Что относится к индивидуальным особенностям мышления?

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Мышление как психологический феномен

Определение 1
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, которая отражает существенные и закономерные взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей среды.

В процессе мышления в сознании субъекта отражаются не только внешние особенности предмета или явления, но его сущность, отношения и взаимосвязь, в отличие от восприятия и воображения, где человек объективно отражает окружающие предметы и явления посредством органов чувств. Мышление позволяет человеку объединять отдельные события или явления в логические цепочки.

Мышление выполняет определенные функции, рассмотрим их более подробно.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых.

Индивидуальные особенности

Индивидуальные особенности мышления , что это такое в психологии? Каждый человек мыслит по-своему.

Его способность к мышлению зависит как от природных врожденных качеств, так и от приобретенных в результате воспитания и обучения.

Психологи выделяют следующие индивидуальные особенности мышления:

  1. Самостоятельность. Иметь свой независимый от окружающих взгляд на проблему. Стремление решить задачу неординарными путями, использовать нетипичные инструменты или разработать собственные решения. Человек с самостоятельным мышлением всегда ориентируется на свое мнение, принципы, ценности. Это вовсе не означает, что он эгоист и не воспринимает других людей всерьез. Он может спокойно выслушать точку зрения собеседника, отличающуюся от собственной.
    Но в приоритете у него всегда именно свое мнение. Часто он сознательно избегает стереотипных методов решения задач.
  2. Инициативность. Проявляется в предложении идей. Является одной из черт лидерского склада ума. Человек, обладающий инициативным мышлением, рвется вперед, осваивает новые темы, получает знания. Он активен не только в предложении свежих методов, приемов, техник на работе или в кругу друзей. Он стремиться улучшать прежде всего свои навыки, умения, профессиональные качества.
  3. Широта. Под широтой мышления понимают развитый кругозор. Он помогает в способности подойти к проблеме глобально, рассмотреть ее с разных точек зрения, охватить несколько временных периодов (прошлое, настоящее, будущее). Человек с широким кругозором не только хороший собеседник, но и креативно подходит к профессиональным задачам и проектам. Чем больше накопленных знаний в голове , тем больше вариантов сгенерировать что-то новое.
  4. Глубина. Умение смотреть в суть вещей, читать между строк. Противоположное по сущности качество , поверхностное мышление. Когда человек делает вывод, оценивая первым взглядом, не вникая в суть вещей.
    Глубина помогает находить закономерности в действиях, скрытые мотивы других людей.
  5. Критичность. Заключается в недоверии к информации и ее источником. Человек склонен перепроверять данные, сопоставлять с собственными доводами и противоположными точками зрения, фактами. Критическое мышление защищает от обмана, получения некачественной или полностью лживой информации.
  6. Гибкость. Эйнштейн утверждал, что повторение одного и того же действия, в надежде на другой результат , это безумие. Гибкость мышления , противоположность ригидности. Человек может изменить точку зрения, приоритеты, методы решения проблем, если узнает о более действенных, эффективных. Или поймет, что ошибался. Гибкость , умение настроить сознание на как можно лучшие способы действия.
  7. Быстрота, скорость мышления. Мера реакции человека на изменяющиеся условия или вновь открывшиеся обстоятельства. Умение быстро выполнять поставленные задачи, искать альтернативные пути, молниеносно вспоминать идеи, методы и способы, которые могут пригодиться в решении конкретной проблемы.
  8. Оригинальность. Подразумевается генерирование уникальных идей. Они должны не просто выделяться на фоне остальных, а быть совершенно новыми, нестандартными.
    Часто оригинальность мышления зависит от эрудированности и самостоятельности.

    Первое качество дает возможность вобрать как можно большее количество информации, что впоследствии помогает в синтезе идей. А второе позволяет не загубить оригинальность, поддаваясь стереотипным, общепринятым моделям поведения и мышления.

  9. Пытливость. Жажда искать наиболее подходящее, эффективное в данной ситуации решение. Человек может перебрать множество вариантов, отсеять совершенно бесполезные и затем, основную часть времени провести над выбором идеального решения. Иногда подобный перфекционизм оказывается лишним, поскольку далеко не всегда в жизни требуется самое лучшее решение. Поговорка «,лучшее , враг хорошего», отлично иллюстрирует эту ситуацию.
  10. Торопливость. Не стоит путать с импульсивностью, относящуюся к индивидуально типологическим особенностям. Импульсивность проявляется в момент принятия решения, когда торопливость , в процессе осуществления, активного действия по плану.
    Подобная суета может сыграть злую шутку , невнимательность к деталям, забывчивость, неосторожность способны привести к негативным последствиям.

Формы мышления

Выделяют три основные формы мышления:

  • Понятие. Данная форма мышления объединяет общие признаки и свойства предмета или явления, которые можно описать словом. Понятие может быть конкретным, т.е. описывать существующий предмет или явление, или абстрактным, т.е. которое описывает свойства или отношения между предметами;
  • Суждение. Эта форма мышления отражает связи и отношения между предметами или явлениями, а также их признаками и свойствами. Суждения могут быть истинными, которые соответствуют реальному положению дел, или ложными, которые не соответствуют реальному положению дел;
  • Умозаключение. Представляет собой форму мышления, при которой из двух и более суждений, можно получить новое суждение.

    Различают три вида умозаключений:

    1. Индуктивное умозаключение представляет собой вид умозаключения, где рассуждение направлено от отдельных фактов к общему заключению;
    2. Дедуктивное умозаключение представляет собой вид умозаключения, где рассуждение направлено от общих фактов к отдельному заключению;

  • Аналогией является вид умозаключения, в котором заключение основано на частичном сходстве явлений при отсутствии исследования условий.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.
Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.

Свойства мышления

Основные свойства мышления:

  1. Глубина мышления. Определяет насколько глубоко субъект может проникнуть в сущность предмета или явления;
  2. Самостоятельность мышления. Выражает умение идентифицировать проблему, сформулировать вопрос и самостоятельно найти решение проблемы;
  3. Гибкость мышления. Выражает умение адаптироваться к новым условиям, обнаруженным в процессе решения проблемы;
  4. Критичность мышления. Отвечает за способность объективно оценивать условия и собственную активность, и если это необходимо, отказаться от выбранного плана действия в пользу нового способа действия;
  5. Быстрота мышления. Определяет способность нахождения, обоснования и реализации решения при недостатке времени;
  6. Комплексный характер. Представляет собой оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления;
  7. Целенаправленность. Выражает способность не отклоняться от поставленной цели во время мышления;
  8. Широта. Определяет способность применять знания из различных сфер человеческой жизни;
  9. Интуитивный характер. Отвечает за способность решать задачу при дефиците входной информации.
  10. Экономичность. Представляет собой число логических рассуждений для формирования новой закономерности.

Особенности мышления

Основными особенностями мышления являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Мышление как психологический феномен 490 ₽ Реферат Мышление как психологический феномен 260 ₽ Контрольная работа Мышление как психологический феномен 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Обобщенный характер отражения действительности. В процессе мышления человек использует обобщенные и общепринятые знания о предметах или явлениях;
  • Опосредованный характер отражения действительности. В процессе мышления человек опирается не только на опыт, полученный ранее, но и на непосредственные ощущения и восприятия;
  • Неразрывная связь с речью. Мышление тесно взаимосвязано с речью, так как слова являются результатом процессов мышления;
  • Наличие проблемы и отсутствие готового решения. Процесс мышления осуществляется при наличии определенной проблемы, с которой субъект не сталкивался.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]