Что такое рациональное мышление и как его развить в себе

Понятие рациональности

Перед тем как рассуждать о рациональном мышлении, сперва выясним, что значит рациональность в целом. Слово “рациональность” происходит от латинского термина ratio, что переводится как “разум”.

Принято считать, что наделенный этим качеством человек обладает умом, рассудительностью, логичностью, практичностью. Он эффективно и осмысленно решает задачи, не поддаваясь эмоциям и чувствам. Любую ситуацию рациональный человек может объяснить с логической точки зрения. Он уверен только в том, что может проверить и доказать на практике.

На основе этих знаний попробуем дать определение рациональному мышлению.

Рациональное мышление – это конструктивный мыслительный процесс, который построен на логических умозаключениях и направлен на принятие решений и достижение целей.

Простыми словами можно сказать, что это форма мышления, в основе которого лежит логика. Оно не подвластно эмоциям. Им руководит только разум.

Как правило, данный тип мыслительного процесса больше характерен для мужчин. Хотя в современном мире есть много женщин, которые занимают ответственные посты, ведут собственный бизнес и нередко обладают прекрасным рациональным мышлением.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Но если мужчины редко отступают от данного типа мышления, то женщины могут обращаться и к другим своим сторонам: интуиции, мечтательности. Стоит отметить, что именно эта способность женского ума иногда показывает эффективность в решении некоторых вопросов, поскольку не все можно решить одной лишь логикой.

Структуру логической интеллектуальной активности, как и мышления в целом, составляют такие формы рационального познания, как:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Подробно эти и другие термины я объясняю в статье о видах мышления.

Кем представляются рационалисты

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека — это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Принципы рационального мышления

Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.

Итак, мыслить рационально – это:

  1. Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
  2. Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
  3. Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
  4. Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
  5. Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
  6. Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
  7. Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
  8. Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.

Что определяет рационализм?

Существует несколько ключевых факторов, определяющих принадлежность индивида к данной идее виденья мира. Рациональный человек — это исследователь, он открыт для новых идей и считает любое знание ключевой целью развития человека. В его понимании навыки и информация не могут быть плохими или хорошими, они существуют для конкретизации и уточнения мира. Те, кто пребывает в постоянной задумчивости, склонны к рационализму. С точки зрения данной идеи, мысль определяет сознание и материальное окружение, а потому является главенствующей. Рациональный человек — это личность с огромным кругозором, которая готова постигать новое вне зависимости от обстоятельств и собственного возраста.

Исторический пример

В бытовом смысле рациональное мышление означает необходимость включить холодную голову, отойти от эмоциональных переживаний и проанализировать происходящее спокойно, глядя на все как бы со стороны. Сделать это бывает непросто. Особенно в критических ситуациях, когда чувства зашкаливают и мозг отказывается мыслить здраво.

Такую проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, к примеру, стоицизм – античную философию, возникшую в Афинах. Слово “стоик” у многих ассоциируется с непоколебимостью и твердостью, подобной скале. Данное учение как нельзя лучше описывает изречение из книги мыслей Марка Аврелия и Сенеки: “Стоик – это тот, кто стоит, хоть бы и рушилось все вокруг, и тот, кто выполняет свой долг до конца”.

Но такое качество стоика не является какой-то уникальной особенностью личности или характера. Способность не терять разум в самых тяжелых жизненных ситуациях можно в себе воспитывать и развивать. Приведу еще одно размышление великого римского императора.

Независимость и спокойствие перед игрой случая. Чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым: при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Марк Аврелий.

Игра случая в данном контексте – это философское отношение к жизни. Ведь все происходящее вокруг нас есть не что иное, как цепь событий, судьба. И если что-то мы не в силах контролировать, то к чему переживания? Если мы можем взять под контроль самих себя и свое отношение к происходящему, не лучшим ли решением будет сохранить рациональное мышление и не поддаваться излишним эмоциям?

Из многих философских учений именно стоицизм больше всего приближен к реальной повседневной жизни. Он помогает обучиться принимать взвешенные решения даже в трудных ситуациях, что и является базой для рационального мышления.

Основы течения

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха «Просвещения» считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Ошибки мышления

Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.

Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.

Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:

  1. Ошибка атрибуции. Это когда человек объясняет поступки и поведение других людей их личностными особенностями (характером), а свои личные поступки – внешними обстоятельствами. Если мы скверно себя ведем, то видим причину в усталости, цепочке неприятных событий, которые предшествовали этому и т. п. Почему же мы не делаем таких поблажек другим людям? Все дело в том, что мы не видим, какие события спровоцировали то или иное поведение другого человека, и нашему мозгу гораздо проще навешать ярлык и действовать по стереотипу. Мозг всегда выбирает ту мысль, которая требует меньше всего энергетических затрат.
  2. Ошибка планирования. Говорит о том, что человек чаще всего недооценивает время, которое потребуется для решения какой-то задачи. К примеру, когда вас спрашивают, к какому сроку будет готов проект, вы с большей вероятностью озвучите меньшее время, чем потребуется по факту. Причин несколько. Во-первых, человек обычно фокусируется на позитивном сценарии, нежели задумывается о потенциальных препятствиях. Во-вторых, он склонен принимать желаемое за действительное. И в-третьих, люди могут забывать о времени, которое они уже потратили на выполнение задачи в прошлом.
  3. Эгоцентрическое искажение. Выражается в том, что человек слишком переоценивает свою точку зрения, когда смотрит на события своей жизни или пытается поставить себя на место других людей. Поясню на примере. Вы совершили какой-то смущающий вас поступок и думаете, что окружающие будут вспоминать о нем еще долгие годы. По факту думать об этом будете только вы, мучаясь и испытывая стыд, а других людей заботят лишь они сами, ведь центром своего мира каждый является для себя сам.
  4. Эффект свидетеля. Он возникает при каких-либо чрезвычайных происшествиях. Исследования доказали, что получить постороннюю помощь при несчастном случае вероятнее всего, если рядом окажется один свидетель, нежели три, пять или даже целая толпа. Когда человек становится не единственным свидетелем, он всегда надеется, что пострадавшему поможет кто-то другой. А одиночный очевидец понимает, что только он может взять на себя эту роль.
  5. Самообман. Это попытка избавиться от когнитивного диссонанса, когда человек подстраивает реальную действительность под свое видение мира, т. е. под личные убеждения, представления. Или, к примеру, полностью отрицает то, что ему не нравится или не соответствует его мнению, отказываясь проверить это на практике.

Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм — это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Что такое иррациональное мышление

Иррационализм происходит от латинского irrationalis и переводится как “бессознательный, неразумный”. Иррациональное мышление – это полная противоположность рациональному.

В широком смысле слова иррационализм означает отрицание или ограничение роли разума в постижении мира. Если рациональное мышление основано на логике, то его антипод базируется на чувствах, интуиции, эмоциях, вере, инстинктах.

Чтобы продемонстрировать примеры иррационального мышления, я приведу три его основные категории:

  1. Преувеличение. Это когда мы думаем что-то вроде: “Я им точно не понравился”, “Он заметил, что у меня низкая самооценка” и т. п.
  2. Сверхобобщение. Например: “Они не сдали этот экзамен, значит, я и подавно не справлюсь”, “В прошлый раз я забыл слова доклада, значит, в этот раз будет так же” и пр.
  3. Чтение мыслей. К примеру: “Я знаю, что ты думаешь обо мне” или “Она думает, что я невоспитанный” и т. п.

Все эти мысли не основаны ни на каких фактах. Это чисто восприятие человека или, если хотите, интуиция.

Принципы рационализма

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Как научиться мыслить рационально

Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.

Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:

  1. Решайте как можно больше интеллектуальных задач и головоломок.
  2. Оценивайте все прочитанное с критической точки зрения. В сети очень много иррациональных постов и статей с кучей ляпов и ошибок. Изучайте внимательно то, что читаете. Со временем вы сможете легко и быстро вычислять различные нелогичные вещи.
  3. Практикуйтесь в написании эссе. В качестве темы можно выбрать какое-нибудь литературное произведение либо новостное событие. Подробно излагайте мысли, приводите факты, аргументируйте свои выводы и высказывайте позицию.
  4. Изучайте материалы на тему логики. Могут подойти как простые университетские учебники, так и более сложные труды.
  5. Общайтесь на разные темы. Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся те, кто может поддержать любую дискуссию, обсудить прочитанное, разобраться в актуальных мировых новостях и т. п.
  6. Если перед вами стоит какая-либо задача, распишите подробно на бумаге по пунктам все нюансы, возможные пути решения, идеи, загвоздки, заметки и все, что придет в голову. Такой мозговой штурм поможет подробно изучить ситуацию и придумать новые решения.
  7. Всегда находите ответы на свои вопросы. Вспомнили о чем-то и стало интересно узнать об этом? Погуглите и утолите свою любознательность.
  8. Перед тем как принять какое-то решение, спросите себя о том, почему вы так думаете и действительно ли это ваша мысль, а не навязанная кем-то.
  9. Записывайте все свои странные или негативные мысли и пробуйте их анализировать с критической точки зрения.

Если интересно, рекомендую прочитать нашу статью о том, что такое аналитическое мышление и как его развить.

Противопоставление эмпиризму

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе «Монадология» отмечает:

«Мы все на три четверти эмпирики.»

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Плюсы и минусы

Несомненно, рациональное мышление обладает целым рядом достоинств. В частности:

  • позволяет адекватно реагировать на происходящие события и не жалеть о содеянном или сказанном сгоряча;
  • помогает принимать взвешенные решения без лишних эмоций, которые в определенных ситуациях просто мешают;
  • позволяет делать выводы, основанные на реальных фактах, а не на личных домыслах и чутье.

Вместе с тем у рациональности есть и свои недостатки. Главным образом это низкий уровень чувствования. У людей с преобладанием логического типа мышления могут возникать сложности с выражением эмоций и чувств, ведь они воспринимают окружающую действительность с позиции “не доказано – не существует”.

Но при таком подходе нельзя забывать, что рациональность – это не единственный способ понимания мира. Мы неслучайно наделены широким спектром разных чувств и ощущений, которые помогают решать такие жизненные вопросы, в которых логика может оказаться бессильной. Все художники, поэты, композиторы обладают именно иррациональным мышлением, которое помогает творить, фантазировать, воспроизводить образы из головы.

Можно сказать, что рациональный и иррациональный типы мышления – это две стороны одной медали. Для гармоничного восприятия мира и полноценного успеха нужно обладать навыками обоих типов.

Принятие решения без логики и контроля

Иррациональное мышление, это выбор, который принимается спонтанно без использования логического заключения, анализа и сбора информации. Подобные варианты, принимает каждый человек в своей жизни. Ошибки, на которых все учатся, это и есть иррациональные решения.

А. Бек, знаменитый исследователь психологии человека, разделил мышление на три уровня, которые объясняют, почему в некоторых случаях люди мыслят иррационально.

  1. К первому уровню автор относит неконтролируемые, поверхностные и неосознанные самим человеком мысли. Это приводит к принятию неправильного решения.
  2. Второй уровень аналогичен первому, но тут речь идёт об автоматических мыслях. То есть человек принимает решение в апатичном или бессознательном состоянии.
  3. Иррациональное решение принимается в условиях низкого уровня мышления или собственной убеждённости. Принципы могут повлиять на принятие оптимального варианта.
  4. Бывают ситуации, когда все три уровня воздействуют на сознание человека, из-за чего он не анализирует свой выбор, а делает всё автоматически.

Мысли, которые ведут к принятию неправильного пути, А. Бек называл когнитивными ошибками. Например, к такому выбору могут вести ситуации, когда человек преуменьшает или преувеличивает проблему, не обладает достаточной информацией, использует личные принципы или эмоции, персонализирует проблему. Влиять на выбор могут и незначительные неудачи, которые приходили на протяжении всей жизни. В итоге хороший выбор просто выпадает из-за страха повторения неудачи.

Книги по теме рационального мышления

Если вы хотите развить в себе рациональность и логику, одной статьи по теме и нескольких упражнений может оказаться недостаточно. Для большего понимания рекомендую подборку книг:

  1. Дэвид Рок “Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок” (электронная версия на ЛитРес, бумажная версия на Лабиринт).
  2. Кейт Станович “Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей” (Лабиринт).
  3. Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления” (приобрести бумажную версию книги можно на заказ через сайт копировального центра Реглет или через официальное сообщество во ВКонтакте).
  4. Ричард Нисбетт “Мозгоускорители” (ЛитРес).
  5. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт “Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем” (ЛитРес).
  6. Рюта Кавашима “Японская система развития интеллекта и памяти” (Лабиринт).
  7. Барбара Оакли “Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее” (ЛитРес).

Еще больше книг про мышление вы можете найти на блоге iklife.ru.

Новое в блогах

Продолжаем тему предыдущей статьи «О соотношении животных инстинктов и разума в человеке современном, Homo sapiens называется» [https://gidepark.ru/community/1282/ article/475738/]. Тема, конечно же, сложна, не совсем приятна, разоблачительная, она противоречит спокойствию человека, уже нашедшего душевное равновесие, но в то же время — актуальна. Без её глубокого усвоения человек не сможет отвечать на вызовы ускоряющейся социальной эволюции.

Речь идёт об увеличении глубины самоосознания человеком своей природы. Раньше, в течение тысячелетий, этим тайно занимались лишь религия и всякие эзотерические (оккультные) вероучения в лицах ограниченного круга лиц избранных. Возникшая в Новое аремя наука не очень интересовалась происхождением человека, полагаясь на Библию, и, провозгласив веру во всемогущество разума человека, до Ч.Дарвина сравнивать поведение человека с поведением его животных братьев младших на эволюционной лестнице не желала. Да и самосознание человека, как высший уровень развития его сознания, начало массово проявлять себя лишь недавно, где-нибудь в XVI-XVII веке.

Чарльз Дарвин (1809-1882) установил происхождение человека от обезьян. Артур Шопенгауэр (1788-1860) впервые поколебал веру в рационализм Нового времени и силу разума человека, начав рассуждать о некоей неосознаваемой человеком космической воле, управляющей всем и вся, в том числе и человеком на его несознательном уровне. Так бессознательное впервые вышло из темноты и предстало перед взором человека. Далее Фридрих Ницше (1844-1900), очень почитавший Дарвина и считавший себя последователем Шопенгауэра, ещё сильнее подверг сомнению рациональное обоснование поступков человека и объяснил их иррациональность известным ранее в древней Греции дионисийским началом (энергией безмерных человеческих страстей). Ницше, веря лишь в сверхчеловека, могущего возникнуть из сословия аристократов, сверхчеловека — носителя безмерной жажды и сильной воли к власти, в то же время, идя вразрез с христианской моралью, называет простых людей «недоделанными и неполноценными» (bungled and botched).

Так Ч.Дарвин, А.Шопенгауэр и Ф.Ницше расчистили дорогу для психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), после которого уже никто не подвергает сомнению истину, что «сознание человека — это лишь остров в океане его бессознательного». С тех пор психологи вот уже почти сто лет лишь уточняют содержание понятий разума, сознания и бессознательного. Что касается разума (литературного понятия), то учёные его обычно отождествляют с сознанием, считая их синонимами (и мы тоже), а по содержанию бессознательного согласия среди учёных меньше. Тем не менее, споры идут по второстепенным вопросам. Сомнений в превалировании инстинктов над разумом в естестве и в поведении человека уже нет. Вопросы — в деталях.

Инстинкты, как мы знаем, это видовые программы поведения, хранящиеся в генетической памяти. По Фрейду, инстинктами называются психические образы телесных потребностей. Фрейд утверждал, что любая активность человека, включая восприятие, запоминание, воображение, мышление, определяется инстинктами. Влияние инстинктов на поведение человека может быть как прямым и выразительным, так и непрямым, замаскированным, комбинированным. Разум может прислуживать инстинктам, но никогда — наоборот.

Фрейд считал наиболее влияющими на поведение человека Либидо — инстинкт полового влечения, продолжения рода, источник жизненной энергии, и инстинкт агрессии — Танатос, ведущий в конце концов к смерти. Сегодня, ознакомившись со взглядами десятков психологов, мы считаем, что Фрейд безусловно прав, что касается Либидо. С Танатосом оказалось не всё так просто.

А Фрейду, как видим, просто не хватило времени на осознание всего множества инстинктов, всей широты их проявлений.

В течение всего ХХ века продолжались попытки как-то упорядочить и классифицировать инстинкты человека. Работа эта ещё не завершена. Если попытаться обобщить мнения известных психологов, то в множество инстинктов человека надо включить: 1) двенадцать основных видов инстинктов человека, описанных В.Макдаугаллом (1871-1938); 2) личностное и коллективное бессознательные К.Г.Юнга (1875-1961) с огромным неизвестным количеством инстинктов; 3) врождённое эгоистическое стремление к превосходству А.Адлера (1870-1937); 4) пять основных экзистенциональных потребностей человека, увиденных Эрихом Фроммом (1900-1980); 5) десять невротических потребностей, описанных Карен Хорни (1885-1952); 6) пять уровней потребностей пирамиды А.Маслоу (1908-1970). Инстинкты превалируют и в одной третьй части шестнадцати основных черт модели личности Раймонда Кеттела (1905-1998). У Ганса Айзенка (1916-1997) все три типа (суперфактора) организации поведения человека — экстраверсия, нейротизм и психотизм — в бльшой степени (на три четвёртых по убеждению автора) — зависят от генетических факторов, инстинктов.

Как видим, взгляды психологов не совпадают. И как тут быть? Что выбирать?

А выбирать самое-самое верное не надо. Надо исходить из принципа дополнительности, уже общепринятого в современной науке при исследовании сложных явлений. И выходит: и тот прав, и тот прав.

***

Первым, кто заметил выше упомянуту статью, был гайдпарковец Владислав Герасимов. Его коментарий был таким: «Полнейший бред. Человек начитался всякой фигни и пытается выложить здесь…».

Ничего особенного. Где-то уже читал о восприятии таком. Вспомнил. Снимаю книгу с полки и нахожу на стр. 519 вступление литературного редактора Я.Левченко к новой главе книги «Фрейджер Р. Фейдимен Д. БОЛЬШАЯ КНИГА ПСИХОЛОГИИ. ЛИЧНОСТЬ. Теории, упражнения ,эксперименты», переведённой с английского на русский язык. Он пишет: «Напомним, что восприятие непривычного происходит, как правило, в три этапа. На первом мы говорим: это полная чушь. На втором: в этом что-то есть. И наконец, на третьем: это превосходно». В общем, приходится читать непривычное три раза.

***

Первым положительным был комментарий-дополнение к теме Виталия Хлыновского. Он дал ссылку на свою статью «Гомо, сапиенс на 3-5%» [http:/gidepark.ru/user/1644797384/article/ 276650/], где речь идёт о том же, но другими словами, с опорой больше на теософию, нежели на психологию и философию.

Автор акцентирует внимание на критериях правильного воспитания молодого поколения. Он пишет, правильным воспитанием следует считать то, которое основывается на верном представлении о существующей реальности и месте человека в ней. Молодое моколение должно понимать, что наша современная жизнь имеет мало общего с той, какова она может быть и должна быть в действительности. Это как раз то, что в данный момент нас заботит.

Моё внимание также привлекли семь уровней энергоинформационного обмена, уровней единства человека со Вселенной. Да, встречаются уже люди (их мало), обладающие кроме 2-й сигнальной системы (речью), ещё и 3-й, 4-й и 5-й уровневыми системами.

***

Обсуждая предыдущую статью «О соотношении животных инстинктов и разума в человеке современном, Homo sapiens называется», гайдпарковец Дмитрий Каковкин задаёт 28 ноября 2011 в 12:05 такие уточняющие тему вопросы:

«Какие такие инстинкты у людей есть ещё, кроме животных?

Что такое рациональный разум? И какой ещё он бывает?».

Отвечаем Дмитрию Коковкину на первый его вопрос словами Льва Выготского, выдающегося отечественного психолога:

«Мы считаем одной из самых плодотворных в теоретическом отношении мысль, которой на наших глазах овладевает генетическая психология, о том, что структура развития поведения в некотором отношении напоминает геологическую структуру земной коры, — писал Л.Выготский, исследуя историю развития высших психических функций. — Исследования установили наличие генетически различных пластов в поведении человека… то, что Кречмер называет законом напластования в истории развития. При развитии высших центров низшие, более старые в истории развития центры не просто отходят в сторону, но работают далее в общем союзе как подчиненные инстанции, так что при неповреждённой нервной системе обычно их нельзя определить отдельно» [ Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004 — 1136 с. С. 349-350].

Иными словами, всё что было у предков человека в ходе предыдущей сотни миллионов длящейся эволюции, оно никуда не делось, а в том или ином виде присуствует в естестве совремённого человека, в том числе и инстинкты. Поэтому в прилагательном «животные» нет ничего оскорбительного для человека. Скорее наоборот, мы должны быть благодарны всем предкам в животном мире за создание и отработку совершенных энергетических, обменных и информационных механизмов. Инстинкты ведь снабжают человека жизненной энергией.

Интересно, что проявления «геологического» закона напластования были известны ещё в древнем Китае и сформулированы были в виде поговорки «Все звери сидят в каждом человеке, но нет ни одного зверя, внутри которого сидел хотя бы один человек».

Место человека в классификации представителей мира Живой Природы известно. Человек — не растение, а животное. Тип: хордовые, класс: млекопитающие, отряд: приматы, семейство: гоминиды; род: люди, вид: человек разумный, подвиды: (?). Есть ли в человеке видовые инстинкты, которых нет у других представителей семейства гоминид? Да, есть. Я отношу к таким инстинктам, инстинктоидным потребностям, потребности 4-го и 5-го уровней пирамиды А.Маслоу. Это потребности уважения и самоуважения, потребности самоактуализации и самореализации. В их фундаменте — инстинкты гоминид. К чисто человеческим инстинктам я бы отнёс и сочувствие ближнему, совесть, чувство долга перед общностью людей. В их фундаменте — инстинкт альтруизма, возникший в среде животных с общественной организацией жизнедеятельности. Конечно, это — новые, чисто человеческие инстинкты, они в одних людей уже развиты, а у других — ещё в зачаточном состоянии, недоразвиты.

Что касается второго вопроса о видах разума, о рациональном разуме, в частности, то я бы ответил так. Разум синоним сознания. Сознанием, как формой отражения действительности, обладает всё живое, движущееся (по определению А.Бергсона), даже амёба. Мышление — это сознание в динамике, в движении.

Конечно, надо учитывать, что в сознании человека есть свои особенности, свои добавки, которых нет у его предшественников. Это, прежде всего, синестезия ощущений и чувств, способность переотражать действительность символами и знаками, развитое воображение. Эти новые качества выражаются в абстрактном мышлении, в способностях к анализу и синтезу, к оцениванию с точки зрения разных наперёд выбранных критериев и прогнозированию. Некоторые учёные склонны сознанием человека называть лишь эти добавки

Что касается мышления, то существуют разные классификации его видов. Автор популярного учебника «Психология» Р.Немов основные виды мышления у человека видит такими: практическое мышление, состоящее из наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и теоретическое мышление, состоящее из образного и понятийного. Наглядно-действенное мышление является самым простым видом мышления. Наверное им обладают и животные, братья наши младшие.

Говоря о рациональном мышлении человека, мы имели в виду его способность выделять существенное, абстрагировать, анализировать, синтезировать по новому, прогнозировать. Согласно Р.Немову, это относится к теоретическому мышлению, чисто человеческому мышлению, которого нет у животных, ниже стоящих на лестнице эволюции. Нельзя сказать, что рядовой, обыкновенный человек им владеет в достаточной мере. Акцентируя внимание на рациональности мышления, мы хотели бы видеть в распоряжении обыкновенного, рядового человека способность системного видения проблем, способность делать выбор, т.е. принимать оптимальные решения с позиций заранее выбранных критериев, в т.ч. находить решения в многокритериальных задачах выбора. Этому уже учат в университетах, однако далеко не каждый человек владеет таким рациональным мышлением. И такое рациональное мышление не прихоть, без него сегодня невозможно даже правильно избрать депутатов парламента и президента страны. Если нет такого рационального мышления, то приходится пользоваться инстинктами и предметно-действенным практическим мышлением, которое в свою очередь лишь обслуживает инстинкты. Что мы и наблюдаем сплошь и рядом.

Строго говоря, носителями рационального мышления являются пока лишь отдельные люди планеты Земля. В целом же человечество находится во власти инстинктов. Доказательств можно привести множество. Это и бездумное использование природных ресурсов, и принцип неограниченного потребительства как движитель капиталистической экономики, это и нынешний мировой финансовый кризис, возникший вследствие так называемых «мыльных пузырей» — необоснованных кредитов, жизни целых народов в долг, Греция, Италия, Исландия, Португалия тому пример.

Ярким примером недоразвитости рационального разума людей Земли является начало 1-ой мировой войны. Свидетели тех событий в России, например, оставили такие мемуары: настроения масс настолько были патриотическими, что правительство никак не могло не объявить войну. И что поимели? А ведь могло быть всё иначе в развитии страны. В Англии было то же самое. Бертрана Рассела (1872-1970), выдающегося философа ХХ века, например, за пацифистские лозунги изгнали из Кембриджа, где он преподавал, и посадили на полгода в тюрму. 1-я мировая война, однако, ничему не научила правящие элиты большинства стран. В основе развязывания 2-й мировой войны также лежали животные инстинкты Гитлера и Сталина. А массам не оставалось иного выбора, как быть патриотическим «пушечным мясом». Посмотрим как будут развиваться события в ХХI веке. Все взоры надежд обращены на Ангелу Меркель…

«Вообще то я хотел обратить внимание автора на необходимость использования точной терминологии. Без этого в рассуждениях легко запутать себя и других» — делает замечание Дмитрий Каковкин.

— Да, надо использовать точную терминологию. Однако её пока нет в науке «Психология». И каждый вкладывает в слова-понятия частично свой субъективный смысл в зависимости от имеющегося на тот момент в его голове запаса знаний, тезаурусом называется. Трудности изложения свежих мыслей возрастают с переходом на «научно-популярную площадку».

Полностью разделяю настроение Дмитрия Каковкина, отражённое в его словах :

«Как бывший научный работник, т.е. человек, испорченный многолетней научной работой и не вполне адекватный, пытаюсь изобретать и лезу в неизвестность… мир вижу по-другому… всё это не обходится без последствий. Чем больше человек знает и думает, тем больше поводов для грусти. Возникает ощущение: что-то надо делать, пока не поздно. …Количество вопросов растёт».

Согласен, сам таков. Сюда можно добавить лишь известный афоризм: «Чем больше расширяется груг наших знаний, тем больше становится линия нашего соприкосновения с неизвестным».

***

Михей Лесовой, обсуждая тему, затронул очень тонкий вопрос об ответственности учёных за использование их знаний в технологиях. Он обеспокоен, что совремённой науке вполне по силам построить эффективную технологию «полного порабощения человека, которая поспособствует разделению человечества на два слоя: недочеловеков и элиту…». И спрашивает: «Куда попадёте Вы? А Ваши дети и внуки?». Да, надо признать, есть такая тенденция расслоения структуры сообщества людей всего на два слоя, она существует. И это очень-очень серъёзный вопрос. Чтобы этого избежать, нужна большая глубина самосознания каждого человека, много больше, чем она есть. Каждый должен понимать жизнь с позиций, я бы сказал, системно-психолого-синергетических. Надо всем понимать, что существует в сообществе людей прослойка эгоистических сильных «тварей избранных», заинтересованных всех остальных иметь как быдломассу. Да и стимулирование капитализмом «неограниченного потребительства» этому способствует. Будем надеяться, что в обществе людей Земли действуют и другие законы, ведущие к Гармонии и Добру.

Тревогу Михея Лесового о разделе сообщества людей на два слоя разделяет и Валерий Косарев из Молдавии. А что касается разумности человека вообще, то он согласен: «А Homo sapiens — это комплимент человека самому себе».

***

Геннадий Усс пытается объяснить, что среди кандидатов на президентских выборах 2010 года в Украине лучше Януковича Фёдоровича никого не было и высказывает предположение, что автор статьи о соотношении инстиктов и разума за Януковича не голосовал. Да, автор статьи, за Януковича не голосовал и вот почему. Ему известны были элементарные истины из возрастной психологии (хотя его основная специальность «радиофизика и электроника»), утверждающие, что если человек имел «психические проблемы» в детстве, отрочестве и ранней юности, то их негативный след остается на всю оставшуюся жизнь. Иными словами, если человек до 18 лет хулиганил, снимал шапки, кольца с рук и серги из ушей прохожих в тёмных подворотнях, затем был осуждён и прошёл дополнительное воспитание в колонии, получил там кличку «хам», то — это на всю жизнь. Рецидивы неминуемы в той или иной форме в течение всей оставшейся жизни! И, как видим, «почерк» виден в дальнейшей жизни «пацана». Возьмём хотя бы его проФФесорство. На Западе, в более развитых странах, за такое проФФесорство человека на пушечный выстрел не подпустили бы к общественной деятельности. Но мы — отсталая страна. У нас «простые» люди говорят: «Смотри! Какой богатый опыт у этого товарища кандидата!». Конечно жизненный опыт — богатый. Можно ему доверить много должностей, от заведующего гаражом и выше. Однако — не должность президента и обязанности гаранта Конституции страны. Что из этого получается сегодня — мы видим. И ещё многое увидим, да храни нас Бог.

***

Обращают на себя внимание комментарии гайдпарковцев-женщин, они отличаютя «детской непосредственностью», «наивной простотой» и искренностью. Elena Mari, например, реагирует 27 ноября 2011 в 20:39 так на содержание статьи: «Полная ахинея. Толщина слоев, блин… а покороче нельзя? И в каком состоянии нахожусь я…». Любовь Гайдученко, специалист по грамматике руссого языка, 27 ноября 2011 в 20:52 отреагировала на грамматику статьи, не видя её содержания, так: «…Так выражаются только безграмотные уборщицы». Лариса Смирнова, 28 ноября 2011 в 14:50, была более сдержанной: «Сложно, умно, научно, но… Автор «очень далёк от народа» «. Спасибо за внимание, прочли всё-таки.

***

Замечено, что в комментариях к вышеупомянутой статье гайдпарковцы Дмитрий Радченко, Виктор Юшин и robin kruzo встали с автором по одну сторону «баррикады». Приятно видеть единомышленников.

***

Автор с благодарностью принимает ссылки на другие материалы, дополняющие тему статьи о соотношении инстинктов и разума в человеке:

https://gidepark.ru/user/1644797384/article/276650/ от Виталия Хлыновского,

https://samlib.ru/k/kishinec_w_m/nanosapiens.shtml/ от robin kruzo,

https://altruizm.novpanacea.ru/ierarhia.html/ от Евгения BEvgeNL,

https://kosarev.press.md/Religion.htm/ от Валерия Косарева.

***

И в заключение вот о чём. Имея два университетских диплома, физико-техно-математичекий и гуманитарный, управленческий, и соответствующий стаж работы, задаю себе вопрос «А приходил ли мне в голову когда-нибудь вопрос о соотношении животных инстинктов и разума внутри человека?». — Нет, никогда. — Но, почему? Ведь это ключевой вопрос для правильного понимания общественной жизни человека сегодня и до сегодня. Ответ вижу таким: видимо, глубины самосознания мне не хватало, а система образования не помогала.

Разновидности и способы

Рационализация, рассматриваемая как механизм психологической защиты, бывает двух видов:

  • прямая — индивид оправдывает свои собственные действия, мысли и чувства;
  • непрямая — в оправдании задействованы посторонние объекты.

Также в психологии выделяют несколько подвидов этого процесса:

  1. Персональная или групповая рационализация. В первом случае индивид защищает исключительно себя. Во втором — группу людей, с которой себя ассоциирует.
  2. Актуальная рационализация. Действует на протяжении небольшого промежутка времени.
  3. Предвосхищающая рационализация. Неприятная ситуация еще не произошла, а человек уже заранее начинает искать оправдания своим поступкам.

Для рационализации как для метода психологической защиты характерно использование разных методов. Всего их 6:

  1. Обесценивание цели. Проигрыш в конкурсе объясняется плохими призами, к которым глупо было бы стремиться.
  2. Дискредитация жертвы. Допустим, человек кого-то обидел. В свое оправдание он скажет, что оппонент сам виноват и в подобной ситуации поступил бы точно так же.
  3. Усиление роли обстоятельств. При рационализации обстоятельства всегда используются для того, чтобы оправдать случившееся.
  4. Вред во благо. Многие люди искренне верят в правильность своих поступков по отношению к другим. Объясняют они их словами: «им же лучше будет», «я старался для их же блага».
  5. Дискредитация самого себя. Человек делает из себя жертву. Он демонстративно соглашается с тем, что совершил плохой поступок, и говорит о том, как ему от этого плохо. Кто станет спорить с таким страдальцем?
  6. Самообман.

Каждый из перечисленных методов рационализации наносит определенный вред человеческой личности.

Итоги

Советы Дэна: 1. Мир не настроен помогать вам в достижении ваших долгосрочных целей. Пассивность не приведет к желаемому результату. 2. Следите за тем, что вас окружает, или среда начнет контролировать вас. Оптимизируйте свое рабочее пространство согласно тому, что нужно выполнить. 3. Записывайте то, что необходимо сделать, в ежедневник. У вас больше шансов заняться тем, что зафиксировано на бумаге. 4. У вас есть два часа максимальной производительности, обычно они приходятся на раннее утро. Берегите это время и используйте его мудро. 5. Собрания, электронные письма, многозадачность и структурированная прокрастинация являются главными убийцами времени. 6. Нет, вам не нужен перерыв на проверку почты. Смена занятий снижает эффективность, так как требует переключения мышления. Чем чаще вы это делаете, тем ниже будет ваша производительность (о 7 причудливых исторических способах достижения поразительной продуктивности можно прочитать здесь).
Вам не нужно считать каждую минуту. Вам не следует убиваться над потерянными секундами. Это едва ли улучшит ситуацию. Среди нас нет непогрешимых. Вот, что говорит Дэн о балансе работы и личной жизни:

Я борюсь за это каждый день. Мы с вами заняты этим интервью, а ведь сегодня суббота. Итак, никто не идеален. Но советы Дэна помогут нам стать искуснее в распределении своего времени.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Формула провала: как перестать саботировать себя.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.

Группы риска

Рационализация как способ защиты психики от нежелательных эмоций довольно популярна. Ее используют многие люди. Но чаще всего те, кто действительно нуждается в психологической помощи. В группе риска 2 категории:

  1. Обсессивные личности. Они во всем сомневаются. И не важно, что это — сам человек, его способности, люди вокруг, работа и т.д. Все возникающие у них сомнения со временем становятся навязчивыми мыслями.
  2. Социопаты. Таким людям сложно строить адекватные взаимоотношения с обществом, а также принимать общепринятые правила и нормы. Часто они проявляют агрессию и импульсивность.

Рационализация опасна в любом случае, независимо от того, находится человек в группе риска или нет.

Резюме

  • Рациональное поведение — это процесс принятия решений, основанный на выборе, который приводит к оптимальному уровню выгоды или полезности.
  • Теория рационального выбора — это экономическая теория, которая предполагает рациональное поведение со стороны людей.
  • Рациональное поведение может не включать получение максимальной денежной или материальной выгоды, поскольку полученное удовлетворение может быть чисто эмоциональным или неденежным.

А на этом сегодня все про рациональное поведение человека в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 3
    Поделились
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]