Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека
Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.
Питание
Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.
Функции пищеварения:
- Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
- Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
- Передача информации для поддержания связи с природой.
В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.
Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.
Что такое биологические потребности?
Огромную роль для каждого играют физиологические нужды. В качестве сущности так называемых биологических потребностей человека выступает удовлетворение «базовых вещей». Того, что имеет тесную и постоянную связь с телом лица.
Удовлетворение подобных нужд – это основополагающая жизни. За счет данной особенности обеспечивается поддержка и развитие личности. Сюда относят разнообразные процессы. Например:
- дыхание;
- питание;
- употребление жидкости (воды);
- отдых;
- сон;
- движение.
Но есть и более сложные «манипуляции», которые на первый взгляд могут показаться не жизненно важными. Сюда включают потребности в безопасности, сбалансированном и качественном питании (а не абы каком), тепловой комфорт, продолжение рода, лечение, получение качественных медицинских услуг.
Важно: защита от болезней и иных недугов – тоже стандартная биологическая нужда.
Рассматриваемая категория находится на самой вершине в пирамиде потребностей Маслоу. Рекомендуется обратить внимание на то, что человек способен «протянуть»:
- 3-5 минут – в бездыханном состоянии;
- 4 суток – отсутствие сна (в принципе, не обязательно полноценного);
- 7-10 суток – без жидкости;
- до 45 дней – голодовки.
Это то, что присуще всем живым существам. Их могут называть естественными, физиологическими, биогенными и органическими. В некоторых обстоятельствах встречается название «витальные» (от слова «vita» – жизнь).
Интересы и склонности
Интересы возникают на основе потребностей.
Интерес
— целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов:
- по направленности:
социальные, экономические, политические, духовные; - по степени общности:
индивидуальные, групповые, общественные; - по содержанию:
непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности); - по характеру субъекта
: национальные, государственные; - по уровню деятельности:
пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект). - по возможности их реализации
: реальные, мнимые;
Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.
Склонность
— направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
↑ Пирамида потребностей А. Маслоу
Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия
— размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.
ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Первые две ступени являются первичными или врожденными,
так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся
физиологические
и
экзистенциальные.Физиологические потребности
являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.
Экзистенциальные
включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.
Социальные
потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные
или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.
Престиж
— это мера признания обществом заслуг человека.
У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.
Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.
Познавательные потребности
— это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют
когнитивными потребностями.
Эстетические потребности
— это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.
На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности
или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности
(саморазвитие, самосовершенствование)
.
Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека
». Психологи К. Холл и Г. Линдсей
Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями
, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности
— искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Базовые потребности людей
Нужды базового характера представляют собой все то, без чего человек не может существовать. И речь идет вовсе не о «повышенном комфорте». Подразумеваются преимущественно физиологические моменты. Они варьируются в зависимости от липа конкретной личности и темперамента.
Например, если говорить о необходимости употреблять пищу, можно заметить: кому-то требуется для нормальной жизни «постоянно что-то жевать», а кто-то сыт от нескольких ложек салата. Это нормальное явление.
К базовым потребностям с развитием населения стали относить не только биологические, но и такие моменты, как ношение одежды и обуви. Отдельные лица могут включать сюда необходимость побыть наедине с самим собой в целях успокоения, обретения гармонии с миром и восстановления сил. Для кого-то «базой» является общение. Но есть и те, для кого крайне важны ежедневные тренировки (спорт) или определенные иные занятия. Без оных человек начинает на физическом уровне ощущать себя нехорошо.
Важно: из вышесказанного следует, что индивиды имеют возможность обладания индивидуальными набора базовых потребностей. Но все они обязательно включают «физиологию».