Характер формируется постепенно. А вот фундамент для формирования характера, действительно, закладывается с рождения и даже ранее – с утробы матери. Ведь что такое характер? Это поведенческие привычки. Дитятко как тесто: как замесил, так и выросло. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются. Характер формируется в течение первых трех лет жизни. Уже в три года поведение ребенка во многом предопределяет его характер в будущем. Эту мысль подтвердило многолетнее исследование, результаты которого недавно были опубликованы. В 1975-1976 годах ученые лондонского Института психиатрии оценили поведение тысячи трехлетних детей по показателям: «хорошо адаптируется», «неуправляемый», «уверенный в себе», «заторможенный» или «сдержанный».
То, что родители принимают за характер в самом начале жизни ребенка, есть проявление качества функционирования организма ребенка в целом, и его нервной системы в частности. Допустим, ребенка мучают колики. Как тогда проявляет себя ребенок? Он крикливый, плаксивый. Также, если у ребенка повышенный тонус, ему трудно заснуть. Есть дети «требовательные», которых невозможно уложить спать. Таких детей надо все время качать или носить «столбиком», как говорят родители. Такие дети беспокойны, капризны. Это проявление плохого венозного оттока из головного мозга, показатель того что шейные позвонки ущемляют кровеносные сосуды.
В положении лежа кровь приливает в голову, вызывая головные боли, шум в ушах, повышение внутричерепного давления. Только в вертикальном положении ребенок чувствует облегчение. А вот тихий ребенок – золотое дитя. А невролог говорит, что у него снижен тонус мышц. Каким будет в дальнейшем? Вялым, хилым, апатичным, инертным. Будет медленно развиваться физически. Будет истощимым, ему сложно будет переносить учебные нагрузки.
Характер? Нет!
Говоря «характер ребенка» нужно обязательно учесть этапы развития мозга и нервной системы. Первый этап развития «характера» внутриутробный. Именно в утробе начинает работать первый из отделов головного мозга – ствол. Он подымается из спинного мозга, и на нем, как на ножке гриба, держится шляпка – кора больших полушарий. Ствол мозга отвечает за все процессы подержания жизни. Ствол называют еще рептилийным мозгом, т. к. рептилии на нем ограничились в своем развитии. И этот отдел дает нам такие проявления: чувство удовольствия — неудовольствия, хочу-не хочу, лень, страх, гнев, агрессия и упрямство.
У крокодила очень сложный характер. Он лениво, из-за недостатка энергии, лежит на солнышке иполучает удовольствие. Но попробуйте «наступить ему на хвост», и вы увидите упрямство, агрессию (обратную сторону страха). К 1 году «в игру» вступает лимбическая система, которая вносит свои черты. Это симбиоз с мамой (привязка, которая к 3-5 годам должна уменьшиться), привязка к территории (отсюда боязнь новых мест),эмоциональная подвижность (частые смены настроения). А еще капризный характер, со страхами новизны и плохой социальной адаптацией.
Тревожность
- Физические проявления (не связанные с болезнью, плохим питанием, погодой и т.д.): мышечное напряжение, жар или озноб, головокружение, онемение, покалывания, дрожь, ощущение сжатия в груди или животе, холодные и влажные руки, нарушение сна.
- Поведение:
- быстро устает;
- долго не может сосредоточится;
- вздрагивает, пугается обычных предметов, имеет множество страхов;
- избегает трудностей, отказывается от сложных заданий, новых видов деятельности;
- предпочитает быть ближе к взрослым, хочет спать вместе с родителями (или другими взрослыми родственниками)
- говорит тихо, часто запинается;
- смотрит отстраненно по сторонам, при этом взгляд блуждающий;
- плохо запоминает, переспрашивает;
- стремится оградиться и получить защиту, не проявляет самостоятельность в играх;
- двигается скованно, медленно и осторожно (если ранее это не замечалось и не связано с темпераментом);
- плачет, капризничает, обижается, грустит без видимых причин;
- проявляет неуверенность, нерешительность.
В целом, задача родителей – вернуть доверие ребенка к миру и окружающим, устранить страхи. Для этого необходимо отмечать даже незначительные успехи, любые положительные результаты его труда. Желательно увеличить количество контактов с другими детьми. Например, устраивать праздники дома, вместе с тем, нельзя оставлять тревожного ребенка наедине с приглашенными. Он может почувствовать опасность, не увидев рядом близких людей.
Требования со стороны всех членов семьи должны быть понятными, согласованными, не слишком строгими. Тревожность и застенчивость могут сочетаться, многие проявления этих особенностей поведения схожи, как и советы для родителей.
Нельзя угрожать ребенку несбыточными наказаниями («я тебя отдам серому волку» «я тебя убью», «вместо тебя мы возьмем другого мальчика, который будет слушаться»). Крайне нежелательно использовать унизительные выражения, заставлять соревноваться, требовать смелости и ловкости, сравнивать с другими детьми.
Отрицательные черты личности ребенка можно исправить, но эта задача не из простых. Потребуется время. Родители должны учитывать многие факторы, влияющие на становление характера детей. Учесть все нюансы и выстроить правильную линию поведения взрослых и ребенка поможет специалист.
Откуда берется сложный характер ребенка?
- Если беременность была тяжелой и сопровождалась токсикозами, отеками, анемией, болезнями, угрозой прерывания, стрессами;Характер ребенка. Как понять своего ребенка
- Или роды были стремительными или затяжными (с кесарево, обвитием пуповиной, гипоксией, родовой травмой) ;
- Или у ребенка кривошея, тремор, повышенный или пониженный тонус, ПЭП, ММД, синдром двигательных нарушений.
В таких случаях поведенческие проявления, диктуемые рептилийным мозгом и лимбической системой, могут стать ведущими. То есть вы будите постоянно с ними сталкиваться, они будут входить в привычку. А чертыхарактера – это набор привычек. Почему? Потому что мозг в силу всего вышеперечисленного «зависает» на этом уровне функционирования. Это «зависание» и определяет психологическое развитие ребенка. «Упрямство не из характера, а из анамнеза» (Медицинская история развития ребенка). При этом у ребенка бывает высокий интеллект, но кора мозга не справляется с руководством подкоркой (стволом мозга и лимбической системой).
Когда развитие проходит правильно, то кора больших полушарий (а именно лоб), берет на себя функцию контроля за «шалостями» подкорки. Важным условием этого будет своевременное и качественное развитие речи. Самоконтроль над поведением и эмоциями осуществляется с помощью внутренней речи. Конечно, есть наследуемые черты характера. Это когда говорят «папа такой же». Но нужно спросить у бабушки, как обстояли дела во младенчестве у папы?
Демонстративность
- пытается любыми способами обратить внимание других на себя, в том числе, нарушая правила;
- кривляется, искажает и подчеркивает движения или поведение других (важно отличать от копирования, которое ребенок совершает, чтобы научится чему-либо);
- оценивает реакцию окружающих на свое поведение, особенно взрослых;
- стремится получить положительную оценку любым способом;
- показывает новые игрушки, необычные предметы не для того, чтобы играть с ними, а, чтобы похвастаться;
- сравнивает себя с другими детьми, при этом обязательно подчеркивает собственные достоинства;
- пытается выявить недостатки сверстников, дает негативную оценку действиям или результатам других детей; в речи преобладает местоимение «я»;
- болезненно реагирует, если взрослый хвалит другого ребенка.
Взрослым нужно избавить ребенка от необходимости доказывать свое преимущество, самоутверждаться. Он должен ощущать любовь и уважение, которые вовсе не обязательно подпитывать своим превосходством над другими. Достигнуть этого можно, проявляя искренний интерес к ребенку.
Во взаимоотношениях со сверстниками следует отказаться от соревновательных игр, поединков, конкурсов. Ребенок должен ориентироваться на сотрудничество и партнерство. Важно переключить внимание детей на процесс, а оценку результатов задания исключить. Подойдут любые игры (ролевые, хороводные), где все ребята взаимодействуют, чувствуется общность и сплоченность, никто не выделяется.
Хорошая новость: Характер меняется!
Обозреватель BBC Future Кристиан Джарретт утверждает, что характер и темперамент человека проявляются в раннем детстве — еще до того, как ребенок начинает говорить. Ваша личность формируется под влиянием многих факторов. Генетическая наследственность, друзья, школа и многие другие факторы играют свою роль в становлении личности. Но в каком возрасте формируется характер человека и меняется ли он с годами? Если, например, вы застенчивы сейчас, значит ли это, что вы были застенчивым ребенком?
По всей вероятности, да. Исследования показывают, что уже в первые месяцы жизни малыша в его поведении присутствуют признаки его будущей личности. Это не значит, конечно, что наш характер остается совершенно неизменным, но его основные черты начинают проявляться практически сразу. Одно из самых многолетних исследований в этой области, начавшееся в 1950-е годы, провели супруги-психологи из Нью-Йорка Александр Томас и Стелла Чесс. Основываясь на опыте тестирования больших групп детей различного возраста, они предложили выделять 9 принципиальных аспектов темперамента, позволяющих наиболее полно охарактеризовать совокупность поведенческих особенностей, таких как активность, настроение и отвлекаемость.
Ученые также установили определенную закономерность между различными аспектами поведения и разделили всех детей на три группы: «легкие», «тяжелые» и «медлительные» (в те времена о политкорректности еще не знали). Соответствуют ли эти детские особенности типу личности взрослого человека? Исследование Чесс и Томас показало, что те участники эксперимента, которых в детстве определили как «легкие» или «тяжелые», отнесли к той же категории и в юношеском возрасте. Ученые, однако, не изучили связь темперамента ребенка с основными свойствами личности взрослого.
На самом деле, психологи лишь недавно задались вопросом о взаимосвязи между характером ребенка и личностью взрослого. Несмотря на то, что темперамент ребенка не формирует личность взрослого на все 100 процентов, связь между ними, безусловно, существует. Конечно, с течением времени заметно изменилась методика оценки темперамента ребенка. Сегодня девять первоначальных аспектов темперамента сократили до трех общих категорий. В разных психологических школах используют разную терминологию, но в целом они сводятся к следующим аспектам.
Список положительных качеств человека
Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения – субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:
- альтруизм;
- почитание старших;
- доброта;
- исполнение обещаний;
- нравственность;
- ответственность;
- верность;
- упорство;
- умеренность;
- отзывчивость;
- честность;
- искренность;
- бескорыстие и другие.
Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.
Назвался экстравертом – полезай в «группу одаренных».
В 1950-е ученые делили детей на «трудных», «легких» и «медлительных.» «Сознательный контроль», который определяет способность ребенка к самоконтролю и концентрации (например, умение противостоять соблазну в виде красивой игрушки), «негативные эмоции» — насколько часто ребенок испытывает страх и разочарование, и «экстраверсия», которая связана с уровнем активности ребенка, его способностью дружить. В ходе проведенного российскими учеными исследования 45 родителей попросили оценить темперамент своих детей по этим трем категориям в возрасте семи месяцев, а затем по основным параметрам взрослой личности — экстраверсия и невротизм — в восемь лет.
Сравнение результатов опроса выявило определенные закономерности. Малыши-экстраверты в возрасте восьми лет, как правило, демонстрировали более низкий уровень невротизма (то есть, были более эмоционально стабильными). А дети, получившие высший бал в категории «сознательный контроль», в более взрослом возрасте имели высокие показатели добросовестности. Итак, если ваш младенец демонстрирует недюжинный уровень внимания, в подростковом возрасте он, очевидно, будет аккуратным.
Застенчивость
- избегает публичных выступлений, устного опроса;
- отказывается стать лидером;
- не отвечает на вопрос, хотя знает правильный ответ;
- часто употребляет словосочетания «не знаю», «трудно сказать»;
- не может быстро решится выполнить что-либо, сомневается, стесняется;
- предпочитает оставаться в стороне, не выделятся из группы детей;
- не просит помощи, даже если это необходимо или долго решается за ней обратится, при этом испытывает сильное волнение и напряжение;
- в целом проявляет неуверенность в себе, имеет низкую самооценку;
- останавливает свою деятельность и общение в случае плохих результатов.
Родителям необходимо повышать самооценку ребенка. Нельзя указывать только на недостатки и поражения, следует подчеркивать достоинства, отмечать успехи, хвалить. Важно научить застенчивых детей правильно выражать и контролировать свои чувства.
Промахи, неудачи нужно спокойно обсуждать, выявлять причины поражений вместе с ребенком в доброжелательной обстановке. Установить доверительные отношения среди всех членов семьи, не допускать ссор, криков, напряженной атмосферы в доме. Застенчивость часто сопровождается скованностью, низкой физической активностью, поэтому потребность в движении нельзя ограничивать. Проявление любви, поддержка и заинтересованность со стороны близких людей помогут ребенку пережить внутренний конфликт.
Гадания на характере малышей
Тот, кто в детстве был экстравертом, став взрослым, обычно демонстрирует более низкий уровень невротизма. Впрочем, эта взаимосвязь не всегда присутствует. Так, из улыбчивого и дружелюбного ребенка не обязательно вырастет экстраверт. Поэтому наш характер в раннем детстве не является жизненным вектором на все 100 процентов. В то же время это исследование предоставляет дополнительные доказательства того, что черты характера, которые проявляются в первый год жизни составляют основу дальнейшего развития личности.
Удивительно, но особенности темперамента, обнаруженные в раннем детстве, обычно сохраняются в более зрелом возрасте. К такому выводу пришли чешские исследователи, которые сравнили результаты оценки личности в возрасте 1-2,5 года и 40 лет. Стоит, однако, не забывать, что, несмотря на некоторое сходство между характером ребенка и взрослого, наша личность в течение жизни постоянно развивается.
Многие родители пытаются определить будущий характер ребенка по его поведению в первые годы жизни. Когда личностные тесты провели с этими же людьми в возрасте 26 лет, все показатели остались практически на прежнем уровне. В течение почти трех десятилетий черты характера практически не изменились. Так, например, «уверенные в себе» дети во взрослом возрасте демонстрировали гораздо более высокий уровень экстраверсии, чем «заторможенные».
Ученые все чаще убеждаются, что психологические проблемы взрослых прослеживаются в поведении детей уже в раннем возрасте. Научившись распознавать их признаки как можно раньше, мы наверняка смогли бы сделать жизнь людей более здоровой и счастливой. Мозг ребенка пластичен. Конечно, это делается не руганью и поркой. Этим вы тоже будете закладывать определенные привычки и черты характера.
Как родителям взрастить «хороший характер»?
Отличный характер включает в себя инстинктивное желание заботиться о себе и других. Это может быть опыт, а не жизненная философия. Воспитание абсолютно точно влияет на развитие характера детей! Вот четыре важных жизненных навыка, которые необходимо развивать вашему ребенку:
- Проявите сочувствие
- Уметь идти на компромисс и вести переговоры
- Возьмите на себя ответственность за свои действия
- Выражайте свои чувства и желания словами, а не импульсивными поведенческими реакциями.
Эти простые правила сыграют важную роль в формировании характера вашего ребенка. Отношения с ребенком такие же уникальные и особенные, как ваши отношения с супругом или лучшим другом. Как и в любых длительных отношениях, в них могут быть свои взлеты и падения. Существует мнение, что родительство — единственная «работа», которая не включает формального обучения, очень мало базовых знаний, а «результат» касается людей, которых мы больше всего ценим — наших детей). Мы в Almamat считаем, что воспитание детей нельзя приравнивать к работе. Просто чтобы пережить сложные периоды материнства и отцовства, вам пригодиться «помощь всей деревни».
Ужасов двоек, тревожных деток и разрушительных подростков было бы достаточно, чтобы погубить нас всех без помощи других мам, педагогов, педиатров и психологов которые напоминали бы нам, что мы выживем. Здесь на сцену выходит наш блог: Мы собираем данные для родителей из блогов для мам, научных исследований, образовательных ресерчей и даже международных сюрвеев. Это темы и истории для родителей, повод посмеяться, задуматься и помочь вам вдохновиться, учиться и расти как родитель. И самое главное – данные и методы стать самыми лучшими родителями, которыми вы можете быть. Подписывайтесь на наш блог, и получайте «шпаргалки» на все случаи жизни каждую неделю!
Менталитет, качества русского человека
Менталитет – понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения. Еще одна черта русского народа – сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте – сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.