Общая характеристика теорий личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимся на том, что представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет для изучении и понимания человека. Теория — это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, теория в целом принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.
Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.
Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.
Понятие личности
На данном историческом этапе в психологии не существует однозначного и общепринятого определения личности. Наиболее распространенным является представление, вытекающее из разграничения индивида, личности и индивидуальности:
- Индивид – человек как биологическое существо;
- Личность – человек как социальное существо;
- Индивидуальность – человек как уникальное существо. Понятие индивидуальности подчеркивает своеобразие каждого конкретного человека.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд.
По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергию которых он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.
Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
Деятельностная теория
В отечественной психологии наиболее популярной теорией стала деятельностная, которую разрабатывали несколько ученых, а основоположником стал С.Л. Рубинштейн. Согласно разработкам ученых только направленность деятельности становится основным в системе экзистециональных и бытийных свойств личности.
Структура индивида в соответствии с деятельностной теорией состоит из направленности действий, способностей, характерных черт и самоконтроля. Сознательный субъект все собственные усилия направляет на удовлетворение своих целей и амбиций.
Современные теории личности в зарубежной и отечественной психологии стараются найти общее в каждом индивиде. Биологическое и социальное в этом случае считаются основными параметрами через, что можно интерпретировать индивидуальные характеристики. Например, сравнение некоторых теорий, четко прослеживает взаимосвязь между врожденными, социальными и индивидуальными факторами.
Таблица указывает на то, что основным вопросом во всех психологических теориях является распознавание сущности человеческой личности. Именно проблема взаимодействия и развития человека занимает умы психологов и ученых всего мира.
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество.
Когнитивная теория
В когнитивной теории личности существует всего два вопроса:
- Что происходит сейчас?
- Что приготовило будущее?
Именно эти две дилеммы терзают человека всю жизнь по мнению основоположника Дж.Келли. Личность воспринимает мир согласно индивидуальной внутренней модели поведения, которая называется конструктором и интерпретируется через влияние интеллектуальных процессов. Если сформулировать кратко то, по мнению психолога, только сходные конструкторы способны нормально взаимодействовать между собой.
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности.
Юнг утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг отмечает, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.
Архетип | Определение | Символы |
Анима | Бессознательная женская сторона личности мужчины | Женщина, Дева Мария, Мона Лиза |
Анимус | Бессознательная мужская сторона личности женщины | Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан |
Персона | Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте | Маска |
Тень | Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании | Сатана, Гитлер, Хуссейн |
Самость | Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности | Мандала |
Мудрец | Персонификация жизненной мудрости и зрелости | Пророк |
Бог | Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир | Солнечное око |
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта.
Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями.
Послесловие
Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.
Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.
Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».
—>
В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.
1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.
Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.
2. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личности: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.
3. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями.
По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях
4. Теория Личности К. Хорни. Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные ученики З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям – либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.
5. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.
6. Теория личности А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На главный вопрос его теории – Что такое самоактуализация? – Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.
7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представителе П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвосхищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.
8. Концепция личности Д. Уотсона. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:
1) висцеральная, или эмоциональная;
2) мануальная;
3) ларингальная, или вербальная.
Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были направлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.
Используемые источники:
- https://psychologist.tips/733-teorii-lichnosti-otechestvennye-i-zarubezhnye.html
- https://studopedia.ru/2_57316_osnovnie-zarubezhnie-teorii-lichnosti.html
Эрих Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности.
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Зарубежная психология
В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.
Биологизаторский подход
В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.
Теория С. Хола
В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.
Теория Э. Кречмера
Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.
Теория З. Фрейда
Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.
Социогенетический подход
Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.
Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера
Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.
Теория К. Левина
Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.
Психогенетический подход
Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.
Теория Э. Эриксона
Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.
Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли
Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.
Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса
Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.
Теории специфики личности
Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.
Теория Р. Кеттела
Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).
Опорные черты личности по Р. Кеттелу
Теория Г. Айзенка
Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:
- экстраверсия (интроверсия);
- нейротизм (стабильность или нестабильность эмоциональной сферы).
Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).
Типы личности по Айзенку
Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.