Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу


Определение термина

Данное психическое состояние говорит о желании, которое не нашло удовлетворение, поэтому образуются дискомфорт и напряжение. Такая нужда обуславливается отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей – от базовых (питаться, получать тепло, продолжать род) до высоких, к примеру, самореализовываться. Такое ощущение регулирует весь человеческий организм. Очень важно понять свои цели, осознать их природу, а также найти пути их удовлетворения. Иначе они начинают действовать на нас подсознательно.
Итак, все необходимости можно разделить на:

  1. Осознаваемые – их понимают, принимают, корректируют и сознательно превращают в цели, интересы.
  2. Неосознанные – не воспринимаются напрямую, поэтому актуализируются в эмоциональном плане.

Вне зависимости от того, какие потребности есть у человека, осознаются они им или нет, они решаются или замещаются – так работает психическая реакция, когда не получается добиться желаемого.

Представлю характерные черты данного состояния:

  • отсутствие статичности;
  • неустойчивость, склонность к изменениям;
  • возможность появления новых на месте утраченных или реализованных;
  • зависимость желаний от деятельности.

Данное состояние присуще каждому мужчине и женщине с момента рождения. Если для младенца существенно только получение тепла, непосредственная близость к матери и еда, то для развитого, взрослого члена общества имеют место быть более высокого уровня необходимости, в том числе самореализация.

Понятие потребности

Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.
Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:

  • условия жизни;
  • уровень образованности;
  • культурное развитие;
  • достаток;
  • профессия.

Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.

Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  1. Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  2. Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей – он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья – детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность – сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Биологические потребности

Без удовлетворения этих потребностей человек бы не смог выжить. У каждого есть потребность в еде, воде, сне, дыхании. Также требуется солнечный свет, так как он регулирует естественные процессы в организме. Без дыхания человек умрет через считанные минуты, без воды проживет всего несколько дней, а вот без еды можно протянуть и несколько недель. Без мочеиспускания и дефекации человек тоже не может.

Многие ученые, которые обсуждают основные потребности человека, спорят о том, относится ли сексуальная активность к базовым. Одни говорят, что без секса жить можно, однако другие не согласны, так как эта деятельность регулируется инстинктами, и без нее человек не продолжил бы свой род.

Соотношение потребностей

Первое, что вспоминается, — это «пирамида Маслоу». В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.

В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.

Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец Тургенев спросил: «А что нынче к обеду?» На это Белинский воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог!»

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.

Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизма, который относится к социальным потребностям.

В заключении нашего краткого экскурса в потребности людей необходимо подчеркнуть, что в реальном — а не в модельном — поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.

Какие виды потребностей существуют

Классификаций есть несколько, но наиболее развита и распространена – по происхождению. Различают:

  1. Биологические. Они же – телесные или материальные. К ним относятся все нужды, имеющие врожденный характер. Во многом они схожи с инстинктами у животных и должны реализовываться одними из первых. От их реализации многое зависит, от некоторых – напрямую жизнь индивида, от других – развитие человеческого вида. К данной категории можно отнести необходимость к пропитанию, размножению, обеспечению тепла (отсюда и желание находиться в комфорте). При зацикливании на данной низшей ступени могут начаться серьезные психологические проблемы, в том числе связанные с перееданием или в целом – с потребительским типом сознания, когда у индивида больше нет задач, кроме покупки предметов, одежды.
  2. Социальные. Они же личностные. Каждый из нас находится в обществе, является его непосредственной частью. При этом мы играем роли – жены, матери, дочери, сотрудницы, покупателя. В основе каждой маски лежит как типовое (общие стереотипы, нормы), так и индивидуальное. Чем выше уровень индивидуальности, тем ярче прорисовываются черты личности. К данному типу относятся все духовные и социальные стремления, в том числе развитие отношений, карьеры. К наиболее значимым нуждам относится труд и общение. Каждому необходим отдых, но расслабляться нужно после работы.
  3. Духовные, или экзистенциальные. Они представляют собой наиболее сложный комплекс из желаний, поскольку они формируются на базе реального культурного опыта, знаний. Есть люди, не испытывающие значительного воздействия данных нужд, поскольку они зациклены на первых двух категориях. К ним относится все, что соединяет конкретного индивида с миром – не только с социальной точки зрения, но с моральной. Это искусство, творчество, самореализация, развитие.

Согласно данным трем разновидностям, основные виды потребностей человека изредка могут быть заменяемы друг другом. Например, представим творческую личность, художника, творца. Он может сутки провести за холстом и питаться одним вдохновением. Здесь мы видим, как биологическая основа временно уступила.

Помимо представленной, существует много классификаций по разным принципам:

  • по происхождению: естественные и привитые социумом (кушать / есть в кафе);
  • по направлению: материальные и духовные (купить шубу / любить животных);
  • по сфере деятельности: коммуникативные, профессиональные (общаться / получить повышение);
  • по происхождению: эндогенные и экзогенные, то есть появившиеся сами по себе, изнутри, или привитые людьми или условиями извне – питаться должен любой организм, а вот получать в два раза больше тепла только тот, кто находится в холодном климате.

Также в профессиональной литературе находит имеет место разделение на базовые и приобретенные. Согласно данной концепции одни составляют фундамент, являются непререкаемыми, в то время как вторые подлежат корректировке, обсуждению.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Какие потребности человека более важны

В среднем личность одновременно может иметь более 10 незакрытых потребностей, которые выстраиваются в «очередь». Маслоу предполагал, что среднестатистический человек удовлетворяет на 85% процентов физиологические потребности, на 70% — безопасность и защиту, на 50% — любовь и привязанность. Самоуважение важно для личности на 40%, а самореализация – на 10%, что очень мало, сравнивая с другими потребностями.

Если в данный момент человек, находясь на высшем уровне пирамиды, почувствует нужду в удовлетворении потребностей более низкого уровня, он вернётся туда и будет оставаться там, пока не получит достаточный комфорт.

Всё не постоянно

Схема, представленная Маслоу, имеет место быть, но это обобщённая информация. Люди многогранны, все личности разные. Один человек будет нуждаться в постоянном накоплении средств, а другой в музыке и творчестве. Один хочет признания и славы, а другой мечтает об уединённой, спокойной жизни. Можно сказать, что потребности человека зависят от типа личности. Поэтому набор основных потребностей человека (помимо базовых) и их иерархия отличаются у каждого индивидуума.

А также у разных людей одна и та же потребность может проявляться по-разному. Например, кому-то для признания хватает только мнение любимого партнёра, а кому-то необходимо покорить сердца миллионов людей. Всё зависит от личного опыта, амбиций, характера.

Более того, даже у одного и того же индивидуума соотношение потребностей меняется постоянно. Удовлетворяя доминирующее в данный момент желания, личности свойственно тут же переключаться на следующие. Так происходит всю жизнь.

Помимо этого, на потребности человека и степень их выражения очень влияет возраст. Например, дети и более взрослые нуждаются в еде, сне и безопасности. Подростки хотят внимания и любви больше, чем взрослые, которые учатся не зависеть от чужого мнения. А в самовыражении нуждаются уже более зрелые личности.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в достижении;
  • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

В чём суть иерархии потребностей

Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.

Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.

И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.

Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:

  1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для для нормального существования организма.
  2. Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.
  3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
  4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.
  5. Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.

Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).

Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.

Идеальные потребности

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека — стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений. В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека — осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление — один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Дополнительные виды потребностей

Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также «вторичные потребности». Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.

Потребность в движении

По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.

Власть как потребность

Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.

Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:

  • Во-первых, желание занимать лидирующие позиции в любых взаимоотношениях;
  • Во-вторых, желание быть начальником на работе;
  • В-третьих, высокий уровень амбиций человека;
  • В-четвертых, применение методов подавление в отношении других и завышенное чувство собственной важности, а также эгоцентризм;
  • В-пятых, возможность достижения стадии тирана в любых социальных связях.

Безопасность

Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.

Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.

Достижение результатов

Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.


Карьерный амбиции также являются разновидностью потребностей человека

Потребность в зависимости от другого

Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.

Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.

Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).

Свобода

Что входит в эту потребность человека:

Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)

Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)

Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)

Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2021 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.

Как появилось изображение пирамиды потребностей

Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.

Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.

Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:

  1. Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
  2. Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
  3. Принадлежность и любовь.
  4. Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
  5. Познание (получение знаний, умений и навыков).
  6. Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
  7. Самоактуализация (реализация способностей и желаний).

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.

Обновлённая пирамида потребностей

Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.

Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.

По предмету потребности

Потребность является состоянием нужды человека в чем-либо. Классифицируют потребности по предмету.

Материальные

Материальные потребности — это потребности, которые удовлетворяют необходимость в чем-либо в материальном плане.

К такому виду потребностей относят:

  • жилье;
  • одежду;
  • пищу;
  • деньги.

Также можно охарактеризовать материальные потребности как желание потребителя приобрести какой-либо товар или услугу, необходимую ему для дальнейшего существования.

Духовные

Духовные потребности характеризуются как желание человека создавать и осваивать духовные ценности.

Составляющие духовных потребностей:

  1. Потребность в культуре, науке, религии.
  2. Потребность в новизне. Данная характеристика определяет степень развития познавательной потребности к приобретению новых знаний.
  3. Потребность в преодолении определяет способность преодоления препятствий для получения новых знаний, для развития интеллектуальных или творческих способностей.
  4. Потребность в информации позволяет поддерживать уже развитый уровень мыслительной и прогресс отдельных систем чувствительности.

Духовные потребности определяют уровень саморазвития человека.

Социальные

Социальные потребности представляют собой нужду человека в том, что является продуктом деятельности общества.

Социальные потребности человека можно разделить на несколько групп:

ГруппаОписание
Потребность в узнаванииНеобходимость человека во встречах со знакомыми, а также в определении собственного места в обществе.
Потребность в стимуляцииКонтроль за активностью человека, стимулирование деятельность, а также поднятие эмоционального тонуса.
Потребность в событияхПроявляется в получении удовольствия (или наоборот, недовольства) от событий, которые влияют на течение жизни.
Потребность в структурировании жизниПредставляет собой необходимость планирования времени. Ярким примером может служить распределение рабочего времени, распределение отдыха и работы.
Потребность в достижении и признанииПроявляется в получении новых переживаниях, уважении и самоуважении человека.

Социальные потребности поддерживают жизнедеятельность социальной личности.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

По критерию времени актуализации

Виды потребностей в психологии зависят от времени актуализации.

Актуализация определяет важность чего-либо в данный момент.

Постоянные

Постоянные потребности представляют собой непрерывную необходимость чего-либо.

Наиболее яркими примерами постоянных потребностей являются:

  • поддержание постоянной температуры тела;
  • потребность в кислороде;
  • потребность в поддержании определенной влажности воздуха.

Данные потребности, в основном, базируются на физиологической необходимости организма и нужды для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Устойчивые

Устойчивые потребности связаны, в основном, с социальными потребностями человека. Такие потребности влияют на жизнедеятельность человека, поэтому они и стабильно удовлетворяются, но жизнь без них возможна. Наиболее яркий пример такой потребности — это нужда в общении с представителем того же рода.

Циклические

Циклические потребности представляют собой необходимость человека в чем-либо с определенным периодом. Например, потребность в пище. Человек спустя 4-6 ч чувствует голод — это и есть цикл данной потребности.

Ситуативные

Ситуативными называют те потребности, которые зависят от определенного события в жизни. Например, потребность в выздоровлении. При этом обстоятельством в данной ситуации выступает болезнь.

Как работает пирамида Маслоу?

Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.

Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.

Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.

Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.

Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.

Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.

В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.

Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.

Некоторые люди просто не хотят заниматься саморазвитием, потому что это не просто и, по их мнению, — скучно. Для саморазвития и работы над собой требуется время, но не каждый человек готов «жертвовать» своё время на личностный рост. Можно сравнить это с тем, что человек не может накопить деньги на крупную дорогую вещь, потому что не готов отказаться от мелких, не всегда необходимых, покупок.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источники

  • https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/potrebnosti-cheloveka-vidy-8-klass.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-potrebnost-cheloveka.html
  • https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/potrebnosti-cheloveka-klassifikaciya-i-opisanie.html
  • https://megabook.ru/article/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  • https://PsychoSpace.ru/1665-2/
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/350828/
  • https://damienmilay.com/basis/potrebnosti-cheloveka-chto-eto-takoe-kakie-byvayut-vidy-v-psihologii/
  • https://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/potrebnosti/
  • https://PsyLogik.ru/46-potrebnosti-cheloveka.html
  • https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html

2. Рост культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение

Классики марксизма-ленинизма при анализе потребностей исходят из того, что весьма многообразные потребности людей определяются объективными условиями их существования. Объективные условия формирования потребностей связаны с характером способа производства.

Развитие производственных сил и производственных отношений сопровождается ростом всех видов потребностей в виде нужды членов общества в разнообразных материальных благах, духовных ценностях, социальных процессах и видах деятельности. По мнению В. И. Ленина, тенденция их роста имеет характер экономического закона повышения потребностей.

Материальной основой действия закона повышения потребностей людей является процесс непрерывного совершенствования и изменения средств производства. На основе развития общественного производства происходит расширение и повышение потребностей. Производство формирует потребности и создает материальные блага для их удовлетворения. Потребление, в свою очередь, оказывает воздействие на производство. Однако в условиях капитализма связь между производством и потреблением трудящихся опосредствуется капиталом, экономическим интересом буржуазии.

Отсутствие частной собственности, эксплуататорских классов и отношения сотрудничества и взаимопомощи позволяют социалистическому обществу установить непосредственную связь между производством и потреблением трудящихся. Эту возможность в свое время предвидел Ф. Энгельс. Он писал: «Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности».

Социалистическое производство ведется с целью удовлетворения потребностей непосредственных производителей. Наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества на основе использования имеющихся возможностей на данном этапе развития — цель социалистического производства.

Социализму наряду с улучшением материального благосостояния свойственно систематическое повышение культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение.

К обширной области народного потребления относятся культурные блага, составляющие две основные группы: здравоохранение (медицинская помощь, санитарно-профилактические и гигиенические мероприятия, физическая культура, санатории и дома отдыха, медицинское обслуживание детей в детских яслях, садах и лагерях) и просвещение и искусство (общее и специальное образование, культурно-воспитательные мероприятия, печать, зрелища, радиовещание и телевидение, изобразительное искусство).

В период социалистического строительства весьма важное значение имело удовлетворение потребностей населения в медицинском обслуживании. В дореволюционной России здравоохранение находилось на очень низком уровне, один врач приходился на 7 тыс. человек, а в сельской местности — на 23 тыс. жителей. В колониальных окраинах империи медицинское обслуживание почти отсутствовало. В дореволюционном Казахстане численность врачей всех специальностей составляла всего около 200 человек, а число больничных коек —1,8 тыс.

С первых дней победы Октябрьской революции серьезное внимание уделялось организации медицинского обслуживания населения. Решение этой проблемы требовало значительных средств и времени. В 1926/27 г. процент обеспеченности населения стационарной помощью составлял: поУральскому округу — 23,1,

Кустанайскому — 17,3, Петропавловскому—13,7, Семипалатинскому — 13,0, Алма-Атипскому — 12,4 и т. д. Из 125 районов с казахским населением только 47 районов имели больницы с общим числом коек 552, в среднем обеспеченность населения районов стационарной помощью составляла всего лишь 7,6%. В результате общенародных усилий по созданию современной системы здравоохранения эта проблема решалась довольно успешно. В 1940 г. по сравнению с 1913 г. количество врачей всех специальностей увеличилось в 11,2 раза, лиц среднего медперсонала — в 30,3 раза, а число больничных коек (без коек в госпиталях) — почти в 14 раз.

Расширялась сеть санаториев, домов отдыха, ставших достоянием трудящихся. Численность рабочих и служащих, обслуживаемых санаториями, домами отдыха, базами однодневного отдыха, непрерывно возрастала. Со стороны государственных учреждений, общественных организаций широко практиковалось проведение оздоровительных мероприятий, при этом важную роль играло повсеместное развитие физкультуры и спорта.

В повышении культурных потребностей трудящихся, а также их политической и трудовой активности выдающуюся роль сыграли мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства, направленные на ликвидацию неграмотности. Они имели большое политическое значение, так как были связаны с формированием в стране социалистических общественных отношений. В. И. Ленин подчеркивал, что «в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя».

Исторический документ, давший направление всенародному походу за всеобщую грамотность в стране, был принят СНК РСФСР 26 декабря 1919 г. в виде декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

Военно-революционный комитет но управлению Киргизским краем 24 июня 1920 г. принял инструкцию о ликвидации неграмотности в крае. Л 28 сентября 1920 г. был издан приказ Кирревкома «О мерах по ликвидации неграмотности в крае».

По примеру РСФСР в Казахстане было создано общество «Долой неграмотность» (ОДН). В успешном решении этой всенародной задачи проявляли непосредственную заинтересованность общественные организации. В первых рядах ликвидаторов неграмотности, культармейцев шли комсомольцы, активное участие принимали учителя, студенты, учащиеся старших классов. Съезд учителей-ударников Казахстана в 1934 г. призвал каждого учителя обучить грамоте не менее 35 человек. Органы союза «Кошчи» на местах проводили большую организационно-массовую работу по выявлению и ликвидации неграмотности среди населения сельской местности. Они за счет своих отчислений и средств, собранных от населения, открывали школы ликвидации безграмотности, учреждения культуры.

Сеть школ по ликвидации неграмотности была весьма обширной и разнообразной. В 1927/28 учебном году функционировало 1422 пункта по ликвидации неграмотности, кроме того, имелись сотни школ малограмотных, школы для взрослых, школы политграмоты. Подготовка и повышение квалификации работников партийно-советского аппарата производились в совпартшколах.

Только в 1920—1922 гг. обучено грамоте около 75 тыс. человек. Общее количество ликвидировавших неграмотность за первые восемь лет Советской власти составило 245 тыс. человек. Силами культармейцев и учительства, всей партийно-советской общественности в 1933—1940 гг. в республике около 2 млн. человек овладело грамотой. Проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения Казахстана в конце 30-х годов в основном была решена.

Весь процесс ликвидации неграмотности среди населения СССР и Казахской ССР в возрасте от 9 до 49 лет может быть охарактеризован данными таблицы 15.

Таблица 15

Грамотность населения по СССР и Казахской ССР (процент грамотных в возрасте 9—49 лет)

Из данных таблицы 15 видно, что для решения проблемы ликвидации неграмотности населения понадобилось не сотни лет, как пророчили буржуазные идеологи, а около двадцати лет. При этом разница в исходных данных по СССР и Казахской ССР была большая. В 1926 г. процент грамотности населения по СССР составил 56,6, по Казахской ССР — только 25,2. Всего лишь через 13 лет эта разница исчезла, что свидетельствует о более высоких темпах ликвидации неграмотности населения, проведенной по Казахстану.

Ликвидация неграмотности населения в исторически короткий отрезок времени в многонациональной стране в трудных условиях, сложившихся тогда, представляла собой качественный скачок в общественной жизни, совершенный советским народом под руководством Коммунистической партии ни пути социалистического строительства. Однако какой бы значительной ни оказалась эта проблема, она была только частью гигантской многосторонней задачи культурной революции — важнейшей закономерности социализма.

Другая не менее важная задача заключалась в крутом подъеме народного образования на основе его демократизации и коренной перестройки. В 1918 г. проведена реформа школ и высших учебных заведений. Отныне школа отделялась от церкви, она становилась единой трудовой, предусматривалось преподавание на родном языке, вводилось бесплатное обучение.

В начале 20-х годов в обстановке всеобщей разрухи, отсутствия необходимых средств система народного образования страны претерпевала большие трудности. Положение облегчалось посредством передачи школ, культпросветучреждений на местный бюджет, на договорных началах кооперативам, колхозам. А в городах, в порядке временной меры, вводилось обложение родителей учащихся. В Казахстане ввиду слабости базы местного бюджета определенное число школ переводилось на государственное содержание.

По мере достижения хозяйственных успехов в восстановительный период постепенно улучшалось положение учителей, расширялась и укреплялась материальная база школ, совершенствовалась структура народного образования.

Политика Коммунистической партии и Советского правительства, направленная на быстрейшую ликвидацию неграмотности населения, повсеместное развитие народного образования, была встречена трудящимися Казахстана с большим энтузиазмом. Это объяснялось громадной тягой народных масс к знаниям, желанием быстрее освободиться из плена безграмотности, невежества. Трудящиеся массы связывали свое будущее и дальнейшие успехи социлистического строительства с развитием просвещения. Этот энтузиазм, громадная тяга народных масс к знаниям выражались, в частности, в том, что почти повсеместно стали стихийно возникать школы, содержащиеся на средства населения.

Имеются различные данные о количестве школ в Казахстане на начало 20 годов. По одним данным, в 1920/21 учебном году в Казахстане действовало 2410 школ, по другим — 6224 школы. Здесь расхождение большое. Нам кажется, что в первых данных не учтены многие стихийно возникшие школы в кочевых и полукочевых районах. Во всяком случае первые данные слишком преуменьшены. Школьная сеть, складывавшаяся в начале 20-х годов, если исходить из архивных материалов, характеризуется следующими данными: в 1920/21 учебном году насчитывалось 6224, в 1921/22 г. — 2437, в 1922/23 г. — 1960, в 1923/24 г.— 2119 школ. Из этих данных видно, что ввиду стихийного роста в первые годы Советской власти школьная сеть чрезмерно разрослась. Затем под влиянием голода и финансовых затруднений этот рост сменился резким падением в 1921—1923 гг. Начиная с 1923/24 учебного года школьная сеть стала вновь расширяться.

В тот период значительную часть школ в республике составляли школы-двухлетки и трехлетки, а также одногодичные, дававшие элементарные знания по письму, чтению и счету. Наряду с ними действовали типовые школы — школы-семилетки и девятилетки. Во второй половине 20-х годов широкое развитие получили школы крестьянской молодежи (ШКМ), программа которых соответствовала старшим классам семилетки. В кочевых и полукочевых районах действовали школы-интернаты, школы-коммуны.

Все это свидетельствовало о том, что школьное строительство осуществлялось с учетом специфических особенностей Казахстана, и некоторые нетипичные формы, встречавшиеся в сети школ, носили временный характер.

В условиях Казахстана, как и во всех в прошлом отсталых национальных районах, особую остроту приобрела проблема кадров учителей. Исходя из указания В. И. Ленина о том, что учительская армия должна поставить себе гигантские просветительские задачи и прежде всего должна стать глинной армией социалистического просвещения, партийная организация Казахстана поставила задачу, привлекая к работе в школах погрессивно настроенные старые учительские кадры, осуществить подготовку новых советских педагогов. На первых порах основным каналом подготовки и переподготовки учителей были краткосрочные курсы. Педагогические курсы от трехнедельных до годичных и с более длительным сроком обучения стали функционировать с лета 1918 г. в Верном (Алма-Ате), Перовске (Кзыл-Орде), с 1919 г. — в Аулие-Ате (Джамбуле), Чимкенте, с 1920 г. — в Уральске, Оренбурге, Семипалатинске, Актюбинске, Павлодаре, Акмолинске, Атбасаре, Тургае, Кустанае и некоторых других крупных населенных пунктах. Воспитанники-выпускники этих курсов выступали активными бойцами не только на поприще народного образования, но и в борьбе с силами контрреволюции, кулачества и байства, проводниками революционных идей в широкие массы трудящихся.

Несколько позже создаются педагогические техникумы, институты народного образования и некоторые другие специальные учебные заведения по подготовке кадров учителей. В годы реконструкции народного хозяйства сложилась довольно стройная сеть вузов и средних специальных учебных заведений по подготовке учительских кадров, она слагалась из 14 вузов, 30 техникумов, множества курсов, заочной и вечерней системы обучения, институтов усовершенствования.

На период каждой пятилетки в области народного образования ставились и разрешались крупные задачи. Уже за годы первой пятилетки в основном была завершена ликвидация неграмотности в стране и установлено законом всеобщее обязательное обучение детей от 8 до 11 лет в пределах четырехлетней начальной школы. Во второй пятилетке вводилось обязательное обучение в пределах семи летней школы во всех городах и создавалась соответствующая школьная сеть в сельской местности. В годы третьей пятилетки началось осуществление всеобщего среднего обучения в пределах десятилетней школы в городах, завершалось всеобщее семилетнее обучение в сельской местности.

Данные таблицы 16 дают представление о сложившейся системе народного образования в годы довоенных пятилеток.

Из данных таблицы 16 видно, что изменения в системе просвещения Казахстана, происшедшие в период строительства социализма, носили скачкообразный, поистине революционный характер. Об этом свидетельствует тот факт, что по сравнению с довоенным периодом количество школ в республике еще к концу 20-х годов почти удвоилось.

Школьная сеть росла высокими темпами в годы первой пятилетки. Особое внимание уделялось расширению сети средних школ. Количество их в республике в годы второй пятилетки возросло в 10,3 раза, а за три года третьей пятилетки — в 2,2 раза. Численность учащихся к концу 20-х годов увеличилась более чем в

2,5раза, особенно быстро возрастала численность учащихся средних школ. А количество учителей почти удваивалось через каждые пять лет.

Такие темпы в развитии народного образования не имели аналогии в истории.

В условиях Казахстана, как и во всех в прошлом отсталых национальных районах СССР, огромное значение имело развитие среднего специального и высшего образования, что обусловливалось необходимостью создания кадров национальной интеллигенции. В доре

Таблица 16

Количество школ, учителей и учащихся в Казахской ССР на начало учебного года

волюционном Казахстане было всего лишь семь средних специальных учебных заведений с контингентом учащихся в 300 человек. Не было ни одного высшего учебного заведения.

Потребности в кадрах среднего звена и высшей квалификации возникали в ходе развития экономики и культуры во все возрастающих масштабах. Эти потребности удовлетворялись путем организации и формирования сети средних специальных и высших учебных заведений. Уже в первой половине 20-х годов действовали педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, промышленно-экономические техникумы. Наряду с ними функционировали многочисленные профессионально технические школы низшего звена, курсы и училища, готовившие квалифицированных рабочих, счетных работников, кооператоров и т. д.

Среднее специальное и высшее образование в республике получило бурное развитие в 30-годах. При этом много внимания уделялось высшему педагогическому, сельскохозяйственному, медицинскому образованию. Потребностями в кадрах высшей квалификации для растущей горной и металлургической промышленности обусловливалось открытие горно-металлургического института.

В связи с открытием 15 января 1934 г. Казахского государственного университета имени С. М. Кирова для казахской молодежи появилась возможность получения университетского образования в пределах родной республики.

Итоги развития среднего специального и высшего образования в Казахстане за годы довоенных пятилеток могут быть охарактеризованы данными таблицы 17.

За годы первой пятилетки в средних специальных учебных заведениях обучалось почти втрое больше студентов, чем в 1927/28 учебном году, а в 1940/41 г. — в 2,9 раза больше, чем в 1933/34 учебном году. Увеличивалась также и численность студентов вузов.

Успехи Казахстана в развитии среднего специального и высшего образования стали возможными благодаря усилиям, предпринятым со стороны союзного правительства, помощи и содействия братских республик, в частности РСФСР и УССР. Большую роль сыграли достижения в области народного образования. Без разветвленной сети общеобразовательных семилетних и средних школ было бы трудно рассчитывать на успех в организации среднего специального и высшего образования.

Подготовка специалистов среднего звена и высшей квалификации позволила все полнее удовлетворять растущие потребности в них народного хозяйства, а также развернуть научно-исследовательскую работу в вузах и научных учреждениях, насчитывавших в 1940 г. 110 институтов и лабораторий.

В подъеме общественного сознания, политической и трудовой активности трудящихся, в воспитании в них коммунистического отношения к труду, в борьбе с пережитками прошлого большую роль сыграли культурно-просветительные учреждения.

В разных городах республики еще в 1918 г. возникали кружки художественной самодеятельности, и выступления артистов-любителей в определенной степени удовлетворяли культурные потребности трудящихся.

Задачи культпросветучреждений в сельской местности сводились не только к эстетическому воспитанию трудящихся, подрастающего поколения, по и к пропаганде агрономических и зоотехнических знаний.

Большой опыт политической борьбы, приобретенный рабочим классом, трудовым крестьянством в ходе социально-экономических преобразований, успехи в ликвидации неграмотности, повседневная воспитательная работа партии расширяли кругозор и повышали их культурные потребности. В соответствии с непрерывно растущими культурными запросами трудящихся происходило расширен не сети культурно просветительных учреждений, повышение идейно-политического, художественного уровня их работы. В городах и поселках возникали библиотеки, рабочие клубы, пародные дома. В колхозах за счет культурных фондов создавались клубы, избы-читальни, красные юрты.

В подъеме культурных потребностей трудящихся и их удовлетворении громадное значение имели кинофикация, радиофикация, интенсивно осуществлявшаяся в городах и сельской местности, особенно в 30-х годах.

Из художественного самодеятельного творчества народных масс вырастало профессиональное искусство Казахстана. Регулярно проводимые многочисленные смотры, конкурсы, айтысы акынов (состязания певцов) давали возможность выявлять и проводить отбор талантливых исполнителей — певцов, музыкантов, танцоров и т. д. — для комплектования профессиональных театральных коллективов.

На основе творческого использования народной музыки и ее аранжировки музыкантами-профессионалами были созданы современные музыкальные жанры и формы.

Создание в 1935 г. Государственной филармонии в составе оркестра национальных инструментов, казахского хора, танцевального ансамбля и солистов-певцов и музыкантов, преобразование в 1937 г. музыкального театра в Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая свидетельствовали о довольно высоком уровне музыкальной культуры, достигнутом казахским народом за столь короткий срок на благодатной почве социализма.

Большие достижения и художественная зрелость драматического театра позволили преобразовать его в 1937 г. в Казахский государственный академический драматический театр. Громадный прогресс в области театрального искусства в Казахстане стал возможным благодаря щедрой помощи выдающихся профессиональных коллективов и видных деятелей культуры русского народа. По приглашению правительства республики в Казахстане работали опытные музыкальные руководители, дирижеры и преподаватели, которые обучали казахских артистов вокальному, сценическому и хореографическому искусству.

Зарождение и развитие в республике киноискусства и изобразительного искусства свидетельствовали о многостороннем характере культурной революции, которой были охвачены все в прошлом отсталые национальные районы СССР.

В политическом воспитании трудящихся, формировании у них коммунистического мировоззрения, подъема общей грамотности и культуры неоценимое значение имело развитие периодической печати и книгоиздательства. Широкие слои трудящихся получили возможность читать на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, величайших писателей и ученых мира.

Приобщение к сокровищнице мировой культуры способствовало обогащению духовной культуры народа, развитию его национальной литературы в частности. Деятели литературы и искусства, пользуясь методом социалистического реализма, добивались повышения идейно-художественного уровня своих произведений, смело вторгались в глубь общественной жизни и силой художественного слова вдохновляли народ на социалистическое строительство.

Общая картина развития культурно-просветительных учреждений в КазССР видна из следующих данных:

Рост культурных потребностей трудящихся и их

удовлетворение сопровождались развитием национальных языков. На казахском языке велось преподавание в школах, издавалась общественно-политическая, научно-техническая, учебно-методическая и художественная литература. В районах, где преобладало казахское население, делопроизводство велось на языке этого народа.

Развитие казахского языка выражалось в том, что обновлялся и расширялся его словарный состав, более совершенным стал грамматический строй. При этом основа языка оставалась народной, самобытной.

В развитии языка большое значение имел перевод казахской письменности с латинизированного на новый алфавит на основе русской графики. В новом алфавите и орфографии были учтены специфические особенности казахского языка.

Казахский язык стал богаче, обогащенный словарный состав его позволял легко находить эквиваленты самым сложным терминам науки и техники. В свете всего этого очевидна нелепость утверждений буржуазных авторов об «ущемлении языков национальных меньшинств», о «русском лингвистическом империализме».

Идеологи буржуазии, выступая с критикой политики КПСС в области культурного строительства, в частности по вопросу развития языков малых наций, забывают, что «свобода языков» для Коммунистической партии представляла собой лозунг программного значения. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал: «Демократическое государство безусловно должно признать полную свободу родных языков и отвергнуть всякие привилегии одного из языков».

Коммунистическая партия, руководствуясь указаниями своего вождя, исходила из стремления обеспечить равноправие языков и с помощью родного языка поднять культурный уровень всех народов.

Рост культурных потребностей трудящихся и их удовлетворение — важнейшая закономерность социализма. Проведение культурной революции — одно из условий построения материально-технической базы социализма. Именно в этом выражается объективная необходимость культурной революции, происходящей повсеместно в процессе социалистического строительства планомерно, по инициативе свыше при широком творческом участии народных масс. Рост общей культуры народа способствовал успехам социалистического строительства. Успехи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, в свою очередь, создавали благоприятные условия для развития культуры.

Социалистическая индустриализация способствовала устранению экономического неравенства, а культурная революция вела к ликвидации различия между народами в сфере духовной, в области культуры. Социалистическая индустриализация и пребразование сельского хозяйства создавали соответствующую материально-техническую базу для подъема материального благосостояния и духовного возвышения трудящихся, а культурная революция оказала воздействие на сферу материального производства, которое выражалось в росте творческой, общественно-политической и трудовой активности трудящихся масс.

Величайшим завоеванием социализма явилось формирование нового человека — члена социалистического общества, наделенного такими чертами, как высокая сознательность, широта кругозора, способность понимать и отстаивать общегосударственные интересы. В процессе социалистического преобразования общества на основе вовлечения в общественный труд формировался новый духовный облик женщин национальных районов Советского Востока. В результате коренных изменений, происшедших во всем укладе жизни, сознании, трудящиеся женщины стали активными строителями нового общества.

Период социалистического строительства представлял собой для всех народов национальных районов СССР эпоху подлинного возрождения, эпоху освобождения от социального и национального гнета, небывалого прогресса во всех сферах общественной жизни. В свете всего этого обнаруживается полная несостоятельность, смехотворность антикоммунистических упражнений Р. Пайнса, который писал о том, что социалистическая революция «принесла в мусульманские районы не уничтожение колониализма, но колониализм в новой и гораздо более тяжелой форме; создала режим, который… может быть назван «пролетарским колониализмом».

Великие завоевания культурной революции во всех союзных республиках стали достоянием самих трудящихся независимо от их национальной принадлежности. Учреждения культуры и искусства сыграли выдающуюся роль в преобразовании духовного мира человека не только потому, что благодаря повсеместному их насаждению была создана весьма разветвленная сеть, а главным образом потому, что они стали подлинно народными, широко доступными трудящимся. Все виды искусства органически вошли в повседневную жизнь народа и стали полнее удовлетворять быстрорастущие его культурные потребности. Сбывались слова В. И. Ленина, сказанные им на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. о том, что «раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания

культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».

Достигнутый относительно высокий уровень образования, общей культуры народа, научный потенциал общества представляют собой часть национального богатства.

Существует взаимозависимость между материальным производством и ростом культурных потребностей трудящихся масс и их всесторонним удовлетворением. Общий подъем культуры оказывает значительное влияние на темпы экономического развития страны. Сфера образования дает возможность успешно осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров, что выступает как важный фактор развития общественного производства и повышения его эффективности.

Построение социалистической экономики дало возможность для ликвидации антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, открывая простор для гармонического развития всего общественного производства, обеспечивая всеобщую занятость, непрерывное расширение материальных и культурных потребностей трудящихся, создавая вместе с тем необходимые условия для все большего их удовлетворения.

<< К содержанию Следующая страница >>

По появлению

Виды потребностей в психологии можно классифицировать по появлению. Некоторые из нужд появляются у человека сразу, поэтому они являются базовыми. Другие же — в процессе активной жизнедеятельности, поэтому их считают приобретенными.

Базовые

Базовые потребности человека — это те нужды, которые связаны с физическим выживанием. Базовые потребности также присущи всех людям без исключения, даже если он не чувствует их.

Существует 9 потребностей данного типа:

  • тепло;
  • защита;
  • пища;
  • безопасность;
  • близкие люди;
  • принадлежность к определенной группе;
  • стимулы;
  • уважение и самоуважение;
  • духовное развитие.

Базовые потребности, независимо от исследования психологов, считаются наиболее важными и нужными.

Приобретенные

Также существует группа приобретенных потребностей. Их также называют «вторичными» нуждами, которые по своей природе являются психологическими.

К приобретенным потребностям относят:

  • достижение;
  • власть;
  • преданность.

Вторичные потребности приобретаются с опытом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]