Многие из нас привыкли мыслить только одним способом, и это накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека: работу, учебу, успехи, карьеру, финансовое состояние, удовлетворенность, романтические отношения, семью, общение с окружающими. И если результат в чем-то не устраивает, модель мышления можно и даже нужно поменять. Все, что для этого требуется, – овладеть хотя бы несколькими техниками мышления, отличающимися от обыденной. В этой подборке мы познакомим вас с разными мыслительными приемами, поможем научиться мыслить иначе, а значит, и действовать более эффективно.
1
Развитие мышления: способы тренировки мозга
Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному, но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. К тому же каждый способен развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье. Читать подробнее…
2
Этапы
Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.
Наглядно-действенное
Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.
Наглядно-образный тип
К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.
Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления
Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией
Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.
Словесно-логическое
Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ
Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.
Творческое
Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.
Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.
Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.
Мыслительные операции
В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы (абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение) и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и являются по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности. Читать подробнее…
4
Два образа мышления по Кэрол Двек
В 2007 году вышла книга американского психолога Кэрол Двек под названием Mindset, где она утверждала, что интеллект, талант и образование не обязательно приведут человека к успеху. Главный критерий – это образ мышления и то, как человек справляется с жизненными проблемами, трудностями и вызовами. В этой статье мы выясним, что такое образ мышления по Кэрол Двек, а также то, как фиксированный образ мышления может вам навредить, в то время как его развитие позволит достичь своих целей, повысить самомотивацию и эффективность. Читать подробнее…
5
Вредные стили мышления
Вредные стили мышления иногда называют когнитивными искажениями. Это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные предубеждениями и стереотипами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Эти стили мышления основаны на автоматических шаблонах, которым мы следуем на протяжении своей жизни. Если их не осознавать, проблема останется и будет влиять на все области. С ними невозможно реализовать свой потенциал полностью. Вредных стилей мышления много, поэтому в статье мы перечислим лишь несколько, а затем подскажем, как избавиться от самых катастрофических из них. Читать подробнее…
6
Структура речи
С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.
- Главного блюда — цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.
- Гарнира — дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста «истории». В общем то, что сейчас называют сторителлингом.
Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.
После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат.
Первый тип восприятия — кушаем гарнир вперемешку с основным блюдом и наслаждаемся вкусом.
Плюсы — легче погружаться в историю, получать чувственно — эмоциональное удовольствие.Минусы — умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.
Второй тип восприятия — жестко отсекаем гарнир и проводим строгий анализ основного блюда.
Плюсы — понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.
После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.
Минусы — погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.
Применение дизайнерского мышления в жизни
Билл Барнет в своей книге Designing Your Life: How to Build a Well-Lived, Joyful Life учит людей применять принципы дизайнерского мышления (стратегию улучшения продукта или опыта) в личной и профессиональной жизни. Дизайнерское мышление – это система решения проблем, которая использует умственные, творческие и аналитические навыки. Обычно дизайнеры рассматривают проблемы из сферы бизнеса, но дизайнерское мышление также может быть использовано и обычным человеком. Марелисса Фабрега в своей статье анализирует дизайнерское мышление и дает советы тем, кто с его помощью хочет улучшить жизнь. Читать подробнее…
7
Процесс
Мало кто из людей задумывается над тем, как нужно правильно мыслить. Сам процесс происходит автоматически. Все начинается с подготовки, которая позволяет определить условия проблемы.
Важно! Последовательность этапов познавательного процесса строгая и не может нарушаться. Второй этап более объемный – поиск решения
Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование
Второй этап более объемный – поиск решения. Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование.
Иногда у человека появляется инсайт, т.е. внезапное озарение. Это выражается в виде мысленного мгновенного решения проблемы. Происходить такое явление может у уверенных людей, которые собирают большое количество информации и верят в свой успех.
При дивергентном мышлении разрабатывается гипотеза, которая подтверждается или опровергается в ходе изучения ситуации. При таком типе развиваются творческие способности. При интуитивном познании индивид больше полагается на чувства и ощущения, которые ему подсказывают, какой вариант лучше выбрать.
Продуктивная модель мышления Харсона
Творческий подход крайне важен для решения любой проблемы. Если вы недостаточно креативны и более логичны, вы не сможете оценить проблему с разных точек зрения и найти необычное и простое решение. А если вы сочетаете критическое и творческое мышление, ваша эффективность повышается в разы. Продуктивная модель мышления Харсона поможет вам в этом. Эта модель поощряет использовать оба полушария мозга и применять поочередно то творческий подход, то критическое и логическое мышление. Это значит, что вы сможете рассмотреть проблему с разных сторон и найти самые лучшие решения. Читать подробнее…
8
Выстраиваем ментальную машину.
Сама постройка заключается в следующем:
- Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).
- В высказывании проверяем на окупаемость как сущности, так и действие. Если окупаемости нет — задаем вопросы и ищем на них ответы.
- Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.
- Добавляем следующее высказывание.
- Ищем с помощью какого действия или сущности второе высказывание сцепляется с первым. Иногда это указано явно, иногда — не указано совсем. Если не указано, а как бы «подразумевается», то надо сделать подразумеваемое новым высказыванием и явно покрутить шестеренки, из которых оно состоит.
- Делаем второе высказывание окупаемым.
- Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.
- Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.
- Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.
В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.
Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как «набьешь руку», можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.
Основные ошибки:
«Они потратили кучу времени на запоминание подобных вещей, тогда как их можно было найти и просмотреть за пятнадцать минут.» Ричард Фейнман.
- Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.
- Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.
Дизайн-мышление: что это такое и как его применять
Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление – человекоориентированную методику, позволяющую находить нестандартные решения задач. Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты. Каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы и поговорим в нашей статье. Читать подробнее…
9
Аналогия
Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.
Первый вопрос, который мы себе задаем: «А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?
Второй: «А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?»
Третий: «А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?»
Если уйти от метафоры к реальности, то мы берем сущность и спрашиваем себя — Какие у нее есть свойства? Как только находим какое-либо свойство — начинаем его менять и спрашивать себя — А что при этом будет?
Изменение свойства и есть то, что я понимаю под «крутить/вертеть/двигать». Ответ на второй и третий вопрос — и есть то, что я понимаю под прогнозом. Перейдем к реальным примерам.
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» была впервые опубликована в 1985 году, представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, ее плюсах и минусах, а также возможностях применения. Читать подробнее…
10
Более подробно о понятиях
Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.
Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.
Онлайн-программа «Когнитивистика»
В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах. На уроках не просто тренируются общие навыки памяти и логики, а даются конкретные модели и алгоритмы мышления. Занимаясь на программе, вы научитесь применять свои знания и умения на практике, получите примеры, задания-кейсы, специальные игры и упражнения, а короткие занятия по 15-20 минут помогут без отвлечения от основной деятельности развивать свое мышление и показать результаты уже на первой неделе. Узнать подробнее…
Надеемся, теперь у вас появится больше веры в собственные силы и уверенности в том, что избавиться от шаблонов и закостенелости мышления очень даже просто. Удачи!
Делаем окупаемым.
Окупаемость — это возможность строить точные прогнозы. Прогноз — это ответ на вопрос — «А что будет, если сделать вот так?»
Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.
Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.
Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.
Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:
На полу лежит деревянный куб.
У нас есть сущность — деревянный куб небольшого размера. Начинаем крутить/вертеть. У куба есть свойство — положение в пространстве. Если это свойство менять, то получим такие вопросы:
«А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?»
«А что будет если куб поставить на пол на ребро?»
Очевидно, мы можем точно ответить на эти вопросы. В первом случае куб не будет двигаться никак. Во втором — куб упадет на одну из граней и после перестанет двигаться.
Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:
Нота — графическое обозначение звука.
Есть сущность — нота. Казалось бы, все понятно. Поскольку нота — это звук, значит у ноты есть те же свойства, что и у звука, например, высота. Меняем это свойство и получаем вопросы:
«А если звук сделать выше/ниже на несколько герц — будет ли он нотой?
«Всякий ли звук — нота?»
«Если не всякий звук — нота, то что отличает ноту от не ноты?»
«Сколько всего существует нот?»
«Почему столько?»
Если вы можете ответить на эти вопросы — мои искренние поздравления, у вас настоящее понимание сущности «нота». Если же нет, то это тоже нормально. Большинство людей принимают понимание слов за понимание смысла. Ведь с точки зрения понимания слов предложение про ноту абсолютно ясно, ни одного незнакомого слова.
То есть мы берем сущность и начинаем менять ее свойства. Крутить-вертеть так и эдак. Если мы понимаем, что при этом будет, то мы хорошо понимаем сущность. Если не понимаем — то понимание заменяется ощущением, что слово нам хорошо знакомо.