Работа с внутренними конфликтами методами гештальт-терапии

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что незачем копаться в воспоминаниях и отыскивать причины сегодняшних проблем. Проблемы надо решать «здесь и сейчас». От толкований причин расстройства мало пользы. Лучше их исправлять. В гештальт-терапии упор делается на практику. Человек должен сам научиться решать свои проблемы. Самостоятельные работы клиента Перлз называл «экспериментами». Вот некоторые из них.

Чего бы стоил наш организм, если бы в нем природой не были заложены защитные механизмы? Пустяковый порез никогда бы не зажил; самый легкий ветерок вызывал бы тяжелый насморк, укладывающий нас не в постель на три дня, а совсем в другое место и навсегда. Но порез заживает, а прогулка в ветреную погоду не заканчивается простудой. На разном уровне, начиная с самой маленькой клеточки, мы природой защищены от болезней и расстройств.

Точно также и душевные проблемы наша психика пытается исправить самостоятельно, не всегда ставя нас об этом в известность. В полной мере это касается беспокойств, тревожных состояний, страхов. Нагрузка на все системы организма столь велика, что психика не может оставаться в стороне и предлагает свои решения проблемы, не дожидаясь наших собственных попыток и вмешательства специалистов.

Природа защищает нас с фанатичностью осы, таскающей еду к замурованным в сотах личинкам. При этом наши защиты скрывают от нас нашу проблему. Так анальгин, притупляя боль, способствует развитию абсцесса. Наше состояние и поведение давно за пределами нормы, а нам кажется, что все в порядке.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что незачем копаться в воспоминаниях детства и отыскивать причины сегодняшних проблем. Проблемы надо решать «здесь и сейчас». Источники многих расстройств — прерванные и незавершенные когда-то действия, неудовлетворенные желания. Обрывки их человек может обнаружить в себе здесь и сейчас, все незавершенное завершить и идти дальше.

От толкований причин расстройства мало пользы. Лучше их исправлять. В гештальт-терапии упор делается на практику. Причем самоприменение различных методов поощряется. Клиент должен сам научиться решать свои проблемы, а не бежать с ними к психотерапевту. Самостоятельные работы клиента Перлз называл «экспериментами». Вот некоторые из них.

Прием первый: разрешение внутреннего конфликта

Конфликт этот в том, что наши импульсы, желания и стремления, пресеченные по требованиям норм поведения, возвращаются в нас и подавляются нами.Одна часть нас стремится реализовать запретное, другая ее подавляет.
То же переживаем мы на телесном уровне: одни мышцы совершают непроизвольные сокращения для реализации запретного стремления; мышцы антагонисты же их сдерживают и напрягаются. Наши тело и душа все в блоках и зажимах. Мы снимем их, если позволим запретному в той или иной форме реализоваться, блокированному вырваться наружу. Прерванное действие завершится, можно отдохнуть и идти дальше.

Смысл приема — делать то, что хочется. Позволить своему телу реализовать скрытые желания. Выпустить внутреннюю агрессию. Не дать ей обратиться против вас. Найти выражение внутреннему конфликту, выразить его и таким образом избежать саморазрушения.

Не давите ладонями на глаза. Раздавите апельсин и выпустите в этом действии свою агрессию.

Дайте пинка своему портфелю.

Ударьте кулаком диван.

Если ваше тело сдерживается, чтобы не мотаться из стороны в сторону и не говорить «Нет!» — сделайте это— мотайтесь и говорите.

Вы говорите «нет» твердо и громко? Или ваш голос дрожит? Вы просите или оправдываетесь? Или ваше «Нет» — подавленный бунт и неповиновение? Кому вы сопротивляетесь, от кого отбиваетесь?

Дайте выход всем пинкам, ударам и крикам детской ярости.

Прислушайтесь к своим мышечным ощущениям и вы почувствуете сильное желание проделать определенное движение. Например потянуться.

Потянитесь. Продолжите это движение. Тяните руки, если они тянутся. К кому они тянутся? Или может быть отталкивают?

Выполняйте все движения с силой соответствующей вашему чувству.

Делая все это, вы разряжаете подавленный импульс, соединяете разделенные части вашей личности, избавляетесь от последствий внутреннего конфликта, в которых всегда присутствуют и страх, и тревога.

Кому подойдет гештальт-терапия

Терапия решает проблемы здоровых людей или людей с невротической организацией, дает хороший эффект при трудностях, которые вызваны взаимодействием с другими людьми, при недопонимании, негативных ощущениях, обидах. То есть, пациентам с тяжелыми психическими расстройствами терапия не принесет облегчения.

Такие неприятные и опасные эмоции, как страх, тревога, агрессия, потеря смысла жизни, одиночество, чрезмерное волнение, бессонница, апатия и частое плохое настроение – тоже являются поводом для похода к гештальт-терапевту.

Метод подходит в работе с подростками, взрослыми, семейными парами. Женщины легче раскрываются на консультациях, нежели мужчины, которые привыкли руководствоваться доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания ради достижения цели или успеха, а тщательный анализ чувств зачастую им кажется ненужным преувеличением.

Прием второй: разжуй и проглоти

Он также основывается на представлении о единстве телесного и психического в человеке. В данном случае на тождестве поглощения пищи и информации (моральных требований, теорий, идей, представлений).
Переход младенца от сосания и глотания жидкой пищи к кусанию и жеванию твердой определяет слишком многое в будущей жизни человека. Регулирование первых естественных попыток агрессивного воздействия на среду (твердую пищу необходимо откусить, разжевать, чтобы затем переварить и построить из нее свое тело), насильственное кормление «через не хочу» (пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!) приводит к тому, что жизненно важный процесс еды превращается в нечто поспешное и отвратительное. Куски проглатываются целиком и оседают камнем в желудке. Естественная попытка отторжения (рвота) строго пресекается. Ребенок лишен свободы в выборе питания, подавляет естественную и позитивную агрессию в этом акте и свое отвращение к навязанному подавляет тоже.

Потребности не удовлетворяются. Бунт карается. В конце концов, агрессия находит свой выход или в обращении на себя или в проецировании вовне.

То же происходит и в информации, потреблении знаний, моральных норм и требований. Здесь свобода выбора, попытки «откусить, разжевать и проглотить», стремление критически освоить те же нормы поведения для того, чтобы осознанно и самостоятельно построить после их «переваривания» собственные представления, подавляются довольно жестко. Делают это авторитарные родители, воспитатели и учителя.

В результате знания лежат в нас мертвым грузом. Нормы поведения и требования принятые целиком без анализа и переваривания становятся источником внутреннего конфликта.

Насильственное кормление, насильственное образование, насильственное воспитание. Еда не насыщает. Иногда отравляет. Моральные требования, принятые целиком и не усвоенные, давят и становятся причиной расстройств, конфликтов внутренних и межличностных, неуправляемой агрессии, в которой всегда отражаются страх и тревога.

В предлагаемых далее методах мы будем восстанавливать нашу природную потребность в кусании, жевании и усвоении пищи физической и духовной. Мы восстановим способность к отторжению неусвоенного и непереваренного. Мы будем учиться отторгать не усвоенные нормы с тем, чтобы их заново переработать, принять и усвоить.

Понятие гештальт-терапии

В разных непростых жизненных ситуациях мы можем потерять контакт с самим собой, перестать отслеживать свои эмоции и желания в угоду другим. Часто это происходит из-за незавершенных историй или непрожитых чувств. Курс гештальт-терапии помогает вновь обрести себя, выявить истинные чувства и мысли, учит самостоятельно справляться с проблемами и добиваться желаемого.

Родоначальником терапии считается светило немецкой психиатрии Фриц Перлз. В 1940-х годах он всерьез увлекся психологией гештальта, изучая стремление психики человека к полному завершению любых отношений, образа или ситуации. В переводе с немецкого Gestalt означает именно «образ».

Позже ученые обнаружили, что человеческий мозг действительно легче распознает целостные, завершенные образы. К примеру, если глазами человек видит незавершенный рисунок из разрозненных или прерванных деталей, то его подсознание все равно увидит цельные фигуры.

Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. То есть, даже если отношения между двумя людьми физически прекратились, непроговоренные мысли и эмоции, испытываемые одним из участников распавшейся пары в процессе, могут отрицательно сказываться на его психике и на качестве жизни.

Казалось бы, чего проще, удовлетворить существующую потребность, реализовать эмоции, разрядить напряжение? Но часто мы не осознаем первопричину своей проблемы, не умеем или не позволяем себе проявить чувства из-за внутренних запретов, правил, установок.

2.1. Попробуйте хоть раз в день сосредоточиться на еде

Откажитесь от привычной социализации (по сути — отвлечении) во время еды — чтения, смотрения телевизора, общения.
Собака, ухватившая кость, старается с ней уединиться. В этот момент для нее нет ничего важнее, чем грызть, жевать, глотать.

Ради эксперимента — станьте на эти полчаса собакой.

Обратите внимание — как вы это делаете. Поучитесь есть. Предупреждаем: сразу не научитесь — потребуется месяца два, не меньше.

Следите за своими ощущениями, запретами и сопротивлениями.

Как скоро вы перестаете различать вкус того, что вы едите? Совпадает ли потеря вкуса с приступами думанья и внутреннего говорения?

Способны ли вы откусывать (отрываете зубами кусок, например, булки или сжимаете зубы и отрываете рукой булку от сжатого зубами куска?)

Что вы испытываете, когда едите — нетерпение, жадность, отвращение, стремление поскорее все это прекратить?

Если еда вам не нравится — пресна, безвкусна — вы отказываетесь есть или глотаете впопыхах, не обращая внимание на вкус и запах?

В ответах на эти вопросы — ответы, как вы могли бы есть по своей природе, а также возможность вернуться к активной переработке и усвоению пищи, к тому способу и действию, который был в свое время прерван и подавлен.

Какие методы использует гештальт-терапевт в работе?

В процессе психотерапевтических сеансов клиенту предлагается делиться с психологом искренними эмоциями, отвечать на вопросы и получать обратную связь.

Психологи в гештальт-подходе используют следующие методы:

  • работу с чувствами;
  • упражнения и тесты для выражения своего состояния при помощи движений тела;
  • анализ сновидений и воспоминаний;
  • создание и проигрывание ситуации и ощущений с участием вымышленных персонажей.

Согласно принципу гештальт-терапии, главными условиями счастливой жизни являются законченность незавершенных дел и осознание клиентом своих желаний и действий, поэтому терапевт на первых этапах работы старается привести пациента именно к моменту понимания своей проблемы и причин, ее вызвавших, а в финале терапии – научить его брать на себя полную ответственность за свои решения и поступки, чтобы уметь самостоятельно исправлять сложные моменты дальнейшей жизни и проживать события до конца.

Овладеть техникой гештальт-подхода поможет наш курс — всего за 4 месяца опытные преподаватели расскажут вам о всех существующих методах гештальт-терапии, а после прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете сами работать в должности психолога-консультанта.

2.2. Обратите внимание на свои челюсти

Когда вы не жуете, расслаблены они или сцеплены в мертвой хватке? Если вы все время ходите, сцепив зубы и играя желваками, это говорит о фиксации на акте сосания — отличительный признак невротика.
Нормальный переход от сосания к кусанию и жеванию у человека с бульдожьей хваткой был прерван. Кусок он не отпустит, но и откусить не в силах. Его агрессия в жизни ограничивается сжиманием челюстей. Он не способен рвать изжившие себя отношения, в риске видит только возможную неудачу. Живет отжившими привычками, воспоминаниями и старыми недовольствами.

Сцепленные зубы — это и напряжение горла, груди, препятствие дыханию и, как следствие — развитие тревоги.

От фиксации надо избавляться, работая челюстями.

Поэкспериментируйте с зубами. Дайте верхним и нижним едва прикоснуться. Не сжимайте и не разжимайте их какое-то время. Следите, что происходит.

Скоро зубы ваши начнут стучать, как от холода. Дрожь перейдет на мышцы. Вы начнете трястись. Не подавляйте эту дрожь. Она должна охватить вас целиком.

Теперь погуляйте зубами. Меняйте их касание: верхние резцы, нижние коренные и наоборот. Массируйте при этом свои желваки. Найдите здесь болезненные точки и сосредоточьтесь на них, попутно распуская все заметные вам теперь зажимы до полного прекращения напряжения.

Теперь сожмите челюсти, как при откусывании. Почувствуйте, как вслед за ними напряглись десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на этом напряжении, а затем внезапно освободите челюсти.

Поясняем на простых примерах

Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно – найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях – дело хуже. Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств – обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, – которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем – к болезням и мучениям.

Рассмотрим простой пример.

Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития – ссорами, вечера – хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…». «Школьник-Иван» обижается, приходит мысль, что он плохой, неудачник, неумеха, если родители его не хвалят. Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции.

Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов:

  • Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление?
  • Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена. То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания. Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста.

2.3. Это упражнение поможет через кусание и жевание решить совсем другие проблемы

Вы неспокойны, сердиты, подавлены, все время обвиняете кого-то или ведете изматывающие внутренние тревожные беседы и баталии с воображаемым обидчиком.
Попробуйте дать выход своей внутренней агрессии в… кусании и жевании.

Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба. Кусайте, грызите, рвите зубами так нетерпеливо и агрессивно, как вам этого хочется.

Не глотайте кусками.

Жуйте, жуйте, жуйте, жуйте.

Ваша агрессия теперь не направлена на вас, и на других. Она реализуется самым естественным биологическим образом — в кусании и жевании.

Чем поможет специалист гештальт-терапии?

Длительность терапии в каждом случае своя – кому-то удастся за 2-3 сеанса справиться с пагубной ситуацией и наладить психоэмоциональное состояние, а кому-то не хватит и нескольких месяцев.

За время терапии психолог:

  • поможет понять, что именно вызывает у вас тревогу и негатив;
  • выявит ваши чувства и ощущения, связанные с первопричиной;
  • при помощи специальных психотерапевтических техник поможет завершить гештальт и научит действовать в похожих случаях в будущем.

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют шаг за шагом «обнажить» эмоциональные «шлаки» в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. «Горячий стул». Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на «горячем стуле» тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в «барабанную» дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно «окрасить» фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. «Пустой стул». В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

Отзывы

Пациентка Мария:

Я посещала групповые занятия около месяца. На них я познакомилась с людьми у которых схожие со мной проблемы. Вначале было странно давать ход чувствам, но постепенно я поняла, что с эмоциями уходит и негатив. Я стала позволять себе в реальной жизни намного больше, научилась радоваться как ребенок и жить в согласии с собой.

Пациентка Ольга:

Не совсем верила, что практическая психология способна избавить меня от зажатости и скованности. Но именно благодаря гештальт-терапии я смогла полюбить себя и сделать то, что давно хотела. Я поняла разницу между своими желаниями и навязанными мне стандартами поведения. Это такая свобода — поступать согласно своим чувствам и не прятать их!

Пациентка Алена:

Я стала «уютной» для самой себя, тревожность и скованность ушли. Я спокойна как никогда, весела и ценю себя.

Пациент Владимир:

Это был очень странный для меня опыт. Я понял, что те чувства, что внутри меня, гораздо «объемнее» и богаче, чем их внешние проявления. Я перестал их стеснятся и стал говорить о них своей жене. Мы стали намного ближе, оказывается ей всегда очень хотелось, чтобы я говорил ей о любви. Моя жизнь действительно изменилась — она стала ярче!

Пациентка Марина:

Я рада, что прошла терапию. Только тут поняла, что окружающие своими манипуляциями чуть не сделали из меня невротика. Осознание того, что я могу жить своей жизнью и эмоциями пришло не сразу, но этот путь вернул мне здоровье и психическое и физическое.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]