Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать?


Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть.

От объективной

Если рассматривать более подробно, то деструктивная критика отличается от объективной оценки тем, что критикующий человек не желает помочь оппоненту. Он выказывает недовольство с корыстью, преследуя цель обидеть его. Деструктивные суждения используют при личной неприязни, они строятся на агрессии и оскорблениях.

ЧИТАТЬ Ораторское искусство: способы развития и варианты применения

Люди, делая негативные замечания, не берут ответственность за сказанное. Они манипулируют оппонентами с выгодой для себя. Даже в идеальной работе такие критики найдут недостатки из-за зависти. Им не нравится, когда кто-то отличается от других. Следует избегать общения с ними, чтобы сохранить уверенность в себе и спокойствие.

Что делает суждение конструктивным

не конструктивной критике

При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.

Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.

Когда уместно критикование

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.

Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Не давите, дайте время на ответ

Эволюционно сложилось так, что перемены наш организм не любит, и они отождествляются с опасностью. Да, даже в работе и построении отношений, боязнь нового присутствует и мешает достигать успехов. То есть, рационально можно понять предполагаемые преимущества от изменений, но даже тогда организму нужно время на адаптацию к изменившейся, пусть даже к лучшему, реальности. Поэтому перестаньте злиться на то, что собеседник не сразу воспринимает критику, даже если ваш «сэндвич» пропитан заботой и приправлен конструктивностью. Это бессмысленно и вредно для отношений. Чтобы узнать, как много времени потребуется на осознание, не додумывайте, а просто спросите. Да, так можно было.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Читайте также: Зачем нужна ударная дрель •

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Понятие определения

Конструктивная критика подразумевает собой этическое высказывание оппонентом своего личного мнения, которое отличается искренним желанием помочь. Своими действиями он оценивает деятельность человека, которого критикует, стремится способствовать развитию его успеха. При этом он дает четкие рекомендации.

Объективная критика касается деловых отношений между работодателем и подчиненным, взрослым и ребенком, учителем и учеником. Начальник, используя ее, корректирует деятельность работника. Если этого не будет происходить, за плохое выполнение поручений есть риск остаться без работы.

Этот вид критики не нарушает развитие ребенка, он будет расти сильным и уверенным в себе. На ученика он тоже действует эффективно: дает устранить ошибки и усиливает желание получать новые знания.

Критик в таком случае должен разбираться в сфере, которой коснулись замечания. Только тогда он сможет дать действенные советы. Проявлениям эмоций здесь не место, важно высказать только конкретные факты. Критикуя конструктивно, важно подметить и положительные моменты.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Советы для родителей

Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц.

  1. Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести.
  2. Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом.
  3. Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.
  4. Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться.

Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.

Основные причины таких необоснованных упреков.

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.

По одной проблеме за раз

Накапливать претензии – контрконструктивно. Чаще всего так бывает, когда одна сторона не хочет решать проблемы по мере их поступления, но в конце концов не выдерживает их критической массы и выдаёт все махом — ещё и с негативными эмоциями. Терпеть, полагаясь на понимание другого человека, вредно — потому что, пока он не получит обратной связи, то и не поймёт, что что-то неправильно, и будет действовать, как и прежде.

Принцип одной проблемы за раз позволяет не только убрать возможное напряжение, но и двигаться дальше быстро и комфортно. Такой подход пригодится и в личных отношениях: не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и не исправленные. Это переносит разговор из рациональной плоскости на эмоциональную, вызывает чувство безысходности (прошедшего не изменишь) и просто злит.

С чего начать, если вы хотите критиковать конструктивно?

О том, как правильно высказывать критические замечания, мы подробнее расскажем в следующем материале, но есть несколько общих правил. Екатерина Сигитова советует перед тем, как критиковать другого человека, сосчитать до десяти и попытаться понять свои мотивы. «Если они связаны с помощью критикуемому, хорошо. Если они больше о вас, но при этом предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь — лучше промолчать», — отмечает она.

Не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика — это в первую очередь одна из форм коммуникации. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Екатерина Сигитова считает основным правилом конструктивной критики «правило бутерброда»: «Помещайте свои замечания между двух положительных высказываний: сначала похвалить, потом покритиковать, в завершение снова похвалить». Важно понимать, что критика — это навык, которому можно и нужно научиться, было бы желание.

Иллюстрации: Катя Дорохина

Примеры

Прежде чем начать критиковать, нужно задуматься о том, хватает ли знаний и опыта в определенной области. К примеру, не понравилось платье, которое швея сшила на заказ. На недочеты в такой работе будет сложно указать, потому что у критика нет образования портного. Суждение должно начинаться с любезных слов, похвалы, в уважительном тоне. Заканчиваться тем же. Это усилит восприятие оппонентом сказанной речи. Иногда ему есть, что ответить на замечания, поэтому должна быть возможность сделать это, ведь может причина случившегося может быть обоснованной. Критику следует быть готов к тому, что придется предлагать возможные пути решения проблемы.

Похвала

Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:

  • в целом хорошо, но не идеально;
  • работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю;
  • хорошо, но Вы можете лучше;
  • по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно;
  • все верно, но не вовремя.

По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:

ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее;

видно, что ты старалась, но читай задание внимательно;

ЧИТАТЬ Как сказать девушке, что она мне сильно нравится

хорошо, только чего-то не хватает, давай подумаем, как исправить.

Озабоченность

Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:

  • я озабочен Вашей недобросовестностью;
  • я поражен, что Ваш доклад не готов;
  • не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.

Обезличенность

Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:

  • среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем;
  • оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я;
  • некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график;
  • пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.

Удивление

Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:

  • Неужели Вы не справились с поручением?
  • Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
  • Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
  • Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
  • Как же так?
  • Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?

Если ребенок сделал не всю работу, или приложил мало усилий для достижения результата, не нужно его ругать. Достаточно сказать: «Как неаккуратно написано. Над почерком еще работать и работать, но я верю, что ты справишься».

Предупреждение

Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:

  • Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
  • При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
  • Это последнее предупреждение Вам.
  • В следующий раз разговор будет иным.

Вопрос

Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:

  • Каким образом будете исправлять?
  • Что планируете предпринять?
  • Как исправите положение?
  • Что предлагаете сделать для исправления?
  • Как будете избавляться от ошибок?

Опасение

Примеры критики, выражающей опасение:

  • боюсь, что это не в последний раз;
  • думаю, что завтра будет то же самое;
  • что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный;
  • боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания;
  • мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).

Надежда

Надежду на исправление выражают фразами:

  • надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок;
  • хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее;
  • думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок;
  • хочу верить, что Вы станете более внимательным;
  • я надеюсь, что Вы можете лучше.

ЧИТАТЬ Тактильный контакт: значение и расшифровка прикосновений

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]