7 упражнений для развития навыка скорочтения в домашних условиях

Как научиться читать быстрее

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Определение скорочтения

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.

К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.

Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.

Получайте письма об образовании детей

Еще больше лайфхаков по обучению детей — в бесплатной рассылке Skysmart для родителей. Каждую неделю учителя, методисты и психологи делятся экспертными советами: как мотивировать ребенка учиться, помогать с домашкой или нет, какие навыки развивать сегодня, чтобы быть успешным и счастливым в будущем. Присоединяйтесь!

Быстрое последовательное визуальное предъявление, Rapid serial visual presentation, RSVP

Быстрое последовательное визуальное предъявление – метод, чем-то похожий на чтение без пауз. Однако за отсутствие пауз между демонстрацией слов тут отвечает не сам читатель, а приложение. RSVP – это метод вывода информации на дисплей, когда слова или группы слов показываются на экране «небольшими порциями». Эта технология вызывает множество дебатов, поскольку существуют исследования, свидетельствующие как за, так и против нее.
Часто разработчики RSVP-приложений строят свою аргументацию на том, что «только 20% времени в процессе чтения тратится на осмысление текста, а 80% – на движения взглядом по странице». Поэтому техника, позволяющая зафиксировать взгляд в одной точке, должна значительно сэкономить время читающего.

Здесь ученые могут поспорить: в действительности наш «процесс осмысления» текста не прекращается ни на минуту (мы думаем о тексте и когда читаем его, и когда переводим взгляд с одной группы слов на другую, и когда делаем паузы, чтобы «переварить» прочитанное). Поэтому техники RSVP действительно могут сэкономить нам какое-то время, но точно не увеличат скорость чтения на 80%.

Тем не менее, в защиту RSVP-техник свидетельствуют и более убедительные аргументы. Например, в исследованиях методики Spritz утверждается, что основа успеха этой техники – не только последовательный вывод на экран небольших порций слов, но и правильное выравнивание слов и подбор верной скорости и ритма их вывода.

Скорость и ритм здесь действительно играют важную роль: с ростом скорости, по словам Рейнера, наша возможность воспринимать и обрабатывать увиденное снижается. В итоге читающий перестает понимать, о чем, собственно, он читает.

Кроме того, приложение не «знает», какие слова будут для читателя знакомыми, а какие он видит впервые (все тот же «внутренний словарь»), поэтому не может адаптировать скорость вывода информации с учетом этого фактора. А вот при «обычном чтении» мы автоматически дольше удерживаем взгляд на менее знакомых словах, чтобы запомнить их и пополнить свой «словарик».

Все это усложняется тем, что в случае с большинством приложений, работающих по механике RSVP, пользователю не так-то просто «отмотать текст назад» – как правило, такая опция возможна, но при обычном чтении вернуться к прочитанному нам, само собой, намного легче.

Вердикт

: техники быстрого последовательного визуального предъявления действительно помогают читать быстрее – как минимум за счет сокращения движения взгляда по экрану. Однако с увеличением скорости вывода слов на экран качество нашего восприятия может ухудшиться – фактически, чем быстрее будут выводиться слова, тем меньше будет запоминать читатель. Из-за того, что в приложениях невозможно дольше удерживать взгляд на всех незнакомых словах и сложно отматывать текст назад, такой метод вряд ли подойдет для изучения новой, сложной дисциплины.

По тем же причинам оказывается непросто использовать его и для чтения художественной литературы – колумнист Lifehacker, например, отметил, что метод RSVP может помочь переработать массу информации, но ощутить удовольствие от чтения с ним будет непросто. Поэтому в The Atlantic советуют использовать его для чтения новостных заметок и небольших статей – то есть текстов, которые не требуют глубокого погружения в тему. Если вы все-таки решите попробовать этот метод, посмотрите в сторону приложений из этих списков: и .

Что считать быстрым чтением: стандарты и рекорды

Для первоклассника к концу учебного года нормальным результатом считается скорость чтения от 25 до 40 слов в минуту.

К окончанию 4 класса ребенок должен читать от 90 до 120 сл/мин и более.

В средних и старших классах технику чтения не проверяют, но считается, что подросток и взрослый человек в среднем читают около 180 сл/мин.

Высоким показателем можно назвать результат от 400 сл/мин. Обучение скорочтению помогает улучшить средние результаты в 2-3 раза и более.

«Некоторым книгам нужна скорость улитки»

— В прошлом году я за полтора месяца прошла видеокурс по скорочтению. Я хотела больше успевать, а еще заметила, что иногда вроде читаю, а голова в другом месте. Хотелось проработать концентрацию.
Евгения Макаревич Директор SMM-академии Rocket
Сперва был вводный блок про составляющие чтения — скорость, внимание, понимание и так далее. Потом перешли к техникам (Zorro, «Торнадо», например). Это был самый сложный блок, потому что каждую технику рекомендуется отработать на 300 страницах. А это требует усидчивости и времени, но тем не менее я отрабатывала, хотя, честно говоря, в меньшем объеме. На курсе было три замера скорости чтения. Это помогало оценить прогресс.


Фото с сайта od.vgorode.ua

Я точно не пожалела. Очень помогает в профессиональном развитии и фильтровании информации, учишься быстро оценивать, стоит ли читать новую книгу или статью. После окончания курса старалась применить навык везде и всегда. Скорость чтения выросла примерно в 2 раза. Что касается статей и любой профлитературы, то скорее даже в 3.

Но я считаю, что не всегда стоит использовать скорочтение. Например, сейчас я читаю «Антихрупкость» Нассима Талеба. Там не то что скорочтение не нужно — там нужна скорость улитки, чтобы осознавать каждое слово. Также не использую навык в полную силу при прочтении художественной литературы, когда я отдыхаю, а не читаю с какой-то целью. Но при этом новую книгу Игоря Манна, например, могу прочитать за час-два, поняв все самое главное, используя фишки.

Иногда мне кажется, что навык и не нужен. Я думала, что буду читать ну очень быстро. Но потом поняла, что это не для меня. Мне неинтересно рассказывать всем в Инстаграм, как я прочитала 300 книг за год. Я лучше прочитаю 50, но вынесу из них максимум. С другой стороны, кроме книг я поглощаю еще много другого контента.

Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)

Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.

«Так и не понял, как это должно работать»

— Я учился скорочтению в образовательном центре, по 1 часу 2 раза в неделю 3−4 недели. Это была небольшая группа около 10 человек, преподаватель объяснял методику, мы читали тексты и проходили тесты на скорость и понимание.
Александр Крук Криптоивестор и трейдер
Я думал, что этот навык работает как скоростная печать — тот же эффект, только вместо двух пальцев используешь десять и вслепую. Оказалось, что результат иной. Я выхватывал отдельные слова из предложения и более менее понимал, о чем текст.

Я поднял скорость чтения раза в 2−3. Но технику я не использую, читаю по старинке. Я не до конца понял, как это навык должен на самом деле работать. Технику мне показали, а что при этом в голове должно происходить — не объяснили. Жалею, что так и не научился ею пользоваться.

Что мешает нам быстро читать

Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.

На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.

У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.

Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:

  • Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
  • Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
  • Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.

Чтение без остановки

Еще одна стратегия скорочтения предполагает чтение без остановки. Для того, чтобы понять, чем оно отличается от обычного чтения, придется вспомнить то, о чем мы рассказывали в первой части: наше «стандартное» чтение – это дискретный процесс. Мы фиксируемся на определенной группе слов, затем скачкообразным движением переводим взгляд на другую группу и так далее. После нескольких скачков (или саккад), мы делаем небольшую паузу (во время которой мозг получает дополнительную возможность обработать прочитанное).
На эти регулярные паузы уходит от четверти до половины секунды – и скорочтение без остановки направлено на их подавление. Однако не все так просто: таким образом вы не только экономите время, но и не даете себе возможность лучше осознать и запомнить прочитанное. Более того, полностью подавить желание «дать себе передышку» не так-то просто – скорее всего, такие паузы у вас все-таки будут (пусть и реже), но качество восприятия прочитанного все равно ухудшится.

Вердикт

: физически такое чтение вполне возможно. Проблема лишь в качестве восприятия текста. Некоторые читатели нашей первой части разграничивали «чтение с пересказом» и «чтение без пересказа» и не случайно – чтобы пересказать прочитанный текст, важно не просто пробегать глазами по строчкам «на одном дыхании».

Методы и способы скорочтения

Мы рассмотрели основные факторы, которые мешают читать. Они же будут подсказкой к вопросу, как повысить скорость чтения без существенных потерь в понимании текста. Прочитать страницу быстро, но механически — совершенно бессмысленное занятие, и большинство методов скорочтения направлено на то, чтобы ребенок или взрослый сохраняли понимание материала на 50-75%.

Подавление субвокализации

Если ребенок приобрел привычку мысленно проговаривать текст, он будет читать про себя с той же скоростью, что и вслух. Один из эффективных способов избавиться от такого проговаривания — ритм Жинкина. Это короткая ритмичная композиция, которую создал психолог Н. Жинкин в ходе исследований внутренней речи.

Особенность ритма в том, что он не совпадает с мелодикой русского языка, обладающего переменным ударением. При выстукивании его рукой создается зона индуктивного торможения вокруг зоны Брока — области головного мозга, отвечающей за моторную речь.

Это, образно говоря, отключает речедвигательный канал и делает невозможным мысленное проговаривание текста. Мозг учится сенсорному восприятию — обработке информации, поступившей в виде зрительного образа, без проговаривания.

Эта техника быстрого чтения подходит для детей и взрослых. Не обязательно знать нотную грамоту, можно просто , и ребенок легко освоит его за несколько минут. Но не переживайте: ребенку не придется все время постукивать пальцем или карандашом по столу. Достаточно около 20 часов практики, чтобы мозг перестроился и в дальнейшем воспринимал текст без проговаривания.

Развитие периферического зрения

Поле центрального зрения весьма ограничено, и это мешает воспринимать целиком не только страницу текста, но даже одну строку. Однако с этим можно бороться, тренируя периферическое зрение. Чтобы расширить «видимую зону» текста, используют клиновидные таблицы. Это еще одна техника скорочтения, полезная для детей и взрослых.

Как работать с таблицей: попросите ребенка прочитать боковые цифры, глядя только на центральный столбец. Нужно двигаться по таблице сверху вниз, удерживая взгляд в центре и стараясь не перебегать глазами направо и налево.

Тренажеры скорочтения для детей могут быть направлены на расширение поля зрения не только по горизонтали, но и по вертикали. Для того, чтобы увеличить угол обзора сверху и снизу, нужно двигаться глазами по следующей таблице и при этом удерживать взгляд на центральной строке.

Если с цифрами не возникает сложностей, переходите к слогам. Воспринимать одновременно по два символа с каждой стороны ребенку будет сложнее. Но поскольку слоги складываются в слова, здесь подключится способность мозга «достраивать» недостающую информацию.

Зачем это нужно: привычка использовать только центральное зрение приводит к тому, что ребенок читает текст по одному слову. Например, чтобы осознать смысл предложения «Весной трава зеленее», он должен вначале представить себе весну, затем прочитать о траве, а потом уже вызвать в памяти зеленый цвет.

В итоге для восприятия текста должны последовательно сменить друг друга три зрительных образа и скомпоноваться в один. Если ребенок сможет увидеть все предложение целиком, у него в голове сразу появится образ зеленой весенней травы, что значительно ускорит процесс.

Техника фоточтения

Этот способ чтения получил такое название за что, что читающий словно «фотографирует» страницу взглядом, стараясь уловить суть материала. Он подходит для ситуаций, когда нужно просмотреть большое количество текстов на знакомую тему в поисках нужной информации. Документы и научную литературу на слабо знакомые темы так читать не стоит — велик риск пропустить что-то важное.

Как использовать фоточтение:

  • изучите структуру текста — посмотрите оглавление и подзаголовки, создавая общее представление о материале;
  • на каждой странице охватывайте взглядом небольшие текстовые массивы, блоки, списки, выделяя ключевые фразы;
  • пройдя материал до конца и представив его суть, вернитесь к важным местам, чтобы прочитать их внимательнее.

В большинстве книг и статей доля важных фраз составляет до 20%. Сосредоточив на них внимание, можно не только развить навык скорочтения, но и научиться структурировать информацию.

Техника диагонального чтения

Именно этим методом часто пользуются те, кто самостоятельно понял, как научиться скорочтению. Считается, что с его помощью читали огромное количество литературы Теодор Рузвельт, Владимир Ленин, Джон Кеннеди. Диагональное чтение по сути похоже на фотографическое, но с использованием периферического зрения.

Как читать «по диагонали»:

  • проведите мысленную линию от верхнего левого угла страницы в нижний правый;
  • двигайтесь взглядом по этой диагонали, стараясь охватить как можно больше слов одновременно;
  • не вчитывайтесь в отдельные слова, составляйте целостный образ материала;
  • выделяйте ключевые фразы и пропускайте обороты без смысловой нагрузки;
  • не возвращайтесь к отдельным кускам текста, пока не прочитаете материал целиком.

Эта техника чтения, как и предыдущая, подходит в основном для текстов на знакомую тему. Вместе с тем, она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.

Чтение «по диагонали»

Под этим собирательным названием можно объединить сразу несколько техник скорочтения: во-первых, чтение «зигзагами» (зигзагообразные движения взгляда по странице), во-вторых, «охватывание» страницы целиком, «одним взглядом». По словам скорочтецов, практикующих эти методики, подобный подход позволяет им читать, используя периферийное зрение.
Что говорят ученые: читать таким образом едва ли возможно. Вся проблема в том самом периферийном зрении. Ученые доказывают, что периферийное зрение (при всех его плюсах) не позволяет нам адекватно воспринимать и распознавать текст – в таких условиях мы просто не можем его прочесть.

Мы можем читать только тот текст, который попадает в зону нашего фовеального зрения (центральное в 1.5–2° поле зрения): для сравнения, примерно в эту область попадает наш большой палец, если вытянуть руку перед собой. Поэтому человеческому глазу не удается прочесть абзац или даже всю страницу целиком – вы просто не увидите текст.

При «чтении по диагонали» наш взгляд выхватывает отдельные слова или фразы, что не позволяет нам полноценно читать. Тем не менее, используя этот подход, мы можем, к примеру, получить некоторое представление о материале, если мы его уже когда-то прочли, и с тех пор в текст не были внесены изменения

.

Вердикт

: физиологически этот вид чтения невозможен.

Вы можете читать немного быстрее 500 слов в минуту, но вы ограничены возможностями ваших глаз и анатомией сетчатки. Чтобы понимать текст, вам нужно перемещать взгляд так, чтобы область фовеального зрения находилась в том участке [страницы], на котором вы хотите сфокусироваться. Вне этой области острота зрения заметно ниже – вы не можете различать слова и текст далеко за пределами центрального поля зрения. Это – фактор, ограничивающий скорость чтения и обработки информации мозгом
– Кит Рейнер, один из наиболее известных исследователей чтения (работал в Массачусетском университете в Амхерсте), книга «Движения глаз и обработка информации в процессе чтения»

С какого возраста можно упражняться в скорочтении

Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать. Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе.

Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.

Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.

«Спустя время скорость вернулась на круги своя»

— Курс я проходил более 10 лет назад. Продолжительность курса составила 3 месяца, 168 академических часов обучения в аудитории, а также ежедневные самостоятельные занятия дома по 1−2 часа.
Евгений Данилик Основатель музея архитектурных миниатюр «Страна мини»
Самым сложным было вечернее упражнение — смотреть на точку в центре страницы и затем сразу же заснуть. Причем отбой не позже 23:00, что для меня, совы, было вдвойне сложно.

Обучение я прошел дисциплинировано, но к сожалению, нет волшебной пилюли, после чего ты начинаешь читать и усваивать информацию в разы быстрее. У всех участников группы были разные результаты. Спустя время все возвращалось на круги своя, скорость чтения падала, а из профита остался только более широкий угол периферического зрения.

Ключевые навыки для высокой скорости чтения

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:

  • способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
  • широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
  • умение структурировать информацию, выделять главное;
  • большой объем оперативной памяти;
  • высокая скорость мышления.

Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.

Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Цели и задачи курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения, что необходимо для повышения эффективности изучения интернет-ресурсов, информационных статей, газет, журналов, художественной и научно-популярной литературы, учебников и т.д.

Однако скорочтение имеет и некоторые другие преимущества, и наш курс позволит вам воспользоваться ими в полной мере. Наряду с собственно повышением скорости чтения наш курс поможет вам:

1Больше запоминать. Мы не гарантируем, что вы сможете запомнить любую книгу от корки до корки. Но мы обещаем, что при надлежащих тренировках вы научитесь запоминать все, что будет казаться важным, по мере знакомства с информацией. Кроме того, вы будете легко отсеивать ненужное и быстро выделять самое главное.
2Лучше концентрироваться. Ни одно дело не будет сделано толком, ни одна книга не принесет пользы, если ваши мысли заняты чем-то посторонним. Осваивая методы скорочтения, вы будете работать и над своей способностью сосредотачиваться на конкретной задаче. Впоследствии это пригодится в любой области.
3Экономить время. Сегодняшняя жизнь не дает поблажек никому, и порой не хватает времени не просто почитать, но даже отдохнуть. Если же вы научитесь быстрее обрабатывать информацию, вы сможете высвободить львиную долю времени, которое уже можно будет уделить себе, любимым занятиям, близким и семье.
4Обрести карьерное преимущество. Умея читать эффективнее, вы сможете быстрее осваивать профессиональную литературу, запоминать больше полезных для работы данных, в нужный момент доставать их своей памяти. Обладая такими навыками, вы автоматически становитесь на голову выше своих конкурентов.
5Повысить уровень эрудированности. Чем больше человек читает, тем больше он знает и тем интереснее он как личность – это и есть эрудиция. Вы сможете легче находить общий язык с окружающими, поддерживать любые беседы, заслужить славу отличного собеседника, что привлечет в вашу жизнь больше интересных людей и знакомств.

Это лишь самые очевидные преимущества скорочтения, а по мере прохождения курса и применения знаний на практике вы будете отмечать и другие бонусы владения таким ценным навыком. И теперь давайте более детально поговорим о том, что вообще такое скорочтение и кому и где оно может пригодиться.

Упражнения для скорочтения: разминка

Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.

Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:

  • возьмите книгу стандартного размера А5 и начинайте водить взглядом по строчкам, словно лучом прожектора;
  • перемещайте взгляд вначале слева направо (как обычно), а после наоборот — справа налево;
  • расслабьте глаза и не вдумывайтесь в смысл текста, старайтесь просто различать буквы;
  • в течение 1-й минуты охватывайте взглядом одну строку, 2-ю минуту ведите взглядом по двум строками одновременно, 3-ю минуту — по трем строкам, дальше — по пяти строкам.

После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.

Как проходить курс?

Курс предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете ощутимо увеличить скорость и качество чтения.

Курс, как вы уже знаете, состоит из пяти этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения каждым навыком важно больше практиковаться – читать книги, статьи газеты, журналы, учебники, уделяя этому не менее 30 минут в день дополнительно.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения. Если какой-то навык вам дается быстро, не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблем с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше времени тем урокам и упражнениям, которые кажутся вам полезными или вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части. И самое главное – освоив каждый навык в отдельности, учитесь использовать их в комплексе, чтобы сформировать устойчивую привычку читать не только быстро, но и правильно.

А перед прохождением курса мы предлагаем вам проверить, насколько быстро вы читаете на данный момент:

Cтатистика На весь экран

Запомните свой результат, чтобы сравнить его с результатом после прохождения курса, и приступайте к занятиям.

Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте

Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.

Назови цвет

Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.

Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.

Чтение наоборот

Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево. Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению.

Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.

Таблицы Шульте

Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.

Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.

Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.

Заметки на полях

Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.

Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.

Как читать медленно

Общий совет: перед тем как приступать к чтению, отключите мобильный телефон и прочие девайсы. Или не выключайте, но поставьте их на беззвучный режим и уберите подальше. Дело в том, что оповещения из соцсетей стимулируют выработку дофамина в нашем мозге, а это мешает нам получать удовольствие от деятельности, требующей внимания, в том числе от неторопливого чтения хорошо написанного текста.

Совет 1. Перечитывайте

В начале XIX века немецкий философ и богослов Фридрих Шлейермахер ввел в научный обиход понятие «герменевтический круг».

При первом чтении мы не замечаем многих деталей, потому что еще не знакомы с произведением полностью. Когда мы читаем текст снова, у нас уже сложилось общее впечатление о нем, и мы начинаем подмечать подробности, которые в первый раз нам ни о чем не говорили. В результате наше представление о смысле текста становится объемнее и точнее. Поэтому перечитывание — необходимый этап медленного чтения, который к тому же доставляет отдельное удовольствие.

В предисловии к своим лекциям о европейской литературе Владимир Набоков говорил: «Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель».

Совет 2. Сосредоточьтесь на отдельном фрагменте

Невозможно медленно прочитать большое произведение — к счастью, это и не нужно. Свое умение вчитываться в текст необходимо практиковать на небольших фрагментах.

Советский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев так вспоминал о своем обучении в университете: «Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из „Медного всадника“. Каждое слово представлялось нам как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон».

Таким же островом, на котором сконцентрировано всё внимание, должен становиться отдельный абзац или строчка.

На ограниченном участке текста возрастает значимость каждого его элемента; слова или знаки препинания обретают дополнительный вес.

Именно поэтому нам порой кажется, что короткое стихотворение вмещает больше смысла, чем какой-нибудь толстый роман. Русский формалист Юрий Николаевич Тынянов связывал этот эффект с так называемой теснотой стихового ряда — близкой расположенностью друг к другу слов с повышенным значением, заставляющих нас продвигаться вглубь.

Совет 3. Найдите ключевые места

Самые «ударные» места в любом произведении — его заглавие, начало и конец. Если с заглавием всё очевидно, то с началом и концом — не совсем. Попробуйте сопоставить начало и финал книги, которую читаете. Например, гоголевский «Ревизор» начинается с того, что Городничий сообщает своим подчиненным «пренеприятное известие» и один из них, Лука Лукич, восклицает: «Господи Боже!» — а заканчивается тем, что Городничий оказывается «посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою». (Напомним, что Христа распяли за благую весть о наступлении Царства Божия.)

В повествовании нужно также обращать внимание на первое и последнее появление героя, на описание его внешности, манер, одежды, комнаты. Не менее значимы воспоминания и сны — зачем автор их тут поместил? Если в произведении несколько раз появляется какой-нибудь мотив, остановитесь и поразмышляйте над тем, что он может значить, вспомните, где вы его встретили в первый раз. У некоторых писателей есть слова-маркеры: у Достоевского, например, это фразы вроде «Не знаю, зачем он это сказал», после которых следуют ключевые монологи персонажей.

Однако самые важные места в любом произведении — те, которые вызывают интерес лично у вас. Наткнувшись на что-нибудь непонятное, не торопитесь, не бегите вперед — попробуйте понять, что именно вас озадачило и почему.

С вашего вопроса к тексту начинается его настоящее понимание.

Совет 4. Прочувствуйте стиль

У каждого автора свой голос: кто-то, как аристократичный Тургенев, пишет негромко и деликатно, стараясь не лезть персонажам в душу, кто-то, как Гоголь, любивший читать свои произведения друзьям, добавляет нелепые и звучные слова, кто-то, как Достоевский, второпях диктовавший текст своей жене-стенографистке, пишет извилисто и неровно. В том, как автор строит предложения, к каким метафорам он прибегает и с какой целью он их использует, отражается его взгляд на мир. Гнаться за сюжетом, проглатывая в неделю по пять книг, — значит не видеть за напечатанными буквами личность с индивидуальной манерой и темпераментом.

Плохо, когда мы в спешке не слышим голос автора, но еще хуже, когда мы не замечаем, что в книге таких голосов не один и не два. «Роман, — писал русский культуролог ХХ века Михаил Бахтин, — это многостильное, разноречивое, разноголосое явление», и не каждое записанное слово обязательно принадлежит автору.

Совет 5. Будьте подозрительны

Все читали в школе рассказ Чехова «Человек в футляре». Его герой, учитель греческого языка Беликов, «был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Мы над этим человеком дружно смеялись, осуждали его за «отвращение к настоящему», а Чехова хвалили за то, что он вывел такой нелепый и жалкий тип. Но погодите, разве Чехов рассказал нам эту историю? Давайте вернемся к началу.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин».

Историю «футлярного человека» нам (а точнее, ветеринарному врачу) рассказывает провинциальный учитель гимназии по фамилии Буркин. Судя по всему, Буркин — классический представитель интеллигенции XIX века, увлекшийся тенденциозной «демократической» литературой, которая искала «типы» и обличала людей за «бездействие».

«Под влиянием таких людей, как Беликов, — рассказывает Буркин, — за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…»

Над кем на самом деле смеется здесь Чехов — над учителем греческого языка (о котором мы знаем только со слов Буркина) или над его коллегой — «мыслящим, порядочным» человеком своего времени? И кто из них действительно «в футляре»? Такие вопросы полезно задавать как можно чаще. Уверены ли вы, что Гумберт Гумберт, педофил из «Лолиты», до конца с вами откровенен? Помните ли вы, кто именно изложил своему приятелю-литератору всю жизнь Обломова? А не мог ли рассказчик из «Бедной Лизы» за тридцать лет, прошедших после описываемой в повести истории, что-нибудь напутать или приукрасить? Каким образом Белкин в «Станционном смотрителе» подглядел сцену между Минским, Дуней и Выриным в доме первого? Не водит ли автор читателей за нос?

Совет 6. Смотрите в словарь

Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: с течением времени они существенно обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, но точное определение вы дать не в силах. Не ленитесь смотреть происхождение слов, которые кажутся вам значимыми для текста. Для этого можно использовать словарь Фасмера или другие этимологические словари.

Особенно богатую почву для размышлений дает древнегреческий язык. К нему, в частности, любили прибегать русские писатели. Так, фамилия «Ставрогин» образована Достоевским от древнегреческого слова σταυρός («крест»). По первоначальному замыслу Толстого у Каренина должна была быть фамилия Ставрович, однако писатель изменил решение. Его сын Сергей Львович вспоминал об этом так: «Однажды он сказал мне: „Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин“».

Еще один простой способ — обратиться к поисковику.

В «Записках из подполья» Достоевского есть такой фрагмент: «Мне говорят, что климат петербургский мне становится вреден и что с моими ничтожными средствами очень дорого в Петербурге жить. Я всё это знаю, лучше всех этих опытных и премудрых советчиков и покивателей знаю. Но я остаюсь в Петербурге; я не выеду из Петербурга!»

Обычно под словом «покиватель» стоит примечание со ссылкой на Даля: «Это слово, очевидно, образовано Достоевским от просторечного „киватель“; так назывался человек, который кивает головой, перемигивается или дает скрытно знаки кому-либо».

Проясняет ли такое толкование смысл фрагмента? Не очень. Однако в сети можно узнать, что слово «покиватели» — это отсылка к Евангелиям от Матфея и от Марка, к тем сценам, в которых Иисуса уговаривали сойти с креста: «И мимоходящии хуляху его, покивающе главами своими и глаголющее: разоряй церковь и тремя денми созидаяй: спасися сам, и сниди с креста» (Мк. 15, 29–30). Оказывается, текст Достоевского отсылает читателя к Библии: «подпольный человек» сравнивает себя с Иисусом Христом.

Совет 7. Оставляйте заметки, рисуйте схемы и планы

Заметки на полях книги или в отдельном блокноте обучают нас не только критическому, активному подходу к тексту, но и умению точно и сжато оформлять свою мысль. Интуиции и догадки, не зафиксированные на бумаге или электронном носителе, так и останутся туманными впечатлениями и сгинут в небытие.

Привычка читать с карандашом, ручкой или маркером в руках превращает нас на мгновение в творца, равноправного участника диалога с автором, настоящего читателя.

А до тех пор мы обычные слушатели или гости.

Не меньшую услугу может оказать создание планов и схем. В своих лекциях об «Анне Карениной» Владимир Набоков с помощью графиков и сопоставлений показал, что линия Анны и Вронского хронологически вырывается вперед; читая Диккенса или Пруста, он рисовал на полях планы Лондона или Парижа. Лев Семенович Выготский, начертив композицию рассказа Бунина «Легкое дыхание», объяснил, как искусство взаимодействует с сознанием. Подобное может проделывать каждый читатель.

Возьмем сцену из восьмой главы «Отцов и детей», в которой Павел Петрович осматривает комнату Фенечки — девушки, которая недавно родила ребенка от его брата Николая Петровича:

«Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: „кружовник“ <�…> В простенке, над небольшим комодом, висели довольно плохие фотографические портреты Николая Петровича в разных положениях, сделанные заезжим художником».

Просто пробегая текст глазами, мы вряд ли обратим внимание на то, что в описании комнаты чего-то недостает. Если набросать план комнаты, станет ясно, что Павел Петрович не упоминает кровать Фенечки, хотя место для нее в помещении определенно есть. Могла ли эта кровать располагаться в другой комнате? Нет: ребенок спит здесь. Можно ли упрекнуть Павла Петровича в невнимательности? Вряд ли. Павел Петрович сознательно

не смотрит на постель, на которой его брат не так давно зачал с Фенечкой ребенка. С той самой Фенечкой, из-за которой Павел Петрович вскоре будет стреляться с Базаровым. Такой трюк называется переводом из одной знаковой системы в другую — из вербальной в графическую. А сколько еще сведений о семье Кирсановых можно вынести из этого фрагмента?

Совет 8. Сначала читайте сам текст, и только потом критику

Хорошая критическая статья — это всегда результат медленного, вдумчивого чтения текста. Она помогает нам расширить собственное понимание книги. Журнальная критика оценит ее качество и раскроет актуальность, филологическая покажет, как текст устроен и какие влияния испытал его автор, научная монография предложит новое толкование и объяснит его значение для культуры. Особенно ценна критика классических произведений, написанная «по горячим следам», вслед за выходом книги из печати: полезно видеть, насколько по-разному современники воспринимали текст, который кажется нам каноническим.

Однако русский философ ХХ века Владимир Бибихин на своих курсах по чтению философии предостерегал студентов от того, чтобы оказаться «захваченными» чужой концепцией. Любой мысли надо прежде всего позволить быть собой, без «помещения» ее в определенную эпоху, направление или стиль. Это относится и к художественной литературе: перед тем, как знакомиться с критикой, прочтите произведение сами.

Онлайн-тренажеры для скорочтения

Научиться быстро «проглатывать» тексты без потери смысла помогут онлайн упражнения для скорочтения, которые несложно найти в сети. Одни из них универсальны, другие же позволяют тренироваться на разных уровнях сложности и отслеживать свой прогресс. Они удобны тем, что дают возможность оттачивать навыки взрослому или ребенку в самых разных ситуациях: в дороге, в школе на переменах или в очереди к врачу.

Делимся подборкой сайтов с бесплатными онлайн-тренажерами скорочтения для детей и взрослых:

  • readster.club — удобный ресурс, на котором удобно следить за скоростью чтения, менять ее и отслеживать прогресс на графике;
  • chtenie.net — тренажер, с 18 уровнями сложности и 5 скоростями;
  • skorochtenie.online — онлайн-проверка скорости чтения и понимания текста;
  • booksite.ru — еще один онлайн-тест, который проверяет только скорость чтения;
  • cepia.ru — тренировки по таблицам Шульте и Горбова-Шульте и другие тренажеры.

А читать вообще полезно?

Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?

Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.

Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.

Вот что об этом говорит Стюард Ричи, ведущий автор исследования: «Чтение помогает обучить детей абстрактному мышлению, т.к. во время чтения они представляют себе других людей, предметы и места. Этот навык полезен в решении других вопросов, например, при сдаче теста на IQ. Кроме того, чтобы научиться лучше читать, нужно много практиковаться и концентрироваться на задаче, что тоже развивает интеллект» [D. McNamee, 2014].

Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.

Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].

Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].

Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.

Изначально у человека мозг не был «настроен» на чтение, это не дано природой. В процессе чтения через первичную зрительную кору проходит сигнал по веретенообразной извилине, которая ответственна за распознавание лиц. Эта же область мозга отвечает за хранилище знаний о языках [S. Dehaene, F. Pegado, L. Braga, P. Ventura, 2010].

Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].

А теперь давайте подытожим: чтение обогащает словарный запас, развивает речь, расширяет кругозор, улучшает память и концентрацию, развивает воображение и «тренирует» чувства. Особенно полезно скорочтение для детей: чем раньше ребенок научится читать, тем сильнее у него будет развит вербальный и невербальный интеллект. Все эти факты доказывают многочисленные исследования ученых.

Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.

Тексты для скорочтения

Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.

Тексты для скорочтения бывают:

  • с пропущенными буквами;

  • развернутые на 90 или 180 градусов;

  • с разорванными и сдвинутыми строчками

  • с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»;

Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.

Вот парочка полезных ресурсов:

  • универсальные тексты для тренировки скорочтения;
  • детские тексты для проверки скорости чтения.

Не совершайте эти ошибки

Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…

Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания.

Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.

Упражнения для детей

В этом разделе мы подобрали ТОП-5 упражнений для увеличения скорости чтения у детей. В отличие от просмотра текста по диагонали и других «взрослых» методик они подойдут даже для ребенка, который только-только научился читать. В данном случае наша цель — увеличить не столько скорость, сколько продуктивность чтения и способность сосредотачиваться на задаче.

Популярные упражнения:

1. «Следи за строкой»

Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

2. «Пройди лабиринт»

Дети любят решать головоломки, в которых нужно найти выход из запутанного лабиринта. Предложите ребенку пройти очередной такой лабиринт, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

3. Техника «Сбор урожая»

Эта методика скорочтения для детей была предложена Павлом Палагиным. Она помогает усвоить прочитанный материал и перевести его из оперативной памяти в долговременную. Суть техники: ребенок после прочтения каждого смыслового блока должен сделать паузу, отвернутся от текста и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 1-2 предложениях и продолжает дальше.

4. «Непослушная книжка»

В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно. Подобные методики часто используются в обучении скорочтению онлайн, но они также удобны и для домашнего использования.

5. «Отыщи слово»

Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Итак, вкратце:

Чтение по диагонали
и попытка охватить взглядом всю страницу целиком вряд ли имеют что-то общее с реальным чтением. Большая часть текста в этом случае попадает в зону периферийного зрения и попросту не может быть прочитана. Эти методики не позволяют читать текст, однако их можно использовать, чтобы быстро пробежаться по уже знакомым материалам.

Чтение без остановки

– также не самый удачный способ сэкономить время. Этот подход заметно снижает нашу способность к восприятию материала. В итоге вы сможете быстро читать текст, но запомнить и пересказать его содержание будет крайне трудно.


Подавление субвокализации

– еще один плохо работающий прием. Исследования показывают, что читатель всегда проговаривает про себя текст, даже если уверен в обратном. Более того, субвокализация помогает нам лучше понимать прочитанное. Вместо того, чтобы подавлять ее, стоит расширять свой вокабуляр – на внутреннее проговаривание знакомых слов у нас уходит меньше времени, и этот навык не связан с умением быстро читать вслух.

RSVP

– эта методика работает, но с ограничениями. Вы сможете читать быстрее, но вряд ли многократно увеличите скорость чтения. Кроме того, особенности этой методики делают ее использование затруднительным в случаях, когда нужно прочесть сложный материал (например, статью из научного журнала по новой для читателя теме). Читать для удовольствия в таком формате тоже неудобно. Идеальный вариант – почта, новостные заметки и статьи вроде этой.

В третьей [и последней] части мы расскажем о случаях, когда без скорочтения все-таки не обойтись, что такое «медленное» чтение и как сэкономить время на чтении «серьезной» научной литературы – не прибегая к сложным техникам.

P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:

  • Как связаны технологическое предпринимательство и научная фантастика
  • Аспирантура в Университете ИТМО: главное о поступлении и обучении в 2021 году
  • Полимерные голограммы с «убегающими» наночастицами разработали ученые вуза
  • EMI-лайфхаки: как преподавать на английском языке, если вы не носитель языка

Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов

К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).
Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.

Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.

То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».

Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».

Резюме

Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.

Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.

Желаем удачи и просим поделиться с нами своим мнением:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Читаем быстро и еще быстрее
  • Обзор на наш курс по «Быстрое чтение» от LazyLady
  • Правила эффективного чтения
  • Как научиться быстро читать
  • Читай быстрее, запоминай лучше
  • Школа скорочтения: упражнения на скорость
  • Некоторые научные исследования суперинтеллекта
  • Полный гайд по чтению: как делать это с пользой
  • Почему вам нужно обучиться скорочтению?
  • Как освоить скорочтение за неделю

Ключевые слова:1Быстрочтение

Памятка про зрительную гимнастику

Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

Бонус

Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

Данная методика получила огромное распространение и множество наград.

Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!

Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!

Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!

Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]