удаляется опухоль).
Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:
- физиотерапия;
- трудотерапия;
- когнитивный метод реабилитации;
- занятия с логопедом.
Методы помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.
Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.
Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.
Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.
Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.
Чего ожидать от диагностики
Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:
— Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.
— Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.
— Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.
Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.
Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.
Диагностика апраксии у детей с аутизмом
Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.
Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.
Жестовые подсказки
Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.
Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.
Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.
Прогноз специалистов и вероятные последствия
В зависимости от характера патологии, которая стала возбудителем апраксии, выстраиваются прогнозы. Поэтому специалисты проводят мероприятия по устранению причин заболевания и совершенствованию движений, выполняемых произвольно.
В связи с тем, что как такового лечения заболевания нет, а есть лишь поддерживающие методы, наблюдается ряд последствий:
- качество жизни пациента резко снижается, ввиду невозможности испытания неких тактильных ощущений и телодвижений;
- самообслуживание для людей, страдающих от заболевания, невозможно, поэтому требуется постоянный уход;
- и конечно о занятии каким-либо видом работ речи быть не может.
Апраксия – это тот тип заболеваний, которые развивают инвалидность пациента.