Культы личности: причины, цели формирования и примеры


Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

Туркменистан — Сапармурат Ниязов

Туркменистан получил независимость после распада СССР в 1991 году. Спустя 8 лет, в 1999 году, Сапармурат Ниязов становится пожизненным президентом Туркменистана. Попытки политических противников сместить Сапармурата Ниязова с президентского места не имели успеха. Все противники отправлялись в тюрьмы или психиатрические больницы, а СМИ прославляли действующего правителя. Ниязов славится и достаточно странными запретами. Например, он запрещал показ балета и оперы по телевидению, ношение молодыми мужчинами длинных волос и бороды. Также Сапармурат Ниязов изменял названия месяцев в честь членов своей семьи.

Что такое полноценная личность гражданина


Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в обсуждении совместных решений;
  • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
  • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
  • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

Экваториальная Гвинея — Франсиско Масиас Нгема

Правление Франсиско Масиаса Нгема началось в 1968 году и продолжалось до 1979 года. Сразу после получение поста лидера страны, Нгема наделил себя полной властью над всеми ветвями власти. В 1972 году Нгема объединил все политические партии страны в Единую Национальную Партию, после чего был инициирован референдум. При помощи референдума Нгема назначил себя пожизненным президентом страны. Любые попытки противостоять правителю пресекались, а самых неугодных попросту убивали. В результате, в 1979 году в Экваториальной Гвинее произошел государственный переворот и правление Франсиско Масиаса Нгема завершилось.

Культ в древние времена

Можно с уверенностью утверждать, что религиозный культ в любой его форме уже является доказательством существования у живого существа интеллекта.

Ведь для его создания необходимо обладать фантазией и логикой (пускай и примитивной). В дальнейшем человек находил все больше и больше явлений, которые казались ему сильнее простого живого существа. Появилось поклонение почти всем элементам природы, которые могли быть и полезны, и вредны человеку – рекам, лесам, животным и растениям. Поэтому как только люди перестали быть животным и приобрели некие умственные навыки, культ не замедлил появиться.

Судя по всему, первое поклонение человек воздал самому дорогому подарку природы – огню. Ведь хранение очага, добыча огня, даже простое зажжение «факела» от общего костра – все это имело вид ритуала. Огонь был первым спутником человека, который помогал ему, делал его жизнь легче или уничтожал все на своем пути, если «разозлить» его. Следы культа огня остались в каждой мифологии мира – вспомните хотя бы легенду о Прометее.

Ирак — Саддам Хусейн

Пятым президентом Ирака стал Саддам Хуйсейн. Произошло это в 1979 году. Правление Хусейна длилось до 2003 года. Основным достижением Хусейна стало тесное взаимодействие военных с работой правительства. В результате правления Хусейна стране удалось национализировать добычу нефти и получить контроль над большинством банков. Все эти достижения сопровождались устранением оппонентов и другими репрессиями. По одной из версий, за все время существования режима Саддама Хусейна было убито не менее 250000 человек. Культ личности Хусейна оборвался в 2003 году, когда армия США вторглась в государство и захватила лидера страны.

Причины возникновения


Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

  1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
  2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
  3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
  4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
  5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
  6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
  7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

Северная Корея — Ким Ир Сен и Ким Чен Ир

Наиболее популярным культом личности на сегодняшний день является ситуация в Северной Корее. В свое время Ким Ир Сен положил начало этого культа личности, установив в стране строгие правила разделения людей (сонбун) и введя идеологическую систему. В 1994 году, после смерти Ким Ир Сена, управление страной продолжилось его сыном — Ким Чен Иром. Тогда к культу личности Ким Ир Сена добавился и культ личности Ким Чен Ира. На сегодняшний день к данному культу личности добавился культ личности действующего правителя страны Ким Чен Ына.

Цели создания

Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

  • Внушить страх врагам

Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

  • Видимость непобедимости

Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

  • Неограниченная власть

Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

  • Способы создания

Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

  • Создание изображений лидера

Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

  • Присвоение политическому лидеру титулов

Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

  • Создание государственной идеологии со звучным названием

Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

  • Издание собственных книг

Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

  • Присутствие во всех новостях

Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

  • Присвоение объектам имени вождя

Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

  • Издание необычных законов

Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

А если отойти от сакрального?

Однако религиозный культ – это всего лишь пункт (пускай и громадный) в списке преклонений человека. Далеко не всегда культ несет в себе высший и божественный заряд, желание объяснить мир. Наш мир и история, по сути, заполнены различными вариантами поклонений.

Одним из важнейших культов в истории человечества можно назвать культ силы. Он пришел к нам еще из жестокого звериного мира, где наличие силы – обязательный пункт для выживания.

Сильнейший (альфа) моментально становится главным. Без его разрешения или ведома более слабые существа не могут сделать ничего. Однако эти самые беты и гаммы точно так же идут друг за другом, создавая простую иерархическую лестницу, где самый слабый (омега) обязан поклоняться сильнейшему.

Подобный животный устрой можно хорошо увидеть в школах, где дети еще не научились контролировать себя и выплескивают все то звериное, что осталось нам от предков.

Религия

Как бы ни было важно осознание существование Бога для большей части жителей Земли, в своем чистом виде религия – это культ Высшего Существа, и ничего более. Именно поклонение некоему единому, независимому и всемогущему существу является главным в монотеистических религиях.

Религиозный культ – это, кроме поклонения непосредственно Богу, еще и наделение огромного количества артефактов и ритуалов неким сакральным, высшим смыслом. Следование этим самым ритуалам (покаяние, причащение в христианстве, например) является одним из главных столпов религии. С помощью них можно удовлетворить Высшее Существо, а за несоблюдение – разгневать его.

Религия играет огромную роль в истории человечества – настолько большую, что ее сложно переоценить. В мировых верах (буддизме, христианстве, исламе), по сути, заложены все моральные нормы поведения для современного человека. Религия тем самым и стала выше простого культа, что превратилась из испуганного преклонения в учение, попытку привести человеческую жизнь в благодатную упорядоченность. Именно наличие философских толчков и ставит религию уровнем выше, чем культ.

Послесловие

На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.

К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.

Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.

Когда и как Хрущев прочитал доклад о культе личности

25 февраля 1956 года, на закрытом заседании XX съезда КПСС, Никита Хрущев выступил с обвинениями против Сталина. Его доклад шокировал присутствующих делегатов. По воспоминаниям очевидцев, во время выступления первого секретаря в зале царила мертвая тишина.

«Мы спускались с балкона и в лицо друг другу не смотрели. То ли от чувства неожиданности, то ли от стыда или шока», — так описывал атмосферу Александр Яковлев, который в то время работал в отделе школ ЦК КПСС, пишет ТАСС.

После этого «секретный доклад» разошелся по всем партийным организациям. Он привлек внимание не только в Советском Союзе, но и во всем мире.

Рациональный культ

Две важнейшие эпохи в истории человечества принесли еще один культ. Его можно назвать сугубо человеческим, лишенным предка из мира жестокой природы.

Это – культ разума. Наличие рационального, логического мышления, благодаря античным философам, считается главным достоянием человека. Способность к собственной мысли в нем ставится куда выше, чем поклонение Высшим Существам.

Разумное существо должно ставить перед собой цель в познании мира через науку, а так же максимальную объективность в своем знании. Культ разума часто исключает саму идею Божества – просто потому, что мы не видим никаких доказательств вмешательства Высшего Существа в дела людей.

Во Франции во время Революции это словосочетание несло в себе антитезу для главенствующего католицизма. В то время культ Разума стал целым парижским движением, направленным на установление диктата науки. Его участники срывали мессы и богослужения, уничтожали алтари, стараясь при этом просветить народ через чтение книг.

В какой-то момент движение затерялось в пучине революционных действий. Однако отрицание божественного и становление человеческого разума на высший пьедестал, а преподнесение объективизма как главнейшего блага нашло огромное отражение в событиях под лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!»

Массовые репрессии

Происходит усиление карательно‑репрессивного аппарата и силовых наркоматов:

— 1924 г. — ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь».

— 1930 г. — образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ).

— 1934 г. — образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности.

— С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел образовано Особое совещание («большая тройка»), которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно‑трудовые лагеря на срок до пяти лет.

— Создан Секретный отдел НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом (в августе 1940 г. в Мексике убит Л. Троцкий, жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна, белого движения).

Изменения в системе госучреждений в 1930‑е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом.

1928 г. — «Шахтинское дело» послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно‑технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

1930 г. — процесс над «Промышленной партией»; «Дело академиков».

Начало 1930‑х гг. — массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (закон «о пяти колосках»), по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Укреплению режима личной власти Сталина способствовала волна «большого террора».

Конец декабря 1934 г. — закрытый процесс над членами так называемого ленинградского центра.

7 апреля 1935 г. — Постановление ЦИК и СНК предписывало «несовершеннолетних начиная с 12‑летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

1936 г. — первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции (Г. Зиновьев, Л. Каменев и др.). Прокурор А. Вышинский обвинял их в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и свергнуть советскую власть.

1937 г. — второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». Большинство обвиняемых приговорено к расстрелу (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Л. Пятаков, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Показательно, что жертвой третьего московского процесса стал Г. Г. Ягода, возглавлявший НКВД до сентября 1937 г., когда его на этом посту сменил Н. И. Ежов.

Июнь 1937 г. — после однодневного разбирательства в военном трибунале были расстреляны обвиненные в шпионаже и подготовке фашистского заговора заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и 7 видных военачальников — героев гражданской войны. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в 1937-1938 гг. армия и флот были обезглавлены. Так, из пяти человек, первыми получившими звание маршала Советского Союза, учрежденное в 1935 г., трое были расстреляны (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, А. И. Егоров).

Март 1938 г. — прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

Формируется широкая сеть концентрационных лагерей. Массовые репрессии второй половины 1930‑х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении тоталитарного режима и личной власти Сталина. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]