Виды мышления и их характеристика: Unsplash Мышление — важнейшая способность людей. Благодаря ему человек познает мир, приобретает опыт, планирует будущее. Мышление возникает вследствие практической и умственной деятельности и бывает нескольких типов.
Какие есть виды мышления? Доктор психологических наук Роберт Немов делит мышление на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяются такие типы, как понятийное и образное, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышление
В чем особенность наглядно-действенного мышления? Это способ познания мира через практическую деятельность. Исторически сложилось так, что человек знакомится с окружающим миром через действие:
- Ребенок узнает о свойствах разных предметов через касания. Его желание потрогать все вокруг говорит о любознательности. Так он понимает, что батарея горячая, снег холодный. Стремление ломать игрушки — это не что иное, чем любопытство и желание заглянуть внутрь.
- По такому же принципу знакомился с миром и первобытный человек. Сначала он выполнял действие руками и формировал так новые знания.
Современный взрослый индивид также пользуется наглядно-действенным мышлением. Особенно оно развито у людей, которые работают руками — хирургов, сантехников, инженеров.
Другими словами, человек сталкивается с реальной ситуаций, и она запускает его мыслительный процесс. Наглядно-действенное мышление развивается у человека еще в младенчестве. За него отвечает левое полушарие мозга.
Наглядно-действенное мышление: Unsplash
Роль образов в мыслительной деятельности
Дивергентное мышление — что это такое
Старт развитию мышления дается в младшем дошкольном возрасте. Оно необходимо ребенку для формирования ярких представлений об окружающем мире. Однако это не значит, что взрослым образная память не нужна. Этот навык нужен для:
- Хранения в памяти воспоминаний о ярких событиях жизни;
- Возможности наслаждаться музыкой;
- Заниматься танцами и другими видами художественной самодеятельности;
- Создания новых произведений искусства, литературы, живописи;
- Формировать в сознании наглядный результат деятельности, что позволяет ускорить процесс его достижения;
- Творческого подхода к решению поставленных задач.
Дополнительная информация. Образное мышление не гарантирует абсолютного соответствия реальности того образа, который сохраняется в памяти человека. В сознании фиксируются ключевые моменты увиденного или услышанного, остальное человеческий мозг додумывает самостоятельно рациональным путем. Поэтому продукты образного мышления несколько идеализированы.
Наглядно-образное мышление
Вслед за наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление. Оно формируется у дошкольников в возрасте 4–7 лет и задействует правое полушарие мозга.
Чем отличается наглядно-образное мышление? Оно возникает, когда человек сталкивается с окружающей действительностью и может:
- поверхностно проанализировать ее;
- понять характеристики предмета, не касаясь его;
- сравнивать разные предметы или явления.
Этот тип мышления тесно связан с воображением. Например, ребенок смотрит на объект Н. И. Козлов кратковременной памяти знания о похожих объектах и понимает его свойства, не прикасаясь к нему. У взрослых наглядно-действенное мышление проявляется во время ремонта. Видя голые стены квартиры, они представляют , как на них будут смотреться обои и куда лучше поставить мебель.
Наглядно-образное мышление: Unsplash
Виды использования
Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.
В музыке
Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.
В профессии
Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:
- дизайнера;
- изобретателя;
- режиссера;
- художника;
- архитектора;
- другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.
Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.
В искусстве
Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.
Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.
В учебе
Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.
Понятийное мышление
Освоив практические виды мышления, человек учится рассуждать теоретически. На этом этапе появляется понятийное мышление.
Что характерно для понятийного мышления? Как отмечает доктор психологических наук Н. И. Козлов, оно не врожденное и не развивается само по себе, его формируют во время обучения. На этом этапе человек:
- знакомится с понятиями и запоминает их свойства без личного контакта;
- устанавливает общие закономерности и формирует логические классы;
- учится строить логические цепочки.
Понятийное мышление не замещает практическое, а лишь дополняет его. Оно тесно связано с применением речи и определенных логических операторов. Поэтому в различных классификациях его называют словесно-логическим (вербально-логическим) мышлением.
Понятийное мышление: Unsplash
У взрослых
Во взрослом возрасте образное мышление основано на полученных знаниях и богатом личном опыте.
Для чего оно нужно: функции
Человек быстро собирает в голове всю имеющуюся информацию по задаче и представляет предполагаемый исход в виде картинки, эмоций. Для человека, мыслящего образами:
- упрощается запоминание;
- восприятие текста, телефильмов;
- развивается интуиция.
Образное мышление экономит силы, время и деньги, помогая представить результат мысленно и оценить его.
Теоретическое образное мышление
В чем особенность образного мышления? Этот тип отличается тем, что «материалом» для мышления становится не наглядный предмет или понятие, а образ. Он исходит из памяти или воссоздается воображением. К образному мышлению чаще всего прибегают люди творческих профессий, в частности писатели, сценаристы. Психолог Н. И. Козлов назвал этот тип сценарийным мышлением.
О людях с сильным образным мышлением говорят, что у них развита интуиция. На самом деле, видя ситуацию, они воссоздают возможные развороты событий из опыта. Оперируя логикой и воображением, они могут предугадать развитие даже незнакомой для себя ситуации.
Образное мышление: Unsplash
Согласно другим классификациям, кроме вышеперечисленных видов, выделяют также творческое, аналитическое, интуитивное мышление, пралогическое (способность составлять простейшие логические цепочки), альтернативное (способность выстроить несколько возможных сценариев развития событий и выбрать лучший), критическое, стратегическое мышление и пр.
Человек применяет все типы мышления, но наибольшего развития достигает тот, которого требует род деятельности. Определите, какое мышление дается вам лучше всего, и, вероятно, оно станет основой вашей профессии.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1791961-vidy-myslenia-i-ih-harakteristika/
Методы диагностики и способы исследования
Имеются методы диагностики для всех возрастов с использованием разнообразных методик. Методики для детей младшего школьного возраста:
- «Исключение лишнего» Цель: изучение способности к обобщению.
- «Простые аналогии» Цель: исследование гибкости мышления.
- «Нелепица» Цель: оценка образных представлений и умения строить логические связи.
- Методика «Выделение существенных признаков» используется для работы с подростками и взрослыми. Цель: исследование способностей выделять главные признаки и отличать их от второстепенных.
- Распространенная методика для детей и взрослых – «Матрицы Дж.Равена». Цель: Изучение логичности мышления.
Мыслительные процессы
Чтобы решить какую-то задачу и раскрыть сущность явления/ситуации, активизируются мыслительные процессы. В зависимости от цели, применятся тот или иной вид обработки информации.
Анализ и синтез
Синтез – это объединение деталей, свойств и действий в целостную картину в зависимости от отношений между этими частями.
Анализ – это обратный синтезу процесс, который заключается в раскладывании целого на меньшие кирпичики.
Люди могут делать это практически, подключая мышление. Например, в детском садике, на работе. Наглядным и простым примером может послужить тот же конструктор или строительство дома.
Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрывать разные стороны нового знакомого, хотя перед этим у вас сложился предположительный образ его личности.
Сравнение
Сравнение – это установление различия и сходства между объектами и явлениями.
В основе этого процесса лежит анализ. Поскольку сначала нужно выделить несколько основных признаков, чтобы потом их сопоставлять.
Сравнение может быть поверхностным и глубоким в зависимости от потраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонним и многосторонним – нужно ли было человеку обратить внимание только на один аспект, или была важна их совокупность.
Конкретизация
Конкретизация – это уточнение, детализирование свойств и описания какого-то предмета или ситуации. Когда лучик внимания полностью нацелен в одну точку, и мышление работает только в этом направлении.
Абстрагирование
Абстрагирование – это противоположность приведенному выше понятию. Человек отвлекается от всех черт предмета, чтобы более детально рассмотреть одну характеристику. Дабы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно с помощью этого процесса учёные работают над своими теориями и изобретениями.
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.
Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.
Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.
В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.
Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.
Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.
От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.
Дивергентное и конвергентное мышление
Эти сложные названия используются, как правило, для описания работы в коллективе. Но сие может касаться и размышления в голове одного человека. Сейчас всё объясним доступным языком.
Дивергентное мышление – это открытие и высказывание новых идей без возможности критиковать и обсуждать. Такой тип мыслительного процесса позволяет не останавливать свою фантазию и выдавать целые потоки иногда хороших решений задач, иногда полной ахинеи.
Соответственно, конвергентное мышление – это оценка и анализ идей на брейншторме. Во время такого рационального отбора много решений сразу отбрасываются. А другие по повторному кругу поддаются критическому мышлению.
Для того, чтобы можно было найти выход из ситуации быстро и эффективно, не стоит впадать в крайности. Поскольку можно как наплодить огромную кучу нереалистичных идей, так и застрять в аналитическом ступоре, боясь что-то предположить.