Душа как предмет психологии
Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.
И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:
Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных.
То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:
Душа — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.
Аура
О существовании ауры долгое время вели споры. И сейчас есть противники теории. Приверженцы теории же говорят о ней, как о некой составляющей души. Под аурой подразумевают реальное биополе в виде светящихся разноцветных лучей. Существуют приборы, которые могут их уловить. Интенсивность цвета, направление, плотность ауры зависит от эмоционального и физического состояния человека.
Поведение личности может укрепить биополе человека. Вслед за этим улучшится и здоровье. Стоит следить за своими поступками, потому что разрушить ауру также можно. Мыслить нужно правильно.
Существует понятие «фантомные боли». У человека, для примера, ампутируют руку, а он испытывает в том месте, где она была, болевые ощущения. Многие считают, что сохраняется аура отсутствующей конечности, что вызывает неприятные чувства.
Душа — предмет философского изучения
Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).
Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.
Платон определил в человеческой душе три ее начала:
- первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
- второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
- и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.
Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем
Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе». Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди. Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.
Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы.
То есть, душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела. Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.
И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.
Эксперименты и опыты
Попытки доказать наличие невидимой энергии предпринимали ученые всех эпох. Медики, изучая строение организма, обратили внимание на изменения, происходящие с телом после смерти. После остановки дыхания вес уменьшается. Часть ученых полагает это — свидетельство выхода бессмертного начала из обители.
Некоторые исследователи, изучая активность мозга, зафиксировали различия между работой органа здорового индивида и больного в коме. Это позволило предположить, что здоровье мозга и активная работа внутреннего духа связаны.
Наука о психике или учение о душе?
Как и все, связанное с древней Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии. Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится, в этом случае, примером и образцом высшей реализации души человеческой.
Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.
Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания. Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками. И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.
С тех самых пор, обретя бессмертие, Психея и стала олицетворением символа души, что ищет свой идеал, невзирая ни на какие преграды и препятствия.
Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.
Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник — быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает
Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в определенных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Холерик— быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешенность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.
Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.
В большинстве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».
Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильными, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но…
Душа как элемент религиозной идеологии
Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным. И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала. В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.
Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии. Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.
Клиническая смерть
Существует множество сведений людей, которые пребывали на грани жизни и смерти — в состоянии клинической смерти. Они утверждают, что видели свет в конце тоннеля, испытывали необъяснимое чувство умиротворения, могли наблюдать за своим физическим телом со стороны.
Научное опровержение некоторых фактов
Многие профессора в разных областях имеют свое представление о происходящем, которые можно выделить в тезисы.
- Видения могут быть спровоцированы неправильной работой мозга, когда человек находится в состоянии между жизнью и смертью. Такая реакция также бывает в результате употребления определенного вида наркотиков — тогда мозг принимает за реальность сумму импульсов чувственной информации. Он не может правильно их истолковать. Получаемые сигналы воспринимаются как новый опыт, а избыток информации — в виде яркого потока света.
- Неправильная трактовка мозгом пространственных ориентиров вместе с нехваткой кислорода, бывающей при таких состояниях, вызывает ощущение парения.
- Чувство эйфории появляется из-за выброса эндорфинов в кровь — это ответ травмированного мозга. Они и провоцируют появление состояния безмятежности.
Эти факты могут также объяснять галлюцинации, когда люди рассказывают об общении с духами, ангелами и Богом. Пропущенные через сознание, они выдаются за реальные события.
Неоспоримые аргументы
Исследователи феномена не все могут объяснить с научной точки зрения. Для примера, тот факт, что в состоянии клинической смерти подопытные знали, что происходит в другом помещении или в иной точке мира.
Немецкими учеными и психологами были проведены исследования на протяжении 4 лет. Экспериментам поддались тысячи людей, которые пребывали в состоянии клинической смерти. Их подбирали разными по вероисповеданию для чистоты испытания.
После возвращения в наш мир все рассказывали о своих ощущениях. Они утверждали, что покидали свою телесную оболочку, испытывали огромную благодать и спокойствие. Сведения также касались образов яркого света. По завершении исследований руководитель группы Аккерман сделал вывод, что вечная душа существует. Есть также другая жизнь.
В институте психиатрии в Лондоне также исследовали людей, у которых останавливалось сердце. Они потом смогли рассказать, что происходило в палате, о чем говорил персонал, когда они были без сознания.
Психология — наука о душе и сознании или душа и психика
Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.
Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р. Декарта от всех предшествующих ему учений.
Обретение счастья
Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».
У некоторых индивидов отношение негативное. Они считают, что проблемы, трудности — результат невезения. Бояться принимать решения, отвечать за поступки. Плохо переносят стресс, склонны к развитию депрессии, серьезных психологических заболеваний, страдают душевными болезнями.
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение — это успешный способ выполнения деятельности.
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.
Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др. Полезные и вредные привычки.
Тема 1.4. Человек как индивид
Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Темперамент — свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Свойства темперамента:активность и эмоциональность.
Теории темперамента