Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.
Социализация разделяется
:
- Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
- Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.
Макрофакторы социализации
Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.
К макрофакторам относятся:
- Вселенная, или Космос.
- Планета Земля.
- Все человеческое сообщество.
- Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
- Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
- Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
- Природная среда, или географический фактор.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:
- Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
- Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
- Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
- Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.
На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.
Государство выступает как:
- фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
- фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
- фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Факторы социализации личности 410 ₽ Реферат Факторы социализации личности 280 ₽ Контрольная работа Факторы социализации личности 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Статья:
Развитие ребенка — это не только сложный, но и противоречивый процесс, который означает превращение ребенка как биологического индивида в социальное существо, т.е. личность.
Влияние социума на развитие личности ребенка
Социум играет важную роль в развитии личности каждого человека, поскольку, именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое.
Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее в поведенческом плане «более животным, нежели людьми» — они были абсолютно не приспособлены для жизни в обществе. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себе подобными и уживаться в этом мире среди людей.
Что такое социализация?
Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители; воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, зачастую не уделяя каждому ребенку индивидуально более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.
Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок, без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако, ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.
Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенок, можно смело говорить, что он например, сын, немец, аристократ — это уже прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.
И если ребёнок в социуме постепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников и общества в целом.
Факторы, влияющие на социализацию
На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.
Микрофакторы
С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.
По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.
Мезофакторы
Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).
Макрофакторы
Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофактор, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели «продвинутый» запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.
Влияние социума в разные возрастные периоды
По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.
Влияние социума на ребенка до 3-х лет
Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительно микрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.
Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте
В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.
Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.
Другой вопрос, — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышим о таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.
Влияние социума в младшем школьном возрасте
Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — это главный институт воспитания. Здесь-ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками, и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.
В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.
Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте
Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей.
Авторитет среди сверстников, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому, что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себе подобных практически невозможно.
Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте
Когда подросток переходит в период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.
И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.
Мезофакторы социализации
Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:
- национальным признаком;
- типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
- принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).
Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:
- витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
- ментальные, или духовные.
Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:
- Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
- Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
- Основные функции средств массовой коммуникации:
- Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
- Распространение знаний в области науки и культуры.
- Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.
Что такое социализация человека: понятие
Социализация
Социализация человека представляет собой процесс получения набора качеств характера, без которых невозможно полноценное существование в социуме. Она проходит при взаимодействии человека с внешней средой, а также другими членами общества.
Результатом процесса становится превращение человека в полноценную личность. Так, в течение жизни человек накапливает опыт и знания, которые заставляют его меняться и вырабатывать собственные черты и манеры поведения и общения. При этом, нельзя сказать, что социализация является процессом, имеющим какое-то завершение. Дело в том, что она проходит в течение жизни. Более того, независимо от возраста люди склонны переоценивать свои взгляды.
Учитывать нужно и то, что социализация является двухсторонней. То есть, человек не просто накапливает определенные знания и опыт, но еще и обеспечивает формирование отношений между людьми. В процессе общения у людей начинают формироваться личные пристрастия и предпочтения. При этом, индивид всегда на себя примеряет функции, характерные для социума.
Так как люди очень редко оказываются одиноки и проживают в условиях коллективной жизни, вопрос о вхождении человека в социум никогда не теряет актуальности. И именно социализация является тем процессом, который позволяет влиться в существующие социальные группы.
Виды социализации
Социализация индивидов бывает двух видов – первичная и вторичная. Первичная начинается с момента появления человека на свет и до того момента, когда он станет полностью зрелым. Вторичная или ресоциализация – продолжается всю жизнь.
Первичная социализация индивида – детство, школьные годы
В детстве социализация ребенка проходит неосознанно. Изначально он смотрит на своих близких, перенимает их особенности поведения. Постепенно начинает сравнивать свои поступки с нормами, принятыми в обществе, определенной группе. Для этого следит за реакцией окружающих. Если он будет получать одобрение постоянно – выбранная норма закрепится.
Социальные агенты в детском и школьном возрасте:
- мать, отец;
- сестры, братья;
- бабушки, дедушки;
- воспитатели в детском саду;
- няни;
- друзья;
- должностные лица;
- преподаватели;
- публичные личности (они же кумиры);
- СМИ;
- Интернет.
До достижения совершеннолетия личность индивида сформирована практически на 70%.
Ресоциализация
Это второй этап социализации (вторичная). Устоявшиеся модели в этот период могут изменяться, преобразовываться на основе влияния жизненных обстоятельств, новых агентов.
Социальные агенты, влияющие на ресоциализацию:
- коллектив в организации, где трудится человек;
- руководство, высокопоставленные лица компании;
- политические партии, отдельные политические деятели;
- государство.
В это же время человеку присваивается определенный социальный статус в зависимости от того, какое место он занимает в обществе. На это влияет профессия, образование, доход, семейное положение.
Социализация индивида в организации основывается на его общении с коллегами и начальством. Эти люди могут существенно повлиять на его поведение, так как с ними он контактирует основную часть времени.
Как проходит социализация человека: этапы
Стадии социализации
Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.
- Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
- Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
- Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.
Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.
Классификация агентов социализации по возрасту
На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:
- Главными агентами социализации для ребенка 1-3 лет являются его родные, в частности, ближайшие родственники, к которым относят родителей, дедушек и бабушек, сестер и братьев. Чувство привязанности к людям и желание им доверять формируются у детей именно в этот период жизни;
- В возрасте 3-8 лет у ребенка появляются дополнительные агенты социализации, к примеру, воспитатели и учителя. На данной стадии происходит процесс овладения личностью перечнем очень важных познавательных и мыслительных навыков;
- В возрасте 8-15 лет социализация обеспечивается преимущественно малыми социальными группами сверстников, в которые вступают дети и подростки. Основной задачей данных групп является облегчение процесса по переходу человека во взрослую жизнь.
Микрофакторы социализации
Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).
Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).
Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.