Человек обладает уникальными способностями улавливать и произносить речь; запоминать информацию и обрабатывать её. Расстройства этих функций может быть связано с нарушением психики. Оно может иметь временный или постоянный характер. Чаще всего сбой в работе головного мозга вызывает инсульт, который является следствием нарушения снабжение участка головного мозга кровью. Инсульт является неотложным медицинским состоянием, и срочное лечение является необходимым, так как чем раньше начнется лечение, тем меньше повреждений получит головной мозг.
Согласно данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) около 15 миллионов людей ежегодно сталкиваются с данным заболеванием, из этих 15 миллионов, 5 миллионов погибают, а еще 5 миллионов полностью обездвижены. Причиной около 12 миллионов случаев инсульта является повышенное артериальное давление. Согласно статистическим данным инсульт занимает четвертое место в мире среди заболеваний по количеству смертельных исходов. Инсульт является главной причиной инвалидности людей, а 75% пациентов это люди в возрасте от 65 лет.
Восстановить функции мозга позволит только своевременная диагностика и правильное лечение. Первый шаг к решению этой проблемы – выбор правильной клиники.
Основные симптомы и опасности
Нарушение памяти
Под нарушением памяти подразумевается невозможность сохранения и корректной обработки информации. Человек может перестать запоминать важные даты, события, лица близких людей и перестать ориентироваться в знакомом пространстве. Это явление может иметь как кратковременный, так и постоянный характер. При первых симптомах требуется обратиться к опытному неврологу, т.к в противном случае, неврологическое расстройство может перерасти в хроническую форму и негативно сказаться на качестве жизни.
Нарушение внимания
Под вниманием подразумевается возможность личности сосредоточиться на определенных факторах. О нарушении этой функции сигнализируют несколько симптомов:
· Человек становится рассеянным. Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи.
· Внимание быстро переключается с одного объекта на другой или, напротив, человек не в состоянии переключить свое внимание в течение длительного времени.
Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию.
Нарушение мышления
Под мышлением подразумевается способность мозга обрабатывать информацию. Самыми очевидными признаками нарушения являются:
· бессвязная и скачкообразная речь;
· потеря ориентации в пространстве;
· пониженный уровень мышления.
Негативное последствие заключается в том, что человек не может самостоятельно существовать в обществе без поддержки других людей.
При появлении первичных симптомов нарушения памяти, мышления и внимания следует обратиться к неврологу. Он поможет выявить причину появления отклонения и подобрать комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление важных функций.
Встречаются случаи одновременного нарушения памяти, мышления и внимания. Это очень опасная симптоматика, которая может стать предвестником нарушения мозгового кровообращения, в связи с чем рекомендуется внимательно отнестись к своему здоровью. При появлении первичных симптомов неврологического расстройства требуется обратиться к опытному специалисту.
По каким причинам возникает эта проблема?
В большинстве случаев расстройство процессов мышления у человека происходит из-за биологических патологий и нарушений. Они провоцируют поражения мозгового субстрата различного типа. Умеренные или легкие формы расстройства могут быть спровоцированы индивидуальными особенностями человека при формировании реакций на стресс и другие травмирующие ситуации, которые возникают в жизни. Среди самых распространенных причины, провоцирующих синдром расстройства мышления, выделяют:
- изменения биохимического характера, происходящие в клетках мозга;
- ЧМТ;
- психозы;
- дегенеративные патологии ЦНС;
- эпилепсия;
- воспалительные процессы ЦНС;
- злокачественные и доброкачественные новообразования, сформировавшиеся в мозге;
- неврозы, стрессы.
Диагностические меры
Ни один процесс в человеческом организме не происходит внезапно. Любому недугу дает «толчок» определенный фактор. Именно поэтому, первым этапом работы с клиентом является выявление причины появления расстройства.
Если появление недуга является вторичной формой развития другого заболевания, то в таком случае применяется исследование общих анализов и инструментальное обследование.
Возможные причины появления нарушений
память | внимание | мышление |
стресс | Длительная депрессия | олигофрения |
переутомление | эпилепсия | эпилепсия |
гиповитаминоз | фобия | энцефалит |
алкоголизм | шизофрения | Черепно-мозговая травма |
Нарушения кровообращения головного мозга | олигофрения | стресс |
Черепно-мозговые травмы | церебральный атеросклероз | алкоголизм |
Врожденная умственная отсталость | Недостаток витамин | переутомление |
болезнь Альцгеймера | Инфекционные заболевания | Нарушение кровообращения головного мозга |
Последствие тяжелой беременности и родов | Интоксикация организма | гиповитаминоз |
Во всех случаях неврологическое отклонение может иметь как временный, так и постоянный характер.
Как работают специалисты
В нашей клиники работают опытные специалисты, которые знают, как эффективно подойти к решению данных проблем. С пациентом проводят тренинги, после которых укрепляется память, внимание и улучшается мышление. Современные тесты направлены на повторение слов; составление единого рисунка из нескольких абстрактных понятий; анализа текстов; решение задач «на смекалку».
При необходимости специалистами будет подобран комплекс витаминов и лекарственных препаратов, необходимых для устранения проблемы, которые подбираются в индивидуальном порядке, в зависимости от причины и стадии проявления нарушений.
Цель работы наших специалистов – разработка комплекса мер по восстановлению жизненно-важных функций. Мы стремимся полностью изменить образ жизни пациента, сделав его наиболее благоприятным для выздоровления.
Нарушение мышления при психических заболеваниях
I. Нарушения динамики мышления.
1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.
Характерно:
- Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
- Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
- Мало задумываются над ответом.
- Легко исправляют ошибки, если на них указать.
- Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
- Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.
2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.
3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.
4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.
Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:
- откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
- отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.
Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.
5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.
II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.
1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты
2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.
III. Нарушения мотивационного компонента мышления.
1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.
2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:
- Шизофреническое (классическое) резонерство.
- Эпилептическое резонерство
- Органическое резонерство
3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.
4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.