Непроизвольное внимание – это вариация внимания, возникающая по причине воздействия на анализаторы раздражителя и заключается в воспроизведении образа, явления, предмета без приложения волевого усилия. Данная вариация внимания считается наиболее элементарной его разновидностью, свойственной также животным. Непроизвольное внимание наблюдается даже у младенцев, но вначале носит неустойчивый характер и по объёму является относительно ограниченным. Оно возникает внезапно автономно от сознания, независимо от варианта деятельности, производимой в этот момент под воздействием разнообразных стимулов, воздействующих на анализатор организма.
Зачем развивать внимание?
Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.
Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.
Внешне- и внутренне-направленное внимание
Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.
Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.
Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.
Виды внимания
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.
Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).
Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.
Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Статья «ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ «
УДК 37
ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
К.А. Трусиенко
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при отвлечении от других. Другими словами, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Первые проявления внимания можно наблюдать уже у новорожденного, например, ориентировочные реакции на сильные раздражители, а затем зрительное и слуховое сосредоточение, чтобы лучше воспринять сигнал [Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.].
Л.С. Выготский подчеркивает: «Первоначальное внимание осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному из физиологии принципу доминанты» [2].
Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов, своего собственного продукта. Внимание часто имеет внешние и внутренние проявления. К внешним можно отнести напряженную позу, сосредоточенный взгляд, к внутренним же – изменения в организме, например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др. [3].
Внимание в классической психологии отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Оно осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью.
В когнитивной психологии, в которой изучается процесс переработки информации, внимание связывается с фильтром, воронкой, через которую проходит только ограниченный объем информации. Поэтому перед человеком стоит выбор, на какой объект из нескольких следует обратить внимание или на выполнение какого действия нужно направить силы. Выбор наиболее значимой задачи зависит от интересов человека, его мотивов и целей [Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.].
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. С.Л. Рубинштейн писал о том, что говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления совпадают [5].
Внимание обеспечивает успешность деятельности и адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное), где его объектами выступает действительность во всем её многообразии, так и в мнемонических, мыслительных процессах. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.
Основные функции внимания состоят в следующем:
1. отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;
2. удержание информации для совершения действия;
3. регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;
4. антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляются установки, ожидания, апперцепция).
К.Д. Ушинский считал, что чем больше внимания, тем более подготовлено сознание для восприятия и анализа информации. В зависимости от того, где находится объект внимания, различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее [6].
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, такими как новизна, неожиданность появления, сила воздействия, степень значимости для человека, и информация об объекте сохраняется автоматически без каких-либо усилий. Этот вид внимания может возникать даже против воли индивида. Например, хотя студент слушает интересную для него лекцию, какой-то громкий звук вне аудитории может привлечь внимание. В некоторых ситуациях реакция на стимул становится привычкой.
Таким образом, человек автоматически отвлекает свое внимание на этот стимул. Например, внимание музыканта автоматически отвлекается на звук музыки, даже если он занят разговором с кем-то.
Произвольное внимание – это внимание, которое требует сознательного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связано с речью. Также произвольное внимание тесно связано с волей. Воля – это осознанное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления препятствий: внешних и внутренних.
Поэтому в условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств для осуществления деятельности) это внимание невозможно без волевых усилий и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его даже иногда называют волевым вниманием.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного, оно как бы вырастает из него и состоит в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, интереса для личности. При этом сохраняется сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Послепроизвольное внимание не требует усилий, с ним связывают самую интенсивную и плодотворную умственную деятельность [7].
Отечественная наука рассматривает проблему произвольного внимания с разных подходов. Среди ведущих теорий можно отметить культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию Д.Н. Узнадзе, исследовавшего внимание с позиции психологии установки.
Деятельностный подход исследования психологии развития внимания включает два ракурса исследования. Представители первого направления рассматривают внимание как свойство, характерное для любого вида деятельности Ананьев (Б.Г., Гоноболин Ф.Н. , Добрынин Н.Ф., Рубинштейн C.Л. ). Внимание в данном подходе рассматривается как часть множества психических процессов.
Автором второго подхода является П.Я. Гальперин, который рассматривает внимание как особую деятельность контроля сознания. Современные психологические исследования посвящены исследованию развития внимания в процессе онтогенеза. Среди наиболее известных исследователей можно отметить И.Л. Баскакову, Н.П. Диеву, С.Н. Калинникову, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, A.A. Люблинскую.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств. Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать и ясно осознавать одновременно в единицу времени в связи с какой-то задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средний объем внимания составляет 7 ± 2 единицы . Объем внимания как и другие качества психики можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение – способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку выполнять большой объём разных действий в единицу времени, создает резерв времени. Эта характеристика создается в результате тренировок, зависит от психического и физического состояния человека.
Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов. Данные характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы как мобильность, возбудимость, торможение.
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться в деятельности на главном и отвлечься от второстепенного. Качеством, противоположным концентрации, является рассеянность. Рассеянность – отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин: отсутствия интереса, низкой ответственности за порученное дело, состояния утомления и напряженности, болезни. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ её причин.
Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека, от мотивации, внешних обстоятельств.
Качеством, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т.е. неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Итак, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Одним из видов внимания человека является произвольное внимание, которое формируется тогда, когда у человека есть интерес к какому-либо объекту, деятельности, или когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение. Их развитие индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей. Степень развития свойств внимания во многом определяет успех в различных видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. –Москва : Смысл; Эксмо, 2005. –1136 с.
- Гуревич, П. С. Психология личности: учеб.пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. –Москва : Юнити-Дана, 2013. –559 с.
- Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –Санкт-Петербург : Питер, 2000. –712 с.
- Фролова, П. И. Психология и педагогика / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. – Омск : СибАДИ, 2015. – 429 с.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- индивидуальный темп обучения;
- отсутствие длительных пауз в процессе обучения;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- опора на уже существующие знания и умения;
- сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
- чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.
Причины возникновения непроизвольного внимания
Непроизвольное внимание возникает независимо от человека. Он не контролирует этот процесс, а лишь является его частью. Многие упрощают процесс возникновения данного вида внимания, хотя на самом деле здесь кроются серьезные психологические, физические, психофизиологические предпосылки и целый комплекс причин.
Человек обращает внимание на то, что для него более интересно
Все эти причины можно условно разделить на несколько групп:
- Характер внешнего раздражителя. Тут все зависит от силы и интенсивности воздействия на человека. Любой сильный раздражитель, такой как яркий свет, громкая музыка, сильный удар или звук сирены, провоцирует человека на внимание. При этом важен тот факт, что все эти раздражители влияют на человека относительно друг друга. Так, если человек чем-то сильно увлечен, допустим компьютерной игрой, он не будет замечать мелких раздражителей. То есть уровень их интенсивности не настолько велик, чтобы обратить на себя внимания. Если смотреть с другой стороны, человек может чутко реагировать на эти мелкие раздражители во время сна или чтения.
- Соответствие раздражителей внутреннему состоянию и потребностям человека. Так, например, обычный человек и фанат футбола будут по-разному реагировать на разговор об игре. Фанат невольно будет замечать и реагировать на диалог других людей на тему футбола, а также на другие различные раздражители, затрагивающие данную тематику.
- Установки личности и ее предшествующий опыт. То, в чем человек заинтересован больше всего, связанное с его повседневной, профессиональной деятельностью и хобби, привлекает внимание всегда вне зависимости от степени важности. Здесь в пример можно привести людей, которые называют себя перфекционистами. С такой установкой как «идеальность во всем» человек не может пройти мимо криво припаркованной машины и не бросить резкое замечание в адрес водителя. Так профессионального фотографа невольно привлечет красивое фото на стенде, и он обязательно остановится, чтобы лучше его разглядеть и так далее.
- Раздражители, влияющие на чувства личности. То, что человеку действительно интересно, вызывает у него определенный спектр эмоций и чувств. Эмоциональная реакция на разные раздражители и есть та главная причина возникновения непроизвольного внимания у человека.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников
В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.
Упражнение №1
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.
Упражнение №2
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:
Упражнение №3
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.
Упражнение №4
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит. Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):
Упражнение №5
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:
Описание
Это сложный психический процесс, который оказывает влияние на наше поведение и степень адаптации к окружающей среде. Непроизвольная сосредоточенность – это разновидность обычного внимания, она появляется автоматически под воздействием определенных факторов, держать ее под контролем невозможно.
Очень часто в нашей жизни возникают моменты, на которые мы невольно отвлекаемся и пристально следим за необычными ситуациями, слишком громкими звуками и странными людьми. Именно так наше сознание приводит нас в состояние непроизвольного внимания, которое характеризуется как простейшая форма внимательности. Такая концентрация свойственна не только человеку, но и многим животным.
Основная особенность такой сосредоточенности – отсутствие осознанного выбора в период ее проявления. При пугающем громком звуке мы непроизвольно поворачиваем голову в ту сторону, откуда он доносится — контролировать это мы не в силах.
Самые первые признаки такого внимания возникают у детей, когда они быстро теряют заинтересованность к одним вещам при появлении других – более интересных. Малышу тяжело концентрироваться сразу на нескольких предметах одновременно, поэтому он вынужден возвращаться к наиболее понравившемуся.
Также такую сосредоточенность можно назвать пассивной из-за того, что она появляется стихийно и не зависит от нашего состояния. На возникновения такой разновидности внимательности оказывают влияние следующие факторы:
- Объективные – это реакция личности на что-то новое, которое удивляет своими функциями или имеет необычную форму.
- Субъективные – проявление интереса, склонность к чему-либо. Если человек приобрел телефон определенной фирмы, его невольно будет привлекать такая же вещь, которую он увидит у другого. Также это замечается в профессиональной сфере – архитектор всегда непроизвольно разглядывает архитектурные достопримечательности или фасады красивых зданий, прогуливаясь по улице.
При невольном концентрировании мы производим искреннюю реакцию на ситуацию, действие. Основной недостаток такого внимания в том, что оно отвлекает нас от реально важных дел и решения проблем, которые требуют полной концентрации. Также такой вид плохо сказывается на нашей продуктивности.
Упражнения для школьников (1-4 класс)
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ: Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью. Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно. Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.