Вспомните, как часто мы произносим «идеальные условия жизни», «идеальные условия работы», «это мой идеал мужчины/женщины», «это идеальные отношения» и т. д. А теперь вспомните ситуации, когда представления об идеалах расходятся. Вплоть до того, что кто-то считает ужасным то, что для другого является идеальным и самым прекрасным. Почему так происходит? Почему представления об идеале отличаются, и что влияет на формирование представлений? Об этом нам сегодня предстоит поговорить.
Что такое идеал
Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.
Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.
Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.
О предельности усилий
Получается некая концепция предельности усилий?
Да, абсолютно.
Как мы можем точно быть уверены в том, что действительно сделали все, что могли? Кажется, что это очень субъективно.
Да, мы почти всегда не дожимаем, не делаем на пределе. На это способен только мудрец. А те кто стремятся к мудрости, стараются прожить так, чтобы про как можно большее количество ситуаций можно было искренне сказать: «Мы сделали все, что было в нашей власти!». И это, в конечном итоге, всегда разговор человека с самим собой и вопрос внутренней честности. У стоиков, кстати, четность входит в добродетель мужества.
У Сенеки есть целый трактат, где он про это рассуждает. И он говорит: «Перед всеми остальными ты всегда оправдаешься, а вот перед собой — никогда не оправдаешься. Если ты себя судишь, то будь справедливым судьей. Суди себя также, как и других». И рекомендует каждый день подводить итоги дня, чтобы не впадать в иллюзии на тему того, насколько мастерски ты прожил этот день.
Многие восточные учения в качестве своей цели ставят достижение состояния «внутренней тишины» (отсутствия мыслей). У стоиков это не так?
Здесь вся медитация сводится к постоянному воспроизведению основных положений стоицизма — коротких фраз, которые возвращают человека к правильным мыслям.
А задача человека сводится к тому, чтобы он, собрал под себя «картину миру», базирующуюся на этих фразах. Это постоянная работа. И, если, например, эпикурейцы были за расслабление, то стоики — за напряжение. Они говорили, что мудреца можно сравнить с надувным шаром, который изнутри напряжен настолько, что ничто внешнее его не может промять.
Как формируется идеал
Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:
- потребности, интересы и мотивы личности;
- ценности и убеждения личности;
- ценности и идеалы общества.
Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага. Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.
Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.
По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума. В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.
Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.
Понятие и виды ценностей
Замечание 1
Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий.
Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них.
Можно выделить следующие виды ценностей:
- материальные – ценности имущественно-физиологического спектра;
- духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни;
- моральные – ценности этического взаимодействия;
- эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном;
- социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.
Какую роль в жизни человека играет идеал
Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.
Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.
Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.
Рай перфекциониста
В интернете есть множество фотографий на тему “рай и ад для перфекциониста”. Здесь я подобрал наиболее яркие примеры. Возможно такое название несколько утрировано, но доля истины в этом, конечно, есть.
На картинках “рай перфекциониста” все аккуратно и гармонично. Каждый предмет находится на своем месте, все должно соответствовать по форме, размеру и цвету.
Перфекционизм как стремление к идеалу
Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.
Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:
- низкая самооценка;
- желание получить признание и похвалу;
- комплекс неполноценности;
- неуверенность в себе;
- потребность в любви и внимании;
- страх критики, зависимость от чужого мнения.
Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.
Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.
Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.
О безразличном
Расскажите про концепцию безразличного у стоиков
Согласно учению стоиков все, кроме добродетелей и собственных пороков относится к категории безразличного. Добродетелей всего четыре:
- быть разумным
- быть мужественным
- быть справедливым
- соблюдать умеренность
Все противоположное этому — это ошибка или заблуждение (иногда даже переводят, как «зло» или «порок»). Как я уже сказал, все остальное — это безразличное. Но безразличное они поделили еще на несколько категорий:
- предпочтительное безразличное
- не предпочтительное безразличное
- совсем безразличное безразличное.
И дальше у них такая логика: «предпочтительнее быть богатым, а не бедным» или «предпочтительнее быть здоровым, нежели больным». Но! Это все категории безразличного, а значит стремиться к ним — это ошибка. Поясню. Стоики говорят: «Да, лучше быть здоровым! Но не стремись к этому. Всего лишь делай так, чтобы быть здоровым. Но здоровье не в твоей власти. Если ты узнал, что ты болен, узнай, что ты можешь сделать, чтобы выздороветь и сделай это. Но выздоровеешь или не выздоровеешь – не в твоей власти! Прими это и радуйся всему, что происходит».
Это можно интерпретировать, как контроль над процессом, а не над результатом? Или это вообще про контроль только над твоим отношением к происходящему?
Только над отношением, потому что результат вообще не в нашей власти, а любой процесс может в любой момент завершиться или пойти не так, как мы планировали. Но, вопрос всегда задается просто «Ты сделал все, что было в твоей власти в этот момент?», если «Да, все!», то удовлетворись этим.