Как сервис «Где мои дети» помогает родителям гиперактивных детей

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы.

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание

  • СДВ и гиперактивность: что это такое Виды гиперактивности
  • Масштабы проблемы
  • Причины появления СДВГ
      Биологические факторы
  • Генетические факторы
  • Психосоциальные факторы
  • Экологические факторы
  • Диагностика СДВГ
  • Симптоматика
      Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Импульсивность
  • Как отличить гиперактивность от активности: признаки
      СДВГ или нет?
  • Гиперактивный ребенок: что делать
  • Советы родителям гиперактивных детей
  • Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности
  • Рекомендация психолога
  • СДВГ: что это такое

    СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

    СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

    Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

    • «плохое» поведение в садике;
    • конфликты со сверстниками на детских площадках;
    • проблемы с успеваемостью в школе;
    • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
    • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

    Виды гиперактивности

    СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

    Когда проявляется

    Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

    Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

    Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

    По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

    Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

    Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

    Масштабы проблемы

    Сколько таких детей в мире?

    По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.

    По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

    Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

    *Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

    Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

    Положительные качества гиперактивных детей

    Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

    • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

    Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

    • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

    Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

    • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

    Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

    • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

    Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

    Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

    Причины появления СДВГ

    Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

    3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

    Биологические факторы

    Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

    • гипоксия плода во время беременности и родов;
    • нарушения течения беременности и родов;
    • недоношенность и переношенность;
    • внутриутробная гипотрофия;
    • беременность до 20 лет и после 40;
    • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

    Генетические факторы

    Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

    Психосоциальные факторы

    • Низкое социальное положение семьи
    • Алкоголизм родителей
    • Тяжелые разногласия между родителями

    Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

    Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

    В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

    • недостаток белков в рационе ;
    • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
    • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

    Причины гиперактивности у детей

    Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.

    Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.

    В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:

    • Тяжёлая беременность;
    • Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
    • Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
    • Внутриутробная асфиксия;
    • Токсикозы во время вынашивания плода;
    • Гипоксия.

    Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:

    • Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
    • Использование медикаментов для стимуляции родов;
    • Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.

    В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

    • Болезни нервной системы;
    • Ссоры и частые конфликты между родителями;
    • Излишне строгое воспитание;
    • Серьёзное отравление химикатами;
    • Нездоровое питание.

    Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.

    Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.

    Диагностика СДВГ

    Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

    Только врач – психиатр или невролог.

    Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

    Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

    Симптоматика

    Гиперактивность

    Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

    Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

    Дефицит внимания

    Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

    Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

    Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

    Импульсивность

    Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

    • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
    • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
    • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

    Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

    Как отличить гиперактивность от активности: признаки

    Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

    1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
    2. Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
    3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
    4. Не слушает обращённую к нему речь.
    5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
    6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
    7. Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
    8. Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
    9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
    10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
    11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
    12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

    СДВГ или нет?

    Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

    Тревожиться стоит, если:

    • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
    • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
    • трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
    • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
    • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
    • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

    Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

    В чем разница между активностью и гиперактивностью?

    Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.

    Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

    Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.

    Гиперактивный ребёнок: что делать?

    Не паниковать

    При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

    Лечиться

    Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

    Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

    В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

    Заниматься с психологом, дефектологом

    В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

    Пройти курс нейропсихологической коррекции

    Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

    Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

    Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

    Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

    Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

    Рекомендации врачей

    Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:

    1. Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
    2. Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
    3. Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
    4. Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.

    Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.

    1. Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва — продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
    2. Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.

    Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.

    Советы родителям гиперактивного ребёнка

    Забота о себе

    Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

    В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

    Поддержка специалистов

    Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

    Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

    Принимающая среда

    Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

    Микроклимат в семье

    Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

    Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

    Экологичность в воспитании

    Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

    Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

    Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

    Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

    «Обнимашки»

    Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

    Соблюдение режима дня

    Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

    Полноценное питание

    Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

    Организация пространства

    Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.

    Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

    Маркировки и стикеры

    Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

    Забота о здоровье

    Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

    Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

    Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

    Спорт

    Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

    Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

    Тренируйте внимание

    Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

    Развитие навыков общения

    Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

    Бережное отношение к психике

    Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.

    Релакс

    Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

    Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

    Используйте полезные приложения

    Например, сервис «Где мои дети».

    Лечение гиперактивности

    Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму, поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.

    По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.

    Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.

    Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго индивидуально. Оно может включать:

    • медикаментозную терапию;
    • коррекцию образа жизни;
    • изменение питания;
    • мануальную терапию с элементами остеопатии.

    Для эффективного лечения повышенной возбудимости родителям вместе с ребенком рекомендуется работать с психологом. Это поможет создать благоприятную атмосферу в семье и улучшить межличностные отношения. Работа с психологом позволит сформировать компенсационные механизмы, которые помогут ребенку лучше контролировать собственное поведение, научить ладить со сверстниками и лучше учиться. Также показано получение консультаций дефектолога, который поможет построить правильную программу по коррекции имеющихся нарушений.

    Конфликты между родителями усугубляют течение СДВГ.

    Родители детей с официально диагностированной гиперактивностью должны провести беседу с воспитателем в детском саду, учителями в школе и другими людьми, работающими с ними. Целью этого разговора является донесение информации об особенностях ребенка и том, как лучше организовать учебный процесс, чтобы это было максимально комфортно для него и педагога, не провоцировало возникновение сложностей в общении.

    Медикаментозная терапия

    Лекарственные средства назначаются детям не всегда. Чаще всего потребность в них возникает при неэффективности коррекции образа жизни. Медикаментозная терапия в основном направлена на устранение симптомов СДВГ и облегчение состояния ребенка. Она может включать:

    • седативные средства;
    • ноотропы;
    • легкие снотворные;
    • психостимуляторы;
    • нейролептики;
    • антидепрессанты (в тяжелых случаях).

    Коррекция образа жизни

    Детей с повышенной возбудимостью нужно просто любить. Их нужно хвались за малейшие успехи и поощрять к дальнейшей деятельности. Родителям стоит акцентировать внимание на положительных сторонах личности ребенка и в спокойном, доброжелательном тоне беседовать с ним о принятых нормах и правилах поведения в обществе.

    Гиперактивные дети больше других нуждаются в четком распорядке дня. Поэтому, если такового нет, его следует выработать. Ребенок должен просыпаться, гулять, кушать, ложиться спать в одно и то же время. Это позволит лучше контролировать течение СДВГ.

    Важно постараться выделить для ребенка личное пространство. Если возможности отвести ему отдельную комнату нет, нужно обустроить хотя бы собственный уголок, где он сможет изолироваться от взрослых. Но поскольку детям с повышенной возбудимостью сложно самостоятельно наводить и поддерживать порядок, нужно быть готовым к бардаку и длительному процессу привития навыка убирать за собой.

    Как уже говорилось, дети с СДВГ могут отличаться забывчивостью. Поэтому родители вместе с ними могут создавать специальные временные или постоянные чек-листы, которые должны помочь ребенку не забыть ничего важного. Не лишним будет оставлять по мере необходимости стикеры и различные напоминалки.

    Очень хорошо на состоянии гиперактивных детей сказываются занятия спортом. Но это должны быть не командные виды, а единоборства, плавание, конный спорт и т. д.

    Изменение питания

    При повышенной возбудимости рекомендовано снизить количество сладостей в рационе ребенка и других источников простых углеводов. При этом питание должно полностью покрывать потребности организма в белках, витаминах и минерах.

    Мануальная терапия с элементами остеопатии

    Мануальная терапия способна творить настоящие чудеса с детьми, отличающимися повышенной возбудимостью. С помощью особых, абсолютно безопасных приемов ручного воздействия доктор может эффективно воздействовать на последствия гипоксии и других биологических нарушений, создавая условия для нормализации деятельности нервной системы. Сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на причину развития СДВГ, чего не в силах сделать ни один другой метод лечения. В результате ребенок становится значительно спокойнее, улучшается его способность воспринимать и обрабатывать информацию, равно как и успехи в школе.

    Таким образом, гиперактивность нельзя назвать опасным заболеванием. Но такое состояние способно существенно снизить качество жизни ребенка и его близких, а в дальнейшем и перейти с ним во взрослую жизнь. Но паниковать при получении такого диагноза не стоит. Сегодня с СДВГ можно и нужно бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной, обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов. Симптомы СДВГ могут обостряться при смене сезонов, болезни и действии других факторов, но это не означает отказа назад, а является неизбежным явлением, с которым нужно смириться и продолжать лечение. В результате ваш взрослый ребенок сможет жить полноценной жизнью, не испытывать трудностей в общении и достичь любой поставленной цели.

    1 1 голос

    Рейтинг статьи

    Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

    Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

    • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
    • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
    • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, запись звука может быть крайне полезна;
    • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
    • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
    • проследить статистику использования мобильных приложений;
    • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

    Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

    Гиперактивный ребенок: лечение и коррекция

    Коррекция СДВГ предполагает использование комплексного подхода, включающего приём медикаментов, физио- и психотерапевтические методы.

    Медикаментозное лечение

    Фармакотерапия в обязательном порядке проводится под контролем лечащего врача. Самостоятельное назначение ребёнку каких-либо медицинских препаратов исключено. Только доктор подберёт точные дозировки, установит продолжительность терапевтического курса, заменит одно лекарство на другое при отсутствии видимого результата.

    Лечение гиперактивности подразумевает приём нескольких групп препаратов, таких как:

    • атомоксетин;
    • ноотропы;
    • препараты магния;
    • витамины (В6 и пр.).

    Точные названия медикаментов скажет доктор после проведения обследования и постановки точного диагноза.

    Физиотерапия


    Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3875103/
    Физиотерапевтические процедуры подбираются, исходя из особенностей детского организма и потребностей ребёнка.

    Специалист может назначить одну из следующих процедур (или несколько);

    • лечебная физкультура;
    • массаж шеи;
    • мануальная терапия;
    • фотохромотерапия (лечение цветом);
    • транскраниальная микрополяризация (воздействие электрическим током на головной мозг);
    • БОС-терапия (метод биологической обратной связи для обучения самоконтролю).

    Физиотерапевтический курс назначается совместно невропатологом и физиотерапевтом.

    Психотерапия

    Специалисты применяют различные психотерапевтические методы, умело их комбинируя. Всё опять же зависит от индивидуальных особенностей и возраста ребёнка.

    На практике особенно часто используют следующие методики:

    • когнитивно-бихевиоральная терапия. Способствует формированию у подростков конструктивных поведенческих реакций;
    • игровая терапия. Назначается младшим школьникам, способствует снятию мышечных напряжений, повышению внимательности, снижению импульсивности;
    • художественная терапия. Ребёнок рисует картины, избавляясь от тревожности, страхов. Одновременно этот метод учит терпеливости, усидчивости, внимательности.

    Возможно проведение семейной психотерапии, особенно если одним из факторов развития гиперактивности является неблагоприятный психологический климат в семье.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]