Статья:
Драка — серьезный поступок, который не совершают от скуки. И прежде, чем отчитывать ребенка, нужно выяснить мотив. Драка - серьезный поступок, который не совершают от скуки. И прежде, чем отчитывать ребенка, нужно выяснить мотив. Кто был зачинщиком? Из-за чего это произошло? Важны все детали. Причем не стоит полагаться только на слова ребенка и одноклассников, дети в этом возрасте уже хорошо научились врать, а буллинг в учебных заведениях сплошь и рядом. Может ваше чадо стало изгоем в коллективе? Или наоборот — он травит одноклассников? Важны слова классного руководителя, который всегда в курсе обстановки в классе. К тому же, учителя хорошо знакомы с психологией, и могут объяснить, чем был вызван тот или иной поступок.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ДЕРУТСЯ В ШКОЛЕ?
Нельзя загонять всех под одну гребенку, но есть 6 самых распространенных причин драк в школе: 1. Ребенок стал изгоем Такое случается, если ваше чадо старается быть не таким, как все, чем-то сильно выделяться. Это не плохо, но в коллективе лучше сдержано выражать свои взгляды, в маленьком возрасте любые слова могут быть восприняты неправильно. Также такое бывает, если ребенок сам не хочет становиться частью коллектива, отделяется от толпы, всегда сидит один и ни с кем не общается. Это взрослые могут сказать «интроверт» или «социофоб», а детям нет никакого дела до этих терминов, для них это просто «не такой, как все», а значит — плохой. 2. Ребенок не знает, что драться - плохо Удивительно, но и такое бывает. Чаще всего такая причина встречается в семьях, где ребенка до школы носили на ручках и кормили с ложечки, позволяли все, и не учили дисциплине. Конечно, откуда ребенку знать, что драться нельзя, если ему с рождения все было можно? Также причиной может быть популярная отцовская фраза: «Будь мужиком!». Любое поощрение применения силы закладывает в сознании установку, что так и нужно делать. Но сила заключается не в том, чтобы махать кулаками, а в том, чтобы уметь серьезно и спокойно решать вопросы. 3. Ребенок пережил серьезный стресс Не все дети умеют управлять эмоциями, поэтому сильное потрясение может вызвать такую реакцию. К серьезному стрессу относится: смерть кого-то из близких или смерть животного, развод родителей и т.д. Если не начать бороться с этой проблемой с детства, она перейдет и во взрослую жизнь, тогда страдать будут не только одноклассники, но и близкие. 4. В семье ребенка драка - это норма Если в семье отец избивает мать, или, что еще хуже — ребенка, то не удивительно, что чадо проецирует свою злость на одноклассников. Далее ребенок понимает, что драки действительно помогают «выпустить пар», и он начинает делать это всё чаще и чаще. 5. Ребёнок попал под чужое влияние Дети дерутся в школе, потому что это модно и круто. Особенно эта тенденция становится популярной в средней школе. Ребенок попадает в плохую компанию, которая что-то не поделила с другой, и они вместе идут на так называемый «забив». А если ты не хочешь идти, то значит — ты им больше не друг, и трус. Кто хочет заработать себе такую репутацию? Никто. Поэтому большинство и начинает драться. 6. Ребенок пытается самоутвердиться Если он считает себя недостаточно умным, или, если ему нравится девочка, которая не обращает на него внимание, то ребенок будет пытаться доказать свое превосходство силой. Конечно же, никого этим не привлечешь, но детский разум распоряжается иначе. Также причиной может стать чрезмерная занятость родителей и не заинтересованность жизнью ребенка. Чадо будет пытаться привлечь свое внимание любыми способами, и драки не исключение.
Чем драки грозят ученику?
Если обучающемуся нет 14 лет, то отвечать будут его родители. При этом родители несут только материальную ответственность, то есть могут заплатить штраф.
К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Это уже преступление.
С 14 лет ребенок несет как административную, так и уголовную ответственность. С него могут взыскать штраф, отчисления, если у него есть собственный источник доходов. На него могут завести уголовное дело за причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкие телесные повреждения и убийство. Тяжесть физического ущерба оценивают эксперты. Как правило, при вреде от побоев средней тяжести пострадавший должен провести в больнице не менее трех недель. К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Когда ребенку исполняется 16 лет, он может нести уголовную ответственность за хулиганство и побои. Отягчающим обстоятельством для ученика будет драка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и умышленные действия.
Зачинщику в первый раз грозит взыскание от администрации школы. Если взыскание будет повторным, дело выносят на обсуждение родительского комитета, представительства учеников. Школа может отчислить ученика старше 15 лет за неоднократное нарушение дисциплины и правопорядка при согласии этих представительных органов.
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРАТЬСЯ?
Все зависит от проблемы, но однозначно можно сказать одно: не нужно ругать! Ребенок никогда не будет делиться своей жизнью и проблемами, если вы будете отчитывать его по поводу и без. Нужно спокойно объяснить свою позицию и выслушать мнение ребенка. Если драки не прекратятся, следует обратиться к психологу. • Если ребенок стал жертвой буллинга, то проще перевести его в другую школу. Потому что, если ты попал в отряд изгоев, то выбраться оттуда будет очень трудно. Но перед переводом надо разобраться, в чем причина. Потому что, если дело в ребенке, а не в коллективе, то нужно решить проблему с ним, иначе ситуация повторится. • Если ребенок не знает, что драться - плохо, то самое время ему объяснить и постепенно вводить понятие дисциплины в его жизнь. Главное — не сделать это резко, чтобы малыш не подумал, что его не любят. • Если ребенок недавно пережил серьезный стресс, то надо просто помочь ему справиться с этим периодом. Дать ему положительных эмоций, показать, что жизнь на этом не заканчивается. По возможность не оставлять его одного, проводить больше времени вне дома. Это дело не пяти минут, но в таких ситуациях нет другого выхода. • Если драка в вашей семье - норма, то нет смысла ругать ребенка. Нужно решать проблему в семье, возможно, разводиться (если насильником является муж). А если кто-то из родителей (или оба) позволяют себе бить ребенка, то нужно срочно прекратить это, потому что насилие не сделает ребенка умнее, порядочнее и счастливее. Он станет лишь озлобленным на вас, а это напомнит о себе в будущем. • Если ребенок постоянно дерется в школе из-за того, что попал под чужое влияние, то нужно аккуратно вывести его из этой компании. Главное — не оскорблять его друзей и не запрещать с ними общаться, потому что такой ход может навсегда отвернуть чадо от вас. Стоит невзначай приводить аргументы, которые помогут ребёнку самому понять, что это не друзья, а враги. Возможно, какие-то ваши истории из жизни натолкнут его на эту мысль. • Если ребёнок пытается самоутвердиться с помощью драк, то нужно дать ему понять, что вы любите его и без каких-либо достижений. Чаще обращать внимание на его положительные качества. В скором времени он поймет, что самоутверждаться нет необходимости. Можно попробовать записать ребенка в секцию боевых искусств, может быть, там он достигнет успеха и будет «выпускать пар» в зале, а не на одноклассниках. Важно объяснить ребёнку, что в подростковом возрасте он уже будет нести ответственность за свои поступки. Одна оплошность может оставить клеймо на всю жизнь. Поэтому нужно быть аккуратным, как со словами, так и с действиями.
Домашний тренинг миролюбия
- Если возможности посетить детского психолога нет, то родителям могут пригодится следующие практические советы, которые способны уменьшить или совсем «свести на нет» агрессивные вспышки. Итак, что же делать родителям, если ребенок дерется?
- Учить выражать гнев адекватно. Покажите ребенку, что можно делать, если он сердит. Рвать бумагу, использовать воздушный шарик как боксерскую грушу, пинать подушку — все это позволит «выпустить пар», но не причинит вреда другим.
- Вместе разыгрывать сюжеты из обычной жизни с помощью фигурок, повторяя конфликтные ситуации, хорошо знакомые ребенку. Пусть персонажи, которыми управляет папа или мама, покажут правильные способы их решения. Замечательно, если это происходит в веселой, непринужденной атмосфере, такие уроки лучше усваиваются.
- Больше играть с песком и водой. Эти занятия — природный анти-стресс. Они отлично снимают напряжение, способствуют общей релаксации и улучшению настроения. Особенно, если проводить их под спокойную музыку. Особого сюжета не нужно, материал сам подскажет его.
- Стараться показать ребенку как можно больше положительных примеров «бескровного» разрешения ссор. Для этого стоит подбирать специальные книжки и мультики с простыми поучительными историями. Они помогут доступно объяснить правила поведения и возможности выхода из любых трудных ситуаций.
- Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок дерется с другими детьми, то не стоит паниковать и отчаиваться. С этой проблемой, рано или поздно, встречается каждый родитель. Главное — успешно справится с ней. Надеемся, что статья подскажет вам правильные способы решения этой педагогической задачи.
Ученики в любом возрасте могут вступать в конфликты — некоторые из них заканчиваются дракой. Разбираемся, что должен делать учитель, если на уроке или перемене подрались школьники, кто несет ответственность за драку вне школы и как могут помочь родители.
Причины травли — всегда в коллективе
Ярлыки, тянущиеся из начальной школы — лишь один из факторов риска возникновения групповой травли. Помимо это факторов может быть великое множество. Немодно одевается. Не попадает в струю общих интересов. Имеет какие-то странности в поведении. Часто обижается и плачет. Ну и так далее.
Означает ли это, что объект травли виноват сам? Что это он настроил коллектив против себя? И вместо того, чтобы обижаться и жаловаться, ему следует измениться самому?
Измениться-то, может, и следует. Не буду отрицать, часто модель поведения «жертвы» является деструктивной и провоцирующей. Но, как бы ни было удобно нам считать, что причина травли заключается неправильном поведении «жертвы» — это не так. Причина — всегда в коллективе. В уровне толерантности и доброжелательности или, наоборот, агрессии и нетерпимости данной группы детей.
Поэтому я уверена, что в первую очередь нужно пресекать негативные тенденции коллектива, в котором имеет место травля. А уже потом — разбираться с теми качествами ребенка-изгоя, которые «вызывали огонь на себя». Все мы имеем право быть разными. И никакие особенности внешности и поведения ребенка не могут оправдать психологического насилия по отношению к нему.
Тем не менее, проблема «виктимного поведения» существует. Как нужно себя вести, чтобы не стать объектом травли, — об этом я тоже рассказываю подросткам.
Убрать перемены — или занять детей
Когда я только начала работать в школе, первым моим желанием было… убрать перемены. И если не убрать, то сократить — особенно длинные, двадцатиминутные. Во время которых как раз и происходят ЧП крупного и мелкого масштаба. От потерянных вещей — до травмоопасных драк.
Почему? Я думаю, что… от скуки. И от недостатка организующего контроля. Если на уроке деятельность учеников четко структурирована учителем, то на переменах они порой просто не знают, чем себя занять. А может, чтобы не было так скучно, запрятать в школьном туалете Машин портфель? А потом со смехом наблюдать, как она будет «прикольно» бегать по школе в слезах?
С младшеклассниками проще. В хорошую погоду детишек можно вывести на школьный двор и организовать подвижные игры, в плохую — выдать домино или «бродилки», а самым неугомонным разрешить «чуть-чуть побегать» в коридоре на глазах учителя. Подросткам организовать присмотр невозможно, да и не хотят они этого.
Хотя бывает по-разному. Например, моя дочка и ее одноклассники с удовольствием проводят переменки в подсобке классного руководителя, за чаепитием и разговорами. Никаких конфликтов и негативных тенденций в классе не наблюдается. Вернее, бывают сложные ситуации, но «дело мастера боится». В целом отношения в классе позитивные, и это, однозначно, заслуга педагога.
Однако энтузиастов, на переменах устраивающих для детей чаепития, не так уж много. Неудивительно — ведь учителям нужно набраться сил перед следующим уроком.
В итоге дети, которых часто не объединяет ничего кроме общей цифры и буквы класса, дети из разных социальных слоев, имеющие совершенно разные интересы и ценности, дети, плохо владеющие навыками общения, но любыми средствами стремящиеся занять место под солнцем в классном коллективе, — дети остаются предоставленными сами себе.
И призыв «в случае конфликта обращаться за помощью к взрослым» лишь вызывает недоверчивую ухмылку: где их, этих взрослых, искать?
Агрессивное поведение
В наше время часто говорят о школьной травле, применяя этот термин едва ли не к каждой ситуации, где один ребенок обидел другого. Но буллинг — это достаточно узкое понятие, которое не охватывает всех разновидностей агрессивного поведения, поэтому сейчас речь пойдет именно о детской агрессии.
Подробнее о буллинге можно прочитать здесь:
Ребенка обижают в школе: что делать?
Прежде всего, замечу: агрессия — это не эмоция, а форма поведения, содержащая угрозы или наносящая ущерб. Это означает, что она существует не сама по себе и может быть вызвана совершенно разными причинами, о которых мы поговорим чуть позже. Агрессия может быть физической или вербальной. Физическая агрессия — это подзатыльники, пинки, порча школьных принадлежностей или одежды, а вербальная — оскорбления, угрозы, дразнилки и так далее.
Кроме того, существует прямая агрессия, когда один ребенок открыто оскорбляет или бьет другого, и косвенная, при которой ущерб наносится исподтишка. К примеру, дождаться, пока одноклассник выйдет из класса, и выкинуть его рюкзак в мусорное ведро — это косвенная агрессия.
В этих примерах обидчик проявляет активность, физическую или словесную, открыто или тайком. Но агрессия может быть и пассивной и выражаться, например, в намеренном игнорировании одноклассника.
Наконец, агрессия может быть реактивной, то есть возникать в ответ на действия других детей, или спонтанной, возникающей из-за внутренних причин, о которых окружающие даже не догадываются. Зачастую не знает об этих причинах и сам ребенок. Давайте же разберемся, что влияет на формирование детской агрессивности.
Чем драки учеников грозят учителю?
Если учитель был в классе, то скорее всего видел зарождающийся конфликт несовершеннолетних и мог его предотвратить. Поэтому ему грозит взыскание со стороны администрации, а директору — штраф. Но если учитель и директор докажут, что их вины нет, то не грозит ничего. Доказательства потребуются, когда школьники или родители подадут заявление о драке в полицию.
За драку несовершеннолетних детей вне школы сложно привлечь к ответственности учителя и директора. Если ученик состоял на внутришкольном учете или на учете КДН, то состоится диалог между администрацией и КДН. Как он пройдет, зависит от всех обстоятельств и поведения ученика, бывает очень по-разному.
Ребенок поднимает руку на Вас
Когда ребенок начинает ходить, примерно в 1 год, то в его жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышно только «Не трогай! Не лезь! Отойди! Нельзя!».
Зачастую, первая реакция на них — это укусить маму, стукнуть, закричать и заплакать. Подраться с родителями в знак протеста — для ребенка практически инстинктивная реакция.
Важно дать понять ему, что такое поведение в семье не допускается. Перехватить его руку. Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно. Показать и объяснить ему, как он может по-другому выразить свое недовольство.
В то же время, стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками.
Кстати, рекомендую каждому родителю посетить Сайт детского психолога. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.
Родители — самые близкие люди для ребенка, и на вас он «отрабатывает» способы реагирования на те или иные жизненные ситуации. Если вы с улыбкой журите малыша, когда он вас стукнул: «Ай-ай, какой ты бойкий!» — то будьте готовы к тому, что такое поведение может закрепиться, и в дальнейшем он может стукнуть и посильнее, и не только вас.
Драка в классе: что делать?
Что делать. Редко, но школьники и школьницы могут подраться прямо на уроке или на перемене в присутствии учителя. Учитель должен разнять дерущихся и при этом не причинить вреда никому из них. Лучше всего развести их в разные стороны. Еще лучше, если в этом не будут участвовать другие ученики. Когда учитель понимает, что его сил не хватает, нужно отправить любого ученика за помощью в ближайший кабинет.
Куда сообщать. Директору образовательного учреждения или его заместителям.
Они принимают решение — сообщать ли в полицию, скорую. Обычно, если нет следов побоев, все чувствуют себя хорошо, то в полицию не сообщают. Но когда драка между конкретными учениками произошла не в первый раз, то стоит вызвать полицию вне зависимости от тяжести повреждений и характера причинения вреда. Важно понимать, что снимать побои фельдер не имеет права, только врачи скорой.
Обязательно сообщить родителям и вызвать их в школу. Тут задача учителя — не допустить конфликта между обеспокоенными родителями учеников. Также стоит поставить в известность психолога и ответственного за школьную службу примирения. Они должны запустить процесс примирения участников конфликта.
Если есть необходимость, нужно поставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних. Как правило, учитель может оценить мотивы дерущихся, определить виновного. Если первоклассники не поделили яблоко, не сдержали эмоций и подрались (но не причинили вред), достаточно вмешательства школьного психолога. Не обязательно ставить ребят на внутришкольный учет и тем более сообщать КДН. Но когда причина драки серьезная или «преступление» происходит не в первый раз, важно уведомить КДН.
Как предотвратить. Изначально просто понимать, чем живут дети. Когда учитель уделяет время ученикам, то у него больше шансов увидеть зарождающиеся конфликты: засечь приближающуюся ссору или начинающуюся травлю. Конечно, вряд ли помогут морализаторские беседы, но помогут тренинги. Их может проводить психолог или научить простым техникам педагога. На тренингах ребята смогут научиться работать с гневом, выходить из конфликта без драки, игнорировать обидчика, безопасно проживать эмоции.
Драка на территории школы: что делать?
Что делать. Если ученики дерутся на перемене, это должен заметить дежурный учитель или дежурный администратор. Его задача — сразу разнимать дерущихся и не допустить, чтобы в драку включилось больше детей. Если учителю о школьной драке сообщили другие ученики, он должен незамедлительно прийти на место и разнимать дерущихся (только аккуратно, чтобы ему самому не причинили вред, случайно).
Если всё происходит на крыльце, во дворе или в фойе школы, должен вмешаться охранник. Посторонних людей задерживать нельзя, но нужно вызвать полицию.
Куда сообщать. Поставить в известность администрацию школы и родителей. При необходимости вызвать скорую помощь и оповестить комиссию по делам несовершеннолетних. Если конфликт не привел к серьезным последствиям, не причинил вреда здоровью, то достаточно оповестить психолога и ответственного за школьную службу примирения. При тяжелых последствиях или участии в конфликте кто-то кроме обучающихся вызывайте полицию.
Как предотвратить. Главный способ — создать благоприятную атмосферу в школе. Во многом это работа службы примирения образовательного учреждения: их функционал — гасить начавшиеся конфликты и создавать благоприятную атмосферу. Однако без помощи учителя вряд ли что-то выйдет: он с детьми больше времени проводит, его модель поведения прежде всего считывают дети. Ученики не роботы: им нужна разрядка. Хорошо бы научить их достигать разрядки без драки.