Социальный человек – тот, которого определяют как «нормального»
Психология не использует понятие нормы как таковое, но простое житейское обозначение любого социального человека – нормальный.
То есть, возвращаясь к терминологии, — это вменяемый человек, который принимает основные моральные и социальные нормы окружающего его общества. Он соблюдает правила, позволяющие ему получить репутацию уважаемого члена этого общества и без затруднений вступать в коммуникацию с другими людьми. Он готов нести ответственность за последствия своих действий и старается действовать так, чтобы не вредить себе и окружающим. Ему важно, чтобы его признавали, ценили, вступали с ним в различные типы коммуникации.
Говоря еще проще – социальные люди стремятся учиться, работать, иметь личную жизнь, заводить и поддерживать знакомства, добиваться уважения других и успеха в важных для них областях деятельности.
Анализ понятия «социально ценные качества личности»
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»
Для современного общества, переживающего экономический кризис, внешние угрозы национальной безопасности, особенно важно сплочение народа на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование таких социально ценных качеств личности, как нравственность, гражданственность, патриотизм, активная жизненная позиция.
Формирование социально ценных качеств личности начинается в детстве, когда ребенок открыт для педагогического воздействия, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования данных качеств.
Данные качества формируются как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, в процессе межличностного общения в классе в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.
Одной из задач теоретической части исследования стало определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Для того чтобы понять, что такое социально ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [,с.193].
Л.И.Божович [] рассматривает качества личности как стабильные внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки.
В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «социальный» определяется как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [,с.705].
Следовательно, социальные качества личности, это такие качества, которые проявляются в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.
Отсюда, социально ценные качества личности можно определить как внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки, высоко оцениваемые людьми качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем.
Каково содержание стержневых социально ценных качеств личности? Как отмечает И.Ф. Харламов, важнейшее из них — гражданственность [].
И.П. Подласый характеризует гражданственность как сформированность системы социальных отношений к обществу, органам государственной власти, правопорядка, патриотизм, порядочность, ответственность [].
Б.Т. Лихачев выделяет среди социально ценных качеств личности нравственные качества человека, которые связаны с соблюдением норм общественного поведения, требований морали [].
Нравственные качества личности включают в себя честь, совесть, порядочность, доброту, отзывчивость, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства. И.Ф. Харламов считает, что о сформированности нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, сочувствию, сопереживанию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения [].
По убеждению Б.Т. Лихачева, нравственные качества представляют собой не что иное, как внутреннее состояние личности.
Можно выделить такие социально ценные качества личности, как коллективизм, активность, коммуникабельность, которые проявляются в деятельности и в общении. О сформированности этих качеств можно говорить при наличии стремления к взаимодействию, умение организовывать общение, предупреждать конфликты.
Б.Т. Лихачев, в числе социально ценных качеств личности выделяет такое необходимое для жизни в обществе качество, как трудолюбие.
В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности, отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [].
Реалии современной жизни таковы, что одной из наиболее актуальных социальных проблем стала проблема нетерпимости по отношению к людям другой национальности, веры, убеждений, поэтому необходимым социально ценным качеством является толерантность, включающая в себя терпимость к иному мнению, умение понимать другого, сопереживать, иметь положительную направленность на другого человека.
По мнению Е.В. Бондаревской, социально ценные качества личности включают в себя следующее:
- свобода личности, имеющей высокий уровень гражданственности, чувство собственного достоинства, ориентированность на духовные ценности жизни;
- милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, добрососедство;
- здоровый образ жизни, знание религиозных обычаев, практичность, трудолюбие, компьютерная грамотность, знание экономики [ ].
Л.Г. Почебут отмечает, что сегодня большинство граждан нашей страны считают наиболее ценными качествами личности такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность. Но, как утверждает автор, наряду с этим, не потеряли своего значения такие нравственные качества, как гуманность, коллективизм, справедливость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, гражданственность, коллективизм [].
Как утверждает В.В. Знаков, в русском народе всегда провозглашались такие высшие нравственные ценности, как добро, милосердие, сострадание. Данные ценности оказались особенно крепкими в сознании народа: русский человек всегда больше, чем представитель другой национальности понимал и принимал того, кто испытывает страдания, лишения, кто отвергнут и гоним, даже если это человек, совершивший преступление. Отсюда особое отношение к юродивым, каторжникам в прошлом, к алкоголикам, наркоманам, заключенным – в более позднее время. [].Это свидетельствует о том, что нравственные качества личности, несмотря на снижение их значения как ценностных качеств, не потеряли своей актуальности.
Таким образом, социально ценные качества личности представляют собой результат процесса социализации личности, основанной на совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Как ведут себя асоциальные люди?
Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.
Хикикомори (хикки) — люди, которые сознательно отказываются от общения и социализации, стремящиеся к крайней степени изоляции
Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.
Иногда они из чувства ответственности пытаются учиться и работать, минимально контактируя с людьми – выбирают удаленную работу и т.п.
Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.
Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.
Являются ли асоциальные люди психически нездоровыми?
Зачастую – да: многие психиатрические диагнозы включают постоянное асоциальное поведение или эпизоды асоциальных проявлений. Так, например, асоциальными становятся люди в сильной депрессии.
Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.
Вариант 1
А1. Система социально значимых качеств человека
1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества
1) адаптация 2) индивидуализация 3) интеграция 4) дезинтеграция
A3. Верны ли суждения о социализации?
А. К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека. Б. Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. К числу наиболее древних социальных норм относятся
1) указ 2) право 3) закон 4) обычай
А5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером
1) резкого скачка в развитии общества 2) эволюции 3) революции 4) глобальной проблемы развития общества
А6. Верны ли суждения о глобализации?
А. Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества. Б. Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Индустриальное общество характеризует
1) развитие крупного машиностроения 2) накопление знаний 3) преобладание сферы услуг над производством товаров 4) натуральное хозяйство
А8. Верны ли суждения об обществе?
А. Общество — часть мира, отличающаяся от природы. Б. Общество имеет сложную структуру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения об информационной революции?
А. Информационная революция в XX в. завершилась. Б. Примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей Интернетом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли суждения об экологических проблемах?
А. Экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами. Б. Развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) производство 2) торговля 3) религия 4) обмен 5) потребление
В2. Какие из приведенных примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
1) преобладание сельскохозяйственного производства 2) преобладание сферы услуг над производством товаров 3) высокая роль творческого потенциала людей 4) рост численности городского населения 5) промышленный переворот 6) главный фактор производства — информационные технологии
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
1) индивид 2) индивидуальность 3) личность
А) человек как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важными Б) отдельный представитель человечества В) признаки, свойственные конкретному человеку