Высокий интеллект: признаки, способы развития, советы

  • 13 Ноября, 2018
  • Психология личности
  • Ирина Котова

Темы об интеллекте и его развитии являются на сегодняшний день одними из популярных. Одним из главных отличий людей друг от друга являются интеллектуальные способности. Без интеллекта не было бы научных открытий и различных сфер деятельности. Любой человек может в себе открыть огромный потенциал и возможности для развития и саморазвития благодаря именно своей мыслительной деятельности. В рамках данной статьи проанализируем сущность высокого интеллекта и рассмотрим способы его развития.

Что такое интеллект человека?

В переводе с латинского интеллект означает «познание», «понимание». Под интеллектом подразумевается способность людей в восприятии и запоминании различной информации, склонность к решению сложных задач и жизненных ситуаций при помощи мозговой деятельности, а именно путем логических выводов и умозаключений.

Существует коэффициент интеллекта, который является оценкой уровня знаний человека и вычисляется с помощью различных специальных тестов и методик. Средний показатель интеллекта варьируется от 90 до 110 баллов. Показатели, находящиеся на уровне 70 баллов, говорят о нарушении интеллекта в отрицательную сторону. Личности с интеллектом выше среднего — это те, у кого балл превышает отметку 110. По мнению специалистов, основным фактором в формировании таких способностей является наследственность.

Понятие

Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.

Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.

Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.

Основными свойствами интеллекта являются:

  • любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
  • глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
  • логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
  • гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
  • широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
  • критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
  • доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.

В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.

Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.

Мышление и интеллект: что общего?

В психологии интеллект и мышление являются схожими процессами умственной деятельности.

Мышление — склонность к анализированию, построению логических умозаключений, умение строить логические выводы на основе приобретенных знаний. Интеллект — способность к реализации полученных знаний, подкрепленная рациональными действиями. Прочтение нескольких книг и различных энциклопедий еще не говорит о наличии высокого интеллекта, так как необходимо правильно применять полученную информацию на практике.

Особенности

Человеческий мозг является «мышцей», которую необходимо регулярно тренировать. Другими словами, чем больше усилий и времени человек готов вложить в свое развитие, тем скорее для него откроются новые перспективы для дальнейшей самореализации.

Например, если личность способна концентрироваться на конкретных вещах, для заметных видимых результатов ей необходимо в течение определенного времени расширять поле деятельности.

Что такое эмоциональный интеллект?

Данное понятие является достаточно новым в психологии и массовой культуре. Само существование данного явления берет начало с давних времен. Согласно мнению специалистов, высокий эмоциональный интеллект отличается умением управлять эмоциями как чужими, так и собственными. Данная способность состоит из следующих частей:

  • способность анализировать чувства и эмоции окружающих людей;
  • умение контролировать собственные эмоции и посторонних;
  • умение сопоставлять задачи и эмоции.

Искусственный интеллект

Актуальной темой в современном мире является искусственный или, по-другому, синтетический интеллект. Он представляет собой созданную человеком систему, которая умеет анализировать поступающую информацию и воспроизводить процессы мышления, схожие по действию с импульсами, происходящими в процессе мозговой деятельности человека. Создание и изучение синтетического интеллекта относят к отрасли информатики.

Виды интеллекта

Врожденный интеллект может стать основой для успешного собственного развития, в выборе любимой профессии, помочь удачно реализоваться в жизненных планах. В среднестатистическом человеке гармонично развиваются несколько талантов, но только один, как правило, является ведущим. Выделяют следующие основные типы интеллекта:

  • Природный. Человеку с таким типом свойственно проникновенно ощущать всю прелесть природы. Им отлично подойдет сфера деятельности в области животноводства, ботаники и агрономии.
  • Музыкальный тип проявляется высокой чувствительностью к любым ритмам и звукам. К такому типу относят певцов и музыкантов.
  • Логико-математический тип интеллекта помогает в решении сложных логических и математических задач. Данный вид интеллекта с основном наблюдается у детективов, ученых и математиков. Такие люди отличаются своей замкнутостью.
  • Представителями лингвистического типа интеллекта являются поэты, журналисты, писатели и общественные деятели. Как правило, им нравится разгадывать кроссворды, читать и писать различные истории.
  • Благодаря пространственному типу человек с легкостью может вспомнить любое событие из жизни. Носителями данного вида интеллекта являются летчики, моряки, художники, скульпторы и архитекторы. Они отличаются ориентированностью на местности различных масштабов.
  • Личностный. Человек, обладающий данным типом интеллекта, хорошо владеет самопознанием, что позволяет ему грамотно и здраво подходить к решению различных задач любых сложностей.
  • Телесно-кинестетический связан с осязанием и тактильным восприятием. Представителями такого вида в основном являются танцоры и работники прикладных профессий.
  • Экзистенциальный. Людям с данным типом свойственно размышлять о человеческом существовании, а также выдвигать теории на тему смысла жизни, появления людей на планете и прочее.
  • Межличностный интеллект заключается в способности понимания и эффективном взаимодействии с другими людьми. Обладателями этого типа являются актеры, учителя, политики и социальные работники.

Проверить расположенность к одному из типов можно с помощью тестов на определение IQ.

Любовь к одиночеству

Эволюционный психолог Сатоси Канадзава в своем исследовании выяснил, что умные люди чувствуют себя счастливее, когда реже встречаются со своими друзьями. Большинство людей, наоборот, чувствуют себя лучше, когда встречаются с друзьями и приятелями чаще. Это объясняется довольно , согласно которой предпочтение более умными людьми одиночества связано с эволюцией. Так сложилось, что ради выживания и процветания люди привыкли кооперироваться, но самые умные быстрее адаптируются к каким-либо изменениям (культурным, технологическим и пр.), поэтому и предпочитают развиваться самостоятельно.

Как повысить интеллект?

Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:

  • Решайте логические загадки и головоломки.
  • Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
  • Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
  • Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
  • Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
  • Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
  • Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
  • И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.

Леворукость

Для большинства людей такая особенность, как леворукость, представляется скорее помехой, чем удобством. Действительно, весь наш быт рассчитан на правшей, а левши вынуждены к нему приспосабливаться. Однако установлена четкая связь между спецификой работы мозга, определяющей леворукость, и уровнем развития интеллекта. Левши зачастую обнаруживают значительные способности в области физико-математических наук, имеют богатое воображение и большой словарный запас.


Источник: depositphotos.com

Медитация как упражнение для мозга

Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:

  • способствует снижению стресса;
  • улучшает настроение;
  • положительно влияет на психическое здоровье;
  • способствует эмоциональному равновесию.

Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.

Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.

Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.

Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.

Вы можете развить свой интеллект: 5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности

Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия — Альберт Эйнштейн

Несмотря на то, что Эйнштейн не был нейробиологом, он точно знал все, когда говорил о способности человека добиваться чего-либо. Он интуитивно догадывался о том, что лишь сегодня нам удалось подтвердить с помощью данных, а именно: что заставляет когнитивные способности работать на максимально высоком уровне. По существу: То, что тебя не убивает, делает тебя умнее. Совсем недавно мой преподаватель сказал мне, что людям плохо удаётся контроллировать свой интеллект. Это было генетически заложено при рождении. Он объяснил, что усилия, приложенные для развития интеллекта у детей (например, с помощью таких программ, как Head Start), увенчались незначительным успехом после применения их на практике, и кроме того, как только «обучение» заканчивалось, они сразу же возвращались к первоначальному низкому уровню когнитивных способностей. Действительно, данные подтверждали это, и он (наряду со многими другими исследователями интеллекта) пришел к выводу, что интеллект нельзя улучшить, или, по крайней мере, изменения не будут продолжительными. Тем не менее, я возразила. Видите ли, перед тем, как приступить к этому этапу моих исследований, я начала работать Специалистом в Поведенческой Терапии, обучая маленьких детей, больных аутизмом. У этих детей был ряд нарушений когнитивных способностей – моя задача заключалась в том, чтобы обучить их в сферах, которые были недостаточно развиты, чтобы максимально приблизить их к уровню функционирования, как у их сверстников. Чтобы достичь цели, в процессе лечения мы использовали множество методов, или Мультимодальное Обучение (когда используют максимальное количество методов ввода информации).
Одним из моих первых клиентов был маленький мальчик с PDD-NOS (Первазивная задержка психического развития), неострой формой аутизма. Когда мы начали лечение, мы проверили его IQ, и он оказался приблизительно 80 – это практически считается умственной отсталостью. После того, как я поработала с ним в течение около трех лет – индивидуально, обучая его в таких областях, как коммуникация, чтение, математика, поведение в социуме, навыки игры, развлечения и отдых – используя технологии мультимодальних методов — его повторно проверили. Его IQ был теперь намного больше 100 (учитывая, что 100 считается «средним», по сравнению со среднестатистическим жителем). Это повышение на 20 баллов, улучшение больше, чем на один уровень у ребенка с синдромом аутизма!

Это был не единственный ребенок, который на моих глазах значительно прогрессировал во время моей врачебной практики. Мне очень повезло увидеть, как много детей стремительно развивалось — не чудом, и даже не принимая медикаменты, также есть данные, подтверждающие их успехи. Я подумала — если эти дети с серьезными проблемами в обучении смогли так прогрессировать и достигли таких успехов в каждом аспекте когнитивного функционирования — почему среднестатистический человек не может так же прогрессировать? Или даже достичь больших успехов, учитывая, что у него нет дополнительных проблем в плане аутизма?

Хотя данные ранних исследований дали не очень точные результаты, я не опустила руки. Я все еще полагала, что есть шанс значительно увеличить когнитивное функционирование, предоставляя подходящее обучение — поскольку я видела это своими глазами, когда работала врачом.

Затем в 2008 г. было проделано потрясающее исследование, «Повышение уровня подвижного интеллекта с помощью тренировок кратковременной памяти» по методу Джегги, Бушкул, Джонидс и Перриг. Это исследование было в некоторой степени прорывом для тех, кто исследует эту тему. Они первыми показали, что фактически возможно развить интеллект до достаточно высокого уровня с помощью обучения. Что они сделали по-другому?

Людей в исследовании Джегги обучали с помощью интенсивных, мультимодальных (визуального и слухового входа информации) заданий для кратковременной памяти (задача n-назад) в течение временных периодов разной длины, за одну или две недели, в зависимости от группы. После этого обучения их проверили, чтобы определить, насколько они повысили свой уровень. Скорее всего, можно было бы предположить, что после обучения их уровень повысился. Но они пошли еще дальше. Они хотели увидеть, можно ли перенести прогресс на абсолютно другой тест когнитивных способностей, которые бы стали показателями увеличения абсолютной когнитивной способности. Что они обнаружили?

После тренировок кратковременной памяти, с использованием n-назад теста, люди действительно смогли перенести существенное увеличение уровня на когнитивный аспект, который абсолютно не относится к другим. Это было грандиозным событием.

Далее показан график их результатов, подробнее обо всем исследовании можно прочитать здесь.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом — это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта, или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.
Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один — слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» — каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.
Но давайте рассуждать с практической точки зрения. В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, — которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным — все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это — их индивидуальность.
Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это — черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться — новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — создание новых нейронов — и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее — они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.
Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще — это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт — после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.
В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг, бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете: «Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга, он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет: «В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?»

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения, заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, — он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.
Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон — город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся — я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе, даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.
Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон, написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что… Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо — это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.


Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с Институтом Общественных наук METODO, американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере @AndreaKuszewski.

Зависит ли интеллект от генетики?

Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:

  • Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
  • Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.

Определение умственной неполноценности

По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства. Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е. познавательные, речевые, двигательные, социальные способности. Нарушение может возникать одновременно с другими соматическими или психическими расстройствами, либо без них». (ВОЗ, МКБ-10).

Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».

Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках. Расстройство проявляется до 18-летнего возраста». В дополнение к границе в 18 лет (проявляющееся нарушение интеллекта у подростков), некоторые авторы указывают на более ранний период – 2-летний порог, причем, нарушение, развивающееся после этого возраста, называется деменцией.

AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:

  1. Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
  2. Учитывает культурное и языковое разнообразие.
  3. Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
  4. У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
  5. Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.

Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды

Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами

Признаки высокого интеллекта

У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:

  • Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
  • Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
  • Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
  • Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
  • Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
  • Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.

Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.

Чувство юмора

Умение понимать забавную суть ситуаций и смешить других обычно основывается на способности расшифровывать парадоксы. Она тесно связана с вербальным развитием, богатством словарного запаса. Такими талантами обычно обладают люди с высоким интеллектом.


Источник: depositphotos.com

Люди с высоким уровнем интеллекта

Такие люди есть, но их мало. Во всем мире всего три процента людей могут похвастаться самым высоким интеллектом, который достигает отметку 130. Практически каждый из них посвятил всю свою жизнь определенной сфере деятельности, где смог достичь немалых высот. Среди людей с высоким уровнем интеллекта есть известные личности:

  • Теренс Тао — IQ 230.
  • Кристофер Майкл Хирата — IQ 230.
  • Натан Леопольд — 210.
  • Ким Унг-Йонг — IQ 210.
  • Гарри Каспаров — IQ 190.
  • Альберт Эйнштейн — IQ 170-190.
  • Эндрю Уайлс — IQ 170.
  • Бил Гейтс — IQ 160.
  • Стивен Хокинг — IQ 160.

Возможности интеллекта

Учеными доказано, что не все люди полноценно используют запас потенциала своих физиологических возможностей.

При желании человека интеллект может поддаться развитию до высокого уровня, и предела тому просто не существует. Постоянные ежедневные тренировки способствуют улучшению показателей ума и дают в последующем хорошие результаты.

Многие считают, что нужно уже родиться с талантом. Но данное высказывание не совсем верно. Каждый из нас обладает определенными способностями, просто не все это могут своевременно заметить, так как все дело в жизненных интересах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]