Дезадаптация — норма или патология? Её основные виды и способы коррекции на разных уровнях

Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.

Что это такое

Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

  • при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
  • при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
  • будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.

Диагностические мероприятия

Скрытые признаки дезадаптации выявляются при беседе и проведении диагностических тестов:

  1. Цветового теста Люшера. По порядку и выбору цвета можно определить основные ценности и страхи. Он выявляет степень отклонения и направленность личности.
  2. Опросника Лири. По результатам этого теста можно определить разницу между реальной личностью и придуманным образом. Чем сильнее развита патология, тем больше будет разрыв между реальностью и фантазией.
  3. Факторного опросника. Выявляет склонность личности к неприятию норм поведения.

Тесты выявляют наличие дезадаптации, но не могут определить причину. Для этого терапевту необходимо собирать анамнез со слов самого пациента, с помощью наблюдений, бесед, чтения дневников.

Причины

Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

  • длительная болезнь;
  • психические болезни и отклонения;
  • ограниченные возможности;
  • длительная изоляция;
  • переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);
  • педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

  • неблагоприятная обстановка в семье;
  • недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;
  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;
  • новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;
  • «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;
  • негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;
  • дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);
  • физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

Понятие

Психологическое развитие человека — сложный процесс, который включает несколько компонентов. Один из них — способность усваивать социальные нормы поведения и становится частью общества. Если по каким-либо причинам человек не соответствует социуму, это явление называют дезадаптацией.

Это поведенческое расстройство, мешающее понимать принципы взаимодействия людей. Для дезадаптированного человека общество кажется непонятным и враждебным. Он не только не умеет выстраивать отношения, но и боится их, считает ненужными. Такое отношение лишает человека возможности создавать дружеские и партнерские отношения, семью, строить карьеру.

Признаки

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

  • раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
  • агрессия;
  • негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
  • уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;
  • сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;
  • частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;
  • попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;
  • дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;
  • ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;
  • ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Уровни

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

  • Нулевой

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

  • Формирование установок

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

  • Систематизация

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психотерапевтом.

  • Аддикции

Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.

Консультация «Дезадаптация — норма или патология»

Консультация для родителей «Дезадаптация — норма или патология?»

Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.

Дезадаптация

— это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).

Дезадаптивное поведение

— это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).

Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

Чем это может закончиться:

· при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;

· при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;

· будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.

Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Дезадаптация является определенным процессом, а потому, как и при любом индивидуальном процессе, имеет факторы своего возникновения и развития и легко поддается классифицированию.

Разделение по характеру

Бывает поведенческая дезадаптация, которая может проявляться в поведенческих ответах, сопряженных с определенной деятельностью. Например, у подростков, глубинная и скрытная дезадаптация может с легкостью перерасти в поведенческую под средством воздействия определенных условий, которая будет проявляться в конфликтных ситуациях. Они становятся непослушными, начинают плохо учиться, а самые тяжкие формы характеризуются бросанием школы и уходом из дома или даже попытками суицида. Такую дезадаптацию очень легко обнаружить, стоит лишь более внимательно присмотреться к человеку. Вовремя обнаруженная проблема легко решается, главное, не упустить момент.

Бывает скрытая дезадаптация, на которую воздействуют внутренние личностные нарушения. Она является сугубо индивидуальной и может выражаться очень интенсивно и переходить в поведенческую форму. При таком переходе она проявляет себя как жуткая депрессия.

Разделение по проявлению:

· мировоззренческая – характеризуется нарушениями в мировоззрении, которые плотно связаны с социальным и идеологическим комплексом взаимных связей;

· деятельностная – характеризуется существенными нарушениями в процессах разнообразной деятельности;

· общительная – проявляется в комплексе взаимного действия в семейных отношениях и в общении с одногодками;

· субъектно-личностная – неудовлетворенность собой и предвзятое отношение.

Внешне ярче заметна дезадаптация общительная, но наиболее сложной и наименее предсказуемой считается мировоззренческая. И если она интенсивно протекает, то поведенческие реакции неизбежны и будут асоциальными. Все виды дезадаптации тесно связаны между собой и плавно переходят из одной в другую.

Причины

Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.

Личностные (внутренние) причины

приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:

· длительная болезнь;

· психические болезни и отклонения;

· ограниченные возможности;

· длительная изоляция;

· переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);

· педагогическая запущенность, недостаток воспитания.

Средовые (внешние) факторы

создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:

· неблагоприятная обстановка в семье;

· недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;

· отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;

· новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;

· «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;

· негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;

· дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);

· физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).

При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).

Признаки

У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· агрессия;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

· дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;

· ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;

· ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.

Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия — упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь взглядов прохожих на улице, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны. При отсутствии коррекции она может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.

Уровни

В психологии различают несколько уровней дезадаптации.

· Нулевой

Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.

· Формирование установок

Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.

· Систематизация

У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психологом либо психотерапевтом.

· Аддикции

Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.

Диагноз

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации

?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения

с людьми и личностного роста.

Профилактика дезадаптации должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере.

Теперь, давайте разберемся, исходя из услышанного, что происходит с Анной.

Дезадаптация у нее есть. Какая? Поведенческая — под средством воздействия определенных условий, проявляется в конфликтных ситуациях.

По каким признакам это можно определить?

· раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;

· агрессия;

· негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);

· сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;

· частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;

· попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;

Каковы ее причины?

Это средовые факторы: неблагоприятная обстановка в семье; недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей.

Какой уровень?

Систематизация

У нее вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых она оказалась. Девочка может чётко сформулировать, что ей не нравится (делать домашние задания, рано вставать, выполнять требования воспитателей и учителей). Несмотря на это, она не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ей ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы.

Что с этим делать?

Коррекция — смена деятельности и обстановки, устранение причин, работа с психологом. Самое сложное в данной ситуации – это устранить причины. Для этого девочке нужно дать полноценную семью, любящих родителей, которые будут уделять ей свое внимание. И, я думаю, это все возможно и зависит только от вас.

Поэтому дезадаптация – это не норма, но справиться с этим можно.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки);
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

  • Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

  • Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая;
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест;
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Диагностика

Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.

  • Люшер

Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.

  • Лири

Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

  • Факторы личности

Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.

Классификация

В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:

  1. Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
  2. Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
  3. Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.

Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.

Коррекция и профилактика

Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:

  • курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
  • беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
  • устранение провоцирующих факторов;
  • ролевые ситуации;
  • для детей — игровые формы коррекции;
  • организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.

Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.

Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.

Профилактика дезадаптации пожилых людей

Пожилому человеку важно оставаться активным, чувствовать себя нужным и полезным. Ключевую роль в этом играет близкое окружение, семья. Важно как можно дольше сохранять широкий (но посильный) круг обязанностей, подчеркивать значение пожилого родственника, общаться с ним как можно больше, привлекать его к участию в жизни семьи. От дезадаптации хорошо защищает контакт со сверстниками и с представителями других поколений, высокий уровень социальной активности, участие в общественных делах, волонтерство и т.п.

Другое направление профилактики — медицинский контроль. Мед рекомендует регулярно проходить обследование у психотерапевта или психиатра. С возрастом появляются нарушения когнитивных функций, патологические состояния и заболевания, требующие врачебного контроля. Важно вовремя диагностировать их. Это поможет отложить начало дезадаптации или вообще избежать ее.

Записаться на консультацию

  • Выбор реабилитационного центра
  • Этапы реабилитации
  • Массаж как средство реабилитации
  • Составление программ реабилитации
  • Лечение старческого слабоумия
  • Галлюцинации у пожилых
  • Реабилитация после перенесенных инсультов
  • Реабилитация после черепно-мозговых травм
  • Лечебная физкультура в реабилитации после травм, заболеваний
  • Лабораторная диагностика в период реабилитации
  • Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
  • Физическая активность в реабилитации пожилых
  • Диетотерапия как часть реабилитации пожилых
  • Реабилитация пожилых людей при алкогольной зависимости
  • Характерные для пожилых людей клинические синдромы и способы коррекции
  • Медицинская реабилитация при деменции

Методы устранения

Для решения проблем с адаптацией используют 3 подхода:

  1. Медицинский — дезадаптация развивается на основе нервно-психических нарушений. Лечить ее необходимо медикаментозно.
  2. Социально-психологический — причина дезадаптации кроется в невозможности индивида принять правила общества. Помочь человеку может психотерапия.
  3. Онтогенетический — рассматривает дезадаптацию как механизм, который запускается в кризисный момент жизни человека. Индивид может справиться с ним самостоятельно, когда вернется в благоприятную среду.

Определять, какой способ подойдет в конкретном случае, лучше с помощью психотерапевта и психиатра. Совместная работа специалистов гарантирует правильную постановку диагноза и выбор типа лечения.

Дезадаптивные психические состояния

Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

Закон Йеркса-Додсона

Профилактика неблагоприятных психических состояний

Основные механизмы:

Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

Психические состояния

Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

  • чувства;
  • настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);
  • внимание (сосредоточенность, рассеянность);
  • воля (решительность, растерянность, собранность);
  • мышление (сомнения);
  • воображение (мечты) и т. д.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]