Что такое ТЩЕСЛАВИЕ, как оно влияет на человека и окружающих

Обновлено 24 июля 2021 620 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.

Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная завышенная самооценка приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя «звездную болезнь»? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.


Тщеславие

Причины

Психологи утверждают, что данная черта характера закладывается в человеке еще в детском возрасте, когда у ребенка начинает формироваться идентификация личности и самооценка. Для любого малыша важно быть признанным и ценным в кругу семьи, независимо от каких-либо факторов. Важно, чтобы окружение ребенка здраво оценивало его достижения и победы. Родителям не следует излишне хвалить дочку или сына если они того не заслуживают, поскольку это может привести к завышенной самооценке, а впоследствии и к тщеславию.

Данное правило работает и в другую сторону. Если ребенку не хватает похвалы и признания, он будет всеми силами стараться завоевать любовь и внимание окружающих, не осознавая собственного восхваления.

Другие возможные причины появления тщеславия:

  • неразрешенный внутренний конфликт;
  • детские травмы и семейные проблемы;
  • нехватка других чувств и эмоций;
  • неоцененность;
  • травля со стороны сверстников или взрослых;
  • протест и защита.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» — без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

См. также: Что такое ДИСКРИМИНАЦИЯ. Причины, признаки и виды

Признаки

Тщеславие, как черта характера определяется несколькими признаками:

  1. Любовь к лести. Тщеславные люди обожают, когда их хвалят и часто делают это по отношению к окружающим и всему миру. Им совсем неважно будет ли это правдивая похвала или же попытка «бросить пыль в глаза».
  2. Резкая реакция на любую критику. Люди, которым присуще нездоровое тщеславие, крайне негативно реагируют на критику в собственный адрес, даже если она конструктивна и подкреплена неоспоримыми аргументами.
  3. Стремление быть в эпицентре внимания. Такие люди часто ведут себя крайне эмоционально и несдержанно, пытаясь привлечь всеобщее внимание и обсуждение.
  4. Склонность к унижениям. Зачастую люди используют унижения, чтобы самоутвердиться за чей-либо счет. Человек, который тщеславен, всегда использует возможность поглумиться над чужими промахами и ошибками.
  5. Надменность. Во время общения с таким человеком у всех собеседников невольно создается впечатление, что он ставит себя выше остальных и практически не интересуется мнением других людей.
  6. Частая зависть по отношению к другим.

Помимо этого, тщеславная женщина или мужчина могут долго и много рассказывать о собственных достижениях и умениях, чтобы собеседник был буквально сражен наповал. Однако зачастую мнимые победы не подкреплены какими-либо реальными успехами.

Тщеславие — это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты — с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Как влияет на человека — примеры из жизни

Такая черта характера, как тщеславие оказывает сильно влияние на жизнь человека. Самые частые формы тщеславия – это гордыня, высокомерие и звездная болезнь. Существуют определенные примеры тщеславия, которые могут негативно сказаться на карьере или реализации человека. Так, например, выпускник престижного университета, которому с легкостью давались даже самые сложные предметы, в новом коллективе будет непременно считать себя восходящей звездой. Сотрудники столь спесивого молодого человека вряд ли найдут с ним общий язык, будут сторониться и остерегаться. Однако стоит помнить, что рано или поздно может произойти ситуация, которая «собьет всю спесь» и хвастовство с юноши.

Достаточно часто тщеславием обладают творческие люди с выдающимися способностями. Такой человек начинает мнить себя лучше других, поскольку сумел взобраться на самую вершину. Его самооценка начинает зашкаливать, он ожидает, что остальные будут восхвалять его персону, восхищаться и поклоняться. При этом у человека может сформироваться настоящая зависимость, а впоследствии и психологическое расстройство.

Иногда тщеславие реализуется и в форме имитации саморазвития. Человек может упорно убеждать окружающих его людей в том, что он активно развивается, обучается, посещает различные курсы и тренинги. На самом же деле зачастую такие люди проводят большую часть своей жизни в стагнации и на самом деле стараются «казаться, а не быть». Именно данный вариант тщеславия предполагает стремление выглядеть лучше на фоне других.


Тщеславие негативно сказывается на карьере

Честолюбие и тщеславие — отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие — между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива — предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм — качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути — помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс — австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

См. также: Что такое КСЕНОФОБИЯ в современном мире

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие — один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

Как победить тщеславие — православие

Тщеславие – грех, пожирающий труды души человека. Православные священники очень большое внимание уделяют чистоте помыслов и каждодневных деяний – это огромный труд на пути к Богу. Борьба с тщеславием и гордыней включает в себя:

  • смирение;
  • скромность;
  • деятельность с любовью и уважением ко всему;
  • деяние благих дел, так чтобы никто из окружающих не знал;
  • молитвы для помощи в избавлении от соблазнов;
  • исповедь перед священником.


Тщеславие

Рекомендуемые статьи:

  • КОМПРОМИСС — что это. Плюсы и минусы компромисса
  • Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ человека. Его виды и формы
  • Что такое ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Причины и признаки глобализации

По материалам — womanadvice.ru

Раздел VII. Страсть тщеславия, истерия и их преодоление

Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть.

Тщеславие – это лицемерие человеческого духа.

Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» [19, с. 26].

1.1. Святые отцы о тщеславии

Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть.

«Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан. – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» [6, с. 74].

«Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник [7, с. 150–151].

«Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, [и наедине] обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не окрадываться тщеславной мыслью» [7, с. 245].

Страсть тщеславия очень «хитрая», она часто маскируется под другие страсти или под что-то «хорошее», что на поверку оказывается нередко просто другой страстью.

«На иного напускает она желание священства или дьяконства, рисуя ему в мысли, что он с такой святостью и строгостью исполнял бы тогда свое дело, что и прочим священникам мог бы послужить примером святости, а кроме того, многим доставил бы пользу и своим поведением и оказыванием поучений. Иногда и того, кто живет в пустыни или уединенничает в келлии, заставляет оно мечтать в уме своем, будто он обходит домы разных лиц и монастыри и действием своих воображаемых убеждений многих обращает на путь должной жизни. И водится таким образом бедная душа туда и сюда такою суетностью, бредя как бы в глубоком сне, и, увлеченная сладостью таких помышлений и такими мечтами исполненная, большею частью бывает не в состоянии замечать ни своих действий, ни присутствия братий, если б они в самом деле были пред глазами, будучи вся сладостно погружена, как в истинно происходящее, в то, чем, не спя, бредит, как во сне, в блуждании помыслов своих», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин [6, с. 78].

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, что, кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь: одну – по наружности, а другую – по образу мыслей и чувств: одну – наедине с собой, а другую – на людях [см.: 7, с. 153].

«Все другие страсти, – рассказывает святой Иоанн Кассиан, – будучи преодолеваемы, увядают и, будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее, также под влиянием места или времени истощаются они и стихают; или всячески, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, удобнее бывает предостерегаться от них и избегать их. Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань и, когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит и, чем сильнее была поражена, тем чрезмернее борет помыслом возношения по случаю победы над собою» [6, с. 76].

Страсть тщеславия паразитирует часто на добродетелях, которые могут стать причиной тщеславия:

«Плющ обвивается около дерева и, когда достигнет вершины, сушит корень; а тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отъимет от них всего значения.

Грозд винограда, до земли спустившийся или прилегший к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая», – сравнивает преподобный Нил Синайский [15, с. 260].

«Тщеславие новоначальных и тех, которые мало еще преуспели в добродетелях и в ведении духовном, обыкновенно превозносит или за тон голоса, то есть что приятнее других поют, или за то, что они тощи плотию, или красивы телом, или что имеют родителей богатых и благородных, или что презрели военную службу и почести. …Надымает его таким образом принесением в жертву безвестных надежд и заставляя тщеславиться оставлением того, чем никогда не владел» [6, с. 78].

Прочие страсти, как состоящие в раздоре с противоположными им добродетелями и воюющие открыто, как в ясный день, легче побеждать, а эта, смешавшись с ними, прельщает человека, так как он не ожидает ее нападения.

1.2. Связь тщеславия с другими страстями

Со страстью тщеславия связаны разные чувства, как показывает это преподобный Нил Синайский.

«Желающий быть в почете завидует тому, кто превосходит его славою, присоединяя к сему завидованию еще и ненависть.

Побежденный сильным желанием почета не терпит, чтобы кто-либо был ему предпочтен, но себе восхищает первенство, чтоб не показаться низшим кого-либо.

Не терпит он, чтоб того, кто превосходит его, чтили и в отсутствие его, – и славу трудов его представляет обыкновенно ничего не значащею.

Начало почести – человекоугодие, а конец ее – гордость» [15, с. 261, 262]. Тщеславному свойственна обидчивость и даже мстительность тем, кто не видит его мнимых достоинств.

«Ты видишь, – говорила гордость, – что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его» [7, с. 160].

Тщеславие, как ближайший прислужник гордости, всегда бывает видимо более явно, чем внутри скрытая гордыня. Коварная страсть тщеславия, как вор, настырно старается с любого доброго дела, вообще с любого поступка человека сорвать свой оброк в пользу гордыни, во славу самодовольного «я» человека. Доброе ли дело творит человек, злое ли, красивое или некрасивое – все тут как тут тщеславие высматривает, нельзя ли из этого извлечь что-либо хвастливое, насыщающее больное самолюбие. И наоборот, прежде чем сделать какое дело, всегда человек рассуждает в себе – стоит ли сделать, как сделать, ради чего… и вот тут-то тщеславие и суется со своими пагубными предложениями, лукаво извращая доброе пожелание и подменяя добрые мотивы на притворные – ради прославления своей личности. Начал человек хорошее дело исполнять, а тщеславие тут же шепчет ему: «Да, давай, очень хорошее дело, да и про тебя будут вот так хорошо потом говорить…», и вот в этот момент человек воодушевляется, и силы вдруг особые появляются, и не замечает он, как принял этот бесовский помысл и трудится, уже поддавшись этому греху.

1.3. Причины страсти тщеславия

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой» [7, с. 151].

Причиной страсти может стать и собственная добродетель.

«Иной искушается сим по причине обширности познаний, иной – по причине долгого сидения за чтением, иной – по причине длительности бдений. И всякого эта болесть усиливается уязвить собственными его добродетелями, в том устрояя претыкания в пагубу, чем снискиваются плоды жизни», – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин [6, с. 75].

«Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн.

Господь часто скрывает от очей наших те добродетели, которые мы приобрели; человек же, хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий в заблуждение, похвалою отверзает нам очи, а как скоро они отверзлись, то и богатство добродетели исчезает», – пишет преподобный Иоанн Лествичник [7, с. 154, 151].

Тщеславный, желая похвалы и славы, трудится ради человекоугодия. Даже свои взгляды и суждения тщеславный легко меняет ради человекоугодия [см.: 7, с. 151].

1.4. Последствия одержимости страстью тщеславия

«Тщеславный… – бесплатный работник: несет труд, а награды не получит.

Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей.

Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе» – так рассуждает преподобный Нил Синайский [15, с. 260].

«Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред; первый – что изнуряет тело свое, а второй – что не получает за это награды» [7, с. 151].

«Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва; потому что похвала многих возбуждает усердие» [15, с. 261].

«Которые из человекоугодия упражняются в добродетели, у тех основание спасения положено не на камне, а на песке; почему, как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры (искушения), падают они от помыслов. Они, если не падают, а живут как должно, надмеваются великою гордостью; а когда падают, предаются бесполезному отчаянию», – пишет святой Ефрем Сирин [5, с. 421].

«Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – во многом неверен и тщеславен» [7, с. 153].

Часто вся жизнь человека может быть по наружности самая нормальная, примерная, оптимальная с точки зрения добродетели, а внутри вся изъедена этим червем и основана на ложном фундаменте (на песке) – и целое огромное, великолепное здание может рухнуть при легком ветерке.

Случается и так, что тщеславие приносит пользу. Преподобный Иоанн говорил, что видел некоторых, «по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя и порочное положено было начало, однако конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль» [7, с. 153].

Авва Пимен говорил, что усиленно домогающийся любви человеческой лишает себя любви Божией [цит. по: 16, с. 389].

Таким образом, последствиями овладения человеком страсти тщеславия являются потеря воздаяния за ранее приобретенную добродетель, любви Бога, надежды на спасение, отчаяние и разрушение внутреннего мира.

В православной аскетике описаны ложные духовные состояния, которые святые отцы называют прелестью (прельщением).

Священник Феодор Кузнецов описал психологические особенности прелестных состояний сознания и поведения [см.: 13, с. 37]:

– выделение человеком себя из среды подобных людей: «Я не такой, как они» – такая самость ведет к нежеланию быть под чьим-то духовным руководством, к непризнанию никаких авторитетов;

– склонность к мечтательности в сфере божественного, поиск и стремление к видениям;

– открытие у себя «высоких» духовных даров – чувственно-страстные отношения с Богом, восторженность, гласы, нервозность после усиленной молитвы;

– любование своими добродетелями;

– активная деятельность в расколах, ересях;

– восторженность и восхищение прозорливостью, чужими подвигами при полном нежелании исполнять на деле то, чему они учат;

– стремление научить всех духовному пути и просвещать всех падших и заблудших.

На основании этих описаний отец Феодор высказывает предположение, что к таким прелестным состояниям наиболее склонны люди определенного психологического типа – истероиды [см.: 13, с. 430].

Архимандрит Киприан (Керн) писал, что истерия легче всего находит точки соприкосновения с религиозными проявлениями. Это – повышенная экзальтация религиозного чувства, которая ищет для себя предмет обожания и преклонения в священнике, в избыточной склонности женщин к «мироносничеству» [ср.: 12, с. 246].

1.5. Истерия

Как отмечает Б.Д. Карвасарский, истерия является второй по частоте формой невроза и значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин [см.: 9, с. 130].

Психологическая практика показывает, что стремление выглядеть ярко, необычно, характерное для некоторых людей – как мужчин, так и женщин, связано, как правило, с превозношением над другими и желанием выделиться.

Желание привлечь к себе внимание чем угодно у такой демонстративной личности настолько сильно, что может выразиться в неразборчивости средств: откровенно неприличном поведении, вульгарности, крикливости.

Поскольку удовлетворение таких желаний возможно только в присутствии других людей, то это неразрывно связано с человекоугодием, пишет психиатр Н.Д. Гурьев [см.: 3, с. 162]. Будучи зависимым от мнения окружающих, такой тщеславный человек очень высоко ценит себя и, любуясь собой, не имеет возможности быть самим собой – быть аутентичным, он все время меняется в зависимости от настроения и ожиданий окружающих его людей.

Истерик может произносить блестящие, зажигательные речи, совершать красивые, не требующие большого напряжения поступки и подвиги. Он способен и к актам подлинного самопожертвования, если видит, что им любуются и восторгаются.

Во внешнем облике большинства представителей группы истероидов можно наблюдать нарочитость поведения, театральность, лживость, они любят «играть роль».

В психиатрической литературе есть описания так называемых патологических лгунов. Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется с богатой фантазией и невыраженными моральными запретами незрелой личности, то такого человека называют лгуном и плутом. Часто такому человеку нельзя отказать в способностях – он сообразителен, находчив, быстро схватывает новое, обладает широкой, но поверхностной эрудицией, владеет даром речи, художественными и поэтическими наклонностями, общителен и самоуверен. Но такие люди, обращает внимание игумен Евмений, обладая хорошими способностями, редко обнаруживают интерес к чему-нибудь, кроме своей личности. «Их духовные интересы мелки, а слова о работе, которая требует упорства, аккуратности и тщательности, производят на них отталкивающее действие…Их восприятию жизни [не хватает] глубины и серьезности. Им чуждо чувство долга, и любят они только самих себя» [4, с. 139]. Отсюда их страсть ко лжи. «Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь». Часто такие люди лгут совершенно бессмысленно и бескорыстно [4, с. 140].

«С точки зрения аскетики, – замечает игумен Евмений, – патологическая лживость является определенной формой одержимости человека» [4, с. 140].

В психиатрии тщеславных именуют истериками, говорит психиатр Н.Д. Гурьев [см.: 3, с. 164].

Православный психиатр С. А. Белорусов попытался установить взаимосвязи между клиническим понятием «психопатия» и аскетической категорией «страсть» [см.: 2]. Он увидел соответствие истерической психопатии, основной особенностью которой является жажда признания, страсти тщеславия. Он ссылается также на К. Ясперса, который отмечает у истериков стремление казаться больше, чем они есть на самом деле, и переживать больше, чем в состоянии пережить.

Если С.А. Белорусов напоминает, что психопатия – это патологическое состояние, которое проявляется дисгармонией личностной структуры, то А.Е. Личко говорит об акцентуациях характера как крайних вариантах нормы [см.: 14, с. 6]. В психологической литературе встречается описание демонстративной личности, которое сходно с описанием истерической акцентуации: где норма, где пограничное состояние, а где патология – этот вопрос никем однозначно не решен.

Демонстративность, характерная для истероида, использует множество возможностей, чтобы привлечь к себе внимание: претензию на оригинальность, непохожесть на других, экстравагантность, восторженность или напускное безразличие.

Истероиды, считает С.А. Белорусов, безусловно, эгоцентричны, что проявляется в инфантильном самолюбовании, непостоянны, ориентированы на немедленный успех, довольно легко переживают поражение, с легкостью меняют амплуа, их чувства поверхностны, эмоциональная жизнь капризно неустойчива, воля не способна к длительному напряжению. Им часто отказывает чувство меры, и они сами проникаются верой в собственные вымыслы, ими легко манипулировать, так как они легко внушаемы. Другом для них становится тот, кто им верит и подыгрывает, врагом – тот, кто разоблачает или насмешливо не обращает на них внимания [см.: 2].

Истероидную акцентуацию характера А.Е. Личко описывает как беспредельный эгоцентризм, ненасытную жажду постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания. Пусть будет даже негодование или ненависть к нему, но только не безразличие и равнодушие. Даже алкоголизация и употребление наркотиков у подростков, побеги из дома могут носить у них демонстративный характер [см.: 14, с. 144].

Истероиды часто рвутся к лидерству, в группе выступают в роли зачинщиков, воодушевленные обращенными на них взглядами, могут повести за собой других, но они вожаки на час – перед трудностями быстро пасуют. За внешними эффектами, как правило, скрывается внутренняя пустота.

Безотказным способом диагностики скрытой истероидной акцентуации является проявление в той или иной ситуации ущемленного самолюбия, утраты внимания при развенчанной исключительности [см.: 14, с. 150].

Истерические неврозы могут сопровождаться эмоционально-аффективными, сенсорными расстройствами, двигательными нарушениями. В периоды жизненных трудностей для истероидов характерно «бегство в болезнь».

Игумения Ксения пишет, что в наше время тщеславие находит себе новый официальный статус, как бы необходимый для жизни. Стало модным самому создавать свой образ, некий имидж – искусственно порожденную форму, часто без содержания. Часто другие создают человеку определенный ложный образ, не соответствующий его внутреннему душевному устроению. За этим стоит и тщеславие, и ложь, и гордость [см.: 16, с. 39].

В духовной жизни истероиды, или так называемые демонстративные личности, также стремятся произвести впечатление своими выдающимися духовными «дарами» и способностями – исключительным общением с Богом, святыми, которые непосредственно и постоянно «общаются» с ними; ярким выражением этих «способностей» являются стигматы у представителей католической веры.

Вот что по поводу исповеди истериков писал митрополит Антоний Сурожский: «В истерии есть момент комедиантства, лжи, игры и т. д. Такого рода психические настроения, конечно, губительны для духовной жизни, потому что правды очень мало остается; человек так запутывается в собственной комедии, что трудно добиться, чтобы он правдиво перед Богом стоял. Если он и исповедоваться придет, он, может, даже скажет всю правду, но сам по отношению к этой правде станет как бы любоваться: насколько драматично он описывает, какая он дрянь, – и это уже не исповедь, это бесполезно, человек не может каяться, когда, исповедуясь, он смотрит краешком глаза и думает: “Какое же впечатление я произвожу? Неужели он не сражен тем ужасом, который я описываю?.. ”» [1, с. 167].

Б.Д. Карвасарский отмечает, что личностные особенности истероида являются следствием влияния прижизненных факторов – неправильного воспитания. Как правило, это обстановка изнеживающего воспитания, беспринципной уступчивости родителей ребенку, когда ему все дозволено, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, что приводит в дальнейшем к неадекватно завышенному уровню притязаний [см.: 9, с. 135].

У истероидных подростков, замечает А.Е. Личко, родители начинают нередко играть роль «козла отпущения» за те «разочарования», которые постигли подростка в среде сверстников [см.: 14, с. 143].

Реакция эмансипации в подростковом возрасте у истероидного подростка может иметь бурные внешние проявления – побеги из дому, конфликты с родителями, громогласные требования свободы и самостоятельности. Эти эмансипационные устремления часто сползают на уровень детской реакции оппозиции на утрату привычного внимания [см.: 14, с. 147].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]