Определение понятий
Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.
Предметы ПЛ
- темперамент;
- нравственные аспекты;
- мотивы индивида;
- интеллектуальные особенности;
- роли в обществе.
Что это такое – личность: краткое определение в психологии
Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:
- способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
- характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
- мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
- эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
- направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
- общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
- темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
- мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
- опыта (приобретенных умений и знаний).
Определение
Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.
Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.
С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.
Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.
Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)
В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.
Глубинная (психодинамическая)
Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:
- «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
- «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
- «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.
Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.
Феноменологическая теория
Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.
Диспозициональная концепция
Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Поведенческие теории
Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:
- Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
- Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.
Когнитивные теории
За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).
Ключевые свойства
Это устойчивые проявления психической деятельности, оказывающие непосредственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с миром.
Способности
Это такие отличительные черты психики, от которых зависит успешное или неуспешное приобретение новых навыков, знаний. Возможности для освоения определенного вида деятельности бывают нескольких типов.
Элементарные и сложные
Первые (простейшие) связаны с работой органов чувств (ощущение запахов, вкусов, умение различать цвета). Вторые относятся к процессам постижения культуры (это творческие, аналитические навыки) и не являются врожденными.
Общие и специальные
Универсальные способности (при нормальном формировании организма) присутствуют в арсенале каждого человека и отличаются только уровнем развития. К ним относятся двигательные и умственные возможности, исходя из которых можно говорить о том, в какой деятельности личность добьется успеха (например, в спорте, исследованиях, обучении). Особые, индивидуальные характеристики встречаются далеко не у всех. Для их раскрытия требуются определенные задатки, склонности. К таким относятся творческие навыки (актерские, литературные), которые могут быть применены в узких сферах.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Теоретические и практические
Первые определяют направленность индивидуума к постижению задач, связанных с абстрактно-логическим типом мышления, то есть с выстраиванием и анализом теории. Вторые предполагают умение находить решение в конкретных жизненных ситуациях, применять знания на практике.
Учебные и творческие
Как ясно из названия, одни способности характеризуют индивида как обучаемого (способного усваивать новую информацию, обретать навыки), другие направлены на возможность создавать новейшие идеи, совершать открытия, производить элементы культуры.
Коммуникативные и предметно-деятельностные
Первые включают в себя социальные взаимодействия: общение, налаживание контактов, восприятие окружающих и способы реагирования на внешний мир. Вторые относятся к контактированию личности с неодушевленными объектами.
Темперамент
Это совокупность черт, определяющих особенности поведения человека и его психических процессов. Существует четыре основных типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Темпераментность влияет на скорость и интенсивность восприятия, запоминания, обработки информации, жизненный темп, ритм и направленность деятельности.
Характер
Это понятие объединяет все полученные при определенных обстоятельствах и социальных условиях методы контактирования индивидуума с действительностью и людьми (его поведение в социуме и реакции на поступки окружающих), а также образ его жизнедеятельности. Характерные черты делятся на три группы: коммуникативные (связанные с межличностной коммуникацией), деловые (направленные на организацию трудовой деятельности), волевые (целеустремленность и настойчивость).
Воля
Это способность личности сознательно контролировать свои психические состояния и действия. Она непосредственно связана с потенциалом индивида к принятию рациональных, взвешенных решений, его склонности к самоограничению и способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Само волевое усилие не сопровождается чувством удовлетворения. Оно возникает после получения желаемого результата, который без сверхусилия был бы невозможен.
Эмоции
Это переживания с позитивной или негативной окраской, которые сопровождают удовлетворение жизненно важных потребностей. Существует несколько наиболее значимых эмоциональных групп:
- простейшие (связаны с органикой и физиологией);
- аффекты (кратковременные, бурные всплески);
- настроение (общее состояние индивида в конкретный момент времени);
- чувства (направлены на определенный объект);
- стресс (совокупность процесса внутреннего возбуждения и физического самочувствия);
- страсть (неуправляемые проявления эмоциональности).
Мотивация
Так называют причины, побуждающие человека на совершение того или иного поступка. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, но это всегда внутренний порыв, который зависит от:
- потребностей (нужды индивида);
- стимула (фактора, обозначающего необходимость действий);
- намерения (обдуманного решения);
- побуждений (неосознанных стремлений).
Методика составления психологической характеристики
Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:
- Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
- Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
- Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
- Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.
Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:
- склонности и интересы;
- способности личности;
- особенности темперамента и характера;
- отношение человека к себе;
- отношение человека к другим людям;
- отношение человека к работе.
Пример психологической характеристики человека
Летовальцев Андрей Юрьевич
Дата 19.04.2008.
Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.
Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.
Место жительства: г. Новодвинск
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.
Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.
Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.
Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.
Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.
В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.
В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.
Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.
В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.
По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.
Развитие личности
Изучая этот аспект жизни индивида, можно выделить несколько направлений для исследования:
- Сам процесс, механизм формирования личностной структуры.
- Результаты этого становления.
- Способы и методы влияния социума на человека, его воспитание.
- Саморазвитие.
Разделы ПЛ
- патопсихология (изучение болезненных состояний);
- дефектопсихология (касается отклонений в работе психики: нарушения речи, потеря слуха, зрения, задержка умственного развития);
- возрастная;
- дифференциальная (изучающая различия между разными группами людей).
Диагностика
Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.
Основных направления два — тестовое и проективное.
Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.
Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.
Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.
Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.
В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.
Автор: Наталья Калегова
Основные теории исследований личности
Ранее я описала общие концепции и подходы к рассмотрению понятия личностной структуры. Теперь расскажу о конкретных работах известных ученых, что поможет вам найти наиболее близкий вам вектор для самопознания.
Психологическая система Зигмунда Фрейда
Помимо выделения трех компонентов внутреннего «я», психоаналитик рассматривал человека в психосексуальном плане. Он утверждал, что мотивы, определяющие поведение, чаще бессознательны и во многом зависят от влияния сексуального влечения на психику. Еще одна популярная идея связана с сублимацией – процедурой перенаправления энергии. Изучая основы психоанализа, можно проанализировать воздействие бессознательного на наши мысли и поведение.
Задайте вопрос
Аналитическая система Юнга
Охарактеризовал развитие личности как стремление к целостности. Ее потенциал связан одновременно с устремлением в будущее и индивидуальными врожденными особенностями. Данная концепция гласит, что изначально у каждого есть набор характеристик и предрасположенностей, которые в процессе социализации лишь развиваются и раскрываются в той или иной мере. Зная об этих установках, существующих у нас по факту рождения, мы можем найти инструменты, позволяющие сделать жизнь более эффективной.
Теория личностной психологии Уильяма Джемса
Ученый анализирует понятие индивидуальности по трем категориям:
- Структура (составные элементы психического).
- Самооценка (основана на чувствах и эмоциях по отношению к первому пункту).
- Поступки, вызванные составляющими и оценкой.
Психосинтез Ассаджоли
Исследователь выявил восемь основных областей, характеризующих психику: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, сознание, личное и наивысшее «я», субличность. Целостность он видел в единении и гармоничном сосуществовании всех этих компонентов.
Индивидуальная психология Адлера
В работах этого ученого можно встретить такое понятие, как «стиль жизни». Он отражается в определенных установках, сформированных под влиянием на личность социума. Существует четыре вида таких парадигм, в соответствии с которыми человек взаимодействует с действительностью: управляющий, социально полезный, избегающий и получающий.
Физиологический подход Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона
Эта концепция уделяет внимание не столько психическим процессам, сколько состоянию тела на физическом уровне. Например, в рамках учения выделяли 4 типа конституции телосложения, которые непосредственно связывались с состояниями и направленностью психики (атлетик, диспластик, лептосоматик, пикник).
Диспозициональное исследование Олпорта
Согласно этой теории, каждый человек индивидуален и обладает уникальным набором личностных черт. Здесь возникает такое понятие, как «проприум», что означает отличительную особенность, определяющую человеческую идентичность.
Концепция Эдуарда Шпрангера
Ученый выделил шесть психологических типов, связанных с различными категориями мировосприятия:
- экономический;
- эстетический;
- политический;
- религиозный;
- социальный;
- теоретический.
Таким образом, индивидуальность понимается им через набор присущих индивидууму ценностей.
Интрапсихология Курта Левина
Исследователь полагал, что движущие факторы в становлении «я» находятся внутри самого индивида и в его взаимосвязях с окружающим миром. Эти идеи получили название динамической (типологической) теории.
Экзистенциальный анализ Виктора Франкла
Основополагающими двигателями развития автор называл свободу, ответственность и смысл жизни.
Феноменологический (гуманистический) подход
Самыми известными исследователями в этих областях стали А. Маслоу и Р. Роджерс. Становление индивидуума в обществе понималось ими как стремление к самоактуализации, реализации внутреннего потенциала при наличии субъективных переживаний.
Философско-психологическая концепция Эриха Фромма
Психолог четко отделяет индивидуальность от общественного воздействия и ее приспособления к большинству.
Характер
С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет».
Giphy
Характер — относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду. Характер — совокупность относительно постоянных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Которые, в свою очередь, порождают индивидуальное и социальное поведение личности, и взаимодействие с другими.
Знание характера помогает осознанно воспринимать те черты индивида, которые проявляются в его поступках с точки зрения логической и внутренней последовательности.
Характер тесно связан с темпераментом. Каждый из нас «наполнен» уникальными наборами характерных особенностей. Именно поэтому, каждый из нас, в своем роде уникален и неповторим.