Психологическая природа человеческих способностей относится к наиболее важным и сложным темам психологии. Однако таланты не появляются сами по себе, это не врожденная категория анатомических и физических особенностей личности. Врожденным качеством являются задатки, на основе которых развиваются способности.
Существуют разные виды задатков, они могут прогрессировать по различным направлениям, в психологии эти психофизиологические особенности формируют область психики, обеспечивающую деятельность и жизнестойкость человека.
Истоки формирования понятия
Природа появления тех или иных задатков, как индивидуальных особенностей, волновала психологов с давних пор, а точки зрения на истоки и определение понятия на разных этапах развития психологии не отличались однообразием. Однако наиболее точное определение психологической категории дал Борис Теплов.
Согласно формулировке советского психолога и основателя школы дифференциальной психологии, задатки – это ряд анатомо-физиологических особенностей нервной системы индивида в различных видах деятельности, с которыми человек рождается. Если не уделять внимания имеющимся предпосылкам, определенные способности без обучения могут и не развиться.
Вопрос о задатках обрел актуальность по ходу изучения характеристик способностей и будоражит умы ученых, начиная с XVI в. Ведь наличие предрасположенности к определенным видам деятельности вовсе не отождествляется с развитием конкретных способностей.
Для их возникновения необходимо наличие потребности совместно с соответствующими условиями воспитания. Поэтому трансформацию задатков в таланты можно назвать социально обусловленным процессом, на поиск научного обоснования которого ученые затратили не одно столетие.
Самым исторически ранним ответом на волнующий вопрос о сущности задатков можно считать сделанное в V веке нашей эры открытие, определившее человеческий мозг, как вместилище психики. Древними учеными важное внимание уделялось внешним параметрам органа – объему, весу и форме. Было замечено, что эти характеристики у людей гораздо выше, чем у животных, что стало основой предположения о зависимости задатков от общей или относительной (по отношению к весу тела) массы мозга.
В итоге получалось – чем больше мозг человека, тем большим числом задатков обладает личность. Очень скоро теорию признали несостоятельной, ведь вес мозг кита (7000 г) или слона (5700 г) намного больше человеческого (1470 г), а зависимость способностей от веса мозга не подтвердилась.
Благодаря успешному изучению анатомических и физиологических характеристик человеческого организма в XVIII—XIX веках стала популярной концепция, связавшая задатки не с массой мозга, а с его сложным устройством.
Учеными были открыты особенности связей разных участков головного мозга с характеристиками психологических процессов, формирующих штампы человеческого поведения. Итогом стало предположение – наличие задатков определенного вида зависит от развитости конкретных мозговых структур.
К началу XX века идея превратилась в учение под названием локализационизм. Его последователи утверждали, что задатки к отдельным способностям ограничиваются зонами коры головного мозга, а факт их разрастания можно связать с наличием соответствующего вида задатков. Например, затылочный отдел связан со зрением, височные отделы – со слухом и зрением, теменные зоны – с функцией движения.
Задатки это в психологии совсем не обязательный фактор появления способностей, они представляют собой лишь одно из условий психологического процесса. Наличие даже самых выдающихся предпосылок без занятий соответствующим видом деятельности не приведет к появлению профессионализма в этой сфере.
Середина XX века была ознаменована опровержением идеи локализационизма, поскольку установили, что функционированием большей части способностей управляют все структуры головного мозга в целом, а не отдельные его участки.
На основе подобных утверждений родилась теория антилокализационизма, например, функциональность органов по А. Ухтомскому. Не остался в стороне от анатомо-физиологической трактовки проблемы задатков И. Павлов, связавший их с уникальными свойствами нервной системы. Однако его концепция о физиологической основе задатков не выдержала критики.
К концу XX века сформировался самый последний вариант (по Теплову) анатомо-физиологического фундамента задатков, связывающих их с генотипом индивида. Было доказано, что у человека с нарушенным умственным развитием отсутствуют задатки к умственным способностям, что обусловлено наличием известных аномалий в основе генотипа.
Хотя предположение о генетическом фундаменте способностей остается и сейчас недоказанным. Адепты современной психологии допускают факт существования задатков приобретенных, они становятся основой формирования новых, но более совершенных способностей. Правда, их можно отнести к числу элементарных функций.
Методы развития
Развитие способностей у детей:
- Игра. Нужно играть с ребенком, чтобы он примерял на себе роли. В дальнейшем он сам начнет выбирать персонажей, роль которых ему хочется выполнять.
- Индивидуальность. Преподаватель помогает ребенку выбрать интересующий его кружок, записаться в спортивную секцию, если есть тяга. Родители должны одобрять его намерения, не препятствовать развитию индивидуальности.
- Рост. Ребенок должен принимать участие в соревнованиях, конкурсах, выступлениях, связанных с любимым делом. Так малыш сможет ощутить первые ноты славы, вкус победы, горечь от поражений.
- Мастерство. Наступает после тренировок, познания сферы. Если ребенок не остановился перед неудачами, сложностями, он может добиться больших высот.
При выявлении интересующего направления необходимо регулярно практиковаться, стараться овладеть новыми знаниями, умениями, чтобы развитие было активным, приносило плоды.
Определения от разных исследователей
Главное отличие между задатками и способностями заключается в следующем. Первые заданы генетически и являются врожденной особенностью либо появляются по ходу естественного развития организма. Вторые – явление, приобретаемое благодаря процессу обучения. То есть, задатки человек имеет без приложения каких-либо усилий, занятия активным видом деятельности. Формированию способностей необходима активная деятельность человека в тех сферах, к которым относятся его таланты.
Задатки это в психологии не только анатомическая, но и физиологическая особенность мозга и нервной системы. Понятие способностей и их природных предпосылок неразрывно связаны между собой, поэтому определение сущности дарований у психологов различных школ не совсем идентичны.
Исследователь | Точка зрения на проблему |
Платон | Знаменитый представитель античной школы считал задатки наследственным фактором. С его точки зрения, благородство и талантливость основываются на происхождении, влияющем на развитие духовности и нравственности. |
Демокрит | Основатель древнегреческой философии не отрицал наличия у человека врожденных задатков. Именно их он считал фундаментом прогрессивного развития общества, а спектр естественных потребностей – аналогом движущей силы. |
Теплов Б. М. | Ведущий ученый Московской школы психологии, по ходу создания стройной теории о способностях, выделил понятие «задатки» в отдельную категорию. Профессор назвал их природной основой формирования предрасположенностей. |
Рубинштейн С. Л. | Основоположник Ленинградской школы соглашался с трактовкой коллег Московской школы, но отрицал ведущую роль задатков. Они в его представлении являются характеристикой быстроты реализации (скорости общения). |
Крутецкий В. А. | Не разделял идею о ведущей роли задатков в развитии личности. Предпосылки ученый относил к анатомическим особенностям мозга, индивидуальным качествам нервной системы, не гарантирующим развитие способностей. |
Базовая основа задатков обусловлена свойствами нервной системы и факторами психомоторики.
Это критерии психологических особенностей регуляции разнообразных движений, а к основным понятиям психомоторики относят:
- координацию – урегулированная деятельность групп мышц;
- скорость реагирования на конкретные события, деятельность;
- ловкость обеих рук вместе с пальцами.
Задатки можно назвать как бы «дремлющими» силами человека, скрытым потенциалом, который не проявится, если индивид не займется совершенствованием навыков в соответствующем виде деятельности. А для этого необходимо создание социальных условий, побуждающих к обучению. По утверждению Белинского В. Г., создание человека – функция природы, но его развитие обеспечивается обществом.
Преодоление препятствий
Чтобы успешно развивать имеющиеся задатки, очень важно уметь достигать поставленной цели во что бы то ни стало. Конечно, на пути обязательно будут встречаться трудности. Они всегда возникают, как бы вы не старались их избежать. Их нужно учиться преодолевать.
В противном случае придется постоянно отказываться от новых возможностей. Преодоление препятствий – такой же важный шаг, как и постановка главной задачи. Если индивид этого делать не умеет, то он постоянно будет терпеть одну неудачу за другой.
Классификация
Отдельно взятая способность не может быть обусловлена особым задатком, каждый из них отличается многозначностью и может стать базой для развития в разных направлениях. Приверженцы концепции врожденности (наследственности) способностей аргументировали свои доводы случаями раннего проявления одаренности.
К примеру, музыкальная одаренность Моцарта проявилась уже в 3 года. К фактам доказательств наследования гениальности относят целые династии одаренных людей – представители семьи Бахов (60 человек) славились музыкальными дарованиями. В то же время, эксперименты над животными подтвердили генетическую предрасположенность к успехам в обучении.
Задатки к способностям, одинаково хорошо подходящие к разным видам деятельности, это несуществующее явление. В рамках психологии они играют роль базиса для получения высоких результатов только в определенном виде деятельности.
Теплов Б. М. утверждал, что развитие способностей из задатков происходит только в результате деятельности, сопровождаемой положительными эмоциями. Ученый называл способность задатком в процессе развития, классифицируя предрасположенности по двум основным категориям.
Задатки в психологии.
Разновидность | Краткая характеристика |
Врожденные | Заложенные природой качества, которые человек получает при рождении. Например, даже у детей-близнецов при схожести общих характеристик, различные состояния психики, а также стили поведения. Причина объясняется, в основном, влиянием наследственного и генетического фактора. |
Приобретенные | Результат социального развития личности. Примером можно назвать математические способности – для освоения высшей математики придется изучить элементарные ее основы. В этом случае элементарные навыки становятся задатками к овладению наивысшими математическими знаниями. |
Чтобы обогатиться задатками, индивиду не нужно прилагать никаких собственных усилий либо активно штурмовать определенные виды социальной деятельности. В то же время, способности к заложенным природой видам профессионализма не сформируются без активного включения в работу человека.
Поэтому задатки подразделяют на следующие виды:
- общие – обусловлены общим и частным строением и функционированием организма (нервная, желудочная, сердечно-сосудистая система);
- специальные – отражают работу структур головного мозга, связанных с информационным (зрение, обоняние слух, двигательная функция и другие) и мотивационным отделом (многогранность эмоций, потребности организма);
- периферический вид задатков основан на работе органов чувств (периферических);
- сенсорная категория отвечает за силу процессов восприятия, переработку информации, получаемой благодаря различным органам чувств.
Кроме того, задатки могут быть типологическими, основанными на свойствах нервной системы – скорость и прочность образования нейронных связей, легкость образования специализированных клеток (дифференцировка). Предпосылки анатомического типа обусловлены анатомическим строением коры головного мозга, области которой отвечают за строение анализаторов.
В зависимости от развивающихся способностей, природную предрасположенность к ним классифицируют следующим образом:
- задатки к одаренности проявляются исключительной памятью, быстрым мышлением, четкостью изложения мыслей;
- о предрасположенности к музыкальным талантам свидетельствует большое желание узнавать и сочинять мелодии, тяга к пению, игре на музыкальных инструментах;
- задатки к литературному творчеству заметны по склонности к фантазированию, быстрому сочинению стихов, передаче внутренних чувств особыми словами;
- предпосылки к технической деятельности проявляются интересом к научным событиям, быстрым изучением технической документации и починкой механизмов;
- предрасположенность к творчеству распознают по пытливому складу ума, созданию оригинальных методик, умению полностью погружаться в проблему;
- задатки к занятиям спортом проявляются энергичностью и зрительно-моторной координацией, природной выносливостью и ловкостью, победой в соревнованиях;
- о склонности к лидерству свидетельствует наличие дара убеждать, уверенно общаться с незнакомыми людьми, умение брать на себя ответственность, правильные суждения.
Задатки это в психологии категория, распознать которую не всегда просто. К примеру, в школьные годы Исаака Ньютона считали тупицей, что вынудило родителей забрать его домой по причине низкой обучаемости. Другой пример – Федора Шаляпина признали неспособным к пению, что послужило причиной отказа принять в хористы. Однако, несмотря на влияние неблагоприятных условий, индивидуальные задатки выдающихся личностей проявились безупречной талантливостью.
Что выгоднее
Со стороны покупателя внесение предварительной оплаты в виде задатка — выгодное действие, потому что он получает больше гарантий, что покупка осуществится. Ведь если продавец сорвал сделку, ему не просто придется вернуть задаток, а удвоить сумму возврата, что предусмотрено законом.
Продавцу выгодно взять задаток, если он принял решение обратить недвижимость в деньги (так называемая чистая продажа). В других случаях собственник может предложить покупателю внести аванс. Тогда как советуют эксперты, в качестве компромиссного варианта можно подписать договор о получении авансовой предоплаты, а в нем прописать, что через какое-то время (срок устанавливают участники сделки) эта сумма станет задатком.
При несоблюдении сроков авансовое соглашение можно продлить или прервать сделку и исполнить прописанное в договоре. Если покупатель решил прервать сделку и договор купли-продажи перестает действовать, то предоплата (независимо от того, как она вносилась — в виде задатка или аванса) остается у продавца.
Когда сам продавец вдруг решает не продавать свое жилье, то в случае с задатком, он возвращает в 2 раза больше от суммы предоплаты. А из аванса он еще может вычесть свои расходы, к примеру, потраченные на рекламу о продаже и другие (если авансовый письменный договор не предусматривает четкого механизма возврата).
Покупка и продажа жилья — дело тонкое. С JCat.Недвижимость вы узнаете, как лучше приобрести или продать жилье. Чтобы планируемая сделка была выгодной, нужно грамотно подойти к этому вопросу, изучив все нюансы. Мы готовы в этом помочь.
Будьте в курсе своих прав с JCat.Недвижимость.
Характеристики и свойства
Обнаружить и развить способности удастся только в процессе выбранной деятельности при наличии к ней задатков и создания благоприятных условий. Природные склонности характеризуются многозначностью – одни и те же их виды могут стать предпосылками к разным способностям. Еще одной отличительной характеристикой можно назвать свойство задатков приобретать новые качества в процессе развития.
Характерная особенность природных склонностей в компенсационных возможностях, то есть при отсутствии некоторых предрасположенностей для развития очень необходимых способностей происходит компенсация за счет развития нужных для деятельности предпосылок. Например, для формирования музыкальной восприимчивости задаток к абсолютному слуху компенсируется потерей памяти о музыкальных интервалах.
Кaк пpaвильнo oфopмить зaдaтoк пpи пoкyпкe квapтиpы: кaкиe eщe дoкyмeнты нyжны
Чтoбы зaдaтoк имeл пoлнyю юpидичecкyю cилy и к cдeлкe нe былo вoпpocoв, пoмимo coглaшeния нyжнo oфopмить eщe двa дoкyмeнтa: пpeдвapитeльный дoгoвop кyпли-пpoдaжи и pacпиcкy.
Пpeдвapитeльный дoгoвop кyпли-пpoдaжи
cocтaвляeтcя пepeд ocнoвным дoгoвopoм. B нeм пpoпиcывaют вce дoгoвopeннocти, кoтopыx дocтигли пpoдaвeц и пoкyпaтeль. Нaпpимep, yкaзывaют: