Эмоциональная возбудимость в психологии. Что это, определение повышенная, низкая


Мозг человека не способен решать две задачи одновременно. Новые технологии превозносят мультизадачность, но исследования предоставляют точные доказательства того, что такой подход снижает продуктивность и увеличивает количество ошибок. Почему лучше заниматься чем-то одним, из-за чего мы плохо запоминаем детали и чем полезно эмоциональное возбуждение — T&P публикуют главу из книги молекулярного биолога Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

При чтении этого абзаца миллионы чувствительных нейронов в вашем мозге одновременно загораются, пытаясь привлечь ваше внимание. Лишь некоторым из них удается передать сообщение в сознание, остальные частично или полностью игнорируются. Удивительно, с какой легкостью удается сохранять этот баланс, без особых усилий предоставляя эфирное время одному из многих сообщений, которые прежде игнорировались. (Пока вы читаете это предложение, вы осознаете, где находятся ваши локти?) Сообщения, привлекающие внимание, связаны с памятью, интересом и сознанием.
То, чему мы уделяем внимание, зачастую зависит от памяти. В повседневной жизни мы используем ранее полученный опыт, чтобы определить, на что следует обратить внимание. Различное окружение связано с различными ожиданиями — этот факт был продемонстрирован ученым-физиологом Джаредом Даймондом в его книге «Ружья, микробы и сталь». Он описал путешествие по джунглям Новой Гвинеи. В сравнении с жителями Запада, которые с детства обучались в школе, жители Новой Гвинеи демонстрируют весьма скромные академические способности. Но они отнюдь не глупы. Они способны выявить едва заметные перемены в джунглях, что помогает в выслеживании хищника или поиске дороги домой. Они знают, каких насекомых лучше не трогать и где найти пищу, с легкостью соорудят и развалят жилище. До этого Даймонд никогда не бывал в подобных местах, поэтому не обладал способностью обращать внимание на подобные вещи. Результат его тестирования по таким задачам был бы очень низким.

«Новые сигналы — необычные, непредсказуемые или отличающиеся — прекрасный способ запустить цепную реакцию внимания, то есть интерес»

Культура имеет значение, даже если физическая составляющая не слишком отличается. Например, городские жители в Азии обращают особое внимание на изображение окружающей обстановки и взаимоотношение между объектами на переднем и заднем планах. А городские жители Америки — нет. Они обращают внимание на центральные предметы, а потом на фон; их чувственное восприятие значительно слабее. Такие различия влияют на то, привлечет ли деловая презентация или школьная лекция внимание аудитории.

К счастью, независимо от типа культуры, у всех людей есть нечто общее. Например, давно известно, что интерес или важность информации неразрывно связаны со вниманием. Ученые иногда называют эту связь активацией. Как именно это происходит, до сих пор остается загадкой. Вызывает ли интерес внимание? Общеизвестно, что мозг постоянно сканирует чувственное восприятие на потенциально представляющие интерес или важные события. Очень важным событиям уделяется особое внимание. Но возможен ли обратный процесс? Способно ли внимание вызвать интерес?

Маркетологи считают, что это возможно. Им хорошо известно, что новые сигналы — необычные, непредсказуемые или отличающиеся — прекрасный способ запустить цепную реакцию внимания, то есть интерес. Ярким примером этого может служить печатная реклама текилы Sauza Conmemorativo. На плакате изображен неопрятный, бородатый старик в широкополой шляпе, который улыбается, демонстрируя свой единственный зуб. Рядом размещается следующая надпись: «У этого человека единственный недостаток», а ниже большими буквами написано: «Жизнь сурова. Текила не должна быть такой». Бросившая вызов большинству маркетинговых стратегий, рассчитанных на группу двадцатилетних молодых людей, отплясывающих на вечеринке, эта реклама стала весьма эффективной, и внимание общественности переросло в интерес.

Разумеется, чтобы нечто привлекло наше внимание, мы должны понимать, о чем идет речь. Представляете, насколько сложно изучать такое кратковременное явление, как внимание? Ученым неизвестно, в каком именно участке мозга происходит алхимический процесс восприятия. (Согласно некоторым данным, этот процесс управляется несколькими системами мозга.) Нам предстоит пройти долгий путь, чтобы понять его механизм.

Известный британский невролог и великолепный изобретатель, доктор Оливер Сакс, занимался изучением восприятия. В книге «Человек, который принял жену за шляпу», ставшей бестселлером, он описал интригующий случай из своей практики. Одна пациентка доктора, милая пожилая женщина, умная, с правильной речью и отличным чувством юмора, страдала поражением задней части мозга, что стало причиной необычного расстройства: она не могла фокусировать внимание на вещах, находящихся слева от нее. Она распознавала все объекты, находящиеся в ее поле зрения с правой стороны, могла правильно нанести помаду с правой стороны. Ела она только с правой стороны тарелки, поэтому жаловалась медперсоналу больницы, что ее порции слишком маленькие. Только после того, как тарелку разворачивали и еда появлялась в поле зрения справа, она могла увидеть ее и продолжить есть.

Подобные случаи представляют большую ценность для врачей и ученых. При поражении определенной части мозга становится понятно, что отклонения в поведении связаны именно с ее функционированием. Исследование такого большого количества пациентов, как у доктора Сакса, дает возможность составить обзорную картину, какие участки задействованы при включении внимания. Мозг разделен на два полушария, выполняющих различные функции, соответственно, у пациентов наблюдаются различные расстройства в зависимости от того, какая часть поражена. Марсел Месулам из Университета Норсвестерн выявил, что в полушарии существуют отдельные центры зрительного внимания. Небольшой центр в левом полушарии отвечает за зрительное восприятие предметов, находящихся в поле зрения справа. В правом полушарии располагается глобальный зрительный центр. По мнению Месулама, поражения левого полушария менее критичны для здоровья, так как в целом именно правое полушарие обеспечивает визуальное восприятие.

Разумеется, зрение — только один из органов чувственного восприятия человека. Запахи и звуки тоже анализируются мозгом. Однако мы осознаем и внутреннее психологическое состояние, создаваемое разнообразными событиями и чувствами без конкретных воздействий внешних чувственных стимулов. Что происходит в нашем мозге, когда мы обращаем на что-либо внимание?

Тридцать лет назад ученый Майкл Познер разработал теорию внимания, актуальную и сегодня. Познер начал свою исследовательскую деятельность с карьеры физика в компании Boeing вскоре после окончания колледжа. Первый свой вклад в науку он сделал, исследуя возможность снизить уровень шума двигателя самолета, чтобы обеспечить комфорт пассажирам. Вы можете поблагодарить Познера за это, так как его исследование дает теперь относительное спокойствие во время полета, даже если ревущая турбина находится всего в нескольких метрах от пассажира. Видимо, первая работа пробудила в нем интерес к тому, как мозг обрабатывает различную информацию. Он защитил докторскую диссертацию на основе этой важной проблемы. Познер предположил, что человек обращает внимание на что-либо благодаря трем отдельным, но тесно взаимосвязанным системам мозга, которые он в шутку называл Троицей.

Одним прекрасным субботним утром мы с женой сидели на террасе дома и наблюдали за дроздом, пившим воду из специального корытца для птиц; внезапно над нашими головами что-то со свистом пронеслось. Взглянув вверх, мы увидели краснохвостого сыча, который стрелой слетел с ближайшего дерева, чтобы напасть на беспомощного дрозда. Ухватив свою добычу за горло, он начал подниматься вверх, а на наш стол упали капли крови дрозда. Такое окончание безмятежного времяпрепровождения стало напоминанием о жестокости реального мира. Мы остолбенели.

В модели Познера первая система мозга работает как охранник в музее, выполняющий два вида обязанностей: наблюдение и предупреждение. Ученый называет ее системой сигнализации и активации. Она осуществляет мониторинг чувственного аспекта обычной деятельности. Это общий уровень внимания, которое наш мозг уделяет миру; данное состояние называется имманентной активацией. Мы с женой использовали эту систему, когда пили кофе и наблюдали за дроздом. Если система выявляет что-либо необычное, как, например, полет краснохвостого сыча, она передает сигнал тревоги всему мозгу. Тогда запускается процесс фазовой активации, то есть особого внимания.

После сигнала тревоги мы ориентируемся на стимул, который активизировал вторую систему. Мы можем повернуть голову в сторону сигнала, прислушаться, возможно, приблизиться или отдалиться. Именно поэтому мы с женой перестали смотреть на дрозда и обратили внимание на тень, отбрасываемую сычом. Цель этого процесса — получить больше информации о раздражителе, чтобы мозг мог решить, как действовать дальше. Познер называет это системой ориентирования.

Третья система, или система исполнения, контролирует последующее поведение. Она включает приоритетные установки, импровизацию, контроль импульсов, взвешивание последствий действий или усиление внимания. В нашем с женой случае — остолбенение.

Таким образом, мы способны распознавать новые сигналы, устремляться к ним и принимать решения о дальнейших действиях в зависимости от природы раздражителей. На основе модели функционирования мозга и внимания, предложенной Познером, был сделан ряд значимых открытий в области неврологии, выявлены сотни поведенческих реакций. Четыре из них имеют особую практическую ценность: эмоции, определение смысла, мультизадачность и ориентация во времени.

Cобытия, вызывающие эмоции, запоминаются лучше, чем нейтральные, рядовые события. Это может казаться очевидным, но такое мнение недооценивает научный аспект, так как специалисты все еще ведут дебаты о том, что же такое эмоции. По нашему мнению, очень важно выяснить, какое влияние оказывают эмоции на процесс обучения. Эмоционально окрашенное событие (обычно именуемое эмоционально компетентным стимулом) обрабатывается мозгом лучше всех прочих внешних стимулов. Эмоционально окрашенное событие дольше остается в памяти, и воспоминания о нем более четкие, чем об обычных происшествиях.

Эту человеческую особенность эффективно используют в телевизионной рекламе, что, конечно же, вызывает множество дискуссий. Давайте рассмотрим рекламу автомобиля Volkswagen Passat. Видеоролик начинается с показа двух мужчин, которые, сидя в авто, оживленно беседуют о том, что один из них постоянно использует в речи слово-паразит «как бы». Затем зритель видит из пассажирского окна, как другая машина резко появляется прямо перед ними. Они в нее врезаются. Слышатся крики, звук разбитого стекла. Затем камера показывает, как мужчин подбрасывает в автомобиле, и смятую машину. В последнем кадре мы видим мужчин, стоящих возле смятого авто. На экране появляется перефразированное выражение «Безопасность существует». Ролик заканчивается изображением Passat, получившего пять звезд в краш-тестах при боковом столкновении. Этот рекламный ролик запоминается, даже волнует, хотя длится всего 30 секунд, потому что в его основу положено обращение к эмоциям.

«Обладая великолепными способностями к сопоставлению, мы находимся в постоянном поиске схожего в окружении и стараемся запомнить то, что, как мы полагаем, видели раньше»

Но почему это работает? В этом процессе задействована префронтальная кора — единственная область человеческого мозга, управляющая функциями исполнения, такими как решение проблем, концентрация внимания и подавление эмоциональных импульсов. Если представить, что префронтальная кора — это председатель правления директоров, то поясная извилина — ее личный ассистент. Ассистент выполняет функцию определенной фильтрации и помогает поддерживать связь с другими частями мозга — в особенности с миндалевидным телом, при помощи которого создаются и сохраняются эмоции. Миндалевидное тело наполнено нейромедиатором дофамином и использует его, как секретарь — стикеры для заметок. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, выделяется дофамин, который участвует в процессе запоминания и обработки информации, как будто развешивая записки «Запомни это!». Получив подобную химическую записку относительно определенной информации, мозг более тщательно обрабатывает ее. К этому и стремится каждый учитель, родитель или рекламист.

Эмоционально окрашенные стимулы можно разделить на две категории: события, имеющие индивидуальное значение для человека, и события, воспринимаемые всеми людьми одинаково.

Когда моя бабушка злилась (что бывало редко), она шла на кухню и громко перемывала всю посуду в раковине. Если среди этой посуды попадались кастрюли и сковородки, то, складывая, она умышленно стучала ими. Этим шумом она демонстрировала всей квартире (если не всему жилому дому) свое расстройство или недовольство. До сих пор при звуке громкого звона кастрюль и сковородок я снова получаю эмоциональный сигнал — мимолетное ощущение того, что я в опасности. У моей жены, чья мать никогда не проявляла своих чувств подобным образом, шум посуды не ассоциируется с эмоциями. Это пример уникального эмоционального стимула Джона Медины.

Универсальные стимулы происходят из нашего эволюционного наследия, поэтому обладают мощным потенциалом для учебы и работы. Неудивительно, что они четко следуют теории Дарвина о борьбе за существование. Как бы то ни было, мозг обязательно проанализирует следующие вопросы:

— Я могу это съесть? Это может съесть меня?

— Я могу с этим дружить? Это будет дружить со мной?

— Я видел уже это раньше?

Те из наших пращуров, которые не запоминали свой опыт столкновения с опасностью или добывания пищи, не прожили достаточно долго, чтобы передать свои гены. В человеческом мозге действует множество тонко настроенных на репродуктивную функцию и распознавание опасности систем. (История с ограблением, должно быть, привлекла ваше внимание, поэтому я и начал с нее эту главу.) Обладая великолепными способностями к сопоставлению, мы находимся в постоянном поиске схожего в окружении и стараемся запомнить то, что, как мы полагаем, видели раньше.

В одной из лучших телевизионных реклам использовались все три принципа. В 1984 году Стивен Хайден создал рекламу компьютера Apple. Этот ролик завоевал всевозможные награды и определил стандарты рекламного Суперкубка. В начале ролика мы видим синий зал, заполненный множеством одинаково одетых людей, похожих на роботов. Перенесшись в 1956 год, мы представляем, как эти люди смотрят фильм о 1984 годе. На весь экран показывают лицо мужчины, из уст которого вылетают фразы: «Информационное очищение!» и «Унификация мысли!» Люди в зале впитывают эти послания, словно зомби. Затем камера показывает девушку в спортивной одежде с кувалдой в руке, которая стремительно бежит через зал. На ней красные шорты — единственное цветовое пятно во всем ролике. Пробежав по центральному проходу, она бросает кувалду в экран с изображением Большого Брата. Экран взрывается, и ослепительный свет заливает зал. Затем мы видим надпись: «24 января Apple Computer представит Macintosh — и вы поймете, почему 1984-й не будет похож на “1984”».

Здесь задействованы все перечисленные выше аспекты. Нет ничего более страшного, чем тоталитарное общество, описанное Джорджем Оруэллом в романе «1984». Спортивные шорты привносят немного сексапильности; однако имеется и другой подтекст. Выходит, Maк — это девушка. Так, так, так… А IBM, стало быть, парень. В 1980-е женщины получили новые права, и в центре внимания оказывается война полов. Реклама изобилует разными смысловыми сообщениями. Многие читали книгу «1984» или смотрели фильм. Более того, люди, разбирающиеся в компьютерах, сразу распознали намек на IBM, так как за огромные объемы продаж компанию часто называли Голубым гигантом.

В рекламе лучше прочих деталей запоминается именно эмоциональный призыв. И на то есть причины. Мозг запоминает эмоциональные компоненты приобретенного опыта лучше, чем другие его аспекты. Можно забыть мелкие детали небольшого ДТП, но легко вспомнить страх, который вы испытали, пробуя съехать на обочину, чтобы избежать столкновения.

Согласно результатам исследований, эмоциональная реакция фокусирует внимание на «сути» опыта, отбрасывая детали. Многие ученые полагают, что памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся, а не подробности. Со временем детали можно восстановить в памяти, если вспомнить суть. Следовательно, голова человека стремится к наполнению обобщенным представлением концепций или событий, а не уходящими в забвение незначительными подробностями. Я уверен, что любимая игра американцев Jeopardy! существует благодаря тому, что мы восхищаемся людьми, способными проделать обратную операцию.

Разумеется, на работе и в школе детальные знания имеют очень большое значение для успеха. Интересно, что научиться запоминать детали можно, опираясь на смысл. Нам это хорошо известно благодаря случайным встречам в 1980-х ученого, изучающего мозг, и одного официанта.

Смотреть, как Джей-Си принимает заказы, — все равно что наблюдать за Кеном Дженнингсом, играющим в Jeopardy! Джей-Си никогда ничего не записывает, но еще ни разу не ошибся в заказе. В меню гостю предложено свыше пятисот всевозможных блюд (горячие закуски, гарниры, салаты и т. п.), что само по себе довольно впечатляюще. Официант принимает заказ у двадцати человек и не ошибается ни на долю процента. Джей-Си работал в ресторане, который часто посещал исследователь из Университета Колорадо, занимающийся исследованиями мозга, — Андерс Эрикссон. Заметив необычные способности Джея-Си, Эрикссон попросил согласия на его исследование. Секрет успеха официанта таился в хорошо развитой системе организации: он всегда разделял заказ клиента на различные категории, такие как закуски, температура, гарнир. А затем кодировал конкретный заказ при помощи буквенной системы. Салаты с голубыми сырами обозначались буквой «Г», блюдо «Тысяча островов» — буквой «Т», и все в таком духе. Такой же код он использовал и для прочих блюд, а затем присваивал буквенные коды определенному посетителю и так запоминал их. Смысловая иерархия позволяла ему с легкостью запоминать детали.

«Официант ли или ученый, исследующий мозг, — если вы стремитесь к точности в мелочах, не начинайте запоминать с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте детали вокруг основных понятий»

Стратегия Джея-Си лежит в основе хорошо известного научному сообществу принципа: память подкрепляется ассоциациями между понятиями. Эксперимент проводился сотни раз, и результат всегда бывал неизменным: логически сгруппированные слова запоминаются лучше, чем произвольно представленные, в среднем на 40 процентов. Этот вопрос занимает ученых и по сей день. Включение ассоциаций в представление данных увеличивает число запоминаемых объектов. Большее количество мест интеллектуального багажа должно было бы сделать процесс обучения трудным, но результаты исследований свидетельствуют о противоположном. Мы способны сводить значение нескольких слов к одному — так мозгу проще вспоминать детали. Стало быть, смысл превыше деталей.

Джон Брэнсфорд, талантливый исследователь, автор пользующейся успехом книги How People Learn («Как люди учатся»), однажды задумался: что отличает новичка от специалиста в определенном учебном предмете? Брэнсфорд выделил шесть характеристик, одна из которых касается нашего вопроса: «Знания (специалистов) представляют собой не просто перечень фактов и формул по определенной теме; напротив, они организованы вокруг центральной концепции, или понятия, которая ведет их мысль к определенной области».

Официант ли или ученый, исследующий мозг, — если вы стремитесь к точности в мелочах, не начинайте запоминать с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте детали вокруг основных понятий.

Мультизадачность — это миф. Одновременно мозг может сосредоточиться только на чем-то одном. На первый взгляд это неверное утверждение: все-таки некоторые вещи можно делать одновременно, например идти и разговаривать. Или, скажем, мозг контролирует сердцебиение, когда вы читаете книгу. Пианисты играют одновременно правой и левой рукой. Разумеется, все это относится к мультизадачности. Но я говорю о способности мозга уделять внимание чему-либо. Вы пытаетесь насильственным образом воспользоваться данным ресурсом, когда слушаете скучную лекцию в школе. То же самое мешает полету мысли во время неинтересной презентации на работе. Внимание нельзя уделять одновременно разным вещам.

Недавно я согласился помочь с домашним заданием другу моего сына-старшеклассника, и этот опыт я не забуду никогда. Эрик уже около получаса работал на своем ноутбуке, когда я вошел в комнату. У него на шее висел iPod, а из наушников доносились голоса Тома Петти, Боба Дилана и группы Green Day; левой рукой он выстукивал ритм. На экране было открыто как минимум одиннадцать окон, в двух из них активно шла переписка с друзьями из сети MySpace. В другом окне загружалась картинка из Google. В окне на заднем фоне виднелось изображение, которое Эрик переделывал для друга из MySpace, а еще в одном — застыла в паузе видеоигра в теннис.

Где-то среди всех этих задач была запущена текстовая программа, содержащая документ, в отношении которого требовалась моя помощь. «Музыка помогает мне сконцентрироваться, — сказал Эрик в разговоре по мобильному телефону. — В школе у меня все нормально получается, просто я застрял. Спасибо, что пришли». Он действительно застрял. Эрик прочитал одно-два предложения, затем принялся набирать сообщение в MySpace, потом посмотрел, закончилась ли загрузка, и снова вернулся к работе. Разумеется, он не был сконцентрирован на задании. Не напоминает ли он вам кого-то из знакомых?

Исследования поставили точку в этой дискуссии, доказав, что человек не способен к мультизадачности. Мозг не приспособлен для одновременной обработки нескольких требующих внимания сигналов. Эрик, как и все мы, просто перескакивал от одного дела к другому. Чтобы понять это, нужно изучить третью составляющую «Троицы» Познера — систему исполнения. Давайте рассмотрим, как она функционирует у Эрика, когда он пытается работать над заданием и этот процесс прерывает сообщение «Вам пришло письмо!» от его девушки Эмили.

Определение

В психологии ХХ века есть несколько основных направлений-школ психологии. Поэтому определение эмоциональной возбудимости может различаться.

Бихевиоризм или прагматическая психология

Данная школа основана Д.Уотсоном. Главной ее идеей является то, что у человека при рождении есть всего 3 инстинкта – половой, страх и ярость. Остальные появляющиеся эмоции – лишь условная приобретенная версия главных инстинктов.

Эмоциональная возбудимость в бихевиоризме – реакция на влияние внешних раздражителей, появляющаяся в течение жизни у человека.

Гештальтпсихология и эмоциональная возбудимость

Возбудимость в психологии, по мнению сторонников гештальта, – это накопленная энергия, которая позволяет менять дистанцию при контакте с окружающим миром. Эмоциональная возбудимость считается сложной эмоцией, которая состоит из нескольких простых.

Это – страх и злость. Эти две эмоции достигают своего токсического состояния, когда человек уже не в состоянии себя контролировать. Появляется ярость и бешенство.

Эмоциональная возбудимость и психоанализ

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд. По мнению последователей фрейдизма, сознание человека не является пределом нашей психики. Большая часть человеческих эмоций скрыта в бессознательной части.

Эмоциональная возбудимость является одной из бессознательных реакций человека на воздействие окружающей среды. С некоторым проявлением эмоций человек может справиться сам, но когда возбудимость достигает пика, то человеку поможет справиться психоанализ. Он ответит на вопрос, откуда появились такие эмоции, как ярость, злость.

Гуманистическая психология

Принципами гуманистической психологии является принятие и любовь к каждой конкретной личности. Девиз сторонников гуманистической психологии «Психология для человека, а не человек для психологии».

Основоположниками гуманистической школы являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Эмоциональная возбудимость, по их мнению, – это лишь защитная реакция человека, которая появляется за счет страха. Отсюда выходит жесткое поведение и агрессивность.


Эмоциональная возбудимость в психологии

Также стоит помнить, что в гуманистической психологии, каждая эмоция уникальна у каждого человека. Одно и то же состояние у людей может протекать абсолютно по-разному. Сторонники гуманистики верят в то, что из каждого человека можно «вытащить» добро и спокойствие, обеспечив ему атмосферу безопасности.

Лечение эмоционального заболевания

Приступать к терапии эмоциональной возбудимости следует незамедлительно. Тем более она не включает в себя сверхъестественных процедур, которые стоят сотни тысяч долларов.

Итак, в первую очередь необходимо наладить контакт с «пациентом», чтобы он мог полностью вам доверять.

Человеку, столкнувшемуся с этой проблемой, необходимо также прописать правильный рацион. Нужно исключить продукты, в которых есть кофеин. Нельзя просматривать фильмы и телепередачи с элементами насилия и жестокости. Это может усугубить ситуацию. Необходимо обеспечить максимально удобное место для сна и постоянно проветривать комнату, в которой находится человек с эмоциональной возбудимостью. Шкала этой проблемы может быть настолько высокой, что лучше не оставлять его в одиночестве. Неизвестно, когда случится очередной приступ.

Редко, но бывают случаи, когда врач назначает снотворное, чтобы человек мог расслабиться и полноценно поспать.

Виды

Возбудимость в психологии делится на 2 варианта – низкая и высокая.

Высокая

Возбудимость – это в психологии мгновенная реакция на внешний раздражитель. От состояния покоя человек моментально переходит в состояние активной эмоции. К этим эмоциям относят гнев, злость, бурную радость, страх.

Состояние человека в этот момент может быть не совсем адекватным. Человек в такой момент не может разумно оценивать ситуацию, он чрезмерно импульсивен, иногда агрессивен. Повышенная эмоциональная возбудимость часто становится препятствием при выстраивании здоровых межличностных отношений.

Но стоит отметить, что при повышенной эмоциональной возбудимости человек «вспыхивает» практически моментально на любой вид воздействия из окружающей среды, и также быстро «остывает».

Людей с повышенной эмоциональной возбудимостью можно охарактеризовать, как вспыльчивых, неусидчивых. Человек часто находится в состоянии раздражения. Причем чаще всего источник раздражения не соответствует той силе реакции, что проявляется у человека.

Данный тип людей характеризуется также низкой уживчивостью в коллективе, конфликтностью, где они будут провоцирующей стороной.

В спокойном состоянии человек абсолютно адекватен. Он дружелюбен, идет на контакт. Но быстро выходит из себя.

Такие люди часто попадают в треугольник Карпмана. «Эмоциональные качели» в период активной реакции делают из человека «палача», или по-другому абьюзера. Палач эмоционально давит на второго человека, унижает, осуществляет психологическое насилие. Затем осуществляется переход к снижению реакции. И человека становится уже жертвой.

Он чувствует страх, тревожность. Поэтому начинает себя жалеть, обвиняя других людей в своем неадекватном поведении. Второй же человек может выступить в роли спасателя. Он будет пытаться вытащить человека из агрессивного состояния. Роли могут меняться между двумя людьми. Также все 3 роли могут быть в голове у одного человека.

Низкая

Второй вид характеризуется реакциями противоположными первому виду. Чаще всего флегматики являются людьми с пониженной эмоциональной возбудимостью. Цепочка возникновения реакции тянется очень долго. Люди с пониженной эмоциональной возбудимостью считаются хладнокровными.

Но, если в первом типе возбудимости, люди быстро переходили в состояние эмоциональной реакции, и также быстро успокаивались. То при пониженной эмоциональной возбудимости, человек долго переходит к активной реакции. Но, также ему сложно быстро «остыть» от своих эмоций.

Профилактика и лечение

Чтобы избежать возникновения синдрома возбудимости нервной системы стоит следовать нескольким советам:

  1. Нормализуйте режим сна. Организму требуется полноценный отдых и ложиться следует в определенной время и спать не менее 8 часов в сутки.
  2. Избегайте стрессов и исключите отрицательные факторы. Меньше сидите за компьютером или телевизором, а больше гуляйте на свежем воздухе
  3. Попробуйте разнообразить свой досуг йогой, аэробикой или любым другим видом спорта, делайте гимнастику. Полезно для тела и для души.
  4. Принимайте расслабляющие ванны. Эфирные масла и отвары ромашки, чабреца, можжевельника, мелиссы и корня валерианы помогут восстановить душевное и физическое равновесие. И для кожи полезно!
  5. Замените кофе, черный и зеленый чай травяными сборами. Те же мелисса, ромашка, мята и пустырник помогут успокоить нервную систему, нормализовать сон и вывести токсины.
  6. Практикуйте дыхательную гимнастику и медитацию. Помогает научится держать эмоции в руках.

Следуя этим нехитрым советам вы сможете контролировать свои эмоции и избежать неприятного опыта повышенной эмоциональной возбудимости.

Будьте здоровы!

Характеристики и свойства

Возбудимость повышенного типа имеет основные характеристики в психологии:

  • Это быстрое возникновение активной реакции.
  • Такое же быстрое затухание реакции.
  • Большая интенсивность переживания.
  • Выражение своих эмоций очень бурное (чрезмерная агрессия, страх, неконтролируемая тревожность, безудержная радость).
  • Отсутствие сознательного контроля в момент активной реакции. Человек перестает осознанно смотреть на ситуацию, действует «на эмоциях».
  • Внимание фокусируется только на источнике раздражения, на том, что провоцирует возникновения эмоциональной реакции.
  • Снижается способность переключить внимание.
  • После «затухания» реакции человек чувствует усталость, упадок сил, часто чувствует раскаяние.

Пониженная эмоциональная возбудимость имеет следующие характеристики:

  • Реакция на внешние раздражители возникает очень медленно, иногда не возникает вовсе.
  • Отстраненность человека от общества.
  • Глубокое переживание эмоции, если она возникает.
  • Длительное затухание реакции (человек долго отходит от своих переживаний).

Такие реакции в психологии называют аффективность. По В.Витвицки (основатель теории кратизма), аффективность – чувственное состояние человека, при котором его эмоции приобретают значительную силу, тем самым нарушая психическую жизнь. А. Г. Фортунатов (советский психолог, занимающийся изучением эмоциональных реакций) называл эмоцию – легким волнением, а аффективность – бурей.

Формы проявлений

Возбудимость – это в психологии следующие проявления:

  1. Человек часто раздражен.

  2. Пониженная работоспособность, ввиду того, что человек фокусируется на источнике раздражения, снижается внимательность.
  3. Среди физических проявлений наблюдается спазм мышц. Чаще всего это мышцы плечевого комплекса, мышцы лица. Спазм мышц наблюдается из-за того, что человек часто напряжен.
  4. Низкая контактность с окружающим миром. Человеку тяжело адаптироваться в обществе, так как он является провокатором беспочвенных конфликтов.

Как проявляется низкая возбудимость:

  1. Отсутствие реакции на раздражитель.
  2. Отстраненность от общества.

Пониженная эмоциональная возбудимость вовсе не значит то, что человек не может впасть в состояние ярости или гнева. Отличие состоит в том, что у человека с пониженной активацией реакции процесс от состояния покоя до «бури эмоций» проходит медленно. Но в то же время, реакция может затянуться надолго.

Нужна ли госпитализация

Госпитализировать человека, который страдает эмоциональной возбудимостью, нужна лишь после того, когда врач предпринял всевозможные меры по его лечению и не заметил единого результата. Тогда необходима госпитализация в отдел психиатрии.

Отдельного внимания требуют пациенты, которые несут угрозу как своей жизни, так и жизни окружающих. И люди, от родственников которых поступило сообщение о том, что их близкий нуждается в госпитализации.

Диагностика

Представитель советской психологии Смирнов Б.Н. разработал методику определения уровня возбудимость под названием «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность».

Для того, чтобы узнать уровень возбудимости, необходимо ответить на вопросы теста односложными ответами – да или нет. Тест содержит 15 вопросов, с помощью которых можно узнать, часто ли человек ощущает вину, как часто он чувствует раздражение, и какие отношения у него с окружающим миром.

Итогами теста является шкала от 0 до 20 баллов, где 0-3 балла – очень низкая возбудимость, 8-13 – средняя возбудимость, 18-20 баллов – очень высокая возбудимость.

Вторым показателем в итоге теста является искренность. Она оценивается по шкале от 0 до 8 баллов. Если искренность 7 или меньше, то вероятность правильной диагностики будет низкой.

Психологические теории

Существуют основные психологические теории эмоций человека. Ниже описаны основные из них.

Эволюционная теория

Данная теория создана Чарльзом Дарвином. Ее смысл в том, что эмоции – жизненно необходимые механизмы человека. С их помощью организм адаптируется под различные ситуации в жизни.

Рудиментарная теория эмоций

Вторая теория эмоций появилась после эволюционной теории. Сторонники позитивизма называют эмоции «эхом» инстинктивной реакции животных предков «бей-беги-замри».

То есть агрессивное поведение человека, характеризующееся активным движением рук, повышением голоса, является отсылкой к инстинкту «бей». Человек чувствует страх за себя, мозг старается обезопасить тело и выдает такую реакцию. Также страх может отражаться оцепенением, которое можно описать, как «замирание».

Психоаналистическая теория

Данная теория принадлежит сторонникам фрейдизма. Несмотря на то, что теория мало сходится с общим представлением об организации мозговой деятельности, она заинтересовала многих ученых. Смысл теории заключается в том, что эмоции являются бессознательным переизбытком энергии, которое обусловлено тем, что в сознании отложилась какая-либо конфликтная ситуация и закрепилась на уровне инстинктов.

Теория эмоций Кэннона-Барда

Теория Кэннона-Барда показывает то, что эмоции неразрывно связаны с физическим состоянием человека. Когда происходит какое-либо событие, вызывающее переживание, нервные импульсы уходят в таламус, а оттуда они идут в кору больших полушарий головного мозга и в гипоталамус.

С одной стороны, это вызывает эмоциональные переживания, такие как страх, тревогу или гнев. С другой стороны, это вызывает физиологические изменения, такие как учащение пульса, выделения пота, головокружение.

Теория когнитивного диссонанса

Теория Леона Фестингера, американского психолога, заключается в том, что есть два типа эмоций – положительные и отрицательные. Эти эмоции неразрывно связаны с воздействием с окружающим миром. Положительные эмоции, такие как радость, появляются в тот момент, когда задуманный план действий человека реализуется без препятствий.

Отрицательные эмоции появляются, когда ожидание и реальность не совпадают. Такая теория слегка сужает понятие эмоций, не показывая их многогранность, но показывает зависимость эмоционального состояния от реализации задуманных действий.

Методы управления

Возбудимость – это в психологии состояние, которое хорошо корректируется саморегуляцией. Задачами такого способа являются снижение проявления стрессовых восприятий, уменьшение эмоциональной напряженности, концентрация внимания.

Главной задачей человека с повышенной эмоциональной возбудимостью становится осознание того, что такое состояние становится проблемой. Оно мешает полноценно жить, развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. После того, как человек осознает свою проблему, у него появляется искреннее желание изменить ситуации.

Психологическая саморегуляция делится на несколько видов:

  1. Нервно-мышечное расслабление.
  2. Идеомоторная тренировка.
  3. Сенсорная репродукция образов.
  4. Аутогенная тренировка.

Способы воздействия на эмоциональное состояние могут применяться как в совокупности, так и раздельно.

Первый метод возник после исследований американского психиатра Э. Джекобсона. Еще в ХХ веке он выявил связь между негативным эмоциональным состоянием и скелетной мускулатурой.

Метод сосредоточен на попеременном напряжении и расслаблении отдельных групп мышц. Стадию расслабления мышц можно сравнить с ощущением тепла, чувством, возникающим во время отдыха. Такой эффект вызывает психологическое расслабление.

Технике необходимо обучаться постепенно.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обучение навыку расслаблению отдельных групп мышц в покое.
  2. Объединение навыков, полученных после 1 пункта, в один комплекс, который позволяет расслаблять все тело, или отдельные группы мышц, как в состоянии пока, так и при выполнении каких-либо действий. Причем расслабляются мышцы, которые не задействованы в движении.
  3. Последним этапом считает «навык расслабления». Он научит получать разрядку даже в напряженных ситуациях.

Обучение занимает от 20 мин. до 1 часа, в зависимости от того, сколько подходов осуществляется для каждого пункта. Во время каждого сеанса напрягаются и расслабляются попеременно разные части тела (конечности, туловище, лицо, плечи и др.).

Второй метод похож на нервно-мышечное расслабление, но главное различие заключается в том, что процесс напряжение-отдых происходит не на самом деле. Необходимо представлять этот процесс у себя в голове.

Правдивость такого способа доказывают исследования известного физиолога И.П. Павлова. Дело в том, что сила активности мышц человека при мысленном включении движения точно такая же, как и при реальном движении.

Сенсорная репродукция образов заключается в том, что в момент эмоционального возбуждения необходимо представлять предметы отдыха и расслабления. Нужно воспроизводить в голове ситуации, людей, которые могут быть связаны с отдыхом.

Например, необходимо представлять себя сидящим в удобной позе в лесу.

Схожим методом воздействия обладают медитации. Но медитации направленны на более глубокое погружение и расслабление. Во время медитаций происходит сосредоточение на своем внутреннем мире, на ритме дыхания. Аутогенную тренировку можно называть по-другому самовнушением.

Такие тренировки делятся на несколько видов:

  1. По методике Шульца. Данный вид тренировок подразумевает концентрацию внимания на определенной части тела. Например, необходимо думать о том, что левая нога тяжелая. С помощью регулярных тренировок можно заметить, что со временем на самом деле появится ощущение тяжести в конечности.

  2. А. И. Некрасов разработал методику, воздействующую по 6 направлениям. Эти воздействия – тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. С помощью самовнушения необходимо концентрировать внимание сначала, делая тело тяжелым, затем создавая ощущение тепла. Постепенно занятие переходит в сосредоточение на дыхании. Затем концентрироваться следует на сердечной части, животе и переходить на лоб. Занятие включает в себя несколько повторений упражнения.

Возбудимость хорошо поддается методам психологической саморегуляции. Большинство этих методов можно реализовывать самостоятельно, но эффективнее будет проработка своих проблем с психологом.

Описание эмоционального расстройства

Главными характеристиками такого заболевания есть отрицательные эмоции, которые сопровождают человека везде, вне зависимости от ситуации. Он не уверен в себе, закрыт, враждебен и склонен к суициду. Из этих соображений нельзя такого человека оставлять в одиночестве.

Человек, страдающий подобными эмоциональными расстройствами, не осознает риск и опасность, поэтому может навредить себе и окружающим его людям. Диагностировать расстройство возможно только в сознательном возрасте. Так как поведение ребенка можно оправдать непониманием и незрелостью. Ошибочно взрослые принимают расстройство в детской психике за норму, считая, что это черта формирующегося характера.

Зачастую человек при подобном расстройстве теряет ориентир в пространстве. У него может нарушиться симметрия лица, глаза тяжело удерживаются в одной точке и периодически заметны дергания мышц в области глаз.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]