Кибербуллинг – спасение есть? Что делать жертвам интернет-травли


Интернет, изначально придуманный как ресурс для общения и обмена информации между учеными из разных уголков планеты, активно развивается. На данный момент практически 60% людей со всего мира могут выходить в сеть, при этом большинство из них имеет аккаунты в соцсетях, где активно обсуждаются различные темы и ведутся жаркие споры по любой теме. А поскольку мир онлайн населяют такие же люди, как и офлайн, конфликты неизбежны. Всё чаще в сети начинают появляться «хулиганы», получающие удовольствие, унижая других участников беседы. Это явление называется кибербуллинг.

Как избежать травли, как защититься от обидчиков, есть ли возможность их наказать? Как уберечь своих детей? В этих и других вопросах мы сегодня попробуем разобраться.

Что такое кибербуллинг?

Термин «кибербуллинг» ввели психологи в середине 1990-х годов, когда интернет пришёл в массы, чтобы описать травлю в онлайн-среде. Кибербуллинг может иметь разные формы: оскорбления, преследование, шантаж, домогательства, клевета, распространение личных данных. Всё это наносит психологическую травму жертве.

Кибербуллинг может быть:

  1. Публичным: в присутствии зрителей, например, в обсуждениях под постом.
  2. Личным: оскорбления поступают через личные сообщения.

В отличии от обычного буллинга – травли в реальном мире – кибербуллинг происходит в интернет-среде, и зачастую не переходит в офлайн. Однако, если речь идёт о травле внутри коллектива (например, в классе), то виды буллинга успешно дополняют друг друга, усугубляя положение жертвы. Но если в реальности хулигана все видят и знают, то в сети процесс становится анонимным.

Важно отметить, что кибербуллинг – это длительный, систематический процесс. Единичный нелестный комментарий или гневный ответ ещё не является травлей.

Кто же становится агрессором и жертвой? Как правило, с кибербуллингом чаще встречаются учащиеся средней и старшей школы, поскольку именно в подростковом возрасте дети пробуют разные формы доминирования в коллективе. Подростки ещё не умеют адекватно выражать свои чувства и эмоции и выпускать агрессию социально приемлемым путём. Однако, это не значит, что травле не может быть подвержен любой другой пользователь сети.

Участники кибербуллинга

В процессе травили (как онлайн, так и офлайн) всегда принимает участие несколько сторон. Рассмотрим подробнее их портреты .

Агрессор

Человек, нападающий на жертву, как правило сам не уверен в себе и боится, что это станет заметным. Он хочет быть выше других, но не за счёт своих особенностей, а за счёт обесценивания жертвы. И если раньше задирой становились физически более развитые ребята, то с развитием технологий самоутверждаться за счёт других может кто угодно.

Благодаря возможностям сети агрессор может прятаться под разными аккаунтами, а также заводить сообщников, что увеличивает объём вреда, наносимого жертве. Анонимность в интернете растормаживает нападающих и позволяет им больше, чем они могли бы сделать в реальной жизни.

Жертва

Жертвой кибератаки может стать любой человек. Многие люди так или иначе сталкивались с этим феноменом в сети. По данным статистики в России почти 60% детей уже сталкивались с этим интернет-травлей.

С кибербуллингом не понаслышке знакомы и медийные личности. Так, например, активно развивающаяся «культура отмены» (бойкот определённой персоны со стороны общественности) в западных странах всё чаще оборачивается настоящей травлей для людей, от которой не спрятаться. И никакие извинения и оправдания не спасают от гнева толпы.

Как правило жертвами становятся тревожные, зажатые, пугливые подростки. У них мало знакомых и друзей, которые могли бы прийти на помощь и заступиться. Низкая самооценка только поддерживает в них убеждение, что всё сказанное агрессором правда, и дать отпор просто нет никакой возможности. А высокая тревожность не позволяет активно работать над собой. Таким образом агрессор быстро вычисляет «болевые точки» жертвы и начинает планомерно разрушать её жизнь.

Свидетели

Важно упомянуть ещё одну сторону, участвующую в конфликте – свидетели. Даже не будучи агрессором или жертвой, часто можно увидеть кибербуллинг в интернете. Для неокрепшей детской психики это может стать серьёзным испытанием. Свидетели могут занять одну из сторон став «помощником агрессора» или «защитником», а могут статься в стороне:

  • «Помощники агрессора» очень конформны (согласны с мнением большинства), готовы выполнять поручения агрессора и боятся оказаться на месте жертвы;
  • «Защитники» — участники кибербуллинга, всеми силами старающиеся остановить травлю, найти слова примирения. Они неконфликтны и хотят комфортного существования внутри коллектива. Это люди с нормальной самооценкой, не ищущие неприятностей.

Существуют разные исследования, противоречащие друг другу по поводу того, кто чаще — мальчики или девочки — становятся жертвами и агрессорами, поэтому, скорее всего, пол не является основополагающим фактором для участия в кибербуллинге.

Профилактика и предотвращение

«Не нравится, что о тебе пишут, — не читай», «А чего ты ждал(а) от интернета? Здесь каждый делает, что хочет», «Зачем все принимать близко к сердцу?» — подобными репликами люди пытаются поддержать жертву кибербуллинга. Но ребенок не воспринимает виртуальное пространство как угрозу. Он с детства погружен в интернет: игры, мультики, сказки ассоциируются у него с удовольствием. Поэтому, попав в сети агрессора, он остается один на один с ним, не зная, как действовать. А обратиться за помощью — стыдно.

«Учите детей соблюдать конфиденциальность: не выкладывать в сеть личную информацию или фотографии, которые могут нанести урон их репутации и самооценке, не сообщать свое местоположение незнакомым людям. Если подросток все-таки стал объектом травли, не корите его: я же говорил, а ты не слушал. Создайте безопасную среду, удалив обидные сообщения, ограничьте доступ к жестоким видео. Заблокируйте нежелательные сайты, но не отбирайте гаджеты, иначе ребенок почувствует себя аутсайдером».

Меня троллят, что делать?

  • Поделитесь проблемой с теми, кому доверяете: родственники, друзья, старшие товарищи.
  • Игнорируйте единичный случай кибербуллинга.
  • Не мстите. Как уже говорилось, любой негатив бьет по самочувствию. Если ничего не можете предпринять, попытайтесь переключиться на что-то позитивное: посетите сайт с милыми картинками, посмейтесь над забавным видео, напишите близкому.
  • Когда вас начинают специально задевать за живое, скажите прямо, чтобы человек остановился.
  • Смейтесь. Попытайтесь обратить злой комментарий в шутку. Мысленно нарядите тролля в клоунский костюм, представьте, как смешно он кривляется, искусственно плачет или нелепо танцует, словно в цирке.
  • Сохраняйте доказательства: скриншоты сообщений, фотографии, видео.
  • Блокируйте тех, у кого плохая репутация в сети. Это можно сделать в настройках телефона, на специальных платформах. Закройте свой профиль, добавляйте в друзья только знакомых.
  • Если вас запугивают, вымогают деньги или угрожают жизни/здоровью, нужно обратиться в полицию.
  • Сообщайте о троллинге поставщику контента.
  • Если вы свидетель кибербуллинга, заступитесь за жертву, только не вовлекайтесь в деструктивный диалог. Пригласите своих друзей-единомышленников, вместе окажите позитивное давление на агрессора. Создайте отдельный чат, чтобы поддержать пострадавшего, обменяться опытом интернет-поведения.

Виды интернет-травли

Кибербуллинг в сети имеет различные формы и названия. Попробуем разобраться в каждой из них.

Троллинг

Не совсем буллинг. Это своего рода жёсткий вызов на состязание по юмористическому мастерству. Как правило, троллю не важно с кем и как долго пикетироваться. Если в ответ придёт более остроумная ремарка или будет полное игнорирование комментария, то «юморист» пойдёт искать себе другую площадку для выступления.

Флейминг

Тоже ещё не травля. Единичная вспышка гнева в адрес человека, выраженная через оскорбительный комментарий или жёсткую критику. Как правило, авторы таких грубых сообщений не нуждаются в ответе. Они вылили свою реакцию на ваш продукт (пост, статью, видео, фото и т.п.) и пошли дальше, через 2 минуты забыв о вашем существовании.

Хейтинг

Происходит от английского слова «ненависть» — это полноценная травля против человека, развертывающаяся в сети. Жертву буквально осыпают оскорбительными сообщениями и комментариями через все возможные источники – социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и т.п.

Харасмент (домогательства)

Травля с явным сексуальным подтекстом. Человеку начинают приходить сообщения с фотографиями и видео сексуального характера, соответствующие призывы и признания. Обратной стороной может стать форма мести, при которой некогда близкий человек начинает угрожать выложить или выкладывает интимные снимки и видео файлы с жертвой на всеобщее обозрение.

Диссинг (клевета)

Распространение недостоверной информации и слухов о жертве, с целью нанести максимальный репутационный урон. Для этих целей могут быть созданы фейковые переписки, фотожабы, написаны посты с заведомо перевранными подробностями.

Подделка личности

Путём взлома страницы пользователя или создания её копии начинается распространение ложной информации и очернение человека. От лица жертвы рассылаются оскорбительные сообщения в адрес знакомых, учителей (если речь идёт о школьниках) и т.п.

Бойкот

Часто случается внутри реального коллектива. Жертву исключают из общих групп и чатов, лишая её возможности участвовать в обсуждениях и высказывать своё мнение. Поводом для бойкота внутри класса может стать любая мелочь, отличающая ребёнка от остальных.

Разглашение личных данных

Публикация в интернете любых сведений о человеке, которые не являются достоянием общественности, может повлечь за собой тяжёлые последствия для жертвы. Например, достаточно распространить домашний адрес известной личности, чтобы доставить ей огромных хлопот – вплоть до смены места жительства. Также выкладывание в сеть фотографий интимного характера или источника заработка без разрешения человека и т.п. является одним из видов травли.

Киберсталкинг

Длительное преследование в сети, сопровождающееся угрозами расправы и сексуальным домогательством. Агрессор буквально везде следует за своей жертвой – отмечается на фотографиях, комментирует любую активность в интернете, вступает в те же группы, вынюхивает информацию у друзей.

Открытые угрозы расправы

Комментарии и сообщения напрямую или заувалированно содержат в себе описания физической расправы. Предпринимаются попытки выследить жертву в реальном мире, назначаются «стрелки».

Кибербуллинг зачастую не сводится к какому-то одному виду травли, он многогранен — всё зависит от фантазии преследователя.

С какой травлей можно столкнуться в интернете

Мы провели анонимный опрос в социальных сетях, в котором поучаствовали 33 человека. В нём мы попросили рассказать о своем опыте тех, кто столкнулся с кибербуллингом. Отдельно стоит отметить, что ссылка на опрос была опубликована и в специализированных группах, где люди, подвергшиеся травле в интернете, общаются друг с другом.

Чаще всего пользователи сталкивались в интернете с унижениями (можно интерпретировать как оскорбления или «троллинг») – этот вариант выбрали 68,8% опрошенных. Вариант «Мне угрожали» выбрали 15,6% опрошенных, а «Меня шантажировали» – 6,3%. Ещё 3,1% опрошенных отметили, что сталкивались и с угрозами, и с унижениями. Нашлись и те, кто ответил, что сам оскорблял других: таких 6,3%.


Итоги опроса в социальных сетях

Мы также хотели выяснить, как именно происходила травля в интернете, поэтому попросили участников опроса рассказать о своём опыте. Многие отметили, что столкнулись с оскорблениями по национальному признаку, распространением клеветы и навязчивыми сообщениями с «фейковых» страниц.

«Одноклассники создали группу и назвали моим обидным прозвищем, которое сами же и придумали. Постили там обидные отфотошопленные картинки, писали уничижительные посты и обсуждали меня».

«Сделали страницу с моей аватаркой и именем, которую заполнили порноконтентом. Затем “стучались” ко всем моим друзьям, выдавая это за мою новую страницу».

«Меня шантажировали публикацией моих интимных фотографий. Несколько фотографий даже скинули друзьям. Шантажист не дождался никакой моей реакции и потом затих».

«Угрожали лишить меня жизни за мои политические и моральные убеждения».

«Я отказалась стать любовницей одного мужчины, причём женатого. Он взломал мою страницу и создал любовную переписку с собой. Предоставил “доказательства” мужу. Моя семья распалась, а тот мужчина до сих пор пытается меня «соблазнить». Создаёт “фейковые” страницы для знакомства со мной, пишет о чувствах и уверяет, что я не буду счастлива без него».

«Я решила закончить отношения с парнем, потому что в них больше не было ничего хорошего. После этого он использовал мои страхи и слабости, чтобы заставить вернуться. Угрожал покончить с собой, постоянно писал в социальных сетях с «фейковых» страниц. Я едва успевала блокировать эти страницы. Кроме того, он даже всучил обручальное кольцо моей матери. Видимо, решил, что она меня убедит выйти за него замуж».

Участники опроса также отметили, что страдали от этих ситуаций: сильно нервничали, чувствовали себя одинокими и ненужными, боялись, что так будет всегда, и сомневались, что им стоит жить дальше.

Почему люди этим занимаются?

Причины начинать преследовать жертву могут быть совершенно различными – обиды, зависть, злость. Но катализатором для перехода к активным действиям является кажущиеся анонимность и вседозволенность в интернет-среде.

Некоторые агрессоры изначально сами боялись оказаться среди жертв и поэтому нападают первыми. Так часто происходит со свидетелями травли. Путём унижения других участников они пытаются примкнуть к более сильной группе, а то и возглавить её. Если цель состоит именно в утверждении себя в роли лидера, то обидчик скорее будет использовать свой личный аккаунт, а не анонимную личину.

Часто объектами насмешек становятся представители других культур и национальностей. Отсутствие грамотной работы по сплочению коллектива в школе может привести к ярко выраженным конфликтам на межнациональной почве.

Анонимность и практически безграничные возможности позволяют неуверенным в себе, слабым, озлобленным пользователям показывать себя сильными и умными в интернете. Такие люди как правило выбираю себе жертву среди тех, кто в чём-то их превосходит.

Месть также часто становится причиной кибератаки. Обиженный друг, партнёр, бывший парень или девушка могут инициировать травлю, чтобы отомстить за собственные обиды (не важно, реальные или придуманные). Более того, близкие отношения в своё время позволили им узнать много личного о жертве, что ухудшает положение последней.

Чем опасна травля в интернете

Возможности, которые даёт интернет, усугубляют травлю и делают её куда более изощрённой.

Есть три главных отличия травли в интернете:

  1. Отсутствуют временные и географические ограничения. Когда человеку устраивают травлю в школе, колледже или на работе, то этот процесс не продолжается круглосуточно. При этом круг издевающихся ограничивается учебным заведением или офисом. В интернете этих границ нет: окончание учебного или рабочего дня не прекращает издевательства, а расстояние и отсутствие личного знакомства не мешают присоединиться к травле. Издевательства в интернете не дают жертве передышки.
  2. Проще привлечь новых участников и усилить травлю. Информация в интернете распространяется стихийно и с большой скоростью. В реальности на распространение клеветы и слухов нужно время: их должно обсуждать большинство. Кроме того, от распространения слухов многих сдерживает страх. В интернете можно мгновенно разослать сообщения и привлечь к издевательствам огромную аудиторию. Когда такой процесс запущен, его трудно остановить.
  3. Сильнее чувство безнаказанности за травлю. Для распространения необязательно открывать свою личную информацию, можно делать это с «фейковой» (ненастоящей) страницы, сохраняя анонимность. На таких условиях легче присоединиться к травле, чем в реальности.

Опасность и последствия кибербуллинга для подростков

В первую очередь огромный урон наносится жертве кибертравли. Рвутся социальные связи (по крайней мере, так кажется подростку), повышается тревожность, возникают головные боли, ночные кошмары, падает настроение. У подростка может развиться депрессия и возникнуть суицидальные мысли.

Агрессор, раз за разом осуществляя свои нездоровые желания, подпитывает негативные черты, усугубляет свои психологические проблемы. Помните, что психически здоровый человек никогда не будет травить людей ни в реальной жизни, ни в виртуальной. Впоследствии такой подросток с трудом сможет построить здоровые отношения с другими людьми.

Свидетели также травмируются, находясь в среде, где происходит конфликт. Большинство детей вынужденно занимают позицию агрессора, чтобы не стать жертвой. Если в группе появляется «защитник», то ему приходится выдерживать колоссальное давление со стороны агрессивно настроенного большинства.

К сожалению, именно в школах чаще всего начинается кибербуллинг. Поэтому родителям и педагогам стоит внимательно обращать внимание на атмосферу внутри класса.

Помощь нужна не только «жертве», но и «буллеру»

При кибербуллинге обязательно надо обращаться за помощью, в один голос заверяют психологи. Особенно, если от травли страдает ребенок.

«Часто ребенок еще не имеет навыков справляться со сложными ситуациями. Родителям стоит рассказать ребенку о том, что такое кибербуллинг, как он проявляется. А также донести то, что в случае травли ребенку необходимо рассказать об этом им, учителю или школьному психологу. Родители должны объяснить ребенку то, что в травле он не виноват. Совсем маленьким детям я объясняю, что дети, которые травят, «просто не умеют дружить», с подростками мы говорим о том, что у агрессивных детей есть свои нерешенные психологические трудности, которые идут, как правило, из семьи», – говорит Юлия Белых.

В первую очередь родители должны подумать о том, достаточно ли их ребенку общения, отмечает Марина Начкебия. Часто детям сложно выйти из определенной группы, так как «тогда просто не с кем будет общаться», и ради этого они готовы терпеть нападки. Если ребенок чувствует провокации в свой адрес, важно вовремя прекратить общение, не оправдываясь и не вступая при этом в игру «кто сильнее». Если ребенок уже стал подвержен травле, то важно в первую очередь дать ощущение безопасности и, что немаловажно, разобраться в причинах возникновения таких отношений в его жизни.

«Как ни странно, в ситуациях буллинга или кибербуллинга помощь зачастую требуется не только пострадавшему ребенку, но и агрессору, а также тем детям, которые являются пассивными участниками событий. Они все так или иначе находятся в ситуации насилия и психологического неблагополучия», – подчеркивает Начкебия.

Как отмечает и.о. директора ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук Эвелина Алиева

, существует ряд признаков, по которым родители могут определить, что их ребенок, возможно, стал жертвой травли.

«Родители должны обращать внимание на следующие знаки: ребенок стал меньше рассказывать, как будто что-то скрывает, изменилась манера одеваться, изменился круг друзей», – перечисляет она.

Чтобы самостоятельно решить проблему буллинга, ребенок должен обладать высокой социальной компетентностью, но даже не у всех взрослых это получается. «Поэтому ребенок должен знать одно: нужно быть настойчивым в желании искать поддержку и помощь у других людей (друзья, родные, психологи). Ни в коем случае не поддаваться навязанному чувству вины, – говорит Алиева. – Свидетели травли, так же, как и жертвы, часто испытывают такие разрушительные чувства («я видел, но промолчал»)».

Помощь детям с опытом виктимизации (превращения в жертву) могут оказать не только взрослые, но и сверстники: одноклассники, друзья, знакомые. Для подросткового возраста порой поддержка сверстника важнее, чем взрослого, и со временем увеличивается значимость дружеской поддержки. Зачастую дети делятся проблемами прежде всего с друзьями. Поэтому необходимо обучать подростков взаимопомощи в ситуациях кибертравли, считает педагог.

«Профилактику кибербуллинга нужно проводить уже с младшими подростками, то есть до снижения чувствительности к нему. Свою эффективность показали форматы тренинговой работы со старшеклассниками, где они делятся своими мнениями, с примерами из личного опыта, социальными представлениями и рефлексией. Необходимо разряжать напряженность в классе. К этой работе имеет смысл подключать всех: жертв буллинга, зачинщиков буллинга, свидетелей этого процесса», – говорит она.

Закрывать аккаунт в соцсети или нет – это решение, которое каждый человек должен принять самостоятельно, добавляет Алиева. При этом стоит учесть, что чем шире сеть ваших контактов, тем больше у вас шансов получить поддержку – пусть и не в общих чатах, но в личных сообщениях. «Покинуть группы можно рекомендовать в случаях, если вы находитесь в сообществе с заведомо агрессивным контентом – пусть эти чаты происходят без вас, в «параллельной вселенной», – говорит Эвелина Алиева.

Ведущий научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат психологических наук Эльвира Ванданова

считает, что проводить беседы о том, как вести себя в интернете и действовать в случае травли, нужно рассказывать с самых малых лет. «Детям младшего школьного возраста об этом должны говорить педагоги (на родительских собраниях) и родители (периодические беседы), – говорит она. – Не только 11 ноября, в День борьбы с кибербуллингом, мы должны вспоминать об этом явлении. Надо знать и о правовых аспектах такой деятельности, и о методах борьбы, о штрафах за оскорбление в интернете».

Что делать, если я — жертва?

Если вы столкнулись с издевательством, то незамедлительно принимайте меры по сохранению собственного «Я». Чем раньше вы начнёте выстраивать защиту, тем меньше урона вам успеют нанести.

  1. Первое сообщение можно проигнорировать или направить жалобу разработчикам соцсети или мессенджера. Если это был обычный троллинг или флейминг, то игнорирование будет лучшим способом самозащиты. Помните, что нельзя быть идеальным для всех, а раз так, то зачем стараться ради малознакомого или совсем незнакомого человека?
  2. Если вам кажется, что вас травят и унижают систематически, оградите себя от этого контакта. Практически во всех мессенджерах и социальных сетях существуют функции «Подать жалобу» и «Поместить в чёрный список».
  3. Даже если вы общаетесь с близким человеком, старайтесь не передавать через соцсети и мессенджеры личную информацию и то, что может быть использовано против вас. Помните, что по ту сторону экрана может находится кто угодно.
  4. Не бойтесь сообщать о происходящем вышестоящему руководству, постарайтесь уладить конфликт на раннем этапе. Не бойтесь, обсудить эту проблему с коллегами, друзьями и близкими. Чем больше людей узнают об агрессоре на раннем этапе травли, тем меньше вреда получит жертва.
  5. Если работа меняется, а агрессоры снова и снова появляются, проведите ревизию своей личности. Какие качества так притягивают преследователей? Возможно, небольшая работа над собой позволит не только освободиться от травли, но и выйти на новый профессиональный уровень

Педофилия и секстинг: чем еще опасен интернет?

В интернете ребенок может столкнуться не только с травлей, но и с еще более опасными вещами, предупреждает психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech Мария Эриль

.

«Эта тема связана не только с травлей, но и с историями сексуального характера. Например, педофилией. Здесь может быть и обман с целью выманивания денег. Все эти проблемы подлежат обсуждению в семье. Как в советском детстве нам рассказывали о правилах безопасности на дороге, так же и сегодня нужно рассматривать кибербезопасность», – утверждает она.

«Один из видов кибербуллинга – секстинг. У ребенка могут вымогать фотографии интимного характера посредством шантажа или психологического давления. Такие ситуации очень опасны. Психика ребенка еще недостаточно устойчива, и потому ему тяжело самостоятельно справиться с разрешением таких проблем. И высок риск, что после подобного обращение к психологу уже будет необходимостью», – добавляет Ольга Соколова.

«Просьбы о сборе средств и фото с гендиректором»


Что не стоит размещать в соцсетях, чтобы привлечь работодателя?

При этом делать аккаунт в соцсетях приватным вовсе не обязательно, считает Мария Эриль; гораздо важнее – сохранять доверительные отношения с семьей и всегда быть настороже.

«Стоит ли делать аккаунты в соцсетях закрытыми, чтобы избежать кибербуллинга? Это сильно зависит от того, что из себя представляет ребенок, какой он. Он может быть экстравертом, нацеленным на развитие в соцсетях, начинающим видеоблогером, и тогда идея закрытых соцсетей ему не понравится и не подойдет. На мой взгляд, выстроить стратегии корректного поведения в сети можно и без этого. Достаточно присутствия родителей и доверительных отношений с ними», – считает Мария Эриль.

Родители должны открыто разговаривать с ребенком до того, как он регистрируется на тех или иных интернет-ресурсах. Например, при регистрации в новой соцсети предлагать настроить профиль вместе с ним и использовать опции: скрыть прием сообщений от неизвестных пользователей, открыть фотографии только для друзей. Это позволит оградить ребенка от незнакомых людей и снизит риск того, что он подвергнется онлайн-травле, считает Ольга Соколова.

«Кроме того, публикуемые ребенком фотографии или картинки могут быть привязаны к геолокации, из которой ребенок их выкладывает. И зачастую это именно те места, где ребенок находится постоянно или периодически появляется, то есть дом, школа, спортивная секции и прочее. По таким фотографиям можно отследить человека, опубликовавшего этот контент, а потому необходимо предупреждать детей об аккуратности до регистрации на любых интернет-платформах. Даже самому смышленому ребенку стоит напомнить, что нельзя выкладывать никакие документы – паспорта, свидетельства о рождении, посадочные талоны в самолет», – напоминает она.


Shutterstock/FOTODOM

Мой ребёнок – жертва

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и счастливы, чтобы у них были друзья, хороший класс, лучшие преподаватели, а школьные годы остались в памяти как весёлое время. Однако далеко не всегда так получается.

К сожалению, многие дети сталкиваются с травлей в школе, во дворе, в интернете. В России по данным статистики 76% ребят не рассказывают родителям, что у них есть проблемы.

Признаки того, что ребёнка травят в интернете:

  1. Ребёнок стал меньше проводить времени в телефоне или, наоборот, зачастил туда.
  2. После пребывания в интернете подросток подавлен, раздражителен, расстроен.
  3. Ребёнок закрывается, не хочет идти на контакт, не хочет говорить о том, с кем он общался и о чём.
  4. Успеваемость падает.
  5. У ребёнка нарушается аппетит, появляютсяя головные боли и другие психосоматические нарушения.

Заметив изменения в поведении подростка, родителям необходимо постараться вывести его на разговор о происходящем. Не надо давить и шпионить за ребёнком: просто скажите, что вы всегда рядом и готовы ему помочь. Бывает, ребёнку сложно признаться, в том, что он стал жертвой травли, особенно если при этом его шантажируют фотографиями или личной информацией. Предложите ему написать вам послание или записать аудиосообщение, пообещайте не наказывать и не ругать его за то, что он расскажет.

Как только у вас появилось подтверждение травли, расскажите ребёнку о том, что это не нормальная ситуация и вы вместе должны это остановить.

Помочь в этой ситуации могут современные технологии. Вы либо проверите, не буллят ли вашего ребёнка в офлайн или онлайн пространстве, либо получите доказательства травли, чтобы в будущем использовать их против агрессора. Смотрите, в каких приложениях и сколько времени проводит ваш ребёнок, а также знайте, где он находится и слушайте, что происходит вокруг него с приложением «Где мои дети».

План защиты

  1. Научите ребёнка блокировать нежелательных посетителей его социальных сетей. Найдите вместе функции «пожаловаться» или «добавить в чёрный список» — они есть практически на всех интернет-ресурсах. Для «мимо проходящих хулиганов» это сработает практически моментально. Если распространение слухов, видео или фото осуществляется через некое сообщество или общий чат, где нет возможности на прямую убрать оскорбления, обратитесь к администрации сообщества или сайта с просьбой удалить нежелательный контент.
  2. Настройте страницу в соцсети, повысьте уровень её безопасности, удалите всю личную информацию, которая может стать доступна агрессорам. Запретите другим пользователям отмечать ребёнка на фотографиях и видеозаписях.
  3. Не отвечайте на кибербуллинг, не вступайте с обидчиком в беседу. Задача агрессора — получить как можно больше эмоций в ответ, почувствовать своё превосходство. Игнорирование его действий в конце концов заставит его либо совершить ошибку, за которую можно будет привлечь по статье, либо он потеряет интерес к жертве.
  4. Постарайтесь узнать, кто именно обижает вашего ребёнка. Это позволит наказать обидчика в реальной жизни.
  5. Сделайте скриншоты переписок, комментариев и других материалов, которые позволят вам подтвердить свои слова. Да, в России на данный момент не существует законов в УК РФ, которые непосредственно наказывали бы за кибербуллинг, однако, при наличии угроз или подозрений на домогательства – это может рассматриваться как основание для возбуждения уголовного дела. Также следует помнить, что для государства требуется нотариально заверенные скриншоты страниц. Но если травля происходит в стенах школы, администрации будет достаточно и обычных распечаток.
  6. Поскольку кибербуллинг часто случается именно внутри класса или школы, не бойтесь привлекать к решению проблемы классного руководителя, социального педагога, психолога и администрацию. Необходимо обратить внимание на эту проблему, чтобы помочь детям наладить взаимоотношения в классе и остановить травлю.

Помните, что доверительные и тёплые отношения в семье позволят ребёнку как можно раньше обратиться к вам за помощью и получить минимальный вред от кибербуллинга.

Виды кибербуллинга

Существует несколько форм кибербуллинга, которые могут применяться в отношении жертвы. Все они оказывают равносильное воздействие на человека и могут приводить к трагическим последствиям.

  1. Буллинг. Под буллингом понимают систематическое насилие одного человека или группы людей над жертвой. В сети он может выражаться в виде отправки сообщений с оскорбительными прозвищами и угрозами, взлома личных страниц в соцсетях и распространения лживых слухов. Чаще всего практикуется такой кибербуллинг в школах.
  2. Троллинг. При таком кибербуллинге целью становится банальная провокация. Жертву пытаются намеренно вывести из себя, отправляя разные сообщения с неприятным содержанием. Как правило, задиры делают это исключительно для получения собственного удовольствия.
  3. Моббинг. Главной особенностью кибербуллинга такой формы становится его массовость – над жертвой систематически издеваются сразу несколько человек. Они могут отправлять сообщения с насмешками, указывать на недостатки внешности или просто вести себя враждебно. Такие действия обычно направлены на то, чтобы заставить человека уйти из коллектива.
  4. Флейм. Главную роль в таком кибербуллинге играют сообщения в формате словесной войны. Жертву оскорбляют и провоцируют, чтобы развивать конфликт еще сильнее даже в том случае, если он уже исчерпан.

Мой ребёнок – агрессор

Как мы с вами уже знаем, агрессоры – это люди, стремящиеся самоутвердится за счёт более слабой жертвы. Если вы заметили, что ребёнок проявляет агрессию без видимых причин, обижает других детей на улице, возможно, пытается задеть вас — не стоит пускать ситуацию на самотек. Простым наказанием «неделя без телефона» или «встань в угол» здесь не обойтись, а в некоторых случаях это может только навредить. Агрессивное поведение у ребёнка до трёх лет – нормальная, неосознанная реакция, но чем старше становится человек, тем лучше он учится управлять своими эмоциями, в том числе и злостью.

Таким образом, если ребёнок чересчур агрессивен, необходимо пройти обследование у психиатра, чтобы исключить патологию нервной системы. Если ребёнок здоров, то работать предстоит непосредственно с внутрисемейными отношениями и с отношениями внутри класса (если есть данные о проблемах в школе). Здесь, конечно, необходимо заручиться поддержкой со стороны учителей и администрации школы. Необходимо понять, чего именно добивается ребёнок своим поведением – привлекает внимание, находясь в уязвимом положении, или пытается занять лидерские позиции.

Если подросток уязвим, то необходимо помочь ему получить поддержку и помощь без применения силы. Чаще хвалите его за правильное поведение и игнорируйте агрессивное. Учите справляться с вспышками гнева и агрессии социально приемлемыми способами (побить подушку, досчитать до десяти и т.п.). Возможно, запишите его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать свою энергию во вне.

Если у вас растёт лидер, стремящийся к власти, помогите ему понять, что страх – это не признак уважения и любви. Покажите, что внимательный, спокойный и уравновешенный лидер всегда будет ценнее любого тирана. Также постарайтесь найти возможность применить свои лидерские качества, например, предложив ему войти в состав совета школьников.

Причины кибербуллинга

Люди часто травят других, когда хотят завоевать признание в виртуальном сообществе, показывают власть и силу, потому что не могут показать её в реальной жизни или просто спасаются от скуки. Буллинг помогает им привлекать внимание.

Кибербуллинг в адрес конкретного человека может быть из-за конфликта на почве национальных, политических и культурных различий или болезненного разрыва отношений. Люди травят друг друга из мести, злобы или зависти, не имея смелости высказать претензии в лицо.

Как ни парадоксально, причина кибербуллинга – сам кибербуллинг или страх перед ним. Жертвы интернет-оскорблений (в том числе и потенциальные) становятся агрессорами из-за желания отомстить обидчикам или защититься от чужих нападок – «Теперь жертва – не я. Теперь я решаю!».

Когда случается массовая травля, инстинкт подсказывает примкнуть к большинству и вести себя так же, чтобы не оказаться на стороне слабого.

Защитит ли закон?

На данный момент в Российской Федерации закон о борьбе с преследованием в интернете находится на рассмотрении. Однако, поскольку кибербуллинг достаточно разнообразен по своему проявлению, то можно попробовать привлечь обидчиков по другим статьям УК РФ.

На сегодняшний день существует судебная практика наказания кибербуллеров в административном и уголовном порядке за клевету (ст. ст. 128.1, 298.1 УК РФ), оскорбление (ст.130 УК РФ), угрозу физическим насилием (ст. ст. 161–162 УК РФ), доведение до самоубийства (ст.110 УК РФ) и развратные действия сексуального характера (ст. 135 УК РФ).

Для того, чтобы дело имело основания, необходимо сохранить как можно больше фактов преследования – переписки, скриншоты и т.п. Всё это должно быть нотариально заверено, поскольку на данный момент в судебно-процессуальном кодексе уже прописаны чёткие критерии для приобщения скриншотов к делу. Также необходимо указать и зафиксировать точные даты и время произошедших событий и дать ссылку на необходимую страницу.

Как распознать кибербуллинг

Любое унизительное, оскорбительное, угрожающее безопасности человека сообщение, а также видеофрагменты, фотоизображения, размещенные в сети «Интернет» без согласия жертвы, по своей сути, можно отнести к кибербуллингу.

Также к явлению кибербуллинга относится создание поддельных профилей пользователя, интернет-ресурсов, деятельность которых направлена на очернение потенциальной жертвы.

Для понимания сути явления кибербуллинга отметим, что его участниками являются следующие лица, между которыми распределены ролевые позиции:

— агрессора (обидчика);

— жертвы (пассивной или агрессивной);

— свидетеля;

— защитника (необязательный элемент коммуникации).

Способы борьбы с проблемой

Вероятность того, что ребенок, ставший жертвой буллинга, сам обратится за помощью к взрослым, очень низкая. Чаще всего родителям приходится распознавать проблему по признакам. Но, если обращение за помощью произошло, то это говорит о доверительных отношениях в семье. В таком случае решить проблему будет легче.

Перед вами алгоритм действий:

  • Вначале нужно провести беседу с ребенком. Для этого подбирается удачное время и место. Очень важно быть искренним и внимательным – это вызовет большее доверие. Старайтесь контролировать свои эмоции до и во время разговора.
  • Донести ребенку понимание, что вы его любите и всегда готовы помочь.
  • Нельзя говорить, что кибербуллинг, с которым столкнулся ребенок, это не самое страшное, что могло бы с ним случиться. Он должен понимать, что любая проблема стоит внимания и должна обсуждаться.
  • Завоевать доверие путем сравнения ситуации с той, которая происходила с вами. Да, Интернета в вашем детстве не было, но вас могли задирать на улице.
  • После того, как ребенок вам доверился, можно обсудить проблему подробно. Нужно внимательно выслушать рассказ и не перебивать.


Опасное последствие — суциидальные мысли

После разговора по душам вы можете начать действовать. Ответить на кибербуллинг подростков или взрослых людей можно таким образом:

  • Избегать мест, где человек подвергается травле – сменить номер телефона, адрес электронной почты, а также удалить аккаунт в соцсетях.
  • Пожаловаться на фейковые страницы администратору.
  • Все доказательства травли – фото, видео, скриншоты – сохранить.
  • Если удалось вычислить обидчика, связаться с его семьей и объяснить ситуацию. Для этого нужно будет показать улики.

Бывают ситуации, в которых буллинг переходит все границы, и ребенок находится в реальной опасности. В таком случае лучше обратиться в правоохранительные органы.

Ставшему жертвой кибербуллинга важно научиться игнорировать обзывательства и относиться к ним спокойнее. Важно также не возражать обидчикам, ведь это только разожжет их интерес. Если появились проблемы в виртуальном мире, нужно стараться проводить больше времени в реальном.


Беседа с ребенком должна быть спокойной и доверительной

Қоғамдағы кибербуллинг құбылысы

Жасөспірімдер виртуалды ортада өзгелермен танысу, әртүрлі әлеуметтік рөлдерді атқару, нормаларды игеру арқылы әлеуметтену процесінен өтеді. Цифрландыру, ақпараттық-коммуникация технологияларының таралуымен кәдімгі әлеуметтік-физикалық тіршілікте болатын барлық коммуникация виртуалды платформаларда «қайталанады», кейде виртуалды байланыс арқылы күшейеді, кейде бұзылады, бірақ жалпы алғанда күнделікті қарым-қатынас жаңа ерекшеліктерімен толығып келеді. Интернеттің пайда болуы көптеген адамдар үшін ресурсқа айналып, қосымша әлеуметтік мүмкіндіктер ашты да, «виртуалды байланыс» біртіндеп әдеттегі құбылысқа айналды. Интернеттегі анонимділік былайғы өмірдегі басқалардың қарсы шығуы мен тойтарып тастауынан айналып өтіп, жастардың әртүрлі әлеуметтік рөлге еніп, өз-өзіне тәжірибе жасауына жол ашты. 2005 жылғы мәліметтерге қарайтын болсақ (Ресей), интернеттегі жасөспірімдердің төрттен бір бөлігі өздерінің жынысы, жасы, этникалық тобы, саяси көзқарасы туралы мәліметті бұрмалап көрсеткен, ал олардың жартысынан көбінде бірнеше электрондық пошта мен лақап аты бар болып шыққан.

Басқа деректерге сәйкес, жасөспірімдердің 39%-ы интернет желісінде біреумен қалжыңдап ойнамақшы болған немесе жедел хат жазысқанда бөгде адам болып танысқан. Бір жағынан, бұл өзі туралы көбірек білгісі келетін, өзінің ішкі дүниесіне сырттан қарағысы келетін жастарға қызық эксперимент болуы ықтимал. Алайда, екінші жағынан, біз қозғап отырған «виртуалды қатынас» қоғамда жаңа қауіптер мен проблемалар тудырды. Мысалы, желіде анонимді болу жасөспірімнің интернетте немесе күнделікті өмірде дәл өзі сияқты «рөл ойнаушы» адаммен кезіктіріп, түрлі қылмыс пен заң бұзушы іс-әрекеттерге, теріс әдет-қылықтарға итермелеуі мүмкін. Өзінің қылмыстық пиғылын орындау үшін бүркеншік атпен бөгде азаматтың жеке мәліметтерін ұрлаған, психологиялық-қаржылық қысым көрсетіп, бопсалаған жағдайлар да көп.

Аталған күрделі мәселелердің тоғысуынан әлемнің көптеген мемлекеттері мен халықаралық қауымдастықтың алдында интернетті және виртуалды коммуникацияларды кеңінен қолдану кезінде осы коммуникацияны жүйелеп, қоғамға барынша пайдалы ету, қолданушылардың қауіпсіздігін қамтамасыз ету, кибер этиканы қалыптастыру міндеті тұр. «Шынайы» және «виртуалды» әлемдіқарама-қайшы қоюшылардың көптеп таралуына қарамастан, осы екі құбылыстың арасындағы нақты шекара айқындалмаған. АҚШ Миссисипи штаты Әділет департаментінің киберқылмыс (ақпараттық технологияны қолданатын қылмыс) бөлімінің криминолог-зерттеушісі Р.Махаффи, XXI ғасырда интернетте үнемі қызықты оқиғалар, қауіп-қатер мен қылмыскерлер түйіседі, онда атылатын оқтар жасанды болғанымен, олар адамдардың жанын жарақаттауы мүмкін деген пікірге келеді.

Біріккен Ұлттар Ұйымы кибербуллинг мәселесіне үлкен назар аударып, халықаралық деңгейде тиісті шаралар қабылданып отыр. ЮНИСЕФ ақпаратына сәйкес, кибербуллинг дегеніміз цифрлы технологияларды қолдану арқылы адамды қорқыту немесе қудалау. Ол әлеуметтік желілерде, әртүрлі хат-хабар алмасатын қосымшаларда, ойын платформаларында және ұялы телефон арқылы да болуы мүмкін. Бұндай бірнеше рет қайталанатын іс-әрекеттің мақсаты қудалап отырған адамды үркітіп-қорқыту, ашуына тию немесе өзге елдің алдында масқаралау. Оған мысал ретінде:

— әлеуметтік желілерде жалған ақпарат тарату немесе біреудің әдепсіз немесе жеке фотосуреттерін жариялау;

— хабар алысатын платформалар арқылы біреудің жеке басына қол сұғып, қоқан-лоққы көрсететін, қауіп төндіру сипатындағы хабарламалар жіберу;

— өзін әлеуметтік желіде біреудің атынан таныстыру және соның атынан әдепсіз хаттар жазу.

Шынайы өмірдегі адамның жеке басына тиісу мен кибершабуыл көбінесе қатар жүруі мүмкін. Бірақ интернет желісіндегі қудалаудың цифрлық дәлелдері анық көрініп тұрады. Ол фактор кибербуллингті анықтау немесе дер кезінде тоқтату үшін пайдалы болуы мүмкін.

Кибербуллинг алыс-жақын шет елдерде адамды агрессивті формада қорқытып-үркітудің интернеттің мүмкіндіктерін қолдана отырып тез таралуымен көрінеді. 1993 жылы норвегиялық психолог Д. Ольвеус балалар мен жасөспірімдер ортасындағы қысымның жалпыға бірдей қабылданған анықтамасын берді, яғни «буллинг — билік пен күш теңсіздігінен туындайтын, әдейі жүйелі түрде қайталанатын агрессивті мінез-құлық. Бұл тақырып оның салдарының күрделі болуы, кең таралуынан балалар ұжымдары контекстінде ең көп талқыланатын тақырыптың бірі болып саналады.


2021 жылғы қаңтардағы жағдай бойынша интернетте қысым жасалған АҚШ-тағы ересектердің үлесі

Қазіргі уақытта ересектер жағдайды қадағалай алмайтын күнделікті балалар қорқытып-қорлаумен бетпе-бет келетін мектеп, оның ауласы, мектепке барар жол, қоғамдық көлік, тұратын үйдің ауласынан бөлек, қорқытып, келеке қылуы ықтимал интернет кеңістігі мен оның әртүрлі платформалары пайда болды. Адамға агрессивті түрде қысым жасау заманауи технологиялардың қосылуымен жаңа сипатқа ие болды. Кибербуллинг деп аталатын бөгде біреуді қорлаудың бұл түрі Еуропа мен АҚШ-та балалардың, ата-аналар мен мамандардың алаңдаушылығын тудырды. Интернеттегі ақпараттық процестердің ерекшелігі – ол жерден ештеңе жоғалмайды, жоғалған күннің өзінде қалпына келтіруге болады. Виртуалды кеңістіктегі белгісіздік көп адамды әрүрлі шешімдерге итермелейді.

Кибербуллинг тікелей ықпал ететін ең осал топ – жасөспірімдер. Әлеуметтік желілердің танымалдығы артып келеді, онда пайдаланушы жеке профиль ашып, әртүрлі ақпараттарды жариялай бастайды. Сондықтан жасөспірімдер мен желіні енді пайдаланып жүрген ересектер, жеке шекараның бұзылуы, қолжетімді ақпаратты теріс пайдалану, құпияның сақталмауы сияқты тәуекелдерге дайын болмауы мүмкін. Жасөспірімдердің 72% — дан астамы әлеуметтік желілерде жеке профильге ие. Балалар өздерінің фамилияларын, жасын, мектебін, желіге қояды, ал үштен бірінің профилі басқаларға ақпаратты ашық көрсетіп тұрады. Шетелде балалардың 62%-ы жеке фотосуреттерін басқалармен бөліседі екен. Зерттеу бойынша, интернетте жағымсыз жағдай туындаған кезде 6-9 жастағы балалардың 77%-ы ата-аналарынан көмек сұрайды, ал 15-17 жастағы балалардың 54%-ы мәселенің шешімін өзі тапқысы келеді. Сондықтан балалардың желідегі белсенділігімен қатар оның қауіптілігі, болдырмау, жеңу туралы үйрету, ағарту жұмыстарымен айналысу қажет.

Еуроодақ елдерінде кибербуллингке қарсы күресте қылмыстық немесе азаматтық жауапкершіліктің алдын алу қарастырылған. Жаңа Зеландия желіде қорлағаны үшін бас бостандығынан айыруы мүмкін алғашқы мемлекет болды. АҚШ-та кибербуллинг үшін жаза қарастыратын заңнама бірқатар штатта енгізілді. Кибербуллингті зерттеу орталығының мәліметі бойынша, 44 штаттың 50-інде интернеттегі қудалау үшін қылмыстық жауапкершілік бар. Германияда кибербуллингтің жекелеген тараптары жазаланады, ол 10 жылға дейін бас бостандығынан айыру жазасы немесе азаматтық құқық бұзушылық болып саналады. Оңтүстік Корея, Франция интернет-платформалардағы агрессияға қатысты күшейту жұмыстарын жүргізуде. Қазақстанның заң практикасында кибербуллинг әлеуметтік феномен ретінде бар, бірақ ол үшін қылмыстық кодекстің жеке бабы арналмаған.

2021 жылдың қаңтарынан АҚШ-та кибербуллинг болған онлайн-платформалар үлесі

Ресей бейбітшілік қоры «Қауіпсіздік 2.0» орталығының мониторингіне сәйкес желідегі балалар мен жасөспірімдерге әлімжеттік көбейген. 2021 жылдың бірінші жартыжылдығында осы орталық кәмелетке толмағандардың кибербуллингі бойынша 1839 оқиғаны тіркеген, ол өткен жылмен салыстырғанда 100%-дан асып кеткен.

2017 жылғы зерттеу бойынша австралиялық 5 жастың 1-і әлеуметтік оқшауланған, қауіп-қатерге ұшыраған немесе интернетте зорлық-зомбылық көрсеткенін хабарлаған. Жастардың 55%-ы желідегі қысымнан кейін ата-анасынан, 28%-ы достарынан көмек сұраған; 38%-ы желідегі аккаунтын бұғаттаған; 12%-ы осы жағдай туралы веб-сайтта хабарлаған екен.

15 пен 29 жас аралығындағы канадалық интернет қолданушылардың 17 пайызы (немесе 5 адамның 1-і) алдыңғы бес жыл ішінде кибербуллингтің құрбаны болғанын айтқан. Кездейсоқ зерттеу барысында 14%-дан астамы басқа адамның кибер қысым жасағанын мойындады және мәтіндік хабарлама, электрондық пошталар арқылы қауесет оның ең көп таралған түрі болып шыққан. Қыздар (40,6%) ер балаларға қарағанда (28,8%) көбірек кибершабуылдың құрбаны болған, өйткені қыздар әлеуметтік желіге уақытты артық жұмсайды, ал ұлдар бейне ойындар ойнауға бейім келеді екен. Оқшаулануы кезеңінде жасөспірімдер мен балалар арасындағы жеккөрушілік, төзбеушілік пен агрессивті қатынас өсіп кеткен.

Жалпы алғанда төмендегі статистика жекелеген елдердегі кибербуллинг туралы жаһандық алаңдаушылықты көрсетеді. Кибербуллинг туралы алаңдау Швецияда жоғары, онда респонденттердің 91 пайызы кибер қысым туралы хабарлаған. Ipsos мәліметтері бойынша, бүкіл әлемдегі респонденттердің 75 пайызы кибербуллингке куә болған.

2018 жылғы сәуірдегі жағдай бойынша әлемнің жекелеген елдеріндегі кибербуллинг туралы жалпы ақпарат

Иә, буллинг деген бүгін пайда болған құбылыс емес. Интернеттің әлі иісі шықпаған заманда адам баласының бірін-бірі кекетіп-мұқатуы, шаршы топтан шеттетуі, жеке бостандығын шектеп, қысым көрсетуі, түр-түсіне, нәсілі мен тіліне, діні мен дәстүріне қарай мазақ қылған, көпшіліктің алдында ұятқа қалдырған, ат қойып, айдар таққаны анық нәрсе. Осы орайда әлемді былай қоя тұрғанда қазақта ежелден бар қағытпа қалжың, достық әзіл-күлкінің орны бір бөлек. Тек ол агрессивті және қайталатын формаға өткенде белгілі бір проблема деңгейіне көтерілді. Бүгінгі уақытта осы құбылыстар «кибербуллинг» деген атпен жеке зерттеу саласы, ақпараттық технологияның таралуына байланысты жаңа сипатқа көшкен қысым жасау, қорлау, қорқыту, қоқан-лоққы көрсету көрсетудің терминіне айналды. Ол проблема осы күнде балалардан бастап ересектерге дейін жас аралығын қамтитын, күнделікті өмірдің барлық аспектілерін қатысты болып отыр.

Кто страдает от кибербуллинга

Несмотря на расхожее мнение о «детскости» этой проблемы, от нее не застрахован никто. Как показывает одно из исследований, 40% взрослых сталкивались с той или иной формой кибертравли. Тем не менее, в наибольшей зоне риска действительно находятся подростки – в первую очередь из-за серьезности возможных последствий. Пик угрозы приходится на 5-7 классы. Важно и то, что в 41% случаев кибербуллинг продолжался в оффлайне или же возникал из реальной конфликтной ситуации. По данным Kaspersky Lab., 26% онлайн-конфликтов перерастали в реальные.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]