Как эффективно принимать решения: стратегия Уолта Диснея и «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Давайте поговорим о методе, помогающем навести порядок в голове, обуздать стихийность, беспорядочное течение наших мыслей. Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний, сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется непосильной задачей.

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

А поможет нам в этом метод шести шляп Эдварда де Боно, психолога, автора серии книг, ученого и практика, специалиста в области развития творческого, нестандартного мышления. Рассмотрим подробнее, в чем суть этого метод мышления.

Идея шести шляп позволяет выбрать правильный подход к делу, разложить мышление на составляющие. Она основана на параллельном или критическом мышлении. Это разновидность мозгового штурма. Здесь разные подходы и идеи уживаются вместе, параллельно. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение.

Особенно хорош метод шести шляп при решении творческих задач, помогает увидеть все аспекты, все стороны решения, развивает гибкость ума.

Шесть шляп де Боно – шесть расцветок

Каждая из шести шляп имеет свой цвет, связанный с ее назначением и практическим применением, и помогает ярче представить и запомнить шляпу одного это будет цилиндр, для другого колпак, для третьего что-то еще. Суть не в форме, а в цвете и содержании.

Белая шляпа. Всеобъемлющий, отстраненный и безоценочный чистый цвет. Говорим емко, рассматриваем только факты, реальные примеры. Сторонний, объективный наблюдатель.

Красная шляпа. Огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Черная шляпа. Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа. Теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Зеленая шляпа. Свежие и новые взгляды, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа. «Собранный», холодный цвет, аналогия с ответственностью и организованностью, умением управлять и принимать решения, координировать работу.

Белая шляпа

Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа — это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  1. какая информация имеется;
  2. какая информация необходима;
  3. как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  1. отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  2. оценить уместность и точность информации;
  3. отделить факты от предположений;
  4. определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  5. узнать о настроениях и эмоциях.

Чему научит метод шести шляп

  1. Предлагая новый способ мышления, шляпы помогают вжиться в новую роль, побыть в несвойственном нам образе, тем самым развивая многогранность мышления.
  2. Это действенный метод управления своим вниманием. Согласитесь, было бы здорово уметь направленно переключать свое внимание. В результате возрастет эффективность в обучении и работе.
  3. Шесть думающих шляп учат договариваться, находить верное решение в конфликтной ситуации, достигать соглашений, выговаривать накопленные эмоции.
  4. Важным для ребенка будет умение играть по правилам, которые предлагает метод 6 шляп. Дети быстро усваивают эти правила и начинают играть в «людей с определенным типом мышления», применяя новые знания на практике.
  5. Метод шести шляп, в понимании Эдварда де Боно, действует на головной мозг так, что нейромедиаторы выстраиваются в определенном соотношении. Это приводит к разрушению стереотипных схем реагирования человека в состоянии стресса и приучает мыслить творчески, нестандартно реагировать на внезапные сложности.

Суть и применение «теории шляп»

Теория представлена как метод работы с творческими задач и управления конфликтами. Она подходит для персональной и коллективной работы, завоевала огромную популярность благодаря простоте и универсальности, однако сумела привлечь как поклонников, так и критиков.

Начнем с автора. Эдвард в студенческие годы изучал медицину, физиологию и психологию, что объясняет его более широкий, чем привычно встречать, подход к вещам, решениям, теориям. Он всегда отличался стремлением разобраться в исследуемом предмете со всех сторон и с точки зрения разных дисциплин. Благодаря стыку дисциплин, собственно, и была рождена теория шести шляп. Сегодня она активно используется как один из самых популярных способов использования метода мозгового штурма.

В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Это естественно: мы живем в одной и той же социальной среде, в которой принято определенное образование и воспитание на основе одних и тех же ценностей для всех, кто нас окружает. Представления о логике, морали, этические соображения у всего окружающего нас общества примерно одинаково.

В таких условиях мы привыкаем мыслить и действовать шаблонно, не используя на полную силу наши мыслительные способности. Помимо стереотипов, на мыслительные процессы влияет также настроение, интуиция, текущие эмоции. Поэтому чтобы «оживить» наши мыслительные процессы, необходимо нарушить привычное состояние мышления, и попробовать принимать решение иначе, чем обычно.

Суть приема предельно проста: давайте рассмотрим вопрос с разных ракурсов. Что может быть проще? Но оказывается, «примерить» на себя шляпы непросто – это противоестественно для нашей системы мышления, поэтому приему нужно сначала обучиться.

Метод шести шляп представляет собой психологическую ролевую игру. В ней используются шляпы. Шесть шляп – шесть цветов. Надеваем шляпу – включаем соответствующий режим мышления. Только побывав в разных шляпах человек может составить объемную картину обсуждаемого предмета и обеспечить себе развитие нестандартного мышления.

Это помогает руководителю решить конфликты, оратору – успешно донести мысль до слушателя. Умение под разными углами увидеть один и тот же предмет – полезно для принятия решений, а само упражнение развивает внимательность. К тому же метод универсален – его можно применять в любой сфере, где необходимо применить мыслительную деятельность.

Если вы заглянете в каталог бизнес тренингов, заметите, сколько разных навыков можно приобрести путем тренировок. Навык мыслить, пользуясь шестью шляпами – тоже один из тех, которые можно освоить тренировками для повышения собственной эффективности.

О чем думать и в какой шляпе

Какой способ мышления выбрать, надевая шляпы разных цветов? У каждой шляпы своя роль, мы ее примеряем, чтобы поиграть в ролевую игру.

Белая шляпа – роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

  • Что мы знаем?
  • Что не знаем?
  • Что нужно узнать?
  • Как и где взять необходимую информацию?

Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

  • Чего я хочу на самом деле?
  • Что я чувствую?
  • Что говорит моя интуиция?
  • Что для меня важно?

Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

  • Чего мне опасаться?
  • Какие слабые моменты?
  • Какие трудности могут быть?
  • Каких ошибок нужно избежать?

Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

  • Каким способом достичь?
  • Какие возможности для меня открываются?
  • Как усовершенствовать?
  • Какие сильные стороны?
  • Насколько интересна эта идея?

Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

  • Как выбрать и то, и другое?
  • Что еще можно поменять?
  • Каким образом сделать еще интереснее?
  • Как лучше решить проблему?

Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

  • Какие задачи?
  • Что делать в первую очередь?
  • Как распределить обязанности?
  • К какому результату мы стремимся?
  • Какие выводы можно сделать?

Так, шесть шляп де Боно освещают проблему со всех сторон, помогают развить внимательность и многозадачность мышления. Шляпы можно надевать поочередно, в любой удобной последовательности. Или только одну — две на выбор, в зависимости от ситуации. Метод позволяет выбрать шляпу по своему усмотрению. Для полноты картины желательно примерить все шесть, рассматриваемых в этом методе, шляп.

Стратегия Уолта Диснея

Возникновение методики

Существует замечательная байка, как возникла стратегия Уолта Диснея. Обсуждая с сотрудниками идеи мультфильмов, Дисней обратил внимание, что они по-разному реагируют на его предложения:

  1. Одни с радостью вовлекаются в творческий процесс, начинают фантазировать и развивать идеи.
  2. Другие пытаются соотнести новые задумки с реальностью и сфокусированы на их воплощении.
  3. Третьи видят в первую очередь изъяны и убедительно объясняют, почему новая затея не взлетит.

И тогда, гласит легенда, Уолт Дисней разместил сотрудников на трех этажах своей башни. На самом верхнем этаже поселились мечтатели. У них были панорамные окна до пола, а облака проплывали так близко, что они могли пощекотать им пузико. Вдохновляясь перспективой, мечтатели должны были придумывать самые сумасшедшие, творческие и восхитительные идеи, не оглядываясь на трудности реализации. Их мышление не должно быть ничем ограничено.

Серединный этаж занимали реалисты. С голубями (днем) и совами (ночью) им прилетали идеи от мечтателей, и реалистам нужно было придумать, как воплотить эти идеи. Они прорабатывали пошаговую реализацию, учитывали технические, юридические и финансовые ограничения и спускали реалистичные планы в подвал, где сидели критики.

Критики раскладывали планы на столах, светили на них лампой и выискивали любые дефекты и слабости. Их задачей было выявить все риски и изъяны будущих проектов, обрушив всю мощь критического мышления на решения реалистов.

Затем все возражения критиков возвращали реалистам, чтобы они внесли доработки, а если реалисты не могли предложить решение, то мечтателям предлагали помедитировать над новой проблемой среди сов и облаков. Стратегия Уолта Диснея позволяла каждому заниматься любимым делом и вносить вклад в общий результат. Отличный метод организации работы, не правда ли?

Как использовать технику Уолта Диснея

Подход Уолта Диснея используется в коучинге и НЛП (нейролингвистическом программировании) и помогает клиентам расширить мышление и взглянуть на ситуацию с трех точек зрения: творческой, реалистической и критической. Методика очень пластична и позволяет:

  • Выйти за привычные рамки и придумать нестандартное решение;
  • Примирить собственные противоречия, разобраться с сопротивлением, которое мешает работе;
  • Проработать риски и найти способы их минимизировать;
  • Составить детальный план действий.

Технику можно использовать для групповой работы, а можно для индивидуальной (в этом случае один человек должен последовательно менять три роли и принимать решения их каждой). Чтобы вам проще было вжиться в роли мечтателя, реалиста и критика, возьмите три листа бумаги, напишите на них «Мечтатель», «Реалист», «Критик» и разложите на полу. А затем переходите с листа на лист и рассматривайте из каждой роли задачу, которую собираетесь решить. Также для этой цели вместо листов можно использовать стулья.

Из роли мечтателя вы можете не только проработать креативное решение, но и укрепиться в своем намерении решить задачу. Например, вы решили создать digital-медиа, которое заткнет конкурентов за пояс. Вы можете обдумывать необычные форматы, интерактив в статьях, контент, который будет видоизменяться в зависимости от поведения пользователя на странице. А можете сфокусироваться на собственном состоянии и представить:

  • Какие чувства вы испытаете в момент триумфа?
  • Что изменится в вашей жизни?
  • Кем вы станете, когда достигли цели?
  • Чему научитесь?
  • Как изменятся решения, которые вы принимаете?

Взгляд из будущего, когда цель достигнута, помогает убрать барьеры и сомнения, а заодно понять, как изменится контекст. Ведь часто мы не задумываемся о том, что достигнув значимой цели, изменим (пусть лишь чуть-чуть) мир вокруг и изменимся сами.

Из роли реалиста полезно спросить себя:

  • Что нужно сделать для достижения цели?
  • Какие ресурсы уже есть?
  • Каких ресурсов не хватает и где их достать?
  • Когда нужен результат?
  • Кто может помочь? Как выйти на этих людей?

Если у вас амбициозная цель, то реалист может захлюздить и сказать, что эту задачу невозможно решить. Но это мысли критика. Реалист не говорит, что задача невыполнима, он может лишь указать, что нужно больше компетенций, денег, времени или информации для принятия решения. Поэтому все критические замечания, если они возникают на этом этапе, нужно выписать и отдать критику.

Когда план составлен, можно выпускать на арену критика. Важно, чтобы он критиковал не саму идею, а план реализации. Задача критика проверить план на прочность:

  • Насколько он выполним?
  • Какие есть риски?
  • Что может пойти не так?
  • Что не учли в плане?
  • Кто может помешать реализации?

Нужно выписывать возражения и опасения до тех пор, пока они не иссякнут. Это поможет избавиться от скрытого сопротивления и обнаружить все подводные камни. После этого план надо вернуть на доработку реалисту, а если часть возражений окажется для него непосильной, сформулировать их как отдельные проблемы и подключить для решения креативного мечтателя. Обычно приходится пройти несколько итераций, чтобы критик успокоился и признал план реалистичным. Чтобы лучше разобраться в методе, рассмотрим, как может выглядеть с его помощью решение реальной бизнес-проблемы.

Привет! Я — система автоматизации рекламы Marilyn, и я не только помогаю улучшить KPI рекламных кампаний и сэкономить до 80% времени на рутинных задачах, но и сама веду крутой телеграм-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересные кейсы и статьи.

Подписаться на канал

Метод Уолта Диснея: пример эффективного использования

Проблема. Руководитель рекламного агентства столкнулся с проблемой. Агентство давно и стабильно работает, но не растет. Руководители отделов заняты операционкой и проектами — времени развивать агентство у них нет. А руководителю агентства не хочется ходить за всеми с палкой, бороться с сотрудниками и насильно инициировать перемены. Но принять идею, что агентство не будет развиваться, он тоже не может. Что же ему делать? Тут-то нам и поможет метод Уолта Диснея.

Первая итерация

Предложение мечтателя. А что если заинтересовать развитием самих сотрудников? Сделать так, чтобы команда сама отвечала за результаты своей работы? Сейчас у сотрудников нет мотивации этого делать, а у руководителей нет времени внедрять инновации. А когда у руководителей находится время, то у сотрудников нет желания работать по-новому, и они саботируют перемены (иногда неосознанно, просто не проявляя должного усердия).

Но если команда станет единым целым, то противостояние между сотрудниками и руководителями исчезнет. Они встанут по одну сторону барьера и будут заинтересованы в росте агентства. Они смогут тестировать новые подходы и внедрять те, что лучше работают. Получается, что агентство будет развиваться само собой. Круто же?!

Решение реалиста. Чтобы команда работала слаженно, нужен человек, который задаст правильный курс. Он не должен руководить командой и объяснять ей, что надо делать, но он должен задавать ориентиры, ставить цели и т.д. Иначе возникнут разброд и шатания.

Также нужно мотивировать всех участников команды и вознаграждать их за рост. Например, если прибыль выросла, то команда получает часть этой прибыли, тогда у людей будет интерес в этом участвовать.

Обратная связь от критика. Решение — слабое. Команда не сможет себя организовать, если ее не пинать. Обязательно найдется сотрудник, который возьмет задачу и не сделает. К тому же команда завязнет, когда начнет тестировать сложные решения, которые долго и муторно внедрять. Все полетит к чертям.

Вторая итерация

Решение реалиста. Значит нужно, чтобы кто-то из команды взял на себя задачу следить, чтобы участники выполняли договоренности. Он должен собирать обратную связь, спрашивать, как идут дела, есть ли проблемы. И если есть, то находил бы решения этих проблем. Это поможет команде не увязнуть в проблемах.

А еще команда должна брать в работу только те гипотезы, которые можно быстро внедрить и увидеть — работают они или нет.

Обратная связь от критика. Это решение тоже сомнительно. Команда будет брать в работу какие попало гипотезы. Часть из них будет совершенно бесполезна для бизнеса. Например, начнут изо всех сил работать над клиентоориентированностью и удовлетворять любую хотелку клиента за счет фирмы, разумеется. Потратят кучу денег и времени, а толку не будет.

Третья итерация

Решение реалиста. Значит нужно, чтобы к гипотезам, которые команда будет брать в работу, были сформулированы жесткие требования. Например, чтобы их можно было внедрить и проверить за 2 недели. А сами гипотезы относились к важным для агентства метрикам. Скажем, привлечение клиентов, средний чек, конверсия в сделку, рентабельность проекта.

Обратная связь от критика. Все это отлично, но гипотезу мало проверить, ее надо внедрить. Чем больше гипотез себя оправдает, тем больше их потребуется внедрить, а это куча времени. Команда просто захлебнется в инновациях и устанет.

Четвертая итерация

Решение реалиста. Значит надо, чтобы команда сначала протестировала гипотезы и нашла полезные, а затем вернулась в обычный режим и внедрила их, прекратив на время тестирование новых гипотез. Разница будет в том, что команда будет мотивирована их внедрять, ведь она сама их выбрала, убедилась, что они работают. Руководителям не придется никого пинать.

Как видите, за 4 итерации из расплывчатой идеи, которая посетила мечтателя, удалось прийти к вполне конкретному решению.

Где применяют шесть шляп мышления

Использование шести шляп мышления возможно в самых разнообразных сферах жизни, в личной (для решения трудной ситуации, важного вопроса, для того, чтобы лучше понимать себя и мотивы своих действий, регулировать спорные вопросы и конфликты), трудовой (как вариант мозгового штурма, для поиска нестандартного способа выхода из любой ситуации, продвижения продукта, роста продаж и сбыта услуг). Многие известные мировые компании применяют успешно эту технику.

Работает метод 6 шляп и по отношению к детям, начиная с 6-7-летнего возраста. Для родителей это отличная возможность в игровой форме развить творческое мышление своих детей, способ избежать однобокости суждений в будущем и использовать в полной мере их умственный потенциал. Методика может быть адаптирована для домашнего применения, в детских садах, для школьных и внеклассных занятий.

Минусы метода Эдварда де Боно

  • Главным минусом, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп. Т. е. для того, чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять, необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать намного сложнее.
  • Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества — задача не простая. Большинство отечественных предприятий не готовы внедрять новшества в работу компании, требующие личной вовлеченности.
  • Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя никакие шляпы на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т. е. синей шляпы).

Плюсы и минусы практического применения

Начнем с недостатков, их совсем немного. Единственными минусами шестишляпного метода можно считать такие:

  1. Некоторая сложность применения метода. Она состоит в том, что для освоения техники требуется время.
  2. Сложно вводить и применять новшество в группе, в личной практике все проходит легче.
  3. «Детскость» метода 6 шляп может быть причиной несерьезного отношения взрослого коллектива и нежелания его применять. Задача модератора (синей шляпы) повлиять на это решение. Дети же воспримут идею с азартом и удовольствием.

На этом минусы заканчиваются, а плюсов будет, несомненно, больше. Некоторые из них мы уже упоминали:

  1. Шесть шляп де Боно превращают скучные мыслительные процессы в веселую и увлекательную игру, делают их захватывающими и интересными, с восторгом принимаются детьми.
  2. Есть такое свойство головного мозга – считать все новое ложным, неправильным. Это наш ум защищает свою целостность, а метод шести шляп делает возможным всесторонне рассмотреть новую идею, увидеть то, что раньше было недоступно для понимания.
  3. Позволяет рассмотреть все стороны – информационную, творческую, эмоциональную, сильные и слабые моменты, сделать объективные выводы.
  4. Учимся высказываться, давать другому человеку такую возможность и решать мирно спорные вопросы.
  5. Шесть шляп мышления тренируют наше внимание, делая его концентрированным, способным переключаться с одного объекта на другой произвольно, по нашему желанию.
  6. Шляпы де Боно способствуют появлению новых, креативных мыслей за счет упорядоченного, структурированного мышления. Когда идеи не противоречат, а дополняют друг друга, находятся в единстве, вся деятельность мозга направлена на генерирование подходящих решений.
  7. С помощью мысле-шляп легко вовлекаются в диалог застенчивые люди. Им легче выразить свое мнение, даже противоположное мнению других, от лица шляпы. Со временем они станут увереннее отстаивать свою жизненную позицию.
  8. И, как мы уже говорили, это способность влиять на баланс химических веществ головного мозга – нейромедиаторов.
  9. Метод 6 шляп позволяет совладать с эмоциями, мешающими заниматься делом, растерянностью перед неизвестностью, как от большого количества информации, так и множества разных точек зрения. Развивает веру в себя и свои способности.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Правила метода шести думающих шляп

Этот метод достаточно универсальный. Применить его можно индивидуально, для одного человека, либо в работе с группой. Во втором случае доступны два варианта ролевой игры:

  1. Все надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно.
  2. За каждым участником или группой участников закрепляется роль, которая не меняется до конца игры.

Роли даются участникам, противоположные их характерам.

Сами правила для коллективной работы таковы:

  • Управляет игрой модератор – устанавливает правила, следит за их выполнением, за порядком, распределяет роли, делает записи, подводит итоги. Модератор – это синяя шляпа. Начинается игра со знакомства с методикой шести шляп де Боно. Затем модератор предлагает проблемную ситуацию, задачу, требующую решения.
  • Игроки надевают шляпы одинакового цвета (если участники разделены по группам, то выступают поочередно, начиная с группы белых шляп) и описывают проблему, исходя из своей цветовой роли.
  • Порядок смены шляп не строгий, но рекомендуется сначала узнать всю информацию в белой шляпе, перейти к оцениванию риска и проблемной стороны в черной шляпе. Желтые помогут определить сильные стороны и поверить в положительный исход дела.
  • После этого приходит время зеленой, творческой шляпы. С узнаванием всех тонкостей и объективной информации, мы начинаем видеть целостную картину и искать альтернативные способы решения, нестандартные комбинации, креативные ходы.
  • Красная шляпа надевается изредка, на короткое время. Она позволяет дать выход эмоциям, послушать внутренний голос. Если долго ее носить, ситуация выйдет из-под контроля от накала страстей.
  • Новые идеи перепроверяются еще раз желтыми и черными шляпами, а синяя – подводит итог, обобщает полученные данные.

Опытным путем выбирается оптимальная последовательность работы со шляпами, так как здесь нет жесткого регламента, диктующего очередность.

Красная шляпа

Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  1. что я сейчас чувствую;
  2. что мне подсказывает моя интуиция;
  3. что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  1. ограничиться 30 секундами;
  2. разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  3. не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  4. использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
  5. применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме. С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности.

Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная. Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание. Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Шляпы и дети, или метод де Боно в школьной программе и дома

Метод шести шляп мышления применяют в американских и европейских школах с первых классов. Дети очень быстро обучаются критическому мышлению. В результате они легко решают задачи разного уровня сложности, самостоятельны и уверены в себе. Им интересен сам процесс обучения, они умеют находить ответы, аргументировать их, подтверждать доказательствами и фактами.
В наших школах тоже начали успешно применять эту методику на уроках литературы, английского языка, истории. От имени шести шляп рассказываются сказки, что интересно использовать для изучения лексики на уроках русского языка. Сказка, рассказанная желтой шляпой, в сухих фактах, с использованием деловой речи, будет кардинально отличаться от эмоциональной, чувственной сказки красной шляпы. Желтая сказка веселая, образная, позитивная, наполненная художественными сравнениями. Черная – сказка-триллер, со страшными подробностями. В сказке, рассказанной зеленой шляпой, будет непредвиденное окончание, а можно рассказать ее без слов. Синяя сказка может быть рассказана в виде отчета. Хорошо совмещать метод шести шляп мышления с интеллектуальными картами. Это графические схемы, систематизированные мысли, разложенные по полочкам и помещенные в наглядные пособия, простые и понятные.

Научиться мыслить «шляпным» методом могут взрослые, старшие школьники и самые маленькие ученики. Дома метод шести шляп мышления успешно используется родителями в решении всяческих задач. Чтобы сделать процесс обучения понятным и наглядным, можно сделать шляпы из цветной бумаги. Экспериментировать можно, рассматривая «под шляпами» бытовые ситуации, непонятные ребенку, рассказывая сказки, помогая школьнику справиться с домашним заданием.

Люди за всю жизнь примеряют многие роли. В одном человеке уживаются и внутренний ребенок, и взрослый, родитель, партнер. Так, девочка вырастает и играет роли мамы, жены, дочери, сестры, подруги, возможно, бизнес леди или наемной работницы. Мальчик становится мужчиной, мужем, папой. Эти роли живут параллельно и не всегда могут договориться между собой. Одна часть нас, одна роль, желает больше времени проводить с семьей, другая – на работе, третьей недостаточно времени на свои хобби, личные интересы. Они начинают конфликтовать между собой, а мы не понимаем, что же с нами происходит. И что со всем этим внутренним балаганом делать? Вот тут и приходит на помощь метод шести шляп мышления и умение структурировать свои мысли, чтобы дать нашим ролям высказаться, прийти к общему решению и восстановить душевный покой.

А вы как считаете, стоит ли тратить время на изучение метода 6 шляп? Будет ли он применим в вашей жизни? Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. Так что иду за ножницами и цветной бумагой, претворять замысел в жизнь. Начну с желтой шляпы энтузиазма и оптимизма и вам скажу словами Эдварда де Боно: «Попробуйте этот метод на себе».

Шляпы, которые думают

  1. Белая шляпа мышления. Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются: это факты и числа. А также нужно подумать о, возможно, недостающей информации, и способах восполнения таких пробелов.
  2. Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в этом режиме, можно поддаться эмоциям. Человек должен быть честным с самим собой, или с другими собеседниками, если речь идет о групповом обсуждении. Все должны делиться своими переживаниями, страхами, радостью при анализе того, или иного решения. Тут не надо бояться негативных эмоций, так как они, наравне с позитивными, играют свою роль в принятии нужного решения.
  3. Следующая шляпа отвечает за оптимистичность. Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой. Надевая ее, необходимо определить положительные аспекты каждого из решений или идей. Даже если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего, важно проработать именно скрытые выгодные ресурсы.
  4. Полной противоположностью желтой шляпе является черная. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Какие подводные камни ожидают человека при таком, или ином варианте событий. Каковы будут потери, и можно ли их избежать? Будет несложно представить себя пессимистом, ведь в каждом решении всегда присутствует доля негативных явлений.

  5. Зеленая шляпа означает полет фантазии и креативность. Зеленая шляпа поощряет поиски новых, нестандартных решений. Смелые идеи, совершенствование уже имеющихся наработок, подсматривание методов у оппонентов, мозговой штурм – все это имеет место быть в режиме «зеленой шляпы».
  6. Синяя шляпа – это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, лишь воплощать в жизнь обдуманное решение.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]