В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.
Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот, по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.
Материя и дух
Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос, и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.
На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.
К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее, он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.
С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.
К материальным ценностям относятся:
- денежные знаки;
- товары в магазине;
- драгоценности;
- недвижимость;
- предметы роскоши.
Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.
К духовным категориям относят:
- дружбу;
- любовь;
- преданность;
- взаимопонимание;
- творчество, искусство;
- религиозные чувства;
- нравственные идеалы;
- моральные качества.
Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.
Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.
Культурные ценности человека
Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.
В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу – сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.
Нравственные идеалы
Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно. К нравственным идеалам психологи относят:
- смысложизненные;
- эстетические;
- собственно нравственные;
- семейные.
Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.
Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.
Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.
Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.
Идеальная жизнь человека
Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.
Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.
Духовные понятия
Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.
Духовные категории:
- красота;
- добро и зло;
- истина;
- искусство;
- творчество;
- любовь.
Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.
Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.
Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.
Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.
Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.
С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.
Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.
Отношение ученых
Эталоны и нравственные ценности различных времен различались меж собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали данную тему в собственных произведениях. Для Аристотеля нравственный эталон заключался в самосозерцании, зании правды и отрешении от мирских дел. По воззрению Канта, снутри хоть какой личности находится «совершенный человек». Аннотацией для поступков его и является нравственный эталон. Это типичный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при всем этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал собственный образ и свое осознание нравственного эталона.
Пример: список 50 целей
- Список 50 целей разбит по сферам жизни.
Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.
Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.
Здоровье и спорт
- Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья.
- Проплыть 500 метров. Нырять на 8 метров.
- Исключить 2–3 вредных продукта из своего рациона.
- Пробежать 10 км.
- Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
- Укрепиться в жизненной позиции Я в порядке, другие в порядке.
- Подучиться играть в настольный и большой теннис.
- Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.
- Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
- Увеличить доход в 2 раза.
- Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
- Пассивный доход. 100$ / месяц
- Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
- Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
- Получить опыт найма и увольнения сотрудника.
Окружение, друзья
- Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30 человек.
- Поднатореть знакомиться.
- Уметь слушать собеседника.
- Организовать вечер настольных игр.
- Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
- Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
- Жениться или выйти замуж по любви.
- Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
- Устроить «спонтанное» путешествие.
- Побывать на другом континенте.
- Царь горы – залезть на пирамиду.
- Искупаться в двух океанах.
- Пожить 2 месяца в незнакомой стране.
- Быть спонтанным. Не боятся выглядеть глупо.
- Прочитать 12 научно-популярных трудов за год.
- Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
- Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
- Выучить второй иностранный на базовом уровне.
- Прожить по плану целей на год с достижением 70% .
- Написать 10 статей.
- Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.
Творчество
- Научиться рисовать. Написать 5 картин.
- Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
- Выбрать хобби и размышлять как получать в будущем с него доход.
- Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1 минуту.
- Спеть песню в караоке или в студии.
- Творчество ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.
Духовность
- Может Бог атеист? Редко видит людей, начинает сомневаться что они существуют.
- Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то, что опровергло бы моё раннее понимание этого.
- Умение преодоления старой привычки. Переучить себя в чём-то.
- Сформулировать своё предназначение.
- Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
- Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
- Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
- Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
- Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки.
См. также: Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста)
Воздействие на развитие общества
Осознание о нравственном эталоне имеет распространение и на все общество. Человек грезит созидать себя в социуме, который будет построен на человечных и справедливых принципах. В данном случае эталоном служит образ такового общества, в каком может быть выражение интересов определенных соц групп, их понятий о высшей справедливости и том публичном устройстве, которое стало бы наилучшим.
Нравственные характеристики публичного эталона состоят из равноправного рассредотачивания актуальных благ меж членами общества, соотношения меж человечьими правами и обязательствами. К высокоморальным элементам относят возможности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем приобретенного взамен за это. Нравственные эталоны обуславливают положительные характеристики жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.
Цель
Нравственные эталоны, непременно, содействуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и осознанием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные эталоны являются основой, на которой в предстоящем формируются моральные рамки и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и актуальная ситуация, в какой пребывает личность. К примеру, в военные годы нравственные эталоны фокусировались на виде мужественного, доблестного, великодушного человека, обладающего орудием, но применяющего его только для защиты собственной земли и собственных родных.