Профилактика девиантного поведения в подростковой среде


Статья:

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Как проявляется девиантное поведение

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки. Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Причины девиантного поведения

Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания. К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.). Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка. Условия риска могут быть связаны с различными сферами жизни.

В семье это:

  • антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
  • неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
  • нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
  • физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).

В школе это:

  • приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
  • сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
  • ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.

Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так: 1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе. 2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил. 3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом. 4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов. Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины, его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи. Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет, он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.

Формы

Существует несколько типов отклоняющегося поведения. Всех их стоит принимать во внимание, чтобы случайно не оказаться в затруднительном положении. Формы девиантного поведения заслуживают пристального внимания, поскольку затрагивают поведение личности, формируют ее будущее. Обратимся к наиболее распространенным вариантам. Многие о них знают, но не соотносят именно с проявлениями девиации.

  • Наркомания. Поскольку ее можно считать болезнью, а не просто плохой привычкой, она разрушает всякую индивидуальность. Наркоман не может быть хорошим семьянином, а также достойным братом, сыном или мужем. Это противоречит понятию семьи, ее непреходящим ценностям. Даже если в самом начале своего «увлечения» человек весело шутил и заявлял, что может бросить в любой момент, как правило, этого не происходит.
  • Употребление алкоголя. Эта форма девиантного поведения, к сожалению, многим знакома не понаслышке. Употребление алкоголя наносит ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом. В результате рушатся семьи, появляется ощущение шаткости и нестабильности внешнего мира. В семье, где выпивают один или оба родителя, ребенок не может вырасти полноценной личностью. Будет получена определенная психологическая травма, сформируется недоверие, неприятие и враждебность. Некоторые молодые люди настолько травмированы, что потом опасаются вступать в брак, хотя рано начинают самостоятельную жизнь.
  • Преступность. Любая форма преступности способствует развращению души. Человек перестает ценить окружающих, относится к людям, как к вещам, которые не заслуживают внимания. Все высоко духовные ценности оказываются попранными, забытыми, отвергнутыми. Проявления преступности могут быть различными – кража, преднамеренное убийство, воровство. Неизбежно одно – обществом осуждаются подобные деяния.
  • Проституция. Продажа собственного тела не случайно считается преступлением против морали. Нравственность человека оказывается под большим вопросом.
  • Самоубийство. Суицидальные наклонности не могут считаться естественными для человека. Нормально, когда человек, напротив, всеми силами старается сохранить себе жизнь. Ненормально иметь желание проститься с жизнью даже при серьезных потрясениях. Любовь к жизни – это то, что нас определяет, заставляет совершать активные шаги.

Виды подростковой агрессии.

Профилактика девиантного поведения

Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание как на семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье, так и на психологическую атмосферу, окружающую их чадо в школе или детском саду. Важно создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности. В то же время необходимо обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено. Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, на основе каких принципов они воспитывают своих детей, каких целей пытаются достичь, и эффективны ли их способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред. Не менее важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям, ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных. В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать. Необходимо также учитывать и выяснять мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания в тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений. Также очень важно обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности. Большую помощь детям в развитии эмоционального и социального интеллекта родители могут оказать, разъясняя эмоциональные состояния их и других людей в ситуациях взаимодействия: что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше — а значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать нарушенным способом.

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход. Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение. Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям. Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей. В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку. Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально положительным способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Если вам или вашим детям требуется психологическая помощь, позвоните по тел. и запишитесь на прием к психологу в СПб!

Патогенез

Течение девиантного поведения подростков довольно сложное. Отклонения развиваются ввиду нарушения ориентации ребенка в системе общественных ценностей, норм и правил.

Если в период возрастного кризиса, когда обострены потребности самоопределения и самовыражения, отсутствуют устойчивая система ценностей, качественные социальные условия и поддержка близкого круга людей, то у подростка формируются патологии поведенческих отклонений. В этот период противоправные и аморальные поступки продиктованы желанием привлечь внимание, доказать свою силу, независимость и значимость, самостоятельность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]